Ликвидация ордынского владычества на Руси. (10 мин)

Класс

История Отечества

Тема: “Московское государство и его соседи во второй половине XV в.”

Цели и задачи: познакомить с внешней политикой и внутренней политикой Ивана III; описывать систему управления Московским государством, сложившуюся в годы правления Ивана III; характеризовать процесс объединения русских земель на его завершающем этапе.

Оборудование: учебник История России. 6 класс. в 2-х ч./ [Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов и др.] под. ред. А. М. Торкунова. - М.: Просвещение, 2016. - §26; пакет с рабочим материалом для рабы в группах, мультимедийная презентация “Московское государство и его соседи во второй половине XV в.”; карта "Российское государство во второй половине XV- начале XVI в."; Видеофильм "Иван III" из серии "Правители Руси".

Тип урока: урок открытия нового знания

Ход урока

Организационный момент (1 мин)

Мотивационно-целевой этап (2 мин)

Прием «Да – Нет» - группам предлагается выполнить задание на листах, ответив на вопросы. Учащиеся в группе должны не только ответить, но и сгруппировать вопросы, касающиеся темы сегодняшнего урока.

1. Война между Московскими князями замедлила ход объединения Русских земель? (да)

2. После смерти Василия 1 к власти пришел Иван 3? (нет)

3. После распада Золотой орды походы на Русь совсем прекратились? (нет)

4.После смерти Тимура в 1405 году начался распад Золотой Орды? (да)

5. Была ли на Руси необходимость государственного объединения? (да)

Отвечая на вопросы, учащиеся должны определить, о чем пойдет речь на уроке – Тема нашего урока «Московское государство и его соседи во второй половине 15 в.»

Постановка цели урока составляется в зависимости от ответа учащихся на вопросы: - Как вы думаете, о чем мы будем говорить? – На какие вопросы нам предстоит ответить

Актуализация знаний (1 мин)

Во время актуализации используется прием «Историческая азбука». Задача учащихся в группе составить список из слов, связанных с прошлой темой «Распад Золотой орды и его последствия». Затем, совместно с учителем, группы обсуждают слова.

План урока

1. Присоединение Новгорода к Московскому княжеству.

2. Ликвидация ордынского владычества на Руси.

3. Завершение объединения русских земель.

4. Возвышение великокняжеской власти.

5. Органы управления.

Проблемные вопросы.

- Что нужно было сделать для освобождения Руси от ордынского владычества?

- Какую роль сыграл Иван III в создании единого Русского государства?

- Как и почему изменился характер княжеской власти в Московском государстве?

Запись темы урока.

III. Работа по теме урока

Присоединение Новгорода к Московскому княжеству. (7 мин)

Работа с текстом учебника - п.1. Задача учащихся – самостоятельно прочитать пункт, в группе составить список основных дат и событий, а затем оформить это на доске и в тетради. Перед началом работы по пункту учитель озвучивает вопросы, на которые необходимо устно ответить группе после прочтения.

Даты и события, которые должны быть выписаны на доске и в тетради:

1471 г. - договор новгородцев с королем Казимиром IV

1471 г. - поход Ивана III на Новгород. Битва на р.Шелони. Победа московского войска.

1478 г. - Окончательная ликвидация Новгородской боярской республики.

Вопросы, на которые устно отвечают учащиеся:

- Почему не все новгородцы поддержали политику Борецких?

- Почему в битве не принял участие архиепископский полк?

- Какими методами укреплял Иван III свое господство в Новгороде?

- Какую цель преследовала конфискация земельных владений новгородских бояр и их переселение под Москву?

- Какое значение имело присоединение новгородских земель для развития Русского государства? (Огромные территории, природные ресурсы, торговые связи с Западом)

Совместно с учащимися, учитель осуществляет проверку выполненного задания на доске.

Ликвидация ордынского владычества на Руси. (10 мин)

Для работы по 2 пункту учащимся предлагается в группах прочитать пункт, поработать с картой и дополнительным материалом и составить таблицу.

Дата Событие Итог
     

 

Дополнительный материал:

Отрывок из второй Софийской летописи.
И когда был великий князь на Посаде возле Кремля, горожане, устремлявшиеся в Кремль, в осаду, увидели его и начали стыдить, так говоря ему:— Когда ты, государь, князь великий, над нами в тихости и кротости правишь, тогда разоряешь нас непомерно. А нынче сам разгневал царя, дань ему не платишь, а нас выдаешь царю и татарам! Великий князь въехал в Кремль, и встретил его митрополит, а с ним владыка Вассиан Ростовский. И стал владыка Вассиан со злостью выговаривать великому князю, называя его беглецом. Оттого великий князь не остался в Кремле на своем дворе, но, опасаясь горожан, остановился в Красном сельце. А к сыну своему, великому князю Ивану Ивановичу, послал грамоты, веля ему тотчас быть в Москве. Но тот проявил мужество, принял на себя гнев отцовский, а от берега не уехал… И повелел великий князь сжечь Посад у Москвы. А свою великую княгиню, Римлянку, и с нею казну послал на Белоозеро. А если случится, что, по Божьему гневу, переправится царь через Оку и возьмет Москву, то бежать им к Окиану-морю. Мать же великого князя, великая княгиня, не захотела бежать, но пожелала в осаде сидеть. А на Москве оставил великий князь Ивана Юрьевича да дьяка Василия Мамырева. Да еще сидел тут владыка Ростовский Вассиан.

Стояние на Угре
Младшие братья Ивана III выступили против политики централизации. Со своими боярами и дружинниками они ушли к литовским рубежам и просили покровительства у польско-литовского короля. В этих условиях Иван III показал себя как искусный дипломат и военный организатор. С братьями он примирился, а крымский хан напал на южные владения Польши. Войско Казимира IV, приготовившееся для нападения на Русь в помощь ордынцам, было вынуждено повернуть на юг для защиты своих владений. Ордынский хан Ахмат двинулся в поход на Русь летом 1480 г. При первом же известии о готовящемся ордынском вторжении Иван Васильевич выдвинул свои войска к укрепленным линиям, заранее подготовленным на степной границе. В летописи указывается, что численность войска Ивана Васильевича достигала 180 тысяч человек. Прибыв к войску, Иван III остановился в городе Кременце, примерно в 50 км позади русских полков, стоявших вдоль берега реки Угры. Из Кременца было удобно руководить обороной всего берега, сюда подходили подкрепления из разных городов страны. Сюда же прибыли братья Ивана III. Именно военной целесообразностью можно объяснить стоянку великого князя Ивана III позади Угры. Из Коломны и Тарусы русское войско подошло к Угре и остановилось на берегу против ордынского лагеря. Началось знаменитое Стояние на реке Угре, когда противники встали друг против друга на противоположных берегах реки и ни один из них не решался первым начать наступление. Так продолжалось до октября. Король Казимир не пришел к Ахмату, потому что у него были свои усобицы. Тогда же Менгли-Гирей, «царь крымский, воевал королевскую Подольскую землю, дружа великому князю».
      Приближалась зима. Стычки передовых отрядов русского и ордынского войск на речных переправах проходили с переменным успехом, не дав перевеса войскам Ахмата. У брода на Калугу ордынцев встретила огнем русская артиллерия. Это дало возможность надежно оборонять брод: «И отбили их от берега, и много дней они отступали с боем». Так прошло 4 дня. По словам летописца, «татары начали стрелять в наших», а «наши начали стрелять из луков и из пищалей и многих татар побили, и от берега отбили, и много дней, сходясь, через реку бились». Русская оборона на берегах Угры оказалась непреодолимой. 11 ноября 1480 г. принято считать днем освобождения Русской земли от ордынского ига.

После выполнения работы, учащиеся между двух групп обмениваются таблицами и проверяют правильность выполнения задания.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: