Древнегреческий шрифт

ЭКЗАМЕН

по дисциплине ШРИФТЫ

 

 

Выполнил: студент гр. УГИ-283410

Шипова Мария

Проверил: ст. преподаватель Предеина Е.А.

 

 

Екатеринбург

2020 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение……………………………………………………………………………...…3

2. Краткая история развития шрифта…………………………………………………4-6

3. Унциальное письмо…………………………………………………………………7-8

4. Задачи проекта и основные требования к изделию………………………………9-10

5. Приложение 1. Аналоги к проекту настольного органайзера на основе унциального письма ………………………………………………………………11-16

6. Приложение 2. Проект настольного органайзера на основе унциального письма……………………………………………………………………………17-21

7. Заключение……………………………………………………………………………22

8. Список литературы…………………………………………………………………23

 

                                                    

 

 

                                                       

                                                        

 

 

                                       

  ВВЕДЕНИЕ

Шрифт - графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему, набор символов определённого размера и рисунка.

Основные требования, предъявляемые к алфавитам в промышленном дизайне:

Составление и включение в проектное задание перечня сообщений — первая стадия графического проектирования изделий. Чтобы перечисленные смыслы заговорили языком графики, их надо отобразить с помощью принятых в графике алфавитов. К ним относятся прежде всего шрифтовые, знаковые, цветовые алфавиты.

Шрифтовые (буквенно-цифровые) алфавиты существуют давно и хорошо разработаны. Имеются сводные описания такого рода алфавитов, где они приведены в разных рисунках и в разной плотности исполнения. Сравнительно редко дизайнеру приходится создавать рисунок алфавита самому. К этому следует прибегать в исключительных случаях. Проще и надежнее воспользоваться одним из имеющихся образцов, прибегая при необходимости к его модификации.

При выборе печатного исполнения рекомендуется соблюдать следующие основные условия: читаемость, уместность, гармоничность и смысловой акцент. Читаемость- четкость, ясность, простота графических форм. Общие факторы, влияющие на читаемость, таковы: шрифт, толщина и размер букв, длина строки, расстояние между словами, между строчками и между абзацами, цвет шрифта и фона, свободное пространство. Так, четкость существенно зависит от цвета шрифта и фона, на котором он расположен.

При нанесении на изделие технических данных, сообщения о способе обращения с ним приходится использовать стандартизованные, принятые для данной отрасли шрифтовые гарнитуры. Если эти гарнитуры не отвечают поставленным задачам, большинством отраслевых стандартов допускается использовать стандартные типографские шрифты.

    

 

 

                      

 

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ШРИФТА

История возникновения письменности уходит своими корнями в глубокую древность. Сложный и длительный путь претерпел рисунок знаков, прежде чем он превратился в алфавит.

Из истории мировой письменности известны четыре вида письма:
- пиктографическое
- идеографическое
- слоговое
- буквенно-звуковое.





Пиктографическое письмо

К наиболее раннему периоду относится пиктографическое (картинное, или рисуночное) письмо в виде наскальных рисунков у первобытных людей. В этот период одни и те же понятия изображались в рисунках различно, так как не было еще никакой системы письма. У разных племен были свои рисунки, которые вырезались на камне зубом акулы или другими приспособлениями. Возможно, что эти рисунки сочинялись заново по мере необходимости для каждой записи в процессе работы над изображением. Многие рисунки, дошедшие до нас, остались еще не разгаданными.

Идеографическое письмо

Значительно позже, в эпоху образования государств и развития торговли, в Китае и в Египте на смену пиктографическому письму пришло идеографическое, т. е. письмо при помощи идеограмм, а не букв. Одним письменным знаком обозначалось целое слово. Это уже была система графических форм, поскольку последовательность знаков соответствовала порядку слов в речи. Предметы изображались либо символическими знаками (солнце, луна), либо графическими изображениями: птица, зверь и т. д.

Слоговое письмо

Позднее появилось слоговое письмо, в котором знаками обозначались слоги. Слоговым письмом древние египтяне писали на папирусе — писчем материале из стеблей тростника. Папирус свертывали в свитки, чтобы он не ломался. Надписи делали очень старательно и медленно. Слоговое письмо было громоздким, так как в нем смешивались словесные и слоговые знаки (клинопись и египетские иероглифы). Виды этого письма существовали много веков у народов Древнего Востока и в странах Восточной Азии — Японии, Китае, Корее.

Буквенно-звуковое письмо

Буквенно-звуковое письмо появилось во втором тысячелетии до н. э. В нем знаки означали отдельные звуки (фонемы). Причем знаки в зависимости от произношения могли по-разному передавать звуковые особенности языка. В буквенно-звуковом письме с помощью графических знаков можно было передавать человеческую речь. С течением времени графические знаки усовершенствовались, на смену одним приходили другие, более простые по форме, передающие новое значение. Появившаяся буквенно-звуковая система стала основой для письменности многих народов мира, языковая специфика которых нашла отражение и в фонографическом составе их алфавитов. Каждый язык стабилизировался на определенном количестве знаков, составляющих алфавит. Первых алфавитов дошло до нашего времени немного. В зависимости от специфики языка в алфавитах разных народов получилось различное количество букв, например: в современном итальянском — 21, в русском — 33, в чешском — 39, в армянском — 39.

 Каждый алфавит (шрифт) представляет собой систему графем и имеет свои закономерности в построении и развитии. Первым алфавитом в Европе был буквенно-звуковой алфавит, который появился около XI века до н. э. Он был создан финикийцами и явился прообразом многих алфавитов мира. От финикийцев алфавитное письмо перешло к грекам (VII - VIII вв. до н. э.) Предполагается, что структура графем исторически связана с иероглифическими изображениями, что подтверждается также исходными наименованиями некоторых букв греческого алфавита.

Древнегреческий шрифт

Древнегреческий шрифт весьма прост и выразителен. Он построен с помощью линий, образующих геометрические формы: квадрат, круг, треугольник. Предполагается, что от греческого алфавита (возможно, через посредство этрусского) произошло латинское письмо — письмо древних римлян (III в. до н. э.). В дальнейшем латинское письмо стало международным. Самый древний почерк латинского письма носит название «капитальное письмо» (I - V вв.) или «капитальный шрифт». Надписи этим шрифтом выполнялись на папирусных свитках и пергаментных кодексах (деревянных книгах). На папирусе писали тростниковым пером, а на пергаменте — гусиным, на каменных плитах буквы высекались. Капитальное письмо было двух видов: квадратное (красивое, монументальное) рустичное («деревенское») Квадратное письмо носило геометрический характер: все буквы вписывались в квадрат;

Рустичное письмо отличалось некоторой простотой и свободой исполнения, буквы имели декоративную ромбовидную форму. Для более быстрого написания текста появился шрифт «курсив» (в переводе с латинского — «наклонный»). Его буквы значительно упростились, но несколько потерялась четкость и красота, а следовательно, удобочитаемость. Для переписки литературных текстов к IV в. сформировался так называемый унциал, имеющий буквы искривленной формы.

Унциал просуществовал до IX в. Он представлял собой спокойное величественное письмо с характерными округлыми формами. Его буквы как бы сплетались плавными линиями пера. Закругленность букв способствовала быстроте написания.

В VII - IX вв. появляется шрифт полуунциал. Буквы полуунциала имели удлинения сверху и снизу. Этот шрифт был переходным к курсивному минускульному письму.

«Минускул» в переводе с латинского — «маленький». Минускул широко применяется в Западной Европе. Писали тогда на восковых табличках. Затем в IX в. получили дальнейшее развитие варианты каллиграфических шрифтов.

 

Римское письмо

Римское письмо было неудобочитаемым, потому что оно выполнялось без интервалов между словами. Буквы текста скорее вычерчивались, чем писались. В эпоху средневековья письмо было привилегией писцов, которые придавали немалое значение красоте букв в тексте. К VII в. первоначальный минускул изживает себя, претерпевает изменения и получает свое завершение в каролингском письме, названном в честь правления во Франции династии Каролингов. К концу XI в. каролингский минускул господствовал во многих странах Западной Европы. В конце XI — начале XII в. стал складываться новый по форме букв шрифт с острыми штрихами под названием готический. Он существовал в эпоху господства готики в архитектуре и искусстве.

Готический шрифт получил широкое распространение по всей Европе — в Германии, Франции, Англии и др. Этот шрифт явился новой ступенью в развитии латинской письменности. В XIV в. в Италии, во Франции, появляются образцы так называемого гуманистического письма, ничего общего не имеющего с готическим шрифтом. Этот шрифт по времени совпал с эпохой Возрождения, и поэтому его еще называют ренессанс-антиква. Исследованию и графической обработке этого шрифта придавали значение известные художники и ученые эпохи Возрождения. Они стремились придать шрифту строгую логическую и математическую обоснованность, варьируя форму и пропорции букв.

С возникновением книгопечатания произошел исторический перелом в развитии шрифтов. Образцами для изготовления типографских шрифтов (гарнитур) стали рукописные шрифты. Немецкий изобретатель Иоганн Гутенберг изобрел способ печатания книг. Первые его книги печатались готическим шрифтом, поскольку антиква у немцев распространения не имела. Первые правила по построению латинского шрифта были опубликованы в 1509 г. Лукой Пачоли, учеником Леонардо да Винчи. Пачоли предлагал строить буквы на основе квадрата, используя для этого его диагонали и вписанную в него окружность. Однако шрифт получался малодинамичным и однообразным. Немецкий художник и геометр Альбрехт Дюрер создал образец своего варианта латинского шрифта. Он также брал за основу формы буквы квадрат, стороны которого делил на 10 равных частей, и строил сетку, состоящую из квадратов. За толщину основного штриха брал размер шириной одной клетки, толщину соединительных штрихов тоньше основных на одну треть. Его шрифт достаточно контрастный и интереснее, чем у Пачоли. В 1529 г. Жофруа Тори разработал свой образец шрифта, взяв за основу конструкции букв также квадрат. Его шрифт построен весь с помощью чертежных инструментов, отличается от шрифта Дюрера меньшей контрастностью и некоторой монотонностью.

В эпоху классицизма возникла новая так называемая классическая антиква. Она уже не имела никакой связи с рукописным шрифтом. Ее отличает большая контрастность (примерно 1: 10), наплывы округленных элементов, тонкие засечки. Шрифт стал четким, красивым и удобочитаемым. Над созданием шрифтов работали художники разных стран: итальянец Джамбатиста Бодони, француз Фирмен Дидо, немец Вальбаум и другие. В XIX в. создается целая серия новых видов шрифтов (гарнитур): египетский, гротеск или рубленый, антиква-гротеск, ленточная антиква. В художественно-оформительских работах получили широкое распространение шрифты антиквы, которые легко выполняются шрифтовыми перьями и кистями.


УНЦИАЛ

Унциа́л (от лат. uncialis — равный по длине одной унции) — вид письма преимущественно маюскульного типа, распространённый в латинских и греческих рукописях IV—IX вв.

 

Характеризуется крупными округлыми буквами, почти не выходящими за пределы строки, без острых углов и ломаных линий. Пропорционально буквы близки к квадратной форме. В отличие от хронологически предшествующих римского капитального квадратного письма и капитального рустичного письма, у унциала появляются слабо выраженные — короткие и немногочисленные — выносные элементы. В общем и целом унциал остается преимущественно маюскульным письмом.

Унциал сохранился прежде всего в пергаментных документах и кодексах. Унциальное письмо широко применялось в христианских книгах, а также в рукописях с античными текстами. С IX в. унциал употреблялся исключительно для заголовков и рубрик. В настоящее время науке известно около 500 унциальных рукописей итальянского, испанского, африканского и византийского происхождения. Особенно славились унциальными рукописями английские скриптории.

Согласно традиционной теории развития римского письма, унциал является «наследником» рустичного письма, которое, в свою очередь, развилось из капитального квадратного. Утверждалось, что на пергаменте унциал приобрел свою округлую форму и выносные элементы.

Теория, появившаяся в 1940—1950 годах и разработанная Жаном Маллоном, Робером Маришалем и Шарлем Перра, утверждает, в частности, что между рустичным и унциальным письмами прямую генетическую связь доказать и установить нельзя — существуют графические разрывы в форме букв и различающиеся дукты. Маллон считает, что уже в III в. н. э. унциал выступал как каллиграфический вариант письма, поскольку унциал — в отличие от меняющегося в зависимости от инструмента, скорости написания и других факторов «нового обычного письма» (nouvelle ecriture commune)— претерпел очень мало изменений на всем протяжении своего существования.

В силу своего чрезвычайно широкого распространения в Византии, Африке, Италии, Франции, Испании и Англии существовало несколько слегка различающихся стилей унциального письма:

· Североафриканское унциальное письмо более угловато, чем другие формы унциального письма. В частности, округлый элемент буквы а особенно резкий и острый.

· Византийский унциал имеет две отличительные особенности:

«b-d» унциал использует формы b и d, которые по начертанию ближе к полуунциалу. Такая разновидность была в использовании в IV и V веках;

«b-r» унциал, использовавшийся в V и VI веках, для которого характерна буква b размером в два раза больше остальных букв, а также буква r, у которой закруглённый элемент касается базовой линии, а стема выносится ниже неё.

· Итальянский унциал — это округлые буквы (c, e, o и т. д.) с плоскими вершинами, a с острым «носом» (подобно североафриканскому унциалу), почти горизонтальная, а не вертикальная стема в d и раздвоенные навершия (т. е. засечки в некоторых буквах, таких как f, l, t и s).

· Островной, или инсулярный унциал (Англия, Ирландия) обычно имеет определенное словоразделение и знаки ударения над ударными слогами — вероятно, это происходит от того, что ирландские книжники не говорили на языках, произошедших от латинского. Также для инсулярной разновидности характерны клиновидные навершия на буквах и украшение текста точками (insular dotting) или набросками животных.

· Французский (Меровингов) унциал использует тонкие подстрочные выносные элементы (g, p и т. д.), х с точкой пересечения черт выше середины строки и d с искривлённой, завивающейся стемой (несколько напоминающей черенок яблока), а также большое количество украшений текста: рисунки рыб, деревьев и птиц.

· Кириллический устав изначально повторял очень многие элементы позднего унциального письма.

 

      

НАСТОЛЬНЫЙ ОРГАНАЙЗЕР НА ОСНОВЕ УНЦИАЛЬНОГО РУССКОГО ШРИФТА

 

Органайзер в буквальном переводе с английского - организатор. Что такое бытовой организатор? Это приспособление для хранения, состоящее из нескольких модулей. В зависимости от назначения органайзер может быть любого размера, формы и жесткости. Текстильные карманы, чехлы для одежды и обуви, пластиковые подставки и ящички со множеством делений – все это приспособления для хранения. Их правильное название – органайзеры. Что любопытно, в нашей стране такие подобная организация вещей начала применяться для упорядочивания каких-то специальных предметов. Первоначально появились ящики для инструментов, коробки для рукодельных принадлежностей и подставки для канцелярии.

 

Актуальность идеи: идеальным порядком на своем столе могут похвастаться не многие люди. Грамотная организация рабочего места - залог продуктивной деятельности. Настольный органайзер поможет справиться с этой задачей.

 

Разновидности органайзера для канцелярии: деревянные, пластмассовые, металлические; с одним или несколькими отделениями; статичные и с подвижными элементами. В современном мире существует огромное множество модификаций настольного органайзера. В магазинах можно увидеть органайзеры различных форм, стилей, цветов, размеров и принципов действия:

 

Основной задачей курсовой работы является создание настольного органайзера, который включал бы в себя подставку большой и маленький гаджеты, под бумагу формата А4, под письменные принадлежности, а так же имел отсеки под канцелярию.

 

Целевая аудитория: школьники, студенты, офисные работники.

Продажа набора будет осуществляться через магазины, торгующие канцелярией.

 

Материал: черный гладкий пластик. Материал был выбран исходя из формы объекта, желаемого внешнего вида, стоимости, эксплуатационных качеств. Допускается чистка при помощи влажной тряпки.

 

Разработанный набор состоит из трех предметов:

1. Буква Х. Выполняет функцию подставки под бумагу/прессу/книги, с другой стороны, предусмотрено место для маленького и большого гаджета.

2. Буква Ш. Выполняет функции подставки под карандаши и ручки, под канцелярию, имеет отсеки под маленькие предметы.

3. Стакан «алфавит». Буквы А, Б, В, Г. В стакан можно ставить ручки и карандаши, ножницы, линейки и так далее.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: