Штудии Александра Архипенко

Попытка привязать Александра Архипенко к какой-либо школе заранее обречена на неудачу. И он сам, и его искусство носило тот космополитичный характер, который был способен найти понимание во всех концах света в первой половине ХХ века.

У него украинские корни; начальное образование он получил в 1902–1905 годах в киевском Художественном училище, откуда был отчислен за участие в революционных выступлениях.  В Киеве в 1906 году прошла и его первая выставка. Впоследствии связь с родиной сохранялась во многом благодаря брату Евгению, участнику революционных событий на Украине и политэмигранту.

Более значимым было обучение в 1906–1908 годах в Московском училище живописи,  ваяния и зодчества. В те годы там собралась блестящая плеяда молодых художников, чье революционное искусство должно было перевернуть мир.

Не было ничего более естественного для юного художника, чем с багажом великих амбиций отправиться в Париж, где создавалось все наиболее яркое и интересное в мире искусства авангарда. Молодые таланты со всех концов света в те годы селились в знаменитом фаланстере Улье, где в 140 крошечных дешевых студиях работали Леже, Модильяни, Сутин, Штернбег, Соня Делоне, Цадкин, Костецкий. В этом бродильном котле созревали великие таланты, создавшие в послевоенные годы «Парижскую школу» – одно из ярчайших явлений искусства ХХ века. Там Архипенко прожил более шести лет.

Попытки учиться в парижской Высшей школе изящных искусств не дали искомых результатов. На годы его действительной школой станет Лувр, где он будет изучать памятники античности, Древнего Египта, средневековья.

Это было время, когда триумфально заявил о себе кубизм, через увлечение которым прошли практически все молодые авангардисты. Уже тогда Архипенко отдавал в своем творчестве предпочтение скульптуре. Впервые молодой скульптор показал свою работу в салоне Независимых  в 1910 году. Вместе с Метценже, Вийоном и Глезом он будет разрабатывать кубистическую пластику, впервые в истории скульптуры включавшую «сквозные формы», т.е. пустоты. Его объекты создавались из любого подручного материала: металла, дерева, стекла, картона, камня. В его трехмерных творениях соседствовали как разнообразные материалы, так и контрастные фактуры  и цвета. он пробовал создавать рельефные объекты, расписывая их подобно картинам, и контр- рельефы, втягивавшие в себя пространство зрителя. Пожалуй, мало в ком творческий импульс Пикассо нашел столь активное и действенное развитие. Впрочем, как и Пикассо, Архипенко никогда не терял связи с фигуративностью. В его скульптурах и графических произведениях всегда присутствует человеческая фигура, иногда крайне деформированная.

 Слава Архипенко уже в предвоенные годы была громкой. он был известен не только во Франции, но в 1913 году принимал участие в скандальной арсенальной выставке в Нью-Йорке (Международной выставке современного искусства – armory Show). Около тысячи работ из старого света познакомили Америку с панорамой развития европейского авангарда нескольких минувших десятилетий – от Клода Моне, Сезанна и Уистлера до Матисса, Пикассо и Марселя Дюшана. Из скульпторов особое внимание привлекли работы Лембрука и Архипенко. Для  двадцатишестилетнего мастера участие в этом показе значило признание его искусства если  не публикой, то профессиональной средой.

Начавшаяся Первая мировая война не только заставила замереть художественную жизнь на европейском континенте. Одним из ее итогов стала радикализация художественных направлений, когда стремительно возникали явления, указывавшие на дегуманизацию современного общества, например, дадаизм. Другой реакцией на мировую катастрофу стало обращение к классическому наследию и архаике. Пикассо начал писать картины, при взгляде на которые сразу возникали реминисценции живописи неоклассического направления от Рафаэля до Энгра.

Архипенко тогда же обратился к античной пластике. конечно, работ в материале в скудные и тяжелые послевоенные годы скульптор выполнил мало. В это время, как никогда ранее, он много работает в графике. В Берлине, где мастер поселился в конце 1918 года и вскоре основал собственную художественную школу, его выставки наполнены большими рисунками. Таких выставок в Берлине до отъезда мастера в США в 1923 году, страну, с которой будет связана вся его остальная жизнь, было много. Отдельной вехой в судьбе Архипенко стала Венецианская биеннале 1920 года. там художнику была посвящена отдельная экспозиция, знаменовавшая его принадлежность к элите современного искусства.

Рисунки Архипенко начала 1920-х годов – это исключительно штудии для скульптур. В плавных, текучих и мягких формах женских тел мастер видит их воплощение в вечных материалах. он изучает натуру в сложных положениях и ракурсах, стремясь найти едва уловимый момент между статикой и динамикой, силой и грациозной женственностью. Другой особенностью, открывшейся Архипенко в графике тех лет, явилась возможность работать над композициями, объединявшими несколько фигур. Здесь задача усложнялась необходимостью гармонизировать отношения фигур внутри композиции. конечно, импульс классического искусства здесь совмещается с отголосками кубизма, ар-нуво, конструктивизма. Но это особенность искусства мастера, всегда чуткого к происходящим в мире искусства тенденциям, что свидетельствует о его способностях

 к ярким интерпретациям новейших тенденций современного искусства.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: