Экскурсии к археологическим памятникам: из опыта работы лаборатории археологических исследований ЧГПИ/ЧГПУ

Краеведческие экскурсии и поездки школьников по Южному Зауралью

Экскурсии к археологическим памятникам: из опыта работы лаборатории археологических исследований ЧГПИ/ЧГПУ

Проведение экскурсий школьников 5-7 классов к памятникам истории древних культур представляет известную сложность. С одной стороны, трудности эти вызваны отсутствием у учащихся системы представлений о древней и средневековой истории края с опорой на материалы археологии. С другой стороны, современное состояние абсолютного большинства местных археологических памятников не способствует их активному вовлечению в экскурсионную деятельность. Плачевность эта вызвана преимущественно антропогенным воздействием на сами памятники. Это и варварские варианты посещения туристами пещер с живописными изображениями эпохи позднего палеолита и тотальная распашка склонов долин рек с уничтожением культурного слоя сотен памятников археологии и современные надписи на приозерных скалах с древними рисунками и многое другое.

Более тридцати лет мне и моим единомышленникам по краеведческой работе с детьми посчастливилось быть причастными к процессу включения памятников археологии в образовательный и воспитательный процесс. За это время коллективными усилиями были определены и апробированы основные принципы, следование которым позволяет, на мой взгляд, эффективно использовать памятники археологии в экскурсионной работе. Тешу себя надеждой, что наш скромный коллективный опыт будет полезен как отдельным школьным преподавателям, так и туристическим компаниям, специализирующимся на экскурсионной работе с детьми.

Так сложилось, что представленный для обсуждения в настоящей статье опыт проведения экскурсий касается лишь школьников 10–12-летнего возраста. Дети этого возрастного диапазона, с одной стороны, еще не утратили способности включаться в игру и получать таким образом новую информацию о мире. С другой стороны, они уже активно пытаются найти свое место, явить свои личностные характеристики, самоутвердиться в глазах значимых для них персон. Модель организации экскурсий к археологическим памятникам, предлагаемая ниже, учитывает именно эти возрастные особенности поведения.

    Предлагаемые методические варианты проведения экскурсий школьников к археологическим памятникам отличает несколько особенностей.

· Первая состоит в том, что специальной подготовки к этим экскурсиям со школьниками не проводится. Коллеги могут усомниться в справедливости этого подхода. Применяя его, мы исходили из того, что отсутствие знания исторического контекста, частью которого является конкретный археологический памятник, будет, напротив, способствовать формированию яркости впечатлений и ощущений от встречи с ним. У руководителя экскурсии появляется реальный шанс создания цельной картины эпохи, которую отражает памятник.

· Вторая особенность – совместное рождение знания о памятнике. Дети вместе с учителем анализируют возможные варианты его местонахождения, характеристики и, что особенно важно, самостоятельно приходят к тем выводам, которые обычно формулирует сам преподаватель. Безусловно, эта модель экскурсии более трудоемка для учителя, более затратная по времени и требует большой эрудиции и терпения от руководителя. Однако опыт убеждает в целесообразности подобного подхода, поскольку в итоге у школьников создается не только система образов, но и ощущение сопричастности к этому процессу, что способствует самоутверждению и самоидентификации ребенка.

· Третья особенность вытекает из возрастных характеристик детей. Создание образов эпохи достигается как через диалог с учителем, так и посредством создания образов (средствами рисования), а также через тактильные ощущения. Подобное разнообразие укрепляет и расцвечивает образы эпохи в сознании ребенка.

· Последняя особенность заключается в стремлении продолжить обсуждение итогов экскурсии впоследствии, по возвращении детей в школу или учреждение дополнительного образования.

Для того, чтобы не быть голословным, кратко изложу один из вариантов проведения экскурсии со школьниками к известным Баландинским городищам, которые находятся в живописной местности на правом берегу р. Миасс в окрестностях пос. Солнечный Сосновского района Челябинской области. Городищ два: Большое и Малое. Они расположены на мысовидных площадках обрывистого правого берега реки, поднятого на высоту до 45–50 м от современного уреза воды в реке. Большое Баландинское городище отграничено с напольной стороны двойной линией обороны. Каждая из них состоит из рва и расположенного за ним вала. С одной стороны оборонительная система примыкает к глубокому логу с обрывистыми бортами, с другой – к обрыву реки. В средней части в системе обороны городища хорошо фиксируется проход на внутреннюю площадку. Его маркирует разрыв оборонительного рва. Малое Баландинское городище расположено примерно в ста метрах от Большого. Его характеризует крайне небольшая внутренняя площадка, слабая задернованность скального основания и крайне невыраженные детали оборонительных укреплений (рва и вала), скорее похожие на ограничительные черты, чем на реальную фортификацию. Городища стационарно не исследовались. По материалам из разведочных шурфов они первоначально были отнесены первооткрывателями к иткульской культуре раннего железного века, однако, в более поздних описаниях связываются с гороховской культурой раннего железного века.

Экскурсия обычно начинается … в полутора километрах от городищ. Сначала мы с детьми определяемся, что же мы ищем? С этой целью сначала устанавливаем признаки городища. Я прошу детей нарисовать в захваченных с собой альбомах, как они представляют себе древнее городище. Рисунки в основном представляют каменные или кирпичные средневековые крепости с башнями из детских сказок. Далее идет объяснение того, что в лесной стране архитектура, в том числе и оборонительная, была деревянной или деревянно-земляной, и сохраниться от нее должны земляные развалы стен и оплывшие рвы. Затем выясняется вероятная топографическая ситуация: в котловине или на возвышенности, вероятное расположение площадки городища по отношению к реке. Одним из вариантов выступает и мысовой, когда оборонительные сооружения отгораживают площадку с напольной стороны. Далее начинается поиск. Здесь уместно сказать о целесообразности участия в экскурсии нескольких родителей. В условиях, когда река течет в скалистом каньоне, а дети поглощены увлекательной игрой, они страхуют их вдоль скалистого берега, не допуская приближения к опасным местам.

С детьми, по мере приближения к городищу мы обсуждаем несколько возможных мест расположения цели поиска, в частности, развалины поселка первой половины ХХ века. Здесь удобно обсудить, какими признаками отличается современная яма от древней (степень задернованности бортов, облик растительности). Очень важным элементом поиска является лог, за которым и расположено древнее городище. В хорошую погоду и при наличии у детей соответствующей обуви (подошвы не должны скользить) мы не обходим лог, а пересекаем его в безопасном месте поперек, карабкаясь по его склонам. Так дети должны утвердиться в мысли, что попытка бесшумно ночью с этой стороны подобраться к городищу для его захвата – дело почти безнадежное. Мы пересекаем лог в отдалении от городища и идем с детьми … мимо него. А к городищу я посылаю нескольких самых любопытных детей, так, на всякий случай, проверить «бугры». Конечно, вскоре оттуда раздается радостный крик разведчиков: «Нашли!». Бегом все бросаемся туда, и здесь я становлюсь закоренелым скептиком, не веря в находку и требуя доказательств. Вместе мы обретаем истину, обходя по периметру руины оборонительных сооружений. После того, как все утвердились в том, что это то, что мы ищем, встает другой вопрос: «А зачем древним людям потребовалось забираться для строительства городища так высоко?» Дети обсуждают этот вопрос, сидя по краям прохода в городище. Предлагается вариант жилого назначения городища, но быстро отвергается, поскольку воды здесь нет. Ходить за ней к реке по почти отвесному обрыву высотой в несколько десятков метров – дело неблагодарное. Колодец внутри невозможен из-за скального грунта. Постепенно приходим к двум вариантам возможного использования: как убежища или как производственной (металлургической) площадки (в том случае, если раскопками будет доказана иткульская принадлежность городища). После этого мы достаем альбомы и по моей просьбе рисуем варианты внешнего вида оборонительных сооружений и конструкции ворот. Для наглядности я прошу детей встать в неглубокий ровик. Сам поднимаюсь на гребень вала, встаю в полный рост и поднимаю руку для того, чтобы показать возможную высоту деревянной оборонительной стены. Конструкцию оборонительной стены я объясняю детям, исходя из известных по работам В.А. Борзунова и Г.В. Бельтиковой вариантов. Здесь уместно дать детям подержать реплику любого из бронзовых предметов этого времени. Они давно и хорошо изготавливаются в Челябинске И.А. Русановым (ЧелГУ). Но о том, что это копия, детям я не говорю. Тактильные ощущения прикосновения к древности и возникающие эмоции стоят этой маленькой недоговоренности.

Вторая фаза экскурсии связана с Малым Баландинским городищем. Модель обсуждения его топографии, особенностей планиграфии и возможного функционального назначения примерно такие же, как и для Большого Баландинского городища. Отбрасывая фантастическое, мы постепенно приходим вместе к выводу о том, что площадка слишком мала для строительства жилищ, оборонительные сооружения производят впечатление игрушечных, а скальное основание покрыто очень скудным дерновым слоем. Вывод: скорее всего Малое Баландинское городище могло функционировать как связанное с Большим Баландинским святилище.

Важное значение имеет экологический аспект экскурсии. Сюда входит горестное обсуждение практической гибели реки Миасс, текущей после мегаполиса с его большой и вредной для экологии промышленностью. Воду нельзя пить, рыбу нельзя есть. В древности все было иначе. Хрустальные ручьи весело сбегали с березовых водоразделов в прозрачную и чистую реку. В окрестностях городищ лишь одно костровое место, где мы разводим костер, готовим для детей обед, а затем тщательно убираем за собой и тушим костер. Поход к близлежащему роднику сопряжен с необходимой беседой о заботе людей о родниках и поддержании их чистоты. Важно обсудить также вопрос о непосредственном участии детей в деле охраны природы и памятников древних культур. В идеале подобная экскурсия должна проводиться двумя учителями: истории и биологии. Цель – объяснить один и тот же небольшой участок ландшафта с позиций различных наук.

Завершается экскурсия домашним заданием для обсуждения на одном из следующих уроков. Задание таково: написать сочинение на тему «Как погибло древнее городище?». Как правило, вскоре после возвращения с экскурсии дети задают вопрос учителю о следующем маршруте поиска встреч со следами исчезнувших древних культур. Закономерен вопрос: как быть, если памятники археологии в окрестностях школы распаханы? Ответ прост: методика та же – коллективный поиск и создание знания, но должны быть учтены особенности современного состояния памятника. При этом не надо забывать известную среди врачей сентенцию: «Не навреди!».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: