Глава 2. Техническая сторона ЭФТ

 

С технической точки зрения ЭФТ интегрирует приемы гуманистической и системной семейной психотерапии. Она опирается на работу с эмоциями и рассматривает природу взаимодействий партнеров как циркулярную.

Цель терапии: Усиление безопасной эмоциональной связи партнеров (через создание эмоционально-корригирующего опыта).

 

Три задачи ЭФТ:

1) Построение терапевтического альянса с супругами.

2) Помощь супругам в получении доступа к своему эмоциональному опыту. (Раскрытие, углубление и присвоение партнерами своего эмоционального опыта).

3) Коммуникация партнеру своих страхов и потребностей, скрытых защитным поведением и вторичными чувствами; стимулирование новых реакций и изменение позиций взаимодействия.

 

Проводя сессию, терапевт ЭФТ постоянно переключает фокус внимания с интрапсихического процесса на взаимодействия в паре и обратно. Вопросы «Когда это происходит, что вы чувствуете?» и «Когда вы это чувствуете, то что вы делаете по отношению к партнеру?» следуют друг за другом и постоянно меняются местами.

Как следует из названия, терапевт ЭФТ акцентирует работу с эмоциями. Эмоции помогают людям эффективно справляться с их окружением. Имеются доказательства биологической обусловленности некоторых эмоциональных откликов на те, или иные жизненные ситуации. Все младенцы независимо от национальности показывают сходные проявления лицевой экспрессии на ряд стимулов. Так, например, младенцы реагируют страхом на тень и формы, похожие на паука. Они проявляют радость в ответ на человеческое лицо и гнев на ограничения.

Эмоции лучше всего видеть как диспозиции, то есть установки по отношению к действию. Например, гнев будет вести к агрессивному поведению, если будет выражен в действии. Однако, специфическое поведение, которое может быть выбрано – физическая или вербальная агрессия будет функцией научения. Страх ведет к самозащите и бегству, если будет выражен в действии. Как именно это бегство будет осуществлено, зависит от опыта.

То, что мы чувствуем, скорее чем то, что мы думаем, будет определять наше поведение в ситуации стресса. Наши эмоции руководят нашими действиями, если только мы не делаем что-то намеренно противоположное тому, что мы чувствуем. В этом смысле эмоции осуществляют Сэлф- организующую функцию.

 

В ЭФТ принято разделять первичные и вторичные чувства.

Те чувства, которые являются автоматическими, прямыми откликами на ситуацию запрограммированы в нас биологически. Другие же могут быть обусловлены обучением. Гордость и зависть являются социальными эмоциями и зависят от того, что в данной культуре рассматривается как ценное, в то время как грусть или гнев - природные реакции на потерю или вторжение.

Первичные чувства – это биологически обусловленные эмоции. Их выражение является адаптивным, приводит к катарсису и способствует продвижению процесса переживания и преодоления ситуации.

Вторичные чувства часто принимают форму защитных совладающих стратегий. Дети учатся их использовать, как средство удовлетворения своих потребностей в семье. (Если я что-то не получу, то по крайней мере я могу испытывать гнев и чувствовать, что я прав). Вторичные чувства, как правило, разрешались в родительских семьях супругов, в то время как некоторые из первичных были запрещены. Их выражение не приносит облегчения и часто не вызывает сочувствия у окружающих.

В противоположность этому первичные чувства могут вызывать у наблюдателей живой эмоциональный отклик. Терапевт ЭФТ подтверждает любые эмоциональные реакции, но особенно усиливает, помогает осознать и выразить именно первичные чувства.

Сложность вызывает то, что одни и те же чувства могут быть как первичными, так и вторичными, маскирующими более глубокие эмоциональные реакции. Например, женщина говорящая своему мужу, что он злит ее, так как не откликается на ее прикосновения, скорее всего, демонстрирует вторичное чувство гнева. За ним, возможно, скрываются адаптивные эмоции грусти и потребность в контакте. С другой стороны, если она выражает негодование на попытки мужа указывать ей, что ей надо делать на ее работе то, скорее всего она реагирует на нарушение границ, попытки доминирования и испытывает адаптивное первичное чувство гнева.

Вторичные чувства, выражаемые с определенной целью, называются инструментальными. Они обычно свойственны ролевому поведению и могут восприниматься как манипулятивные. Например, человек играющий роль жертвы, может демонстрировать беспомощность для получения симпатии и поддержки. Или, человек, выражает праведный гнев с целью избегания ответственности. Для того, чтобы прервать этот процесс, терапевт может сосредоточиться на обсуждении эффектов подобного поведения на их близких.

 

Выделяют еще также тип неадаптивных первичных эмоций. Они представляют собой немедленную реакция на ситуацию, в которой биологический отклик стал неадаптивным в силу истории негативного научения. В них смешены биологические и социальные факторы. Например, страх высоты. Или страх близости в отношениях с партнером. Процессе терапии эти эмоции необходимо открыть и модифицировать.

Такое разделение эмоций на типы является полезным и помогает терапевту воспринимать несколько уровней эмоциональных реакций партнеров. То, что видит терапевт прежде всего – это поверхностные, вторичные эмоции, запускающие негативный цикл взаимодействий партнеров. В глубине холодности и гнева лежат ранимые переживания, прикрыть которые, и призваны защитные позиции супругов в конфликте.

 

Терапевт ЭФТ использует в своей работе обычно порядка 8 стандартных приемов, тасуя их в разных комбинациях.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: