Генрих Фогелер. Рабочий гамбургской верфи (Гамбургский товарищ)

Картина Генриха Фогелера посвящена пятой годовщине безуспешного коммунистического восстания в Гамбурге 23 октябре 1923 года, которое по замыслу Коминтерна должно было стать началом мировой революции с последующим созданием Всемирной Федеративной Республики Советов. В 1920-е годы Фогелер несколько раз путешествовал по СССР от Петрозаводска до Самарканда. Многообразие увиденного художник передавал в, как он их называл, «комплексных картинах», компонуя на одном холсте различные сцены, объединенные единым сюжетом. В «Гамбургском рабочем» можно увидеть и влияние житийной иконы, где святой окружен событиями его жизни. За символической центральной фигурой колонна восставших штурмует вражескую цитадель: слева в круге – властители мира, справа над мостом – знаменитый тогда Чилихаус, олицетворяющий процветание капитализма.

 

Мы с вами познакомились с искусством, которое власть Третьего Рейха не принимало. А какие же картины тогда соответствовали идеалам?

 

Вернер Пейнер. Негритянка.

В творчестве Вернера Пейнера всегда была ощутима связь со старонемецкой живописью, что, возможно, оценил Герман Герринг, знакомство с которым в 1934 году привело к карьерному взлету художника, выдвинувшегося впоследствии в ряд особо ценимых мастеров Третьего Рейха. В 1935 году Герринг организовал Пейнеру четырехмесячную учебную поездку в Восточную Африку, в ходе которой художник посетил бывшие немецкие африканские колонии. «Негритянка» входит в число работ, написанных по впечатлениям от этой поездки. Есть нечто угрожающее и, одновременно, завораживающее, в крупной фигуре африканки с набеленным лицом отплясывающей ритуальный танец. Чуть в отдалении ей зеркально вторит другая, повернутая к зрителю спиной. Идеальные отточенные формы их тел обрисованы лаконичной, четкой, хотя и не лишенной изысканности линией. Кроны деревьев на черном фоне неба выписаны со старонемецкой тщательностью. Все в композиции – и полукруги перьев на головах, и бусы, и складки одежд, и сами крупные формы тел – все подчинено и вторит ритму упругих кривых, выписываемых бедрами танцовщиц под звуки тамтама, изображенного художником на заднем плане. Там же сгрудились зрительницы в тех же экзотических костюмах, что и главные героини, и хлопающие в ладоши зрители. Пейнер строго отбирает нужные ему живописные выразительные средства для передачи гипнотизирующего транса, сохраняя бесстрастность и оставаясь даже в Африке «истинно немецким» художником. Многие работы Пейнера погибли в 1945 году. Уцелевшая «Негритянка» после окончания Второй мировой войны была привезена в Советский союз, долгое время держалась в специальном хранилище Эрмитажа и на данной выставке показывается публике впервые после 1945 года. 

Соответствие идеалам Третьего Рейха «африканских» произведений Пейнера, самой темой, кажется, противоречивших расовой теории фашистcкой Германии, верифицировал фюрер, купивший на Большой немецкой выставке в 1938 году для здания Рейхсканцелярии монументальный триптих Пейнера «Черный рай» (местонахождение неизвестно), сделавшийся своего рода квинтэссенцией всего африканского цикла.

На этой же выставке, отражающей официальный взгляд на изобразительное искусство в рамках нацистской культурной политики была выставлена, а затем и куплена работа Хильдегарды Клинкерт-Вейничке. Портрет Ирены В.

 

Хильдегарда Клинкерт-Вейничке. Портрет Ирены В.

Сведения о Хильдегарде Клинкерт-Вейничке крайне скудны. Известно, что она была художницей-графиком, писала акварельные виды. Сохранилось несколько детских изданий с ее иллюстрациями в технике ксилографии. Несомненная графичность исполнения отличает и «Портрет Ирены В». Именно под таким названием он показывался на Большой германской художественной выставке 1939 года в Мюнхене (№ 581), где покупатель заплатил за него немалую сумму в 660 рейхсмарок. Белокурая девочка, почти «истинная арийка» («истинный арий», согласно расовой теории Ганса Гюнтера, должен быть голубоглазым), с большой серьезностью смотрит на зрителя. В композиции Хильдегарда Вейничке прибегла к традиционной портретной схеме, выработанной старыми немецкими мастерами. К ним восходят и статичность позы, и суховатая манера письма, с объективной точностью регистрирующая черты лица девочки и детали ее костюма. Немного необычно появление пейзажного фона в портрете, кажется, предполагающем интерьерный антураж. Кряжистые дубы и молодая ель, каллиграфично прорисованные художницей, составляют элементы именно «германского пейзажа» и наглядно свидетельствуют о национальной идентичности модели. Подобное продолжение линии великой немецкой традиции и наполнение ее идеалами новой эпохи сделались программными для искусства Третьего Рейха.

Как вы могли заметить, искусство чутко отзывалось на события, происходящие в мире и каждой стране. В 1936 году в Испании разразилась гражданская война. В 1937-м немецкая авиация совершила воздушный налет на город Герника.

Не мог остаться в стороне от этих событий испанский художник Хосе Гутьеррес Солана.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: