Ловис Коринт. Сирень и пионы. 1918

 

Ловис Коринт считается крупнейшим мастером немецкого импрессионизма, возможно, при этом – самым экспрессивным из них. своего рода сплав импрессионизма и экспрессионизма представляет и данный натюрморт, где пионы, сирень, ваза и все элементы постановки претворены в единую подвижную материю. Художник, предпочитавший фигурные композиции, и в натюрморте остается верен своей полнокровной, сочной манере письма. Буйство кисти, вымешивающей и взбудораживающей красочную поверхность, наделяет «мертвую натуру» небывалой жизненной силой.

Не принимала власть Третьего Рейха и творчество Макса Либермана – еще одного представителя немецкого импрессионизма.

Макс Либерман. Автопортрет. 1917.

Художник написал более сотни автопортретов. один из «каноничных» типов – трехчетвертной разворот фигуры, рабочий халат, минимум деталей интерьера. обрез может быть поколенный или, как в данном случае, погрудный. В серии его автопортретов вряд ли можно найти глубину и исповедальность серии Рембрандта. Не приемлет художник и позерства или маскарада: он, чаще всего, за работой. как и в эрмитажной версии, его цепкий, внимательный взгляд обращен, скорее, вовне, на зрителя, чем внутрь себя. Изученное до мелочей лицо он безошибочно лепит пастозными мазками, жидко, широко записывая фон. либерманн не любил изображать интерьеры даже в больших заказных портретах. И в автопортрете он ограничился нейтральным светлым фоном, благодаря которому в автопортрете царствует свет. Именно открытие выразительной силы света в живописи, в свое время, позволило либерману найти собственный живописный язык и сделало его главой немецкого импрессионизма.

Не смотря на большую значимость Макса Либермана для немецкого искусства, его смерть 8 февраля 1935 года не фигурировала в новостях. Академия художеств, ставшая инструментом нацистов, отказалась чествовать старого президента. На похоронах Либермана на Еврейском кладбище на Шёнхаузер-аллее 11 февраля 1935 года не присутствовали официальные лица — ни от академии, ни от города, чьим почётным гражданином являлся художник. Гестапо заранее запретило участие в похоронах во избежание демонстрации в защиту свободы искусства. Однако на церемонию пришли около сотни друзей и родственников художника.

Некоторым из них пришлось уехать из за этого из Германии. Например Хансу Пуррман.

 

Ханс Пуррман. Портрет Мэри Брауне. 1915.

Ханс Пуррман был учеником Матисса, уроки которого повлияли на весь декоративный строй «Портрета Мэри Брауне», где доминирующую роль играет цвет, а ритм задан крупным орнаментом фона. При этом колорит портрета менее звучен, линии чуть угловаты, что выдает иную природу мастера, воспитанного в немецкой живописной традиции и значительно более привязанного к натуре, чем его знаменитый учитель. Пуррман обстоятелен в обсказе внешности Мэри Брауне. он не склонен отказываться от лепки объемов, прибегая к довольно резким цветовым сочетаниям в моделировке лица и шеи модели.

Искусствоведа Хайнца Брауне и его жену Мэри, живших в Бреслау (сейчас – Вроцлав), связывали с Хансом Пуррманом теплые дружеские отношения. об этом говорит и надпись на портрете, содержащая слово herzlichst – сердечнейше (нем.). Несомненно, среди прочего, их объединял интерес к новой французской живописи. Именно благодаря Хайнцу Брауне, поспособствовавшему организации дара Хуго фон Чуди, в немецкие государственные собрания вошли картины импрессионистов, в наше время сделавшиеся гордостью Новой мюнхенской пинакотеки.

 

На выставку Дегенеративного искусства попадали даже художники с именем. Например, Генрих Эмзен. Во время событий, способствовавших приходу к власти Гитлера, Эмзен путешествовал по СССР.

После возвращения на родину, 18 октября 1933 года художник был схвачен гестапо. Пока Г.Эмзен находился в заключении, все его работы были удалены из немецких музеев.

Генрих Эмзен. Борьба и смерть товарища Эгльхофера (триптих)

В 1932 году во время девятимесячного путешествия Эмзена по СССР ему заказали картину для предстоящей в 1933 году огромной агитационной выставки «15 лет РККА». Без сомнения, заказ сопровождали четкие указания о трактовке сюжета, которым художник следовал безукоризненно, изображая положительные (справа) и отрицательные (слева) персонажи.

Картина посвящена гибели Рудольфа Эгльхофера (1896–1919) –главнокомандующего Красной гвардии Баварской советской республики. После ее поражения был без суда расстрелян 3 мая 1918 года в Мюнхенской резиденции. Художник перенес сцену казни на Одеонсплатц, известную тогда всем после «Пивного путча» 1923 года.

Триптих демонстрировался на выставке в Москве и Ленинграде, но его исполнение вызвало нападки апологетов быстро набиравшего силу социалистического реализма: «…выпирает “цветовая выразительность”, причем она используется не ради усиления идейной выразительности, а сама по себе, как самоцель, пренебрежение пространственными отношениями фигур разрушает то, что как раз хотел показать художник».

 

Путешествовал по СССР и Генрих Фогелер.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: