- Весело чирикают … (воробьи).
- В лесу живут …, … и …. (лисица, медведь и заяц)
- … - верный друг человека. (собака)
- Дети катаются на … (коньках)
- Колхоз собрал богатый урожай …, … и …
(картофеля, моркови и гороха).
- Столица нашей Родины - … (Москва).
- Мы изучаем … язык (русский).
- На грядках растут … и … (помидоры и огурцы).
- С … подул сильный и холодный … (севера, ветер).
Такой вид работы проводится тоже по-разному:
1. На доске записываются 3-4 предложения, а дети вместо точек дописывают словарные слова.
2. Слова для вставок пишутся учителем на доске. Учитель диктует предложения, ученики выбирают нужные по смыслу слова и дописывают предложения.
3. Ученики пишут только пропущенные при диктовке учителя слова.
Таким образом, для совершенствования обучения, во-первых, нужно включить работу со словами с непроверяемыми написаниями в общую систему формирования орфографических умений. Легкость и прочность усвоения учащимися этих слов зависит от степени развития определенных умений: умения слышать звучащее слово (т.е. от степени развития фонематического слуха); умения находить орфограммы до написания; умения определять вид орфограммы. Особое внимание при этом следует уделить базовому умению – умению обнаружить орфограмму (т.е. орфографической зоркости).
Во-вторых, следует разнообразить работу путем использования различных средств и способов обучения.
Приведу примеры использования словарной работы на уроках русского языка. Я решила работать блоками над словами с непроверяемыми написаниями. Все слова взяла из программы начальных классов.
По методике С.Н.Лысенковой составила 11 блоков:
1. Учебные вещи: карандаш, тетрадь, пенал,
2. Россия: Москва, Родина, город, деревня, фамилия.
3. На реке: хорошо, весело, быстро, скоро, вдруг, каток.
4. Наш огород: ягода, яблоко, земляника, огурец, помидор, капуста, урожай, пшеница, береза, осина.
5. Школа: ребята, класс, девочка, мальчик, товарищ, дежурный, ученик, ученица, много, учительница, директор.
6. Завод: машина, завод, рабочий, работа, народ, лопата.
7. Птицы: сорока, ворона, воробей, синица, соловей.
8. Зимой: мороз, ветер, иней, суббота, коньки.
9. В магазине: посуда, молоко, одежда, пальто, платок, сапоги.
10. Животные: корова, заяц, собака, лисица, медведь, медведица.
11. Цвета радуги: желтый, черный, сиреневый, оранжевый, фиолетовый.
Каждый блок – альбомный лист, который вывешивался на неделю в классе. Работа проводилась по следующему плану.
Понедельник. Ознакомление с блоком, орфографическое проговаривание (3 раза), запись слов в индивидуальные словарики с выделением орфограмм и расстановкой ударения, выяснение значения этих слов, озаглавливание блока.
Вторник. Запись в тетрадях по слогам, для переноса (орфографическое проговаривание).
Среда. Составление словосочетаний, подбор однокоренных слов (где возможно), составление предложений. Четверг. Составление связного рассказа с данными словами, озаглавливание своего текста (каждый ребенок пишет свой текст, может
менять заголовок), отбор лучших текстов.
Пятница. Словарный диктант (5 – 10 – 15 слов из первых трех блоков).
Приведу работу по блоку 2.
Понедельник (см. план)
Значение слов берем из Большой Советской Энциклопедии, этимологического словаря (где нужно) и др.
Москва – город-герой, столица нашей России, крупнейший центр промышленности, культуры и науки. В Москве находится наше правительство.
Родина – место, где человек родился, живет (малая родина).
Город – крупный населенный пункт, жители которого заняты главным образом в промышленности и торговле, а также в сфере обслуживания, управления, науки и культуры.
Деревня – небольшое поселение, один из видов сельских населенных пунктов.
Фамилия – от латинского слова семья, родовое наименование лица, приобретаемое при рождении.
Вторник.
Моск-ва, Ро-ди-на, го-род, де-рев-ня, фа-ми-ли-я.
Моск-ва, Ро-дина, Роди-на, го-род, де-ревня, дерев-ня, фа-милия, фами-лия.
Среда.
1) Красивая Москва, большая Родина, студенческий город, маленькая деревня, знатная фамилия.
2) Москва, москвичи, московская, москвички.
Родина, родить, родня
Город, городской, городок.
Деревня, деревушка, деревенский, деревенька.
3) Москва – столица нашей огромной России.
Моя большая Родина – Россия.
Иркутск – студенческий город.
Моя бабушка живет в деревне Васильки.
Фамилия моей подруги Лапушкина.
(работа проводится устно).
Четверг. Письменное составление рассказов.
Пятница.
Словарный диктант «Россия», написанный Ваней (дети выбрали его текст).
Моя Родина – Россия. Россия – большая и богатая страна. Столицей России является город Москва. Первый Президент России – Ельцин Борис Николаевич. Я родился в городе Ульяновске. Это моя малая родина. В России много больших городов и малых деревень. Фамилия моего дедушки Антипов.
Лучшие рассказы помещаем в тетради «Лучшие творческие работы», которая находилась в классе.
Каждый ребенок мыслил самостоятельно, похожих работ не было. И это радует.
В конце учебного года учащиеся орфографически озвучили все слова из своих словариков и записали (читая орфоэпически) их, диктуя один раз.
Для закрепления словаря можно использовать методику П.С. Тоцкого -обучение написанию слов с непроверяемыми написаниями на основе приема орфографического проговаривания.
В последние годы на основе разработок психологов была предложена работа по изучению слов с трудными написаниями с использованием 4 приемов:
1. аудирование (слушание);
2. орфографическое проговаривание;
3. зрительная фиксация;
4. письмо (многократная запись).