Вопрос 26. Работа врача в школе и дошкольных учреждениях

Конечной целью работы школьного врача является профилактика заболеваний учащихся в момент обучения в школе (профессиональные болезни, снижение травматизма, совершенствование физического развития).

I. Лечебно-профилактическая работа.

1. Оказание первой врачебной медицинской помощи обратившимся детям - ведение амбулаторного приема.

Организовать проведение углубленных медицинских осмотров.

Организовать проведение диспансерного наблюдения за вновь выявленными заболевшими,в течение года переводить детей из одной группы физического здоровья в другую (карты для наблюдения)

4. В соответствии с графиком работы оказывать консультативную помощь и отправлять к специалистам для лечения.

5. Весной лично осмотреть каждого ребенка и решить вопрос о нагрузке физической, нервной, эмоциональной в период летних каникул, и в соответствии с состоянием здоровья дать рекомендации о правильном соблюдении режима труда и отдыха во время каникул (индивидуальные карты).

6. Контроль за физическим воспитанием.

II. Противоэпидемическая работа.

Проводится любым врачом-педиатром, школьным врачом и врачом закрытого организационного коллектива в целях предупреждения коллективного распространения инфекционных заболеваний и сохранения здоровья детей.

1. Врач обязан лично составить списки по возрастам, сверить списки по классам, сделать выборку группы детей, которых необходимо вакцинировать в данный момент.

2. Врач должен организовать раннее выявление больных инфекционными заболеваниями в группах и классах. После выявления ребенка с инфекционным заболеванием обязан изолировать от коллектива, при необходимости госпитализировать.

3. организовать проведение текущей дезинфекции:

4. После проведения дезинфекционных мероприятий врач обязан наложить карантин. Для этого необходимо иметь журнал наложения и снятия карантина по группам и классам.

5. Проводить работу по профилактике пищевых отравлений.

III. Санитарно-гигиеническая работа.

1. Контроль за условиями труда и отдыха учащихся.

-Осуществление контроля за составлением расписания, регулирующего распределение учебной нагрузки учащихся.

-Обязан контролировать проведение уроков физкультуры

2. Обязан следить за организацией питания, которая имеет свою специфику: если школа общеобразовательная, то организация питания зависит от количества смен

3. Следить за санитарно-техническим состоянием всех помещений школы, их оснащением, оборудованием в соответствии с гигиеническими требованиями

IV. Профессиональная ориентация. (журнал по профориентации )

Врач школы совместно с дирекцией школы имеют связь с директорами заводов и фабрик, с военкоматами, средними специальными и высшими учебными заведениями и соответственно группам здоровья проводят распределение учащихся.

V. Санитарно-просветительская работа. Гигиеническое воспитание и обучение учащихся.

Если симптомы анафилактического шока возникли при введении ребёнку ЛС, следует немедленно прекратить его введение. Ребёнка укладывают горизонтально с приподнятым ножным концом кровати. Голову ребёнка поворачивают набок и приподнимают нижнюю челюсть. Если лекарственный препарат был введён в конечность, проксимальнее места введения необходимо наложить жгут (не более чем на 25 мин). Место внутримышечного введения препарата обкалывают 0,5% раствором новокаина с 0,1% раствором адреналина (0,3—0,5 мл). К месту инъекции прикладывают пузырь со льдом или холодной водой на 10— 15 мин. В другую руку подкожно вводят 0,1% раствор адреналина из расчёта 0,01 мл на 1 кг массы тела ребёнка.

 

Одновременно внутривенно или внутримышечно вводят глюкокортикоиды в дозе 5 м г/кг (в пересчёте на преднизолон), антигистаминные средства [хлоропирамин (супрастин), клемастин и др.].

При наличии бронхоспазма внутривенно медленно следует ввести аминофиллин (эуфиллин). По показаниям применяют сердечные гликозиды и аналептики [коргликон, строфантин, никетамид (кордиамин)]. При судорогах, нарушениях сердечного ритма, дыхательной недостаточности III—IV степени, артериальной гипотензии, сохраняющейся в течение 10—20 мин, показаны перевод больного на ИВЛ и проведение посиндромной интенсивной терапии.

Вопрос 27.Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей грудного возраста                                                 

ПОЛОСТЬ РТА

У новорождённого и детей грудного возраста полость рта имеет относительно небольшие размеры. Губы у новорождённых толстые, на их внутренней поверхности присутствуют поперечные валики. Круговая мышца рта развита хорошо. Щёки у новорождённых и детей раннего возраста округлые и выпуклые за счёт наличия между кожей и хорошо развитой щёчной мышцей округлого жирового тела (жировых комочков Биша), которые, начиная с 4-летнего возраста, постепенно атрофируются. Твёрдое нёбо плоское, мягкое нёбо короткое, располагается почти горизонтально. Нёбная занавеска не касается задней стенки глотки, что обеспечивает ребёнку возможность дыхания во время сосания. Язык у новорождённых короткий, широкий, толстый и малоподвижный, занимает всю полость рта.

Слизистая оболочка полости рта у детей, особенно раннего возраста, тонкая и легко ранимая, что необходимо учитывать при обработке полости рта. Выпячивание в виде валика присутствует и на слизистой оболочке щёк в щели между верхней и нижней челюстями и на твёрдом нёбе, валикообразные утолщения - на дёснах. Все эти образования обеспечивают герметизацию ротовой полости в процессе сосания. На слизистой оболочке в области твёрдого нёба по средней линии у новорождённых располагаются узелки Бона - желтоватые образования - ретенционные кисты слюнных желёз, исчезающие к концу первого месяца жизни.

СЛЮННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ

Слюнные железы у новорождённого характеризуются низкой секреторной активностью и выделяют небольшое количество густой вязкой слюны, необходимой для склеивания губ и герметизации ротовой полости во время сосания. Функциональная активность слюнных желёз начинает увеличиваться в возрасте 1,5-2 мес; у 3-4-месячных детей слюна нередко вытекает изо рта в связи с незрелостью регуляции слюноотделения и заглатывания слюны (физиологическое слюнотечение). Реакция слюны у новорождённых чаще нейтральная или слабокислая. Кислотность слюны с возрастом увеличивается. С первых дней жизни в слюне содержатся α-амилаза и другие ферменты, необходимые для расщепления крахмала и гликогена.

ГЛОТКА И ГОРТАНЬ Глотка и гортань новорождённых и грудных детей имеют воронкообразную форму. Вход в гортань располагается высоко над нижнезадним краем нёбной занавески и соединён с полостью рта. Пища движется по сторонам от выступающей гортани, поэтому ребёнок может одновременно дышать и глотать, не прерывая сосания.

СОСАНИЕ И ГЛОТАНИЕ - врождённые безусловные рефлексы. В полости рта ребёнка создаётся отрицательное давление, чему способствует опускание нижней челюсти вместе с языком вниз и назад. Затем в разрежённое пространство полости рта поступает грудное молоко. Все элементы жевательного аппарата новорождённого приспособлены для процесса сосания груди: губы в виде «хобота», десневая мембрана, выраженные нёбные поперечные складки и жировые тела в щеках. Приспособлением полости рта новорождённого к сосанию также служит физиологическая младенческая ретрогнатия, которая в дальнейшем превращается в ортогнатию.

ПИЩЕВОД. К рождению пищевод сформирован, но его анатомические сужения выражены слабо и формируются с возрастом. Слизистая оболочка пищевода у детей грудного возраста бедна железами.

ЖЕЛУДОК новорождённого имеет форму цилиндра, бычьего рога или рыболовного крючка, расположен высоко, по мере роста и развития ребёнка опускается. У детей грудного возраста желудок расположен горизонтально, но как только ребёнок начинает ходить, он постепенно принимает более вертикальное положение.

Клапан Губарева (складка слизистой оболочки, вдающаяся в полость пищевода и препятствующая обратному забросу пищи) почти не выражен (развивается к 8-9 мес жизни), кардиальный сфинктер функционально неполноценен. Указанные особенности обусловливают возможность заброса содержимого желудка в пищевод и развитие пептического поражения его слизистой оболочки. Кроме того, склонность детей первого года жизни к срыгиванию и рвоте связана с отсутствием плотного обхватывания пищевода ножками диафрагмы, а также с нарушением иннервации при повышенном внутрижелудочном давлении. Срыгиванию способствует также заглатывание воздуха при сосании (аэрофагия) при неправильной технике вскармливания, короткой уздечке языка, жадном сосании, слишком быстром выделении молока из груди матери.

Секреторный аппарат желудка у детей первого года жизни развит недостаточно и функциональные способности его низкие. Желудочный сок ребёнка грудного возраста содержит те же составные части, что и желудочный сок взрослого: соляную кислоту, химозин (створаживает молоко), пепсины (расщепляют белки на альбумозы и пептоны) и липазу (расщепляет нейтральные жиры на жирные кислоты и глицерин).

 

У детей первого года жизни (в отличие от взрослых) отмечают высокую активность желудочной липазы, которая обеспечивает гидролиз жиров в отсутствие жёлчных кислот в нейтральной среде. Низкие концентрации соляной кислоты и пепсинов в желудке у новорождённых и детей грудного возраста определяют пониженную защитную функцию желудочного сока, но вместе с тем способствуют сохранности Ig, которые поступают с молоком матери. У грудных детей возможно повышение тонуса мускулатуры желудка в пилорическом отделе, максимальным проявлением которого является пилороспазм. В старшем возрасте иногда наблюдают кардиоспазм.

КИШЕЧНИК Тонкая кишка

После 1-го года жизни, по мере развития малого таза, расположение петель тонкой кишки становится более постоянным.

Двенадцатиперстная кишка У детей раннего возраста двенадцатиперстная кишка весьма подвижна

В верхней части двенадцатиперстной кишки происходит ощелачивание кислого желудочного химуса, подготовка к действию ферментов, которые поступают из поджелудочной железы и образуются в кишечнике, и смешивание с жёлчью.

Тощая кишка занимает примерно 2/5, а подвздошная 3/5 длины тонкой кишки (без двенадцатиперстной кишки). Подвздошная кишка заканчивается илеоцекальным клапаном (баугиниевой заслонкой). У детей раннего возраста отмечают относительную слабость илеоцекального клапана, в связи с чем содержимое слепой кишки, наиболее богатое бактериальной флорой, может забрасываться в подвздошную кишку, обусловливая высокую частоту воспалительного поражения её терминального отдела.

В тонкой кишке грудного ребёнка содержится сравнительно много газов, объём которых постепенно уменьшается вплоть до полного исчезновения к 7 годам (у взрослых в норме газов в тонкой кишке нет).

Слизистая оболочка тонкая, богато васкуляризирована и обладает повышенной проницаемостью, особенно у детей первого года жизни. У новорождённых в толще слизистой оболочки присутствуют одиночные и групповые лимфоидные фолликулы. Вначале они разбросаны по всей кишке, а в последующем группируются преимущественно в подвздошной кишке в виде групповых лимфатических фолликулов (пейеровых бляшек). Лимфатические сосуды многочисленны, имеют более широкий просвет, чем у взрослых. Лимфа, оттекающая от тонкой кишки, не проходит через печень, и продукты всасывания попадают непосредственно в кровь

У детей в грудном возрасте в период молочного питания доминирует мембранное пищеварение.

К особенностям усвоения белка у детей раннего возраста следует отнести высокое развитие пиноцитоза эпителиоцитами слизистой оболочки кишки, вследствие чего белки молока у детей первых недель жизни могут переходить в кровь в малоизменённом виде, что может приводить к появлению АТ к белкам коровьего молока. У детей старше года белки подвергаются гидролизу с образованием аминокислот.

Уже с первых дней жизни ребёнка все отделы тонкой кишки обладают достаточно высокой гидролитической активностью. Активность лактазы быстро нарастает в последние недели гестации. Высокой она остаётся на протяжении периода грудного вскармливания. Следует отметить, что β-лактоза женского молока абсорбируется медленнее, чем α-лактоза коровьего молока, и частично поступает в толстый кишечник, что способствует формированию грамположительной кишечной микрофлоры у детей, находящихся на грудном вскармливании.

Брожение в кишечнике грудных детей дополняет ферментативное расщепление пищи.

Толстая кишка К концу первого года жизни она удлиняется до 83 см а в последующем её длина примерно равна росту ребёнка. Ленты ободочной кишки, гаустры и сальниковые отростки окончательно формируются к 6-7 годам. Червеобразный отросток у новорождённого имеет конусовидную форму, вход в него широко открыт (клапан формируется на первом году жизни), обладает большой подвижностью из-за длинной брыжейки и может помещаться в любой части полости живота, в том числе ретроцекально.

Толстая кишка обеспечивает резорбцию воды и эвакуаторно-резервуарную функцию. В ней завершается всасывание переваренной пищи, расщепляются оставшиеся вещества (как под влиянием ферментов, поступающих из тонкой кишки, так и бактерий, населяющих толстую кишку) и происходит формирование каловых масс.

Слизистая оболочка толстой кишки у детей характеризуется рядом особенностей: углублены крипты, эпителий более плоский, выше скорость его пролиферации.

Прямая кишка у новорождённого имеет цилиндрическую форму, не имеет ампулы (её формирование происходит в периоде первого детства) и изгибов (формируются одновременно с крестцовым и копчиковым изгибами позвоночника), складки её не выражены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: