Краеведческие экскурсии и поездки школьников по Южному Зауралью: из опыта работы лаборатории археологических исследований ЧГПИ/ЧГПУ

За несколько десятилетий у автора этой статьи сложились устойчивые представления как о тематике краеведческих экскурсий и поездок для школьников, так и о методике их проведения. С небольшой частью этих представлений и хотелось бы познакомить читателей.

В статье речь пойдет о т.н. поездках и экскурсиях «с книжкой в руках». Прием этот не нов. Однако, для Южного Зауралья он не использовался в достаточном объеме. Суть заключается в поездке или экскурсии по маршруту, описанному порой сотни лет назад.

Судьбу жанра путевых заметок и путешествий можно сравнить, разве что, с массовым вымиранием мамонтов на рубеже плейстоцена и голоцена. Прошедший ХХ век, к сожалению, не оставил для южноуральцев почти ничего подобного. Исключением является, пожалуй, ставшая библиографической редкостью книга В.С.Старцева (Старцев В.С., 1936), написанная в форме путешествий по краю еще в конце 1930-х гг. Этого нельзя сказать о ХVIII и ХIХ веках. Первый отложился как исключительно талантливым по изложению и удивительно емким по содержанию сочинением П.И.Рычкова (Рычков П.И., 1762), поражающими воображение путевыми дневниками П.-С.Палласа (Паллас П.-С., 1773–1778), И.И. Лепехина (Лепехин И.И., 1771) и И.- П. Фалька (Фальк И.- П., 1824). Век ХIХ оставил яркие путевые заметки Д.Н.Мамина-Сибиряка «По Зауралью», опубликованные в советское время лишь единожды (Мамин-Сибиряк Д.Н., 1952).

Яркие образы Южного Зауралья прошедших столетий – благодатный сравнительный материал, дающий большие возможности для развития познавательных интересов юных современников. Особенно это утверждение актуально в силу крайне небольшой «мобильности» школьников. Их представления о родном крае, как правило, ограничены пределами района проживания.

Остатки древних и не очень древних эпох рядом с нами и напоминают о себе разнообразно: реликтовыми «ленточными» сосновыми борами, вклинившимися далеко в степи далеко на юг, особенностями организации речных долин с их террасами, планировкой казачьих станиц и поселков, обветшалой пышностью бывших торговых пограничных городов – прежних «перекрестков» цивилизаций. Доживают свой век средневековые мавзолеи на оживленных когда-то караванных дорогах. В глухой южно-уральской тайге скрываются руины демидовских заводов. В непритязательный, местами заброшенный, проселок превратился в наши дни знаменитый некогда Сибирский тракт. Вместе с ним «угасли» и расцветшие вдоль него села с яркими образцами деревянного зодчества, монументальными православными храмами. Тысячи курганов и развалины поселений скрывают тайны разновременных южно-уральских народов.

К глубокому огорчению, все эти богатства до обидного мало используются в практике местного школьного краеведения. Причин этому несколько. Главная – большая часть из перечисленных сокровищ еще не введены учеными системно в научный оборот. Соответственно, нет и методического обеспечения подобных экскурсий, столь нужного для учителей школ и преподавателей системы дополнительного образования.

Данная статья призвана лишь в малой степени восполнить этот пробел. Некоторое время назад автором была разработана и реализована идея автобусной поездки со школьниками на тему «По старинной границе России». Речь идет о части широко известной «Уйской линии» крепостей 40-х гг. ХVIII века, которая до 30-х гг. ХIХ века выполняла функцию охраны границы Российской империи и кочевой Степи.

Впервые достаточно подробно «Уйская линия» была описана П.И. Рычковым в его знаменитой «Топографии Оренбургской губернии …». Мной был избран для проведения экскурсии отрезок от крепости Степной (ныне с. Степное Пластовского района) до г. Троицка.

Несколько слов о подходе к проведению подобной экскурсии. Я остановился на комплексном варианте. В орбиту внимания, при таком подходе, попадают как памятники природы, находящиеся по маршруту, так и археологические достопримечательности, памятники истории и культуры. Этот подход предполагает участие в поездке, как минимум, двух преподавателей – историка и географа-биолога.

Поскольку эта поездка рассчитана на два дня, не лишним будет участие в ней и сотрудника, обеспечивающего охрану и безопасность детей. Вовсе не обязательно для этого обращаться в правоохранительные органы. Полагаю, родители сумеют вам помочь.

Возможны два варианта обеспечения питания участников поездки: автономный, при котором приготовление пищи выполняется старшими (на костре или на газовой плите) и происходит на заранее предусмотренных местах стоянок «в поле» и второй, когда дети питаются в кафе или столовых школ по маршруту.

Целесообразно для отработки деталей организации поездки ее руководителю заранее проехать маршрут будущей поездки, познакомиться с администрацией и коллегами школ по трассе поездки, обговорить их возможное посильное участие в организации питания, ночлега детей. Ночлег (одна ночь) возможен как в палаточном варианте, так и в помещении одной из местных школ. Что касается моего опыта, то неоценимую помощь в организации поездки мне неизменно оказывали директор средней школы с. Степного, учитель истории Татьяна Геннадьевна Лавринова и (на тот период) учитель истории Чернореченской средней школы Троицкого района Алексей Григорьевич Василенко. Пользуясь случаем, автор выражает им самую искреннюю признательность. Подготовка руководителей к поездке включает и создание банка раздаточных иллюстративных материалов. Особенно это касается памятников археологии, уже изученных археологами.

Заканчивая сюжет, связанный с организацией описываемой поездки, хочу заметить, что при внешней сложности организации, она вполне доступна заинтересованным учителям.

В ходе проведения поездки я неизменно реализовывал принцип «субъективного открытия» и реализацию тезиса «неизвестное в известном». Кроме того, учитывались особенности эмоционального восприятия детьми объектов обсуждения по маршруту.

Кстати, о маршруте. Мы едем до Степного через города Южноуральск и Пласт. От Степного движемся на восток. Маршрут связан с долиной р. Уй, с остановками в с. Черноречье, Нижней Санарке и, наконец, на пограничном посту «Бугристое» близ Троицка, откуда автобус берет курс на Челябинск.

Первым экскурсионным объектом, безусловно, должен стать Санарский бор. Некоторое время назад из-за халатности людей большая часть этого уникального реликтового бора выгорела. Именно это зрелище и предъявляется детям как самый лучший способ воспитания бережного отношения к природе. Огромное пожарище заросло сорным лиственным лесом. Пройдет по-меньшей мере сотня лет, прежде чем природа восстановится и, выйдя лишь через сто лет из автомобиля можно будет вдохнуть неповторимый смолистый сосновый воздух. Кроме того, советую обсудить с детьми здесь колоссальные минеральные богатства этого района, доступно описанные в книгах известного краеведа Р.К. Хайрятдинова (Хайрятдинов Р.К., 2000).

Советую остановиться на одной из автомобильных стоянок на южной окраине Санарского бора, откуда впервые открывается вид на степные просторы Южного Зауралья. Здесь уместен разговор с детьми о границе степи и лесостепи в наших местах. По-мнению специалистов, она проходит именно по р. Уй.

Долина этой реки, по-моему мнению, недооценена живописцами и поэтами. Редкое место в нашем крае может сравниться с ней по красоте. Особенно впечатляет она утрами, когда ложе долины заполняют плотные туманы. Из них выступают лишь скалистые, поросшие редкими соснами, возвышенности, вызывающие живые ассоциации с дальневосточной живописью. Здесь же мы впервые открываем с детьми «Топографию Оренбургской губернии» П.И.Рычкова и вместе зачитываем его описание крепости Степной на то время. П.И.Рычков доступно объясняет название крепости, поскольку она – единственная из российских пограничных крепостей в этом районе, расположенная «на степном» берегу. Река в этом случае не могла быть дополнительным препятствием для неприятелей.

Казалось бы, прошло два с половиной века с тех времен и никакие их следы не сохранились. Так ведь, нет! Т.Г.Лавринова, проводя экскурсию по родному селу, объясняет, что до сих пор правобережная часть его зовется «Крепость», а левобережная – «Форштадт». Казаки жили в «Крепости», а на левобережье – т.н. «мужики», - все, кто не принадлежал к казачьему сословию. Сохранилась и замечательное генеалогическое предание о происхождении двух основных казачьих фамилий, чьи потомки до сих пор живут здесь, в Степном: Горбуновых и Алабужиных. Улицы села полны тайн. Здесь и необходимость объяснения широкого использования в ХIХ веке в строительстве камня-плитняка, и удивление от выполненных из перевитых прутьев тальника изгородей – явной принадлежности традиционной культуры населения южных районов России и Украины. В селе сохранилось здание казачьей школы начала прошлого века и небольшая часовенка в честь казаков, не вернувшихся с далекой уже сейчас Русско-Японской войны. Хочу быть понятым. «Ткань» исчезнувшей около века назад системы организации жизни казаков будет интересна детям. Если учитель сообщит им около здания казачьей школы некоторые сведения о системе образования в Оренбургском казачьем войске и времени ее формирования. Большое эмоциональное воздействие на детей оказывает и картина врытых на расположенном рядом сельском кладбище … крестов разрушенной в советское время станичной церкви. Старые казачки не дали их увезти!

По данным Т.Г.Лавриновой, в районе с. Степного, по р. Уй прежде работало не менее пяти водяных мельниц. Остатки плотины одной из них, принадлежавших казаку Путилову, до сих пор образуют живописный водопад в паре километров восточнее села. Это любимое место купания и по сей день.

Окрестности села Степного – настоящий археологический «клондайк». Здесь проводили разведки и вели исследования многие советские археологи. Начало было положено В.С.Стоколосом, раскопавшим в конце 1950-х годов несколько курганных могильников бронзового века. А относительно недавно в километре западнее села было открыто укрепленное поселение бронзового века, современное знаменитому Аркаиму. Археологи ЧелГУ (Д.Г.Зданович) совместно с зарубежными коллегами несколько лет назад приступили к его изучению. Восточнее Степного, около современного села Стрелецкое, в медно-каменном веке люди добывали из поверхностных выходов сырье для изготовления каменных орудий, а в урочище «Путиловская Заимка» (между Стрелецким и Степным) жили и в новом каменном и в медно-каменном веках. Тысячи разнообразных каменных орудий, сотни обломков керамических сосудов, остатки продуктов медеплавильного производства сейчас тщательно изучает археолог В.С.Мосин.

Далее наш путь лежит в с. Черноречье – казачий поселок. Местные жители показывают на склоне долины, чуть восточнее села, развалины, которые народное предание определяет как «пикет» - наблюдательный пункт, небольшой по площади, обнесенный земляным валом. Здесь уместно рассказать о системе организации границы в ХVIII веке с ее контрольно-следовой полосой, где были установлены согнутые прутья кустарника, которые лошади участников вторжения задевали ногами. Прутья разгибались вертикально, сигнализируя охранявшим границу казакам о ее нарушении. И в этом случае на площадке наблюдательной вышки, зажигался сигнальный костер. Соседние «пикеты» передавали сигнал опасности дальше. Любопытна традиционная деревянная жилая архитектура Черноречья, в которой явны следы заимствования из Средней Азии, подсмотренные, скорее всего, казаками, участвовавшими в русском завоевании Средней Азии.

На противоположном берегу, напротив Черноречья, при впадении р. Черной в р. Уй, находится прекрасно сохранившееся укрепленное поселение бронзового века «Чернореченское-III», а также большой курганный могильник, оставленный его обитателями.

Площадка поселения, ограниченная оборонительными стенами и рвами, прямоугольная в плане. Вдоль внутреннего края оборонительных стен расположены «массивы» помещений, разделенных засыпными стенами. Древние строители, для усиления системы обороны, подрезали край площадки поселения, обращенный к реке Черной, сделав его более крутым. Рядом было достаточно места для обустройства кладбища, но обитатели Чернореченского предпочли основать его … на противоположном берегу реки Черной, что, согласитесь, более неудобно и трудоемко, если говорить об организации погребений, поминальных обрядов и т.д. Ученые видят в этом факте отражение верований, согласно которым этот и потусторонний миры должна разделять водная преграда, как позднее у древних греков или римлян.

Археологи Челябинского государственного педагогического института еще в 1980-е годы изучили в этом могильнике, названном условно по близко расположенной старице р. Черной «Кривое Озеро», четыре кургана, а под ними более 50 синташтинских погребений и могил чуть более поздней и связанной с «синташтинцами» «алакульской» культуры. Раскопки могильника дали потрясшие археологов результаты. Остатки нескольких колесниц, помещенных в деревянные, порой двухэтажные, гробницы, 11 роговых псалиев – нащечников – деталей узды колесничных коней, бронзовые кинжалы, наконечник копья, разнообразные украшения, около 200 керамических сосудов – все эти остатки исчезнувшей давно жизни стали активно изучать ученые различных специальностей: археологи, археозоологи, антропологи, историки металлургии и многие другие. Результаты исследования изложены в объемной книге, вышедшей в 2003 году и известной сейчас специалистам не только в России, но и в различных странах мира – от Финляндии до США. Так что, о «чернореченских» колесницах бронзового века знают теперь далеко за пределами России.

Здесь уместно объяснить методику работы с детьми на этом археологическом памятнике. Его площадка используется сейчас как пастбище. Травяной покров угнетен и позволяет увидеть даже небольшие руинированные остатки древней деревянно-земляной оборонительной архитектуры. Прежде чем говорить о ней, надо оговориться, что основной принцип здесь, как в медицине: «Не навреди!». Не нарушайте культурный слой памятника. Это запрещено без специального разрешения. Остановив участников поездки поодаль я … достаю увеличенную копию аэрофотоснимка, на котором отчетливо видны очертания оборонительных укреплений поселения и предлагаю им  найти их на местности. Элемент поиска мобилизует детей и, через некоторое время «первооткрыватели» уже торжествуют победу. На противоположном берегу р. Черной – курганы могильника «Кривое Озеро» (см. выше). Здесь уместен разговор о древнейших колесницах на планете, запряженных парой коней и, конечно, чай, приготовленный в котелке на костре. Детям, уверен, будут интересны рассказы о жизни и работе археологов, восстанавливающих из праха Историю.

С книгой П.И. Рычкова мы путешествуем далее. Поселок Подгорный у П.И. Рычкова – «редут». На листе альбома дети должны изобразить свои представления об этом типе оборонительного сооружения. В облике современного села нет и признаков редута ХVIII века. Здесь хорошо будет восприниматься разговор о важности изучения географических названий для историков. Но более известны итоги раскопок могильника бронзового века у пос. Подгорный, условно названного «Приплодный Лог». Археолог Т.С. Малютина раскопала здесь 14 курганов со сложными порой внутримогильными конструкциями, возведенными из камня. Существование могильника связывается с несколькими археологическими культурами («алакульской», «федоровской» и «федоровско-черкаскульской») второй половины 2 тыс. до н.э.

По пути следования, у пос. Каменка, участники поездки могут обозреть один из самых обширных древних некрополей в этих местах. Сотни курганов покрывают склон долины и ее возвышенности. Уместен сюжет об охране археологического наследия.

Село Нижняя Санарка (крепость во времена П.И. Рычкова), знаменито не только своим историческим прошлым. Учитель истории местной школы А.Г. Василенко сумел создать в окрестностях села единственный в области муниципальный природно-исторический заповедник. Обозрение его прелестей с детьми явно не будет лишним.

Недалеко от с. Нижняя Санарка находится один из самых древних памятников истории человека на территории Южного Зауралья, - стоянка Троицкая I, отнесенная археологами к концу древнего каменного века (чуть более 16 тыс. лет от наших дней). Она расположена на территории бывшего совхоза «Плодопитомник», на высоком левом берегу р. Уй. Стоянка исследована археологом В.Н. Широковым и археозоологом П.А. Косинцевым в конце 1980-х – начале 1990-х годов. Находки (около 200 каменных изделий и кости животных ледникового периода) позволили специалистам сделать вывод о том, что Троицкая I была кратковременным охотничьим лагерем. Группа людей на какое-то время задержалась около туш погибших во время паводка животных, в частности, четырех мамонтов. Изучение каменных орудий (резцы, ножи, скребки) показало, что большая их часть использовалась для разделки туш, обработки шкур и кости. Поразительно, но древнейшие в наших местах мастера в качестве сырья для изготовления орудий использовали кристаллы … горного хрусталя, а он очень плохо поддается обработке. Такие они были искусники! Кость ноги дикой уральской лошади с аккуратно просверленным в ней сквозным отверстием по праву может считаться одним из древнейших на Урале костяных орудий, созданных здесь человеком.

Заканчивается маршрут поездки на КПП «Бугристое» в окрестностях г. Троицка, на современной границе Российской Федерации и Республики Казахстан. 

Прошло несколько веков, и наш край снова стал пограничным регионом. Убежден, что в абсолютном большинстве участникам экскурсии не приходилось бывать столь близко к рубежу Родины. Уже одно ощущение границы оказывает на детей глубокое эмоциональное воздействие. Кроме того, по вашей просьбе таможенники проведут с детьми небольшую экскурсию, объясняя в ходе ее проведения, как они защищают границу нашей страны от различных нарушений.

От КПП «Бугристое» наш путь лежит на север, в Челябинск. Перед отъездом вновь открываем книгу П.И. Рычкова и обсуждаем превратности исторической судьбы.

Практика показывает, что поездка может быть слишком перегружена впечатлениями и информацией. В зависимости от возраста и состава детей вполне можно ограничить количество объектов обсуждения.

Описанная экскурсионная поездка-путешествие – хороший подарок детям, особенно после окончания учебного года. В современных реалиях организации экскурсионной деятельности это возможно лишь в рамках одной или нескольких семей, имеющих собственные автомобили. В этом случае – все написанное выше реально осуществимо.  Постарайтесь убедить в этом родителей и сделать их своими союзниками. Это всего лишь одна из возможных тем. «За кадром» остались удивительные возможности, связанные с привлечением в качестве «стержней проекта» сочинений других путешественников и ученых прошлых веков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: