Работа над зрительным образом слова

      Запись слова.

Ученики могут получить ответ на поставленный вопрос (о нужной букве), обратившись к орфографическому словарику или к словарю учебника. Это будет способствовать, во-первых, накоплению опыта работы со словарями, во-вторых, формировать умения не только ставить, но и решать самостоятельно орфографическую задачу. Для лучшего усвоения орфографического облика слова на этой стадии работы полезно использовать элементы этимологического анализа (если он помогает объяснить написание слова).

Приведу фрагмент урока, на котором проводится работа над словом БЕРЕЗА:

УЧИТЕЛЬ:

- Ребята, отгадайте загадку:

      В белом сарафане встала на поляне. (Береза)

- По каким признакам вы определили отгадку?

- Проговорите слово береза орфоэпически.

- Определите ударный слог.

    - Определите безударные слоги.   

    - Запишите слово в тетрадь, пропустив орфограмму («трудное» место).

    - Прежде чем вы вставите в «окошко» нужную букву, послушайте, что пишет о березе Л.Успенский в своей книге «Почему не иначе?»:

  «Береза. Это дерево мы считаем нашим, русским деревом, но имя его знакомо большинству родственных народов. Оно восходит к … корню «bhe» (бе), уходящему в глубокую древность, означавшему «блеск», «белизну». Ведь и её кора – «береста» - носит название, связанное с тем же корнем».

-Итак, слово БЕРЕЗА образовано от того же корня, что и слово белый, и дерево названо так по белому цвету коры.

- Какую же букву, как подсказывает эта история, нужно написать в первом слоге?

- Проверьте правильность ответа по словарю.

- Проговорим, как будем писать это слово. Вставим в «окошко» нужную букву. Затем слово еще раз прочитывается орфографически, закрывается и под орфографическую самодиктовку каждым учеником записывается, после чего запись сверяется с образцом.

Обращение к истории слова может помочь детям в изучении отдельных слов. Вот примеры этимологических справок, взятых из разных словарей.

БОГАТСТВО (богатый). Связано со словом бог. Некогда его значение было: «наделенный свыше всякими благами счастливец» (сравните с украинским НЕБОГА – «бедняк», «нищий»).

ВОКЗАЛ. Лет 300 назад в Лондоне (Англия) некая предприимчивая дама по имени Джейн Во превратила свою усадьбу в место общественных гуляний, и, построив там павильон, назвала его «Вокс – Холл», т.е. «Зал госпожи Во». Скоро так стали называть и другие увеселительные заведения с садами; слово стало именем нарицательным. Наконец, превратившись в вокзал, это слово у нас в русском языке стало просто названием станционного здания для пассажиров на любом виде транспорта: автовокзал.

СОЛДАТ. Это связано с итальянским «сольдо». Сольдо – это название монеты и «жалование». Человек, получающий «сольдо», т.е. жалование, назывался «сольдато».

ЧЕТВЕРГ. В старину четверг носил название четверток, т.е. «день, четвертый по порядку», четверть недели. Проверочное слово» четверть, четверо.

Как пишет М.Р. Львов, «иногда написание, считающееся традиционным и непроверяемым, может быть проверено на основе знания этимологии и исторических изменений в фонетике русского языка».

Таким образом, на этапе введения нового слова работа над непроверяемым написанием включает в себя: устное предъявление слова, постановку орфографической задачи, которая фиксируется пропуском соответствующей буквы, выбор способа решения и соответственно решение орфографической задачи, в том числе, если это целесообразно, с использованием этимологического анализа. Завершающий шаг – запись слова, организованная так, чтобы обеспечить запоминание его орфографического облика.

При работе над так называемыми словарными словами определенную трудность для школьников представляет прочное запоминание орфографического облика слова. Известно, что запоминание облегчается вовлечением в процесс восприятия различных анализаторов. Следовательно, и упражнения должны опираться на различные виды памяти.

Хорошему усвоению правильного написания слова способствует использование мнемонических приемов.

К мнемотехнике можно отнести такие стихи, рассказы, рисунки, ребусы, кроссворды, группировки слов, которые, вызывая определенные ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово. Эти приемы особенно полезны в тех случаях, когда не может помочь этимологическая справка.

 

Описание работы

Виды и формы работы над усвоением слов с непроверяемыми написаниями.

Обучение написанию слов с непроверяемыми написаниями

У каждого учителя складывается своя определенная система по усвоению правописания система по усвоению правописания словарных слов. Приведу примеры различных видов и форм работ над усвоением правописания слов, непроверяемых правилами.

РЕБУСЫ И КРОССВОРДЫ.

Кроссворды и ребусы в данном случае не только забавный материал, но и способ еще раз подчеркнуть трудную орфограмму и закрепить её написание в памяти.

 1)

  О   О   О

 

  Хочешь бегать далеко,

Хочешь прыгать высоко,

Пей почаще …(молоко)

2)

  А   У  

 

Две гласные «А» и «У» одни

Угадайте – кА, друзья,

Очень много хруста

  Издает …(капуста)

3)

  О Р О  
  О Р О  
  О Р О  
  О Р О  

 

Прошу вас все назвать слова,

Где –оро- надо написать! (хорош, мороз, город, горох)

 

4)

  О Р О    

 

  О Р О    
  О Р О    
  О Р О      

 

(Корова, сорока, ворона, воробей)

 

5)

  О   О  

  О   О  

  О   О  

 

  О   О      

 

  О   О      
  О   О      
  О   О        

потом

топор

горох

погода

солома

дорога

соловей

 

6)

  Е   Е    

 

  Е   Е    

 

  Е   Е      

 

  Е   Е      
  Е   Е        
  Е   Е        

ветер

север

весело

мебель

деревня

медведь


7) Кроссворд «Кто достанет арбуз»

 

  А      

 

 

  А        
А          
А            
А              

 

- Отгадайте загадки:

     На окне стеклянный пруд,

     А рыбачить – не дают. (Аквариум)

                    Что за чудо – синий дом!

                    Ребятишек много в нем.

                    Носит обувь из резины

                    И пытается бензином. (Автобус)

     Это старый наш знакомый,

     Он живет на крыше дома –

     Длинноногий, длинноносый,

     Длинношеий, безголосый.

     Он летает на охоту

     За лягушками в болото. (Аист)

                     Полосатое ядро,

                    Кумачовое нутро.

                    Хвостик как у хрюшки                   

                    В виде завитушки. (Арбуз)

Вызванные к доске дети заполняют буквами клетки. Одна средняя ступенька осталась незаполненной. Дети сами подбирают из «Орфографического словаря» слово из 6 букв (азбука, абажур, авария и т.д.).

Условие было такое: «Чей ряд подберет больше слов, тому и достанется «арбуз».

 

2. Рисунки – схемы.

С большим интересом дети относятся к рисункам, схемам, например:

 

Р А К Е Т А

(ракета в виде буквы А)

 

О Р Е Х

(орех круглой формы)

3. Стихотворения и загадки.

а) Петуха назвали «Петя» -

Петь он любит на рассвете.

    А медведь, наоборот,

    Петь не любит, любит мед.

Лиса – лисица, посмотри,

Очень любит букву …(и).

    Чтоб не обиделась корова

    И не прокисло молоко,

    Мы оба этих дружных слова,

    Напишем в корне с буквой О.

 б) С людьми дружит,

   Дом сторожит (собака).

    Без рук, без ног,

    А рисовать умеет (мороз).

Жидко, а не вода,

Бело, а не снег (молоко).

    Над бабушкиной избушкой

    Висит хлеба краюшка (месяц).

Мал, не велик,

Чирик – чирик (воробей)

    Кто в сарае стоит,

    Жвачку жует, молоко дает (корова).

Черный Ивашка, деревянная рубашка.

Где носом поведет,

Там заметку кладет (карандаш).

    Без окон, без дверей,  

    Полна горница людей (огурец).

Вертится, стрекочет,

Весь день хлопочет (сорока).

    Сто одежек –

    И все без застежек (капуста).

Железный нос в землю врос,

Копает, землю разрыхляет (лопата).

    Десять мальчиков живут

    В зеленом чуланчике (горох).

Шагае6шь – впереди лежит.

Оглянешься – домой бежит (дорога).

    Орехи в земле,

    Листья на земле (картофель).

Деревянная дорога,

Вверх идет она отлого,

Что ни шаг, то овраг (лестница).

    Где это бывает:

    Человек стоит,

    Лестница шагает? (метро)

Голова железная,

А сам деревянный (молоток).

    Никто не пугает,

    А вся дрожит (осина).

Чудо – птица – алый хвост –

Полетела в стаю звезд (ракета).

 в) Очень хорошо воспринимается учениками загадки в форме шарад.

    Мой первый слог – крик птицы.

    Два других – на дне пруда,

    А целое в музее

    Найдете без труда (картина).

Прибавьте О к единице длины,

И вмиг оно преобразится.

А как? Подумать вы должны:

Скажу лишь: под землей помчится (метро).

г) «Подскажи словечко»

Рано утром всех на луг

Собирает нас пастух.

А к вечеру всем молока

Я людям дать готова.

Угадали, кто же я?   

Конечно же, …(корова)

    Дремучий лес к стеклу прирос –

    Нарисовал его …(мороз)

Трещала с самого утра:

«Пора! Пор-р-р-ра!»

А что – пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит …(сорока).

4) Игры.

 Для закрепления правописания трудных слов можно использовать игры. Ведь именно игра продолжает занимать ведущее место в жизни младших

школьников, представляет для них наиболее интересный и увлекательный вид деятельности. Игры, предназначенные для запоминания слов с непроверяемым написанием, нетрудно сделать и самим. Одним из возможных вариантов является лото, которым целесообразно пользоваться не только на уроках, но и на дополнительных занятиях.


А) Лото.

В комплект лото входит несколько больших листов, расчерченных на клетки, в каждой их которых крупным шрифтом написаны слова с непроверяемым написанием. Непроверяемое написание в слове можно выделить каким–либо образом. На маленьких карточках, совпадающих по размеру с клеткой большого листа, записываются загадки, соответствующие словам – отгадкам, занесенным в клетки. Количество маленьких карточек должно соответствовать общему количеству клеток на больших листах.

 Правила игры:

Ученики получают по 1 большому листу. Ведущий берет себе маленькие карточки и зачитывает загадки. Играющие ищут на своих листах слова – отгадки. Игрок, правильно отгадавший свою загадку, берет у ведущего карточку и закрывает ею соответствующую клетку на листе. Выигрывает тот, кто первым закроет карточками все слова своего листа. Цель такого лото – зрительное восприятие и запоминание слов с непроверяемым написанием.

Использовав эту игру продолжительное время, учитель делает другие варианты лото, более сложные. На больших листах вместо выделенных букв делаются пропуски, которые ученики будут заполнять простым карандашом. Для того чтобы не наступило такого момента, когда ученики потеряют интерес к игре (потому что выучили все загадки), необходимо своевременно обновлять содержание маленьких карточек, т.е. подбирать на те же слова другие загадки, учитывая при этом возрастные и индивидуальные особенности своего класса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: