Раздел 1. Основные цели, тактические задачи муниципального образования на среднесрочную перспективу

ВЕДЕНИЕ

Доклад Главы муниципального образования Ямальский район о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципального образования Ямальский район за 2019 год и их планируемых значениях на 3-х летний период разработан на основании и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 года № 1317 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и подпункта «и» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 607, Постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 года № 1317, постановлением Администрации муниципального образования Ямальский район от  07.08.2017 г. № 704 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» утверждены:

- рабочая группа при Главе муниципального образования Ямальский район по подготовке доклада Главы муниципального образования о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления;

- отраслевые (функциональные) органы Администрации муниципального образования Ямальский район ответственные за формирование показателей Доклада.

При подготовке Доклада главы  использовались данные по 40 показателям, источниками формирования для которых служили:

· статистическая информация по основным экономическим и социальным показателям, представленная управлением Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу, Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу (Тюменьстат);

· информация отраслевых (функциональных) органов Администрации муниципального образования Ямальский район о состоянии курируемых отраслей и сфер деятельности.

 

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ТАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ

 

В целях стратегического развития муниципального образования Ямальский район разработаны и утверждены:

- Стратегия социально-экономического развития муниципального образования Ямальский район - решение Районной Думы муниципального образования Ямальский район от 26.12.2018 г. (изм. от 18 марта 2020 года);

- План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования от 29.03.2019 г. № 198

- Прогноз социально-экономического развития муниципального образования Ямальский район на 2020 год и плановый период 2021-2022 г. - Распоряжение Администрации муниципального образования Ямальский район от 01.11.2019 г. № 191;

- Муниципальные программы. 

Согласно плана подготовки документов стратегического планирования муниципального образования Ямальский район разработаны и утверждены:

- Постановление Администрации муниципального образования Ямальский район от 25.12.2015 г. № 1520 "Об утверждении Положения об определении последовательности, порядка разработки, корректировки и содержания документов стратегического планирования, а так же осуществления мониторинга и контроля их реализации";

-  Постановление Администрации муниципального образования Ямальский район от 20.05.2016 г. № 497 "Об утверждении порядка проведения общественного обсуждения проектов документов стратегического планирования муниципального образования Ямальский район" (изм. от 18.08.2017 г. №746);

- Постановление Администрации муниципального образования Ямальский район от 10.06.2016 г. № 595 "Об утверждении положения о разработке и корректировке прогноза социально0экономического развития муниципального образования Ямальский район на среднесрочный период";

- Постановление Администрации муниципального образования Ямальский район от 15.10.2015 г. № 1185 "Об утверждении Порядка разработки бюджетного прогноза муниципального образования Ямальский район на долгосрочный период";

- Постановление Администрации муниципального образования Ямальский район от 18.06.2015 г. № 826 "О муниципальных программах муниципального образования Ямальский район" (изм. от 20.09.2019 г. № 662).

В Стратегии социально-экономического развития муниципального образования Ямальский район на период до 2030 года главной стратегической целью деятельности Администрации муниципального образования Ямальский район определено повышение уровня благосостояния и качества жизни населения на основе развития экономического потенциала муниципального образования Ямальский район. Приоритетные направления социально-экономического развития района:

- развитие инфраструктуры и социальной сферы;

- социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера;

- развитие экономического потенциала;

- охрана окружающей среды.

Муниципальное образование Ямальский район расположено за Северным Полярным кругом и входит в Арктическую зону Российской Федерации. Это одно из крупнейших по площади муниципальных образований Ямало-Ненецкого автономного округа, уступающее только Тазовскому району. Площадь Ямальского района составляет 119 тыс. км², или 15,5% территории автономного округа. В настоящее время на территории Ямальского района проживает 16 989 тыс. человек. Более 70% населения района являются представителями коренных малочисленных народов Севера. Уникальность территории района и его жителей заключается в том, что почти половина представителей коренных народов ведет традиционный кочевой образ жизни – это около 6 тысяч человек. Сохраняя самобытную культуру и многовековые традиции предков, как и сотни лет назад, сегодняшние ненцы выпасают крупнотабунные стада оленей, охотятся и рыбачат.

Границы муниципального района накладываются на территорию полуострова Ямал, омываемого на юго-западе водами Байдарацкой губы, на западе и севере - Карского моря, на востоке и юге - Обской губы. Территория района также включает в себя острова Белый, Литке, Шараповы кошки, острова поймы Оби. Сухопутная граница Ямальского района проходит с Приуральским и Надымским районом. С севера на юг Ямальский район протянулся на 780 км, с запада на восток – на 220 км. Населенные пункты Ямальского района расположены в значительном удалении друг от друга. Территория Ямальского района характеризуется крайне ограниченной транспортной доступностью. В транспортной инфраструктуре Ямальского района отсутствуют автомобильные и железные дороги, основным транспортным средством сообщения населенных пунктов друг с другом и с окружным центром является авиация. Важной чертой экономико-географического положения Ямальского района является выход к Северному морскому пути.

Ямальский район представляет собой пологую равнину с множеством рек и озер и характеризуется как территория с крайне неблагоприятными природно-климатическими условиями. Характерными чертами климата являются: холодная продолжительная зима с длительным залеганием снежного покрова (более 260 дней), короткие переходные периоды, короткое прохладное лето, сильные ветра, небольшое количество осадков, значительная облачность и частая изменчивость погоды. Характерна активная циклоническая деятельность, с которой связаны сильные ветры, метели (более 100 дней в году), сплошное залегание многолетней мерзлоты.

Для России территория Ямальского района является главной ресурсной базой по стабилизации и наращиванию добычи газа в долгосрочной перспективе.

Сегодня Ямал объявлен стратегической базой России в области добычи углеводородного сырья. Полуостров имеет огромный потенциал на несколько десятилетий вперёд. В ходе изучения недр только в Ямальском районе сегодня открыто 32 крупнейших месторождений углеводородов.

Бованенковское месторождение является крупнейшим на полуострове Ямал по разведанным запасам газа. На момент начала разработки они оценивались в 4,9 трлн м3. С 05 декабря 2018 года в работу запущен третий газовый промысел (ГП 3). При сооружении новых добычных и газотранспортных объектов применялись инновационные разработки, современное оборудование повышенной надёжности. В частности, кусты газовых скважин полностью автоматизированы и оснащены автономными системами термостабилизации вечномерзлых грунтов.

Кроме того, используются технологии, снижающие воздействие на вечную мерзлоту: парожидкостные термостабилизаторы и теплоизолированные трубы для скважин. Используются замкнутые системы водоснабжения, исключающие загрязнения водоёмов и почвы. Два предыдущих газовых промысла (ГП 2 и ГП 1) были введены в эксплуатацию в 2012 году и в 2014 году соответственно. Объем добытого газа всех трёх ГП за 2019 год составил 127,1 млрд м3. Планируется, что к 2030 году здесь будет добываться до 360 млрд. м3 газа в год.

Для вывода ямальского газа в Единую систему газоснабжения России в 2012 году был введён в эксплуатацию газопровод «Бованенково – Ухта», а в 2017 году - «Бованенково – Ухта – 2». Протяжённость каждого из них около 1265 км. Это один из самых масштабных и сложных газотранспортных проектов в истории газовой отрасли страны, около трети трассы газопроводов проходит в тяжелейших климатических и геологических условиях Крайнего Севера.

Историческим событием является запуск Новопортовского месторождения. Одно из самых крупных нефтегазоконденсатных месторождений Ямала, которое обеспечит добычу черного золота особого сорта объемом не менее 5,5 миллионов тонн нефти в год. Передача УГВ осуществляется по напорному нефтепроводу с Новопортовского месторождения до с. Мыс Каменный, где уже происходит отгрузка чёрного золота на танкеры на новом Арктическом нефтеналивном терминале «Ворота Арктики». Накопленная добыча на Новопортовском нефтегазоконденсатном месторождении составила 20 млн. тонн нефти.

В 2019 году на территории Ямальского района начались подготовительные работы по строительству объекта газотранспортной системы Южной группы месторождений «Газопровод внешнего транспорта с Новопортовского месторождения через Обскую губу» с газопроводом-отводом до с. Новый Порт. Что в свою очередь в ближайшей перспективе позволит обеспечить поселок газом. Общая протяженность газопровода с учетом водной акватории составляет - 115 км.

В вахтовом поселке Сабетта Ямальского района построен единственный в арктической зоне завод «Ямал СПГ», состоящий из 3 технологических линий, проектной мощностью производства сжиженного природного газа до 17,4 миллионов тонн в год, добываемый на Южно-Тамбейском месторождении. 

Там же построен международный морской порт, который начал работу в 2016 году. Сжиженный газ отгружается на танкеры водоизмещением в несколько сотен тысяч тонн. Объем грузов, вывезенных через морской порт Сабетта, вырос в 2 раза по сравнению с 2018 годом и составил 19,5 млн. т.

Предусмотрено создание искусственных земельных участков для размещения объектов инфраструктуры порта, технических эстакад, внутриплощадочных автомобильных проездов, комплекса инженерно-технических средств охраны, других сооружений и вспомогательных инженерно-технических элементов.

На территории района возрождаются геологоразведочные работы, направленные на выявление перспективных нефтегазоносных горизонтов. Сотни разведочных скважин пробурены на Крузенштернском, Малыгинском, Тасийском, Тамбейских участках. Благодаря этим работам идет переоценка и прирост запасов, компания «Газпром» рассматривает Арктику как одно из перспективных направлений.

Со строительством новых железных и автомобильных дорог на территории Ямала и соседних областей будет создан Северный широтный ход, который существенно разгрузит главные магистрали страны и позволит выйти на новые рынки Европы и Азии.

На территории Ямальского района находятся особо охраняемые природные территории:

­ Государственный биологический (ботанический и зоологический) заказник регионального значения "Ямальский" (Южно-Ямальский участок, площадь 3 702 415,33 га;Северо-Ямальский участок расположен на территории Ямальского района, площадь 411 270,35 га);

­ Государственный природный заказник регионального значения "Нижне-Обский" (площадь 142 203,92 га);

­ Природный парк регионального значения «Юрибей» (площадь 509 544,3 га).

По данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу за 2019 год объем промышленного производства составил 665 152,5 млн. рублей и к соответствующему периоду прошлого года  рост составил 17,3% (за 2018 год –566 892,3 млн. руб.).

Рост обусловлен освоением месторождений полуострова Ямал. В общем объеме промышленного производства за отчетный период 99,3 % занимает добыча полезных ископаемых.

Агропромышленный комплекс входит в число социально-экономических приоритетов развития муниципального образования Ямальский район.

Ключевой отраслью АПК Ямальского района является оленеводство.

На территории выпасается самое большое стадо домашних оленей. По состоянию на 1 января 2020  года численность поголовья северных оленей по данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу составляет 356,93 тыс.голов (снижение к уровню 2018 года на 1,7%).

С 2002 года на территории муниципального образования осуществляет деятельность муниципальное предприятие по забою оленей и переработке продукции (МП "Ямальские олени"), которое позволяет привлечь к рынку сбыта продукцию оленеводства не только крупных, но и мелких сельскохозяйственных товаропроизводителей, за счет внедрения современных инновационных технологий в производство, сделать продукцию оленеводства промышленной переработки конкурентоспособной не только на российском, но и на европейском рынке. Предприятие внесено в реестр предприятий, имеющий право экспорта мясной продукции в Европу.

По итогам 2019 года предприятием произведено пищевой мясной продукции в количестве 944,09 тонн, что больше на 24% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (760,67 т.)

Предприятие продолжает наращивать объемы выпускаемой продукции и расширяет ассортимент, на сегодняшний день он насчитывает свыше 178 наименований. В течение 2019 года дополнительно выпущено 9 наименований оленеводческой продукции.

Рыбодобывающая отрасль в муниципальном образовании представленна 10 организациями различных видов собственности, в том числе двумя муниципальными предприятиями: МП «Новопортовский рыбозавод», МП «Салемальский рыбозавод».

Учитывая объективную специфику производства (сезонность), за отчетный период 2019 года объем вылова рыбной продукции муниципальными предприятиями составил – 1 090,3 тонн, что на 36,5 % выше уровня прошлого года (факт 2018 год 798,8 т.). Увеличение объемов добычи рыбы произошло благодаря благоприятной промысловой обстановке на рыбодобывающих участках и организацией МП «Салемальский рыбозавод» рыбодобычи в зимний период.

Реализовано рыбной продукции муниципальными предприятиями в 2019 году – 1 042,5 т. (факт 2018года – 754,6 т.), в том числе объем реализации на ООО «Салехардский комбинат» составил – 899,2 т. (2018 год – 581,28 т), что от общего объема реализации составляет 86 % (2018 год – 77 %).

Ямальский район является территорией традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера. В 2019 году на сохранение традиционного образа жизни, культуры и языка коренных малочисленных народов Севера Ямальского района из бюджета муниципального образования Ямальский район направленно 70, 461 млн.руб.

Одним из направлений социально-экономического развития района является малое предпринимательство. Природно-географическая особенность района, отдаленность сельский поселений от окружного центра, сезонность транспортных путей негативно сказывается на развитие малого предпринимательства. По состоянию на 01.01.2020г., согласно Единому реестру субъектов и малого и среднего предпринимательств  на территории района зарегистрировано 267 субъектов малого и среднего предпринимательства (214  индивидуальных предпринимателей и 53 организации).

Малое предпринимательство сконцентрировано в основном в таких отраслях экономики, как розничная торговля (48%), транспортировка и связь (15%), сельское хозяйство и рыболовство (13%), строительство (10%).

В целях поддержки малого и среднего предпринимательства на территории района реализовалась подпрограмма «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании Ямальский район» муниципальной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика», объём финансирования которой на 2019 год составил 10 529,00 тыс.рублей. На оказание финансовой поддержки субъектам предпринимательства было предусмотрено 7 887,17 тыс.рублей, что позволило оказать поддержку 14 субъектам предпринимательства.

Одним из приоритетов политики Администрации муниципального образования Ямальский район является жилищное строительство.

На территории района действуют различные жилищные программы, финансируемые за счет всех уровней бюджета. Так за 2019 год за счет жилищных программ смогли улучшить свои жилищные условия 117 семей, за период 2018 года 68 семей, это без переселения из аварийного жилья.

В 2019 году переселение из аварийного осуществлялось по двум направлениям:

- через НО «ФЖС ЯНАО»: Фонд приобрел 132 жилых помещения для предоставления гражданам по договорам социального найма, квартиры были приобретены в следующих домах: с.Новый Порт ул.Полярная д.5, с.Сеяха ул.Бамовская д.9, с.МысКаменный ул.Геологов д.12Б, с.Панаевск ул.Новая д.3А, с.Салемал ул.Гагарина д.11.

- через межбюджетную субсидию, выделенную району для предоставления выкупов собственникам жилых помещений: выкупы предоставлены 23 собственникам.

По данным управления строительства и архитектуры Администрации муниципального образования Ямальский район за 2019 г. введено в действие (в эксплуатацию) зданий жилого назначения по Ямальскому району всего – 11 ед. (в 2018 г. – 14 ед.) общей площадью 8 795м2 (в 2018 г. –13 700,9м2).  

В сфере образования Администрацией муниципального образования Ямальский район обеспечены условия для организации предоставления общедоступного и бесплатного общего образования по основным общеобразовательным программам, организации предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования.

По состоянию на 31 декабря 2019 года в Ямальском районе ведут свою деятельность:

    - 6 дошкольных образовательных учреждений;

    - 6 общеобразовательных учреждений (школы-интернаты);

    - 1 межшкольный учебный комбинат;

    - 1 учреждение дополнительного образования;

    - 1 учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

        Создание условий для развития физической культуры и спорта, как эффективного средства привлечения населения к активному и здоровому образу жизни является важной составной частью муниципального образования Ямальский район.

В 2019 году на территории Ямальского района находится всего 50 (в 2018 году - 48) спортсооружений.

Общая численность занимающихся физической культурой и спортом по состоянию на 31.12.2019 г. составляет – 7378 чел., по сравнению с прошлым годом увеличилась на 403 человека, за счет ввода новых спортивных сооружений (в 2018 году – 6975 человек).

Реализация государственной культурной и молодежной политики – одна из первоочередных задач в системе комплексных мер в развитии Ямальского района.

В 2019 году на территории Ямальского района осуществляют свою деятельность 4 учреждения культуры, из них: 1 учреждение культурно-досугового типа - МБУК «Ямальская централизованная клубная система» которое имеет 6 филиалов («Центр национальных культур» с. Яр-Сале, «Салемальский Дом культуры» с. Салемал, «Панаевский Дом культуры» с. Панаевск, «Мыскаменский Дом культуры» с. Мыс Каменный, «Новопортовский Дом культуры» с. Новый Порт»); 1 учреждение осуществляющее библиотечное обслуживание - МБУК «Ямальская централизованная библиотечная система» с 8 библиотеками (отделениями) в поселениях района; 1 музей - МБУК «Ямальский районный музей»; учреждение дополнительного образования в сфере культуры - МБОУ ДО «Ямальская детская музыкальная школа» в с. Яр-Сале с филиалами в с. Мыс Каменный (Мыскаменский филиал) и в с. Сеяха (Сеяхинский филиал) и одно учреждение в сфере молодёжной политики МБУ «Ямальский молодёжный центр «Импульс». 

Важнейшим индикатором социально-экономического развития муниципального образования является ситуация на рынке труда, среднедушевые денежные доходы населения, уровень среднемесячной номинальной начисленной заработной платы одного работающего.  

По данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу среднесписочная численность работников в организациях (без субъектов малого предпринимательства) за 2019 года составила 32,95 тыс. человек, снижение составило 3,6% (уровень 2018 года- 34,18 тыс.человек), что обусловлено снижением численности работающих на межселенной территории,  более 80% в общей численности занятых в экономике составляют работники предприятий топливно-энергетического комплекса, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника в организациях (без субъектов малого предпринимательства) за 2019 года по муниципальному образованию Ямальский район составила 102 845,20 рублей, снижение к уровню 2018 года составило 6%.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: