Возрастные особенности чувствительности слухового анализатора

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Возрастная физиология и гигиена»

на тему:

 «Возрастные анатомо-физиологические особенности органа слуха (в связи с профилактикой и коррекцией возможных нарушений здоровья у детей)»

№ зачетной книжки 131950202

Тема 2

Выполнил:

студент группы ПФЗ- 10219                                                    И.А.Гермоня

Направление 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»

Направленность «Психология и педагогика дошкольного образования»

 

Проверил:

канд.биол.наук, доцент                                                             Н.В.Сажина

 

                                                                              

 

Курган 2020

        ВОЗРАСТНЫЕ АНАТОМНО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНА СЛУХА (В СВЯЗИ С ПРОФИЛАКТИКОЙ И КОРРЕКЦИЕЙ ВОЗМОЖНЫХ НАРУШЕНИЙ ЗДОРОВЬЯ УДЕТЕЙ)

Общая схема строения и функционирования органов чувств. Анализаторы как анатомо - физиологические системы воспитания и анализа информации.

Сенсорные системы организма, их функциональное созревание.

Определение понятие «анализатор». Строение анализатора. Общие свойства анализаторов.

Сенсорные системы организма, их функциональное созревание.

     Среди сенсорных систем орга­низма различают зрительную, слуховую, вестибулярную, вкусовую, обонятельную системы, а также соматосенсорную систему. Рецеп­торы соматосенсорной системы расположены в коже и воспринимают прикоснове­ние, давление, вибрацию, тепло, холод, боль. В соматосенсорную систему также поступают импульсы от проприорецепторов, вос­принимающих движения в суставах и мышцах. Изучение интерорецепторов, расположенных во всех внутренних органах, путей проведения и переработки, поступающих от них сигналов дало основание говорить о так называемой висцеральной сенсорной си­стеме, которая воспринимает различные изменения во внутренней среде организма.

   Различные ана­лизаторные системы начинают функционировать в разные сроки онтогенетического развития.

     Вестибулярный анализатор созревает еще во внутриутробном периоде. Первые реакции на раздра­жение кожи отмечены у эмбриона в 7,5 недели. Уже на 3-м меся­це жизни ребенка параметры кожной чувствительности практи­чески соответствуют таковым взрослого.

Адекватные реакции на раздражения вкусового анализатора наблюдаются с 9-10-го дня жизни. Тонкость дифференцировки основных пищевых веществ формируется на 3-4-м месяце жизни. До 6-летнего возраста чувствительность к вкусовым раздражите­лям повышается и в школьном возрасте не отличается от чув­ствительности взрослого.

Обонятельный анализатор функционирует с момента рожде­ния ребенка. Дифференцировка запахов отмечается на 4-м месяце жизни.

Созревание анализаторных систем определяется, развитием всех звеньев анализаторов. Периферические звенья в основном являются сформированными к моменту рождения. Позже всех формируется периферическая часть зрительного анализатора - сетчатка глаза, однако ее развитие завершается к первому полугодию и корковые звенья - области проекции в коре слухового и зрительного анализаторов.

 

Определение понятие «анализатор». Строение анализатора. Общие свойства анализаторов.

Анализатор – это совокупность нервных образований, обеспечивающих осознание и оценку, действующих на организм, раздражителей. Анализатор состоит из воспринимающих раздражение рецепторов, проводящей части и центральной части – определенной области коры головного мозга, где формируются ощущения.

Каждый анализатор состоит из трех отделов:

- периферического отдела - органа чувств или рецептора, осущест­вляющего прием и преобразование энергии воздействующих раздражи­телей в процесс нервного возбуждения (глаз, ухо, кожа и др.);

- центрального отдела - подкорковых и корковых структур, кото­рые осуществляют переработку нервных импульсов, приходящих из пе­риферических отделов, в сенсорную информацию (ведущую роль в этом процессе играют проекционные зоны коры больших полушарий головно­го мозга).

- связующего звена - проводящих путей, соединяющих перифериче­ский отдел анализатора с центральным:

а) афферентных (центростремительных) нервов - восходящих нерв­ных волокон, по которым возбуждение передается от рецепторов к вы­шележащим структурам - центрам нервной системы;

б) эфферентных (центробежных) нервов - нисходящих нервных во­локон, по которым импульсы из вышележащих центров, особенно из коры больших полушарий головного мозга, передаются к нижележа­щим уровням анализатора, регулируя их активность.

Общие свойства анализаторов

1. Многослойность - наличие нескольких слоев нервных клеток, первый из которых связан с рецепторными элементами, а последний - с нейронами ассоциативных зон коры больших полушарий.

2. Многоканальность - наличие в каждом из слоев множество (до миллиона) нервных элементов, связанных с множеством элементов следующего слоя, которые в свою очередь посылают нервные импульсы к элементам ещё более высокого уровня.

3. Наличие "сенсорных воронок" - неодинаковое число элементов в соседних слоях.

А) Суживающаяся воронка - слой фоторецепторов сетчатки глаза - 130 млн. клеток; следующий слой - ганглиозных клеток - 1,3 млн.

Б) Расширяющаяся воронка - число нейронов в проекционной области зрительной коры в 1000 раз больше, чем в подкорковом зрительном центре.

- в суживающейся воронке - уменьшение информации, передаваемой в мозг;

- расширяющаяся воронка - для более дробного и сложного анализа разных признаков.

2.2.Принцип строения и функционирования органа слуха. Слуховой анализатор.

Строение и функционирование органа слуха.

Строение переферического, проводникового и центрального отделов слухового анализатора.

Возрастные особенности чувствительности слухового анализатора.

 2.2.1. Строение и функционирование органа слуха.

Строение органа слуха:

1 - ушная раковина, 2 - наружный слуховой проход, 3 - барабанная перепонка, 4 - молоточек, 5 - наковальня, 6 - стремечко, 7 - улитка, 8 - отолитовый аппарат, 9 - полукружные каналы, 10 - евстахиева труба, 11 - слуховой нерв

Части уха Строение Функции
Наружное ухо Ушная раковина, слуховой канал, барабанная перепонка - туго натянутая сухо жильная перегородка Защищает ухо, улавливает и проводит звуки. Колебания звуковых волн вызывают вибрацию барабанной перепонки, которая передается в среднее ухо
Среднее ухо Полость заполнена воздухом. Слуховые косточки: молоточек, наковальня, стремечко. Евстахиева труба Проводит звуковые колебания. Слуховые косточки (масса 0.05 г) последовательно и подвижно соединены. Молоточек примыкает к барабанной перепонке и воспринимает ее колебания, затем передает их на наковальню и стремечко, которое соединено с внутренним ухом через овальное окно, затянутое эластичной пленкой (соединительной тканью). Евстахиева труба соединяет среднее ухо с носоглоткой, обеспечивает выравненное давление
Внутреннее ухо Полость заполнена жидкостью. Орган слуха: овальное окно, улитка, кортиев орган Овальное окно посредством эластичной мембраны воспринимает колебания, идущие от стремечка, и передает их через жидкость полости внутреннего уха на волоконца улитки. Улитка имеет канал, закручивающийся на 2,75 оборота. Посередине канала улитки проходит перепончатая перегородка - основная мембрана, которая состоит из 24 тыс. волокон различной длины, натянутых как струны. Над ними нависают цилиндрические клетки с волосками, которые образуют кортиев орган - слуховой рецептор. Он воспринимает колебания волокон и передает возбуждение в слуховую зону коры больших полушарий, где формируются звуковые сигналы (слова, музыка)
  Орган равновесия: три полукружных канала и отолитовый аппарат Органы равновесия воспринимают положение тела в пространстве. Передают возбуждения в продолговатый мозг, после чего возникают рефлекторные движения, приводящие тело в нормальное положение

2.2.2.Строение переферического, проводникового и центрального отделов слухового анализатора.

        Периферический отдел слухового анализатора соединяется с цен­тральным, или корковым, концом проводящими нервными путями, состоящими из четырех отрезков, или невронов.

          К кортиеву органу подходят нервные волокна из спирального нервного узла, расположенного в основании спирального костного гребня улитки. Этот узел состоит из нервных клеток с двумя отро­стками (биполярных клеток). Один из этих отростков направляет­ся к кортиеву органу и подходит к небольшой группе волосковых клеток, а другой — входит в состав слухового нерва.

           Слуховой нерв содержит около 17 000 нервных волокон, каждое из которых состоит из осевого цилиндра, являющегося собственно нервным волокном, и особой жировой миелиновой оболочки. Та­ким образом, слуховой нерв построен наподобие телефонного кабеля, со­стоящего из отдельных изолированных проводов. Слуховой нерв выходит из внутреннего уха через внутренний слу­ховой проход в полость черепа и про­никает в основание мозга. Отсюда во­локна слухового нерва направляются к слуховым ядрам продолговатого моз­га, где и заканчивается первый нейрон (рис. 1)

От слуховых ядер в продолговатом мозгу начинается второй нейрон. Часть нервных волокон от ядер идет по одно­именной стороне, а большая часть их пе­реходит на противоположную сторону. Далее волокна доходят до оливы продолговатого мозга, откуда начинается третий нейрон. Волокна третьего нейрона заканчиваются в подкорковых слуховых центрах — заднем двухолмии и внутреннем коленчатом теле. Отсюда начинается послед­ний, четвертый, нейрон слухового пути, заканчивающийся в корко­вом конце слухового анализатора — височной доле мозга.

Схема слуховых проводящих путей и центров:

1 — улитка; 2 — слуховые ядра в продолговатом мозгу; 3,4,5 – подкорковые слуховые центры; 6 — проводящие пути в головном мозгу; 7 — кора височной доли головного мозга


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: