Акварели Поля Синьяка

Поль Синьяк -французский художник-неоимпрессионист. Он посвятил свое творчество преимущественно жанру пейзажа. В живописи он прибегал к кропотливой технике раздельного мазка, положенного согласно закону оптики о разложении света на основные цвета. Но в качестве рабочего подготовительного материала для студийных работ он использовал натурные зарисовки. Синьяк говорил: «Акварель есть лишь средство сделать заметку, род памятной книжки, способ быстрый и плодотворный, позволяющий живописцу обогащать свой репертуар элементами слишком мимолетными для того, чтобы фиксировать их медленным способом масляной живописи». Метод методичного раздельного мазка в натурной акварели не применимы. На листе бумаги Синьяк намечает формы штрихами карандаша или угля. Затем созданную композицию он наполняет цветом акварели с минимальным дополнением белил или гуаши. Светоность акварели придает белый тон бумаги, выступающей катализатором звучности цвета. Особенностью пейзажей Синьяка было то, что значительная их часть написана «с воды». Он был страстным яхтсменом, и его излюбленные мотивы – морские порты, речные причалы, суда на рейде, легко скользящие яхты, погруженные в наполненную светом атмосферу, в которой водная зыбь отражает бесконечно изменчивое движение неба.

 И эта воздушная легкость акварелей Синьяка много ближе к импрессионистическим истокам его искусства, нежели живопись этого замечательного художника, одного из немногих мастеров этого поколения «бури и натиска», доживших до широкого признания его искусства и заслуженной славы.

Будучи уже известным художником, он поддерживал своих молодых коллег. Так, будучи президентом «Общества независимых художников» с 1908 по 1935 г. Синьяк оказывал поддержку молодым художникам и давал фовистам и кубистам возможность выставлять их неоднозначные работы. Известно, что именно он был первым человеком, купившим картину Матисса и вдохновившим его на создание новых работ.

Франция подарила миру плеяду выдающихся художников. Ярчайшим их них в XX веке был гений цвета и линии Анри Матисс. В 2019 году исполняется 150 лет со дня рождения этого мастера пленительных колористических гармоний и мелодичных линий, поэта красоты жизни. "Вам суждено упростить живопись" - говорил начинающему художнику наставник. И творческий путь Матисса в чем-то был направлен в сторону этой простоты. Художник отказался от сложных композиций и светотеневой моделировки, сделав свои холсты царством цвета и арабеска. В простоте образов он, кажется, приблизился к детскому восприятию мира, непосредственному и безыскусному. Однако простота эта давалась художнику большим трудом, многократными переделками, порой приводившими к кардинальным изменениям образа. Следы этих переделок, которые в данном случае не были радикальными, можно найти и в «Балерине», и в «Молодой даме в синей блузе», которая, кажется, вообще написана в один прием.

"То, о чем я мечтаю, - это об искусстве уравновешенном, чистом, спокойном, без волнующего и захватывающего сюжета, которое являлось бы для всякого человека... облегчением, отдыхом от мозговой деятельности, чем-то вроде хорошего кресла" – говорил Матисс. Обращаясь к живописи, художник должен стремиться, прежде всего, к выразительности картины, которая складывается из всего ее строя: пространства, пропорций, цветовых созвучий. Соотношения между цветами сродни аккордам, из которых должна возникнуть гармония, подобная музыкальной.

Задачей искусства Матисс определял «не копировать натуру, но интерпретировать». Он часто работал с одной моделью, изучая ее черты лица и строй фигуры, чтобы потом создать серии интерпретаций.

Долгое время он работал с Анриетт Даррикаррер, с которой познакомился в Ницце в 1920 году, и напротяжении семи с лишним лет она была его моделью. 

 

Анри Матисс

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: