Насколько загружен ваш ребенок

Определить ребёнка в престижный детский сад, популярный развивающий центр — это замечательно. Вот он занимается тен­нисом, фигурным катанием, посещает шашечный клуб... Сло­вом, загружен до предела. А что ему действительно нравится? Не слишком ли мы многого требуем от маленького человека? Не повлияют ли нагрузки на его отношение к перспективе обу­чения в школе? Вот сколько сразу возникает вопросов. Попробуйте задать сыну или дочери следующие вопросы, а ответы, которые получите, запишите:

1. Ты хочешь учиться в школе?

2. Почему ты хочешь поступить в школу?

3. Может быть, ты хочешь ещё год ходить в детский сад (оста-

ваться дома)?

4. Тебе очень нравится в детском саду (дома)?

5. Что тебе больше всего нравится делать в детском саду (дома)?

6. Ты часто просишь маму почитать тебе?

7. Какие книжки твои любимые?

8. Если я тебе предложу сейчас поиграть в школу, ты будешь

учеником или учителем?

9. Если будем играть в школу, что у нас будет длиннее — урок

или переменка?

10. Тебе хочется пользоваться пеналом, ручкой, тетрадками?

11. Хотел бы ты учиться дома?

12. Если у тебя не получается выполнить какое-то задание, ты будешь пытаться справиться или прекратишь попытки?

Обратите внимание на ответы на вопросы № 1, 3, 5, 6, 8, 9, 11. Если будущий ученик действительно хочет в школу и это же­лание осознанно, то есть имеется положительный мотив, отве­ты будут примерно такими:

№ 1. Я хочу учиться в школе.

№ 3. Я не хочу ещё год ходить в садик (оставаться дома).

№ 5. Мне нравятся, когда мы в садике рисуем, считаем, учим буквы, делаем поделки.

№ 6. Я прошу маму почитать, потому что мне интересно слу­шать, когда мама мне читает. № 8. Я буду учеником. № 9. Лучше пусть урок будет длиннее. № 11. Я хочу учиться в школе, а не дома.

Конечно, ответы на вопросы теста могут не полностью совпа­дать с ключевыми, предложенными нами. Но вам станет изве­стно отношение будущего первоклассника к предстоящей уче­бе в школе.

Раскрась «школу»

Нарисуйте на альбомном листе прямоугольник с окошками, а ваш ребенок, выбрав карандаш, раскрасит его. Если будет вы­бран светлый, более «оптимистичный» по цвету карандаш -жёлтый, розовый, голубой, светло-зелёный — значит, со шко­лой у ребёнка связаны радостные ожидания. Выбор чёрного, тёмно-коричневого цвета может свидетельствовать, что малыш настроен не очень благоприятно...

Если вы приготовите ещё один рисунок — снова прямоуголь­ник с окошками — «школу», а в окошках кружками изобра­зите головы учеников (рисунок должен быть крупным), по­просите ребёнка нарисовать лица детей — глаза и рты. Какие выражения лиц будут преобладать — грустные или весёлые. По этому тесту можно судить об эмоциональном отношении ребёнка к школе.

Нарисуй лица

Тест можно усложнить, предложив ребёнку подумать и нари­совать выражение лиц учеников (радостное или печальное), которые на рисунках изображены в различных ситуациях. Вме­сто лиц у них пустые кружки.

Иногда ребёнок не сразу может разобраться в ситуации, ведь школьная обстановка ему незнакома, в таком случае вместе с ним проанализируйте ситуацию. Спросите ребёнка, знает ли он, кто изображён на рисунках, что делают персонажи, поче­му. Чаще всего ребёнок без труда справляется с такими заданиями и по ответам можно судить об его эмоциональном отно­шении к школе.

Обратите внимание, если среди ответов встретятся примерно следующие:

• У детей, которые смотрят из окна школы, грустные, пе­чальные лица, потому что им тоже хочется гулять и иг­рать, а они должны быть в школе.

• У мальчика, которого мама ведёт в школу, грустное лицо, потому что он не хочет идти — он не сделал все уроки и его могут наказать.

• У девочки, которой показывают парту, печальное лицо, потому что ей не нравится это место.

• У ученика грустное лицо, потому что он боится, что сдела­ет ошибку и получит двойку.

• У ученика и ученицы печальные лица, потому что они не хотят заниматься, им скучно.

• У девочки грустное лицо, потому что она не знает, как выполнить домашнюю работу.

В большинстве случаев дети дают оптимистичные ответы, та­кие, как, например:

• У детей, которые смотрят на малышей, лица весёлые, по­тому что малыши смешные.

• Мальчик улыбается, он хочет идти в школу, там инте­ресно.

• У девочки серьёзное лицо, потому что она должна запом­нить, где её парта.

• У ученика весёлое лицо, потому что он получит пятёрку за свой ответ.

• У детей серьёзные лица, потому что они выучили урок и хотят ответить.

• У девочки радостное лицо, потому что она сделала всё до­машнее задание.

Среди благополучных ответов может встретиться один-два тре­вожных, но это не страшно. Стоит задуматься, если таких от­ветов 5-6. Это может означать, что у ребёнка присутствует боязнь школы, его тревожит будущее, и маленький человек связывает с поступлением в первый класс совершенно опреде­лённые опасения, не уверен, сомневается в своих силах. Нуж­но постараться перебороть эти настроения.

Что такое школа

Когда возникают страхи? В том случае, если ребёнок пло­хо представляет себе, что его ждёт в школе. Или же в том случае, если информация, которую он получил из рассказов от взрослых, старших братьев, сестер, других детей, носит только негативную окраску. Для того чтобы будущий школь­ник узнал, что такое школа и чем он в ней будет заниматься, предложите ему выполнить следующие задания.

· Вы называете ряд слов, обозначающих предметы (суще­ствительные). Ребёнку предлагается подать сигнал, если он услышит слово, относящееся к школьной теме. Слова могут быть такими: «Пенал, диван, карандаш, подушка, зеркало, тетрадь, ручка, ученик, игрушки, конфета, парта, яблоко, учебник, блюдце, кот, перемена, урок, чашка и т. д.». Ребёнок может поднимать руку или хлопать в ла­доши, чтобы обозначить нужное слово.

· Вы называете ряд слов, обозначающих действия предме­тов (глаголы). Ребёнок подаёт сигнал, услышав слово, от­носящееся к школьной теме. Примерный список слов: «Читать, спать, играть, писать, учить, кататься, запо­минать, рассказывать, бегать прыгать, отвечать урок, пе­реписывать и т. д.».

· Приготовьте картинки, которые можно отнести к той или иной теме (в том числе школьной), или тематическое лото. Пусть ребёнок раскладывает картинки по темам, а те из них, которые относятся к теме поступления в школу, могут быть описаны более подробно. Если ребёнок зат­рудняется объяснить, почему тот или иной предмет от­несён к нужной теме, помогите ему наводящими вопро­сами.

Приготовьтесь назвать ребёнку ряд глаголов, обозначаю­щих различные действия: рисовать, играть, читать, ка­таться на велосипеде, смотреть мультфильм, считать, вырезать из бумаги, гулять и т. д. Спросите его, чем бы он хотел заниматься и почему. Обратите внимание на количество так называемых «учебных» глаголов, сколько их будет среди других и почему ребёнок их выбрал. От­сутствие таковых может означать недостаточный позна­вательный интерес и, следовательно, нежелание или не­готовность поступать в школу.

Предложите ребёнку поиграть в школу, причём выберите для себя роль учителя. После выполнения нескольких заданий спросите его, что бы он хотел получить за свою работу - отметку или конфету (яблоко, банан и т. д.). Желание получить отметку — атрибут школьной жизни -означает интерес к школе и положительное отношение к будущему обучению.

Приготовьте две коробочки: в одну из них положите не­сколько игрушек, а в другую -- что-нибудь из школьных принадлежностей. Запаситесь набором карточек (на плот­ной бумаге или картоне), на которых вы написали сло­ва- признаки, противоположные по значению:

добрый — злой весёлый — грустный тёплый — холодный чистый — грязный быстрый — медленный смелый — трусливый

умный — глупый мягкий -- жёсткий сильный — слабый вежливый — грубый интересный — скучный большой — маленький.

Вместе с ребёнком вы читаете слова на карточках и просите его разложить каждую пару по коробочкам. Сколько «поло­жительно окрашенных» признаков оказалось в «школьной» коробке? Если 7 и более — ваш ребёнок в целом настроен к школе благоприятно, заинтересованно, со школой у него связаны в основном положительные эмоции.

Ø Поиграем в школу. На этот раз спросите будущего учени­ка (сейчас у него роль учителя): «Чему ты будешь меня учить — танцевать, петь, прыгать, собирать что-то из кон­структора или писать, читать, считать?» О положитель­ной мотивации к поступлению в школу свидетельствует желание ребёнка «учить» вас школьным предметам - чтению, письму и т. д.

Выберите несколько (2-3) игрушек — куклу, мишку, зай­ца. Предложите ребёнку объяснить каждой из игрушек, что делают ученики в школе и почему нужно учиться. Обратите внимание не только на содержание рассказа ре­бёнка, но и на интонацию, с которой он будет говорить. Если ребёнок затрудняется, обсудите тему вместе, задай­те несколько вопросов от имени игрушек.

Может случиться так, что ваш ребёнок не сразу захочет выполнять задания, которые вы ему предложите. Это не оз­начает, что он не хочет поступать в школу, может быть, у него просто нет настроения или он не расположен именно сейчас обсуждать данную тему. Не нужно принуждать его к играм и беседам, лучше дождитесь благоприятного момен­та, когда у малыша будет подходящее настроение, когда он сам вас спросит. Можно подвести его к данной теме игрой, рассказом, чтением книжки, просмотром фильма или спек­такля. Помните, что ребёнок всегда интересуется новым, проявляет любопытство к тому, чего не знает, и это надо использовать. Спросите себя: «Хочет ли мой ребёнок учить­ся, умеет ли он заниматься?» Вы знаете своего малыша луч­ше всех, вы проводите с ним много времени, вы имеете воз­можность наблюдать за ним и подмечать те или иные осо­бенности. Можете ли вы ответить объективно на несколько вопросов.

Ø Часто ли ребёнок задаёт вам вопросы?

• часто (5 баллов)              • иногда (3 балла)               • редко (1 балл)

Ø Часто ли ребёнок просит, чтобы ему почитали?

• часто (5 баллов)             • иногда (3 балла)                • редко (1 балл)

Ø Занимается ли ваш ребёнок умственным трудом?

• часто (5 баллов)            • иногда (3 балла)                 • редко (1 балл)

Ø Как поступает ребёнок, услышав занимательный вопрос?

• сам пытается ответить (5 баллов)

• по-разному (3 балла)

• просит, чтобы вы сами ответили на свой вопрос (1 балл)

Ø Привлекают ли ребёнка занимательные виды деятельно­сти?

• часто (5 баллов)        • иногда (3 балла)             • редко (1 балл)

Этот простой тест может помочь вам определить, насколько у вашего ребёнка развита познавательная потребность: уз­навать что-то новое, делать что-либо занимательное, что тре­бует усилий, но получается не сразу — то, что требуется для обучения в школе.

Если при подсчёте баллов у вас получится сумма от 17 до 25 - познавательная потребность развита достаточно силь­но, это будет основательным подспорьем в школе. Сумма 12— 16 баллов означает умеренно выраженную познавательную потребность, 12 баллов говорят о том, что вам обязательно нужно уделить внимание развитию познавательной потреб­ности, потому что при такой степени сформированности её в школе у ребёнка возникнут проблемы.

 

 

Я воспринимаю окружающий мир

Что такое восприятие? Ребёнок видит, слышит, осязает те или иные предметы и явления. Он воспринимает их с помощью своих органов чувств, поэтому, говоря языком психологии, без которой нам сейчас просто не обойтись, восприятиеэто отражение сознанием человека предметов и явлений действительности во время их воздействия на органы чувств. Развитие восприятияэто развитие сенсорных представлений, в результате взаимодействия которых у ребёнка формируются образы предметов окружающего мира.

Например, про ребёнка сказали: он плохо понимает обра­щённую речь. Это значит, что нарушена сенсорная, воспри­нимающая сторона речи. Значит, основное внимание должно быть уделено работе по формированию правильных сенсор­ных эталонов.

Наш дошколёнок уже должен столько распознавать и определять! Дети к шести годам различают цвет и форму предметов. Так как названия геометрических фигур ребён­ку уже известны, он без труда соотнесёт окно с квадратом, ёлку с треугольником, мяч-- с кругом. Обозревая вылеп­ленную кем-то снежную бабу, ребёнок поправляет маму, определившую снеговика как соединение кругов: «Нет, не кругов, а шаров!»

Дети с удовольствием смешивают краски, чтобы получить новый цвет и определяют, для каких предметов и явлений окружающего мира он подходит. Дети хорошо различают краски природы, их оттенки и, правильно соотнося цвета по подобию, могут распределять их по группам. Например, ше­стилетний ребёнок, раскрашивая картинку с видом леса, ис­пользует 3-4 оттенка зелёного цвета, да ещё и грамотно обо­сновывает свой выбор!

Под силу ребёнку обозначать и пространственные пред­ставления- «вверх» и «вниз», «вперёд» и «назад». На воп­рос «Как пройти к магазину?» ребёнок вполне может отве­тить: «Надо перейти через дорогу, повернуть направо и по­том немного пройти прямо».

Наиболее затруднительным оказывается для ребёнка вос­приятие времени. Недаром, если спросить у него, когда он был, например, в гостях у бабушки, он может ответить: «Не помню. Давно». На самом деле визит был нанесён два дня назад. «Ты грибы долго собирал?» -на такой вопрос мож­но получить ответ: «Нет, совсем недолго!», а можно услы­шать: «Мы долго-долго ходили по лесу». Чаще ребёнок всё-таки укорачивает в своём представлении время протекания того или иного события, действия. Поэтому и ориентация во времени - - в течение суток, например, развивается по­степенно, а восприятие разных временных отрезков-- се­кунд, минут, часов и т. д. затрудняется. Понятия «утро», «день», «вечер» некоторое время остаются для ребёнка от­носительными.

Совсем другое дело в восприятии отдельных предметов, их различении - - даже по незначительным признакам, по контуру, по силуэту ребёнок может определить, что перед ним, какой формы данный предмет, какова его величина, на каком расстоянии он находится.

Но самое главное -- ребёнку удаётся такой сложный про­цесс, как установление так называемой связи между количе­ством, пространством, временем, величиной, именно поэто­му становится возможным восприятие картинки как целост­ного образа. Если четырёхлетний малыш, рассматривая сюжетную картинку, воспринимает её как набор отдельных, часто разрозненных образов, то наш будущий первоклассник воспринимает картинку уже как единое целое, устанавлива­ет между ее частями взаимоотношения и взаимосвязи.

От того, насколько развито у ребёнка восприятие, зави­сит и успешность овладения грамотой, счётом, письмом. Вот почему так важно, чтобы уровень восприятия соответствовал задачам школьного обучения.

Попробуйте протестировать вашего ребёнка - результа­ты тестов могут помочь вам определить, насколько у ребёнка развито восприятие, на что следует обратить внимание.

Узнай по силуэту

Предложите ребёнку определить, какой предмет изображён в виде силуэта.

Чего не хватает?

На рисунках изображены предметы, у которых не достаёт ка­кой-либо детали. За 1,5-2 минуты нужно назвать и дорисо­вать недостающие детали.

 

 



Догадайся, что это?

Объясните ребёнку, что ему нужно определить изображён­ный предмет по части, которая изображена на рисунке. На выполнение задания по каждому рисунку отводится при­мерно 10 секунд. Если времени не хватит, покажите несколь­ко более полный рисунок того же предмета. Продолжать можно до тех пор, пока ребёнок не определит, какой пред­мет перед ним. Обратите внимание, сколько времени пона­добилось ребёнку на решение данной задачи, сколько фраг­ментов пришлось показать, чтобы предмет был узнан. В норме достаточно двух фрагментов при затраченном 20-секундном времени.

Подбери узор

Этот тест поможет вам определить, насколько удаётся ре­бёнку соотносить части и целое, а также, сохраняя в крат­ковременной памяти образы увиденного, использовать их в практической деятельности. К каждому рисунку с узором даются 6 вариантов вставок, которыми нужно заполнить пу­стые участки. Примерное время выполнения этого задания до минуты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: