О) Допиши предложение

- Весело чирикают … (воробьи).

- В лесу живут …, … и …. (лисица, медведь и заяц)

- … - верный друг человека. (собака)

- Дети катаются на … (коньках)

- Колхоз собрал богатый урожай …, … и …

 (картофеля, моркови и гороха).

- Столица нашей Родины - … (Москва).

- Мы изучаем … язык (русский).

- На грядках растут … и … (помидоры и огурцы).

- С … подул сильный и холодный … (севера, ветер).

 

 Такой вид работы проводится тоже по-разному:

1. На доске записываются 3-4 предложения, а дети вместо точек дописывают словарные слова.

2. Слова для вставок пишутся учителем на доске. Учитель диктует предложения, ученики выбирают нужные по смыслу слова и дописывают предложения.

3. Ученики пишут только пропущенные при диктовке учителя слова.

 

  Таким образом, для совершенствования обучения, во-первых, нужно включить работу со словами с непроверяемыми написаниями в общую систему формирования орфографических умений. Легкость и прочность усвоения учащимися этих слов зависит от степени развития определенных умений: умения слышать звучащее слово (т.е. от степени развития фонематического слуха); умения находить орфограммы до написания; умения определять вид орфограммы. Особое внимание при этом следует уделить базовому умению – умению обнаружить орфограмму (т.е. орфографической зоркости).

Во-вторых, следует разнообразить работу путем использования различных средств и способов обучения.

Приведу примеры использования словарной работы на уроках русского языка. Я решила работать блоками над словами с непроверяемыми написаниями. Все слова взяла из программы начальных классов.

По методике С.Н.Лысенковой составила 11 блоков:

1. Учебные вещи: карандаш, тетрадь, пенал,

2. Россия: Москва, Родина, город, деревня, фамилия.

3. На реке: хорошо, весело, быстро, скоро, вдруг, каток.

4. Наш огород: ягода, яблоко, земляника, огурец, помидор, капуста, урожай, пшеница, береза, осина.

5. Школа: ребята, класс, девочка, мальчик, товарищ, дежурный, ученик, ученица, много, учительница, директор.

6. Завод: машина, завод, рабочий, работа, народ, лопата.

7. Птицы: сорока, ворона, воробей, синица, соловей.

8. Зимой: мороз, ветер, иней, суббота, коньки.

9. В магазине: посуда, молоко, одежда, пальто, платок, сапоги.

10. Животные: корова, заяц, собака, лисица, медведь, медведица.

11. Цвета радуги: желтый, черный, сиреневый, оранжевый, фиолетовый.

Каждый блок – альбомный лист, который вывешивался на неделю в классе. Работа проводилась по следующему плану.

Понедельник. Ознакомление с блоком, орфографическое проговаривание (3 раза), запись слов в индивидуальные словарики с выделением орфограмм и расстановкой ударения, выяснение значения этих слов, озаглавливание блока.

Вторник. Запись в тетрадях по слогам, для переноса (орфографическое проговаривание).

Среда. Составление словосочетаний, подбор однокоренных слов (где возможно), составление предложений.                                                           Четверг. Составление связного рассказа с данными словами, озаглавливание своего текста (каждый ребенок пишет свой текст, может

менять заголовок), отбор лучших текстов.

Пятница. Словарный диктант (5 – 10 – 15 слов из первых трех блоков).

  Приведу работу по блоку 2.

Понедельник (см. план)

  Значение слов берем из Большой Советской Энциклопедии, этимологического словаря (где нужно) и др.

Москва – город-герой, столица нашей России, крупнейший центр промышленности, культуры и науки. В Москве находится наше правительство.

Родина – место, где человек родился, живет (малая родина).

Город – крупный населенный пункт, жители которого заняты главным образом в промышленности и торговле, а также в сфере обслуживания, управления, науки и культуры.

Деревня – небольшое поселение, один из видов сельских населенных пунктов.

Фамилия – от латинского слова семья, родовое наименование лица, приобретаемое при рождении.

Вторник.

Моск-ва, Ро-ди-на, го-род, де-рев-ня, фа-ми-ли-я.

Моск-ва, Ро-дина, Роди-на, го-род, де-ревня, дерев-ня, фа-милия, фами-лия.

Среда.

1) Красивая Москва, большая Родина, студенческий город, маленькая деревня, знатная фамилия.

2) Москва, москвичи, московская, москвички.

Родина, родить, родня

Город, городской, городок.

Деревня, деревушка, деревенский, деревенька.

3) Москва – столица нашей огромной России.

Моя большая Родина – Россия.

Иркутск – студенческий город.

Моя бабушка живет в деревне Васильки.

Фамилия моей подруги Лапушкина.

(работа проводится устно).

Четверг. Письменное составление рассказов.

Пятница.

 Словарный диктант «Россия», написанный Ваней (дети выбрали его текст).

Моя Родина – Россия. Россия – большая и богатая страна. Столицей России является город Москва. Первый Президент России – Ельцин Борис Николаевич. Я родился в городе Ульяновске. Это моя малая родина. В России много больших городов и малых деревень. Фамилия моего дедушки Антипов.

Лучшие рассказы помещаем в тетради «Лучшие творческие работы», которая находилась в классе.

Каждый ребенок мыслил самостоятельно, похожих работ не было. И это радует.                                                                                    

В конце учебного года учащиеся орфографически озвучили все слова из своих словариков и записали (читая орфоэпически) их, диктуя один раз.

Для закрепления словаря можно использовать методику П.С. Тоцкого -обучение написанию слов с непроверяемыми написаниями на основе приема орфографического проговаривания.

В последние годы на основе разработок психологов была предложена работа по изучению слов с трудными написаниями с использованием 4 приемов:

1. аудирование (слушание);

2. орфографическое проговаривание;

3. зрительная фиксация;

4. письмо (многократная запись).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: