Ранний возраст — важнейший период становления личности. В 2-3 года ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Игра - основной вид деятельности детей раннего возраста, в ней развиваются духовные и физические силы ребёнка, его внимание, память, воображение. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный детскому возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития. Психологи считают игру ведущей деятельностью ребёнка. Особое место в деятельности детей раннего возраста занимает процессуальная игра. В ней ребёнок воспроизводит всё то, что он видит вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Если взрослые уделяют специальное внимание организации сюжетных игр ребенка, то уже к концу второго года жизни у малыша развивается достаточно выраженный интерес к игре, игровые действия постепенно теряют исключительно подражательный характер, малыш начинает все активнее варьировать игрушки и игровые действия, которые становятся все более разнообразными и развернутыми. Все большее место в игре занимают воображаемые действия с отсутствующими предметами (например, ребенок подносит пустую ладошку ко рту куклы или помешивает в пустой кастрюльке «еду»).
|
|
На третьем году жизни ребенка процессуальная игра достигает своего расцвета. Обогащается ее эмоциональная окраска, увеличивается ее продолжительность, игра становится все более самостоятельной. Теперь уже ребенку не столь необходимо постоянное участие взрослого: игрушки сами начинают стимулировать игровые действия с ними. На смену разрозненным игровым действиям приходит последовательная и самостоятельная «проработка» выбранного сюжета, включающая множество разнообразных действий, их постоянные повторения и вариации с использованием различных предметов. Но, пожалуй, главное достижение этого возраста — бурный рост воображения, для которого игра — самая благоприятная почва. Это выражается в резком увеличении по сравнению с предыдущим периодом замещающих действий. Если на втором году жизни замещения одних предметов другими носят преимущественно подражательный характер, дети третьего года уже способны придумывать их самостоятельно, проявляя подчас большую изобретательность и настоящее творчество. Например, ребенок может использовать один и тот же кубик вместо хлеба, конфеты, столика, плиты, мыла, шарик — вместо яичка, яблочка, помидора, орешка, таблетки и пр. Эта способность видеть в предмете несуществующие качества составляет одну из характерных особенностей детства. Использование замещений одних предметов другими позволяет значительно расширить рамки одного или нескольких уже хорошо знакомых ребенку сюжетов. Более того, в этом возрасте ребенок способен преодолеть навязываемый сюжетными игрушками ход игры, придумав собственный сюжет, построенный на одних лишь замещениях. Такая игра становится по-настоящему творческой.
|
|
Важную роль в процессе развития творческой сюжетной игры играет речь, которая позволяет ребенку лучше осмыслить то, что он делает, развивает его способность строить диалог с партнером, помогает планировать дальнейшие действия. И здесь незаменима роль взрослого, помогающего своим участием развитию этого процесса. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой — сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает свои действия, и этим самым осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства. Развитие детского воображения непосредственно связано с усвоением речи. Дети с задержкой речевого развития оказываются отсталыми и в развитии воображения, а соответственно позже начинают интересоваться сюжетно-ролевой игрой. Особенно заметна роль слова в так называемых режиссёрских играх, где ребенок не берет на себя роли, как в обычной игре, а передвигает кукол и другие игрушки, говорит за них. Элемент режиссуры содержится в каждой игре с куклами. «Мама» говорит и действует и за себя, и за свою дочку-куклу.
В раннем возрасте существует два вида процессуальных игр:
- - Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «дни рождения». И этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.
- - Игры на общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни: магазин, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль)
В раннем возрасте основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий (обычно их два) носит сюжетный характер. Основные сюжеты — бытовые. Действия детей однообразны и часто повторяются. По форме это игра рядом с другими детьми или одиночная игра. Дети охотно играют со взрослым, который и удерживает воображаемую ситуацию. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет-заместитель, который ранее использовался в игре.
В раннем возрасте необходимо создавать условия для пробуждения у ребенка интереса к игре, появления игрового отношения к предметам, принятия воображаемой ситуации:
- стремиться к созданию положительной эмоциональной атмосферы общения с ребенком;
- вовлекать ребенка в воображаемую ситуацию с помощью сюжетных игрушек, обращений к персонажу (персонажам) игры, обращений к ребёнку от имени персонажа;
- осуществлять показ игровых действий, сопровождающийся развёрнутыми высказываниями в процессе разыгрывания с ребенком небольших эпизодов в рамках того или иного сюжета (кормление игрушек, прогулка,укладывание их спать, купание, и пр.);
- побуждать ребенка к повторению действий взрослого, при необходимости оказывать малышу помощь;
- поддерживать инициативные игровые действия ребенка;
- наделять игровым смыслом простые манипуляции с игрушками, преобразовывать неигровые действия ребенка в действия «понарошку».