Согласно Международной конвенции защиты прав ребенка 1999 г., к детям относятся человеческие индивидуумы в возрасте от рождения до 18 лет.
Выделяют следующие возрастные периоды:
Внутриутробный период
Период новорожденности
Период грудного возраста — от 29-го дня жизни ребенка до 1 года. Период раннего детского возраста — от 1 года до 3 лет.
Период дошкольного возраста — от 3 до 7 лет.
Период младшего школьного возраста — от 7 до 11 лет. Период старшего школьного возраста — с 12 до 17—18 лет.
I. Внутриутробный период — от момента зачатия до рождения ребенка. Продолжается 280 дней начиная счет с первого дня последнего менструального цикла у женщины.
· Характерен бурный рост и тканевая дифференцировка плода.
· формирование рудименты всех основных органов и систем.
· с 4-й недели определяется у эмбриона сердцебиение,
· на 8-й неделе наблюдается мышечная реакция в ответ на стимуляцию
· на 9-й неделе рефлексогенными становятся ладони и подошвы, отмечается спонтанная моторика кишечника.
· 12 нед определяется кора больших полушарий головного мозга.
· 13–14 нед появляются плавные движения в ответ на стимуляцию различных зон.
· 14-й неделе начинаются глотательные движения.
· 17-й неделе появляется хватательный рефлекс.
· 18-й неделе отмечаются дыхательные движения.
· 20-й по 28-ю недели устанавливается костно-мозговое кроветворение (вместо печеночного).
· 28–29 нед плод может активно сосать.
·
К концу второго триместра беременности масса плода составляет 1000 г, а длина тела — 35 см, а к концу беременности масса тела 3200–3500 г, длина тела 48–50 см и более.
II. Период новорожденности — от момента перевязки пуповины по 28-й день жизни. В пределах его различают:
· ранний неонатальный период — до окончания 7-х суток (всего 168 часов);
· поздний неонатальный период — с 8-го по 28-й день жизни новорожденного;
· перинатальный период — с 24-й недели беременности до окончания первой недели после рождения.
В раннем неонатальном периоде отмечаются следующие периоды наибольшего напряжения реакций адаптации:
· первые 30 мин жизни — острая респираторно-гемодинамическая адаптация;
· период от 1 до 6 часов — синхронизации основных функциональных систем;
· на 3–4-е сутки внеутробной жизни — напряженная метаболическая адаптация в связи с переходом на лактотрофный тип питания и анаболический тип обмена веществ.
·
В поздний неонатальный период происходит дальнейшая адаптация к условиям внешней среды. Наиболее важными критериями благополучия ребенка в этот период служат
· динамика массы тела и роста,
· нервно-психическое развитие,
· состояние сна.
III. Период грудного возраста — от 29-го дня жизни ребенка до 1 года.
· нарастанием массы тела ребенка и роста, интенсивным физическим, нервно-психическим, интеллектуальным развитием. К 4.5 мес происходит удвоение массы тела при рождении, к концу года масса тела составляет 10–10.5 кг. Отмечаются значительные темпы роста: длина тела увеличивается на 50% длины при рождении и к году достигает 75–77см. Окружность головы к году составляет 46–47 см, окружность груди — 48 см.
· Происходит быстрое развитие моторики и двигательных умений ребенка. Наблюдается три «пика» двигательной активности. Первый — в возрасте 3–4 мес — связан с существенными морфофункциональными изменениями проекционной зрительной зоны; для него характерны комплекс оживления, радости при первом общении со взрослыми. Второй — в возрасте 7–8 мес — активация ползания, формирование бинокулярного зрения и овладение пространством. Третий пик — 11–12 мес — начало ходьбы. Определяют указанные типы двигательной активности сенсорно- моторные связи, а детерминируют процессы роста и развития скелетная мускулатура ребенка и его двигательная активность.
· Нервные связи между ребенком и окружающими людьми устанавливаются посредством мимики, жеста, голосовых интонаций. Развитие тонких движений пальцев рук способствует развитию мозга и речи..
· грудного ребенка и развитие речи происходит настолько быстро, что оценивается по четвертям года.
· Нервно-психическое развитие. В первой четверти года у ребенка устанавливается психический биоритм: сон–бодрствование; переходные между ними отрезки — засыпание–пробуждение, составляющие 10 мин. Если переходные промежутки превышают 30 мин, то это препятствует психическому развитию ребенка в указанный возрастной период (1–3 мес
· Ведущие линии развития — это то, что получает наибольшее развитие на данном возрастном этапе и является прогрессивным для дальнейшего развития ребенка.
· В 1–3 мес — это развитие зрительных, слуховых, ориентировочных и положительных эмоциональных реакций.
· Развитие ребенка в 3–6 мес. Прибавка массы тела по месяцам: 750–700–650 г. Длина тела увеличивается на 2.5–2 см, окружность головы на 1 см каждый месяц, окружность груди на 1–1.5 см/мес.
· Моторные функции. Поднимает голову в положении лежа на животе — 3 мес, лежа на спине— 4 мес. Делает мост — 4,5 мес. Высоко поднимает голову и туловище, опираясь на руки — 6 мес. Переворачивается на живот из положения лежа на спине — 5–6 мес, на спину из положения на животе
— 6 мес. В 6 мес ребенок самостоятельно сидит.
· Развитие речевых функций. В 5 мес — певучее гуление, самоподражание в гулении; в 5–6 мес начинает произносить первые слоги «ма», «ба». Появляется способность локализовать звук в пространстве, дифференцированная реакция на звук.
· Ведущая линия развития — движение руки, подготовительные этапы активной речи — подражание слогам.
· Развитие ребенка 6–9 мес. Прибавка массы тела по месяцам: 600 г–500 г–500 г. Длина тела увеличивается на 2 см + 2 см + 1.5 см, окружность головы за второе полугодие на 2.5 см, окружность груди —.5 см–1 см в месяц.
IV. Период раннего детского возраста — от 1 года до 3 лет.
· Нервно-психическое развитие. Наивысшая степень эмоциональных проявлений. Преобладание положительных эмоциональных реакций.
· Закладывание основ интеллекта.
· Развитие речи. Речь становится основным средством общения со взрослыми и детьми. На втором году 8–10 новых слов в месяц. На 3-м году — 50–60 слов. От 2 лет 6 мес до 3 лет словарный запас 1200– 1500 слов, речь простыми фразами.
· Ребенок легко повторяет услышанные фразы. Быстрое развитие памяти: воспоминание об определенном событии, установление взаимосвязи и последовательности событий. Изучение признаков предмета — исследовательское поведение.
· Развивающее действие изобразительной и конструктивной деятельности. Становление индивидуальных черт характера и поведения. Характерна способность мозга к выработке внутреннего торможения, на основе которой формируются волевые качества личности. Избирательное отношение к детям.
· На втором году потребности выше имеющихся у ребенка возможностей, стремление к активной деятельности. В 2.5–3 года ребенок легко запоминает стихи и песенки, речь его эмоционально выразительна.
· Ведущие линии развития. 1 год 6 мес–1 год 9 мес— обобщение предметов по существенным признакам. Развивающее действие изобразительной и конструктивной деятельности. Игровая деятельность.






