КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Возрастная физиология и гигиена»
на тему:
«Возрастные анатомо-физиологические особенности органа слуха (в связи с профилактикой и коррекцией возможных нарушений здоровья у детей)»
№ зачетной книжки 131950202
Тема 2
Выполнил:
студент группы ПФЗ- 10219 И.А.Гермоня
Направление 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»
Направленность «Психология и педагогика дошкольного образования»
Проверил:
канд.биол.наук, доцент Н.В.Сажина
Курган 2020
ВОЗРАСТНЫЕ АНАТОМНО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНА СЛУХА (В СВЯЗИ С ПРОФИЛАКТИКОЙ И КОРРЕКЦИЕЙ ВОЗМОЖНЫХ НАРУШЕНИЙ ЗДОРОВЬЯ УДЕТЕЙ)
Общая схема строения и функционирования органов чувств. Анализаторы как анатомо - физиологические системы воспитания и анализа информации.
|
|
Сенсорные системы организма, их функциональное созревание.
Определение понятие «анализатор». Строение анализатора. Общие свойства анализаторов.
Сенсорные системы организма, их функциональное созревание.
Среди сенсорных систем организма различают зрительную, слуховую, вестибулярную, вкусовую, обонятельную системы, а также соматосенсорную систему. Рецепторы соматосенсорной системы расположены в коже и воспринимают прикосновение, давление, вибрацию, тепло, холод, боль. В соматосенсорную систему также поступают импульсы от проприорецепторов, воспринимающих движения в суставах и мышцах. Изучение интерорецепторов, расположенных во всех внутренних органах, путей проведения и переработки, поступающих от них сигналов дало основание говорить о так называемой висцеральной сенсорной системе, которая воспринимает различные изменения во внутренней среде организма.
Различные анализаторные системы начинают функционировать в разные сроки онтогенетического развития.
Вестибулярный анализатор созревает еще во внутриутробном периоде. Первые реакции на раздражение кожи отмечены у эмбриона в 7,5 недели. Уже на 3-м месяце жизни ребенка параметры кожной чувствительности практически соответствуют таковым взрослого.
Адекватные реакции на раздражения вкусового анализатора наблюдаются с 9-10-го дня жизни. Тонкость дифференцировки основных пищевых веществ формируется на 3-4-м месяце жизни. До 6-летнего возраста чувствительность к вкусовым раздражителям повышается и в школьном возрасте не отличается от чувствительности взрослого.
|
|
Обонятельный анализатор функционирует с момента рождения ребенка. Дифференцировка запахов отмечается на 4-м месяце жизни.
Созревание анализаторных систем определяется, развитием всех звеньев анализаторов. Периферические звенья в основном являются сформированными к моменту рождения. Позже всех формируется периферическая часть зрительного анализатора - сетчатка глаза, однако ее развитие завершается к первому полугодию и корковые звенья - области проекции в коре слухового и зрительного анализаторов.
Определение понятие «анализатор». Строение анализатора. Общие свойства анализаторов.
Анализатор – это совокупность нервных образований, обеспечивающих осознание и оценку, действующих на организм, раздражителей. Анализатор состоит из воспринимающих раздражение рецепторов, проводящей части и центральной части – определенной области коры головного мозга, где формируются ощущения.
Каждый анализатор состоит из трех отделов:
- периферического отдела - органа чувств или рецептора, осуществляющего прием и преобразование энергии воздействующих раздражителей в процесс нервного возбуждения (глаз, ухо, кожа и др.);
- центрального отдела - подкорковых и корковых структур, которые осуществляют переработку нервных импульсов, приходящих из периферических отделов, в сенсорную информацию (ведущую роль в этом процессе играют проекционные зоны коры больших полушарий головного мозга).
- связующего звена - проводящих путей, соединяющих периферический отдел анализатора с центральным:
а) афферентных (центростремительных) нервов - восходящих нервных волокон, по которым возбуждение передается от рецепторов к вышележащим структурам - центрам нервной системы;
б) эфферентных (центробежных) нервов - нисходящих нервных волокон, по которым импульсы из вышележащих центров, особенно из коры больших полушарий головного мозга, передаются к нижележащим уровням анализатора, регулируя их активность.
Общие свойства анализаторов
1. Многослойность - наличие нескольких слоев нервных клеток, первый из которых связан с рецепторными элементами, а последний - с нейронами ассоциативных зон коры больших полушарий.
2. Многоканальность - наличие в каждом из слоев множество (до миллиона) нервных элементов, связанных с множеством элементов следующего слоя, которые в свою очередь посылают нервные импульсы к элементам ещё более высокого уровня.
3. Наличие "сенсорных воронок" - неодинаковое число элементов в соседних слоях.
А) Суживающаяся воронка - слой фоторецепторов сетчатки глаза - 130 млн. клеток; следующий слой - ганглиозных клеток - 1,3 млн.
Б) Расширяющаяся воронка - число нейронов в проекционной области зрительной коры в 1000 раз больше, чем в подкорковом зрительном центре.
- в суживающейся воронке - уменьшение информации, передаваемой в мозг;
- расширяющаяся воронка - для более дробного и сложного анализа разных признаков.
2.2.Принцип строения и функционирования органа слуха. Слуховой анализатор.
Строение и функционирование органа слуха.
Строение переферического, проводникового и центрального отделов слухового анализатора.
Возрастные особенности чувствительности слухового анализатора.
2.2.1. Строение и функционирование органа слуха.
Строение органа слуха:
1 - ушная раковина, 2 - наружный слуховой проход, 3 - барабанная перепонка, 4 - молоточек, 5 - наковальня, 6 - стремечко, 7 - улитка, 8 - отолитовый аппарат, 9 - полукружные каналы, 10 - евстахиева труба, 11 - слуховой нерв
Части уха | Строение | Функции |
Наружное ухо | Ушная раковина, слуховой канал, барабанная перепонка - туго натянутая сухо жильная перегородка | Защищает ухо, улавливает и проводит звуки. Колебания звуковых волн вызывают вибрацию барабанной перепонки, которая передается в среднее ухо |
Среднее ухо | Полость заполнена воздухом. Слуховые косточки: молоточек, наковальня, стремечко. Евстахиева труба | Проводит звуковые колебания. Слуховые косточки (масса 0.05 г) последовательно и подвижно соединены. Молоточек примыкает к барабанной перепонке и воспринимает ее колебания, затем передает их на наковальню и стремечко, которое соединено с внутренним ухом через овальное окно, затянутое эластичной пленкой (соединительной тканью). Евстахиева труба соединяет среднее ухо с носоглоткой, обеспечивает выравненное давление |
Внутреннее ухо | Полость заполнена жидкостью. Орган слуха: овальное окно, улитка, кортиев орган | Овальное окно посредством эластичной мембраны воспринимает колебания, идущие от стремечка, и передает их через жидкость полости внутреннего уха на волоконца улитки. Улитка имеет канал, закручивающийся на 2,75 оборота. Посередине канала улитки проходит перепончатая перегородка - основная мембрана, которая состоит из 24 тыс. волокон различной длины, натянутых как струны. Над ними нависают цилиндрические клетки с волосками, которые образуют кортиев орган - слуховой рецептор. Он воспринимает колебания волокон и передает возбуждение в слуховую зону коры больших полушарий, где формируются звуковые сигналы (слова, музыка) |
Орган равновесия: три полукружных канала и отолитовый аппарат | Органы равновесия воспринимают положение тела в пространстве. Передают возбуждения в продолговатый мозг, после чего возникают рефлекторные движения, приводящие тело в нормальное положение |
2.2.2.Строение переферического, проводникового и центрального отделов слухового анализатора.
|
|
Периферический отдел слухового анализатора соединяется с центральным, или корковым, концом проводящими нервными путями, состоящими из четырех отрезков, или невронов.
К кортиеву органу подходят нервные волокна из спирального нервного узла, расположенного в основании спирального костного гребня улитки. Этот узел состоит из нервных клеток с двумя отростками (биполярных клеток). Один из этих отростков направляется к кортиеву органу и подходит к небольшой группе волосковых клеток, а другой — входит в состав слухового нерва.
|
|
Слуховой нерв содержит около 17 000 нервных волокон, каждое из которых состоит из осевого цилиндра, являющегося собственно нервным волокном, и особой жировой миелиновой оболочки. Таким образом, слуховой нерв построен наподобие телефонного кабеля, состоящего из отдельных изолированных проводов. Слуховой нерв выходит из внутреннего уха через внутренний слуховой проход в полость черепа и проникает в основание мозга. Отсюда волокна слухового нерва направляются к слуховым ядрам продолговатого мозга, где и заканчивается первый нейрон (рис. 1)
От слуховых ядер в продолговатом мозгу начинается второй нейрон. Часть нервных волокон от ядер идет по одноименной стороне, а большая часть их переходит на противоположную сторону. Далее волокна доходят до оливы продолговатого мозга, откуда начинается третий нейрон. Волокна третьего нейрона заканчиваются в подкорковых слуховых центрах — заднем двухолмии и внутреннем коленчатом теле. Отсюда начинается последний, четвертый, нейрон слухового пути, заканчивающийся в корковом конце слухового анализатора — височной доле мозга.
Схема слуховых проводящих путей и центров:
1 — улитка; 2 — слуховые ядра в продолговатом мозгу; 3,4,5 – подкорковые слуховые центры; 6 — проводящие пути в головном мозгу; 7 — кора височной доли головного мозга