Определить ребёнка в престижный детский сад, популярный развивающий центр — это замечательно. Вот он занимается теннисом, фигурным катанием, посещает шашечный клуб... Словом, загружен до предела. А что ему действительно нравится? Не слишком ли мы многого требуем от маленького человека? Не повлияют ли нагрузки на его отношение к перспективе обучения в школе? Вот сколько сразу возникает вопросов. Попробуйте задать сыну или дочери следующие вопросы, а ответы, которые получите, запишите:
1. Ты хочешь учиться в школе?
2. Почему ты хочешь поступить в школу?
3. Может быть, ты хочешь ещё год ходить в детский сад (оста-
ваться дома)?
4. Тебе очень нравится в детском саду (дома)?
5. Что тебе больше всего нравится делать в детском саду (дома)?
6. Ты часто просишь маму почитать тебе?
7. Какие книжки твои любимые?
8. Если я тебе предложу сейчас поиграть в школу, ты будешь
учеником или учителем?
9. Если будем играть в школу, что у нас будет длиннее — урок
или переменка?
10. Тебе хочется пользоваться пеналом, ручкой, тетрадками?
|
|
11. Хотел бы ты учиться дома?
12. Если у тебя не получается выполнить какое-то задание, ты будешь пытаться справиться или прекратишь попытки?
Обратите внимание на ответы на вопросы № 1, 3, 5, 6, 8, 9, 11. Если будущий ученик действительно хочет в школу и это желание осознанно, то есть имеется положительный мотив, ответы будут примерно такими:
№ 1. Я хочу учиться в школе.
№ 3. Я не хочу ещё год ходить в садик (оставаться дома).
№ 5. Мне нравятся, когда мы в садике рисуем, считаем, учим буквы, делаем поделки.
№ 6. Я прошу маму почитать, потому что мне интересно слушать, когда мама мне читает. № 8. Я буду учеником. № 9. Лучше пусть урок будет длиннее. № 11. Я хочу учиться в школе, а не дома.
Конечно, ответы на вопросы теста могут не полностью совпадать с ключевыми, предложенными нами. Но вам станет известно отношение будущего первоклассника к предстоящей учебе в школе.
Раскрась «школу»
Нарисуйте на альбомном листе прямоугольник с окошками, а ваш ребенок, выбрав карандаш, раскрасит его. Если будет выбран светлый, более «оптимистичный» по цвету карандаш -жёлтый, розовый, голубой, светло-зелёный — значит, со школой у ребёнка связаны радостные ожидания. Выбор чёрного, тёмно-коричневого цвета может свидетельствовать, что малыш настроен не очень благоприятно...
Если вы приготовите ещё один рисунок — снова прямоугольник с окошками — «школу», а в окошках кружками изобразите головы учеников (рисунок должен быть крупным), попросите ребёнка нарисовать лица детей — глаза и рты. Какие выражения лиц будут преобладать — грустные или весёлые. По этому тесту можно судить об эмоциональном отношении ребёнка к школе.
|
|
Нарисуй лица
Тест можно усложнить, предложив ребёнку подумать и нарисовать выражение лиц учеников (радостное или печальное), которые на рисунках изображены в различных ситуациях. Вместо лиц у них пустые кружки.
Иногда ребёнок не сразу может разобраться в ситуации, ведь школьная обстановка ему незнакома, в таком случае вместе с ним проанализируйте ситуацию. Спросите ребёнка, знает ли он, кто изображён на рисунках, что делают персонажи, почему. Чаще всего ребёнок без труда справляется с такими заданиями и по ответам можно судить об его эмоциональном отношении к школе.
Обратите внимание, если среди ответов встретятся примерно следующие:
• У детей, которые смотрят из окна школы, грустные, печальные лица, потому что им тоже хочется гулять и играть, а они должны быть в школе.
• У мальчика, которого мама ведёт в школу, грустное лицо, потому что он не хочет идти — он не сделал все уроки и его могут наказать.
• У девочки, которой показывают парту, печальное лицо, потому что ей не нравится это место.
• У ученика грустное лицо, потому что он боится, что сделает ошибку и получит двойку.
• У ученика и ученицы печальные лица, потому что они не хотят заниматься, им скучно.
• У девочки грустное лицо, потому что она не знает, как выполнить домашнюю работу.
В большинстве случаев дети дают оптимистичные ответы, такие, как, например:
• У детей, которые смотрят на малышей, лица весёлые, потому что малыши смешные.
• Мальчик улыбается, он хочет идти в школу, там интересно.
• У девочки серьёзное лицо, потому что она должна запомнить, где её парта.
• У ученика весёлое лицо, потому что он получит пятёрку за свой ответ.
• У детей серьёзные лица, потому что они выучили урок и хотят ответить.
• У девочки радостное лицо, потому что она сделала всё домашнее задание.
Среди благополучных ответов может встретиться один-два тревожных, но это не страшно. Стоит задуматься, если таких ответов 5-6. Это может означать, что у ребёнка присутствует боязнь школы, его тревожит будущее, и маленький человек связывает с поступлением в первый класс совершенно определённые опасения, не уверен, сомневается в своих силах. Нужно постараться перебороть эти настроения.
Что такое школа
Когда возникают страхи? В том случае, если ребёнок плохо представляет себе, что его ждёт в школе. Или же в том случае, если информация, которую он получил из рассказов от взрослых, старших братьев, сестер, других детей, носит только негативную окраску. Для того чтобы будущий школьник узнал, что такое школа и чем он в ней будет заниматься, предложите ему выполнить следующие задания.
· Вы называете ряд слов, обозначающих предметы (существительные). Ребёнку предлагается подать сигнал, если он услышит слово, относящееся к школьной теме. Слова могут быть такими: «Пенал, диван, карандаш, подушка, зеркало, тетрадь, ручка, ученик, игрушки, конфета, парта, яблоко, учебник, блюдце, кот, перемена, урок, чашка и т. д.». Ребёнок может поднимать руку или хлопать в ладоши, чтобы обозначить нужное слово.
· Вы называете ряд слов, обозначающих действия предметов (глаголы). Ребёнок подаёт сигнал, услышав слово, относящееся к школьной теме. Примерный список слов: «Читать, спать, играть, писать, учить, кататься, запоминать, рассказывать, бегать прыгать, отвечать урок, переписывать и т. д.».
· Приготовьте картинки, которые можно отнести к той или иной теме (в том числе школьной), или тематическое лото. Пусть ребёнок раскладывает картинки по темам, а те из них, которые относятся к теме поступления в школу, могут быть описаны более подробно. Если ребёнок затрудняется объяснить, почему тот или иной предмет отнесён к нужной теме, помогите ему наводящими вопросами.
|
|
Приготовьтесь назвать ребёнку ряд глаголов, обозначающих различные действия: рисовать, играть, читать, кататься на велосипеде, смотреть мультфильм, считать, вырезать из бумаги, гулять и т. д. Спросите его, чем бы он хотел заниматься и почему. Обратите внимание на количество так называемых «учебных» глаголов, сколько их будет среди других и почему ребёнок их выбрал. Отсутствие таковых может означать недостаточный познавательный интерес и, следовательно, нежелание или неготовность поступать в школу.
Предложите ребёнку поиграть в школу, причём выберите для себя роль учителя. После выполнения нескольких заданий спросите его, что бы он хотел получить за свою работу - отметку или конфету (яблоко, банан и т. д.). Желание получить отметку — атрибут школьной жизни -означает интерес к школе и положительное отношение к будущему обучению.
Приготовьте две коробочки: в одну из них положите несколько игрушек, а в другую -- что-нибудь из школьных принадлежностей. Запаситесь набором карточек (на плотной бумаге или картоне), на которых вы написали слова- признаки, противоположные по значению:
добрый — злой весёлый — грустный тёплый — холодный чистый — грязный быстрый — медленный смелый — трусливый
умный — глупый мягкий -- жёсткий сильный — слабый вежливый — грубый интересный — скучный большой — маленький.
Вместе с ребёнком вы читаете слова на карточках и просите его разложить каждую пару по коробочкам. Сколько «положительно окрашенных» признаков оказалось в «школьной» коробке? Если 7 и более — ваш ребёнок в целом настроен к школе благоприятно, заинтересованно, со школой у него связаны в основном положительные эмоции.
Ø Поиграем в школу. На этот раз спросите будущего ученика (сейчас у него роль учителя): «Чему ты будешь меня учить — танцевать, петь, прыгать, собирать что-то из конструктора или писать, читать, считать?» О положительной мотивации к поступлению в школу свидетельствует желание ребёнка «учить» вас школьным предметам - чтению, письму и т. д.
|
|
Выберите несколько (2-3) игрушек — куклу, мишку, зайца. Предложите ребёнку объяснить каждой из игрушек, что делают ученики в школе и почему нужно учиться. Обратите внимание не только на содержание рассказа ребёнка, но и на интонацию, с которой он будет говорить. Если ребёнок затрудняется, обсудите тему вместе, задайте несколько вопросов от имени игрушек.
Может случиться так, что ваш ребёнок не сразу захочет выполнять задания, которые вы ему предложите. Это не означает, что он не хочет поступать в школу, может быть, у него просто нет настроения или он не расположен именно сейчас обсуждать данную тему. Не нужно принуждать его к играм и беседам, лучше дождитесь благоприятного момента, когда у малыша будет подходящее настроение, когда он сам вас спросит. Можно подвести его к данной теме игрой, рассказом, чтением книжки, просмотром фильма или спектакля. Помните, что ребёнок всегда интересуется новым, проявляет любопытство к тому, чего не знает, и это надо использовать. Спросите себя: «Хочет ли мой ребёнок учиться, умеет ли он заниматься?» Вы знаете своего малыша лучше всех, вы проводите с ним много времени, вы имеете возможность наблюдать за ним и подмечать те или иные особенности. Можете ли вы ответить объективно на несколько вопросов.
Ø Часто ли ребёнок задаёт вам вопросы?
• часто (5 баллов) • иногда (3 балла) • редко (1 балл)
Ø Часто ли ребёнок просит, чтобы ему почитали?
• часто (5 баллов) • иногда (3 балла) • редко (1 балл)
Ø Занимается ли ваш ребёнок умственным трудом?
• часто (5 баллов) • иногда (3 балла) • редко (1 балл)
Ø Как поступает ребёнок, услышав занимательный вопрос?
• сам пытается ответить (5 баллов)
• по-разному (3 балла)
• просит, чтобы вы сами ответили на свой вопрос (1 балл)
Ø Привлекают ли ребёнка занимательные виды деятельности?
• часто (5 баллов) • иногда (3 балла) • редко (1 балл)
Этот простой тест может помочь вам определить, насколько у вашего ребёнка развита познавательная потребность: узнавать что-то новое, делать что-либо занимательное, что требует усилий, но получается не сразу — то, что требуется для обучения в школе.
Если при подсчёте баллов у вас получится сумма от 17 до 25 - познавательная потребность развита достаточно сильно, это будет основательным подспорьем в школе. Сумма 12— 16 баллов означает умеренно выраженную познавательную потребность, 12 баллов говорят о том, что вам обязательно нужно уделить внимание развитию познавательной потребности, потому что при такой степени сформированности её в школе у ребёнка возникнут проблемы.
Я воспринимаю окружающий мир
Что такое восприятие? Ребёнок видит, слышит, осязает те или иные предметы и явления. Он воспринимает их с помощью своих органов чувств, поэтому, говоря языком психологии, без которой нам сейчас просто не обойтись, восприятие — это отражение сознанием человека предметов и явлений действительности во время их воздействия на органы чувств. Развитие восприятия — это развитие сенсорных представлений, в результате взаимодействия которых у ребёнка формируются образы предметов окружающего мира.
Например, про ребёнка сказали: он плохо понимает обращённую речь. Это значит, что нарушена сенсорная, воспринимающая сторона речи. Значит, основное внимание должно быть уделено работе по формированию правильных сенсорных эталонов.
Наш дошколёнок уже должен столько распознавать и определять! Дети к шести годам различают цвет и форму предметов. Так как названия геометрических фигур ребёнку уже известны, он без труда соотнесёт окно с квадратом, ёлку с треугольником, мяч-- с кругом. Обозревая вылепленную кем-то снежную бабу, ребёнок поправляет маму, определившую снеговика как соединение кругов: «Нет, не кругов, а шаров!»
Дети с удовольствием смешивают краски, чтобы получить новый цвет и определяют, для каких предметов и явлений окружающего мира он подходит. Дети хорошо различают краски природы, их оттенки и, правильно соотнося цвета по подобию, могут распределять их по группам. Например, шестилетний ребёнок, раскрашивая картинку с видом леса, использует 3-4 оттенка зелёного цвета, да ещё и грамотно обосновывает свой выбор!
Под силу ребёнку обозначать и пространственные представления- «вверх» и «вниз», «вперёд» и «назад». На вопрос «Как пройти к магазину?» ребёнок вполне может ответить: «Надо перейти через дорогу, повернуть направо и потом немного пройти прямо».
Наиболее затруднительным оказывается для ребёнка восприятие времени. Недаром, если спросить у него, когда он был, например, в гостях у бабушки, он может ответить: «Не помню. Давно». На самом деле визит был нанесён два дня назад. «Ты грибы долго собирал?» -на такой вопрос можно получить ответ: «Нет, совсем недолго!», а можно услышать: «Мы долго-долго ходили по лесу». Чаще ребёнок всё-таки укорачивает в своём представлении время протекания того или иного события, действия. Поэтому и ориентация во времени - - в течение суток, например, развивается постепенно, а восприятие разных временных отрезков-- секунд, минут, часов и т. д. затрудняется. Понятия «утро», «день», «вечер» некоторое время остаются для ребёнка относительными.
Совсем другое дело в восприятии отдельных предметов, их различении - - даже по незначительным признакам, по контуру, по силуэту ребёнок может определить, что перед ним, какой формы данный предмет, какова его величина, на каком расстоянии он находится.
Но самое главное -- ребёнку удаётся такой сложный процесс, как установление так называемой связи между количеством, пространством, временем, величиной, именно поэтому становится возможным восприятие картинки как целостного образа. Если четырёхлетний малыш, рассматривая сюжетную картинку, воспринимает её как набор отдельных, часто разрозненных образов, то наш будущий первоклассник воспринимает картинку уже как единое целое, устанавливает между ее частями взаимоотношения и взаимосвязи.
От того, насколько развито у ребёнка восприятие, зависит и успешность овладения грамотой, счётом, письмом. Вот почему так важно, чтобы уровень восприятия соответствовал задачам школьного обучения.
Попробуйте протестировать вашего ребёнка - результаты тестов могут помочь вам определить, насколько у ребёнка развито восприятие, на что следует обратить внимание.
Узнай по силуэту
Предложите ребёнку определить, какой предмет изображён в виде силуэта.
Чего не хватает?
На рисунках изображены предметы, у которых не достаёт какой-либо детали. За 1,5-2 минуты нужно назвать и дорисовать недостающие детали.
Догадайся, что это?
Объясните ребёнку, что ему нужно определить изображённый предмет по части, которая изображена на рисунке. На выполнение задания по каждому рисунку отводится примерно 10 секунд. Если времени не хватит, покажите несколько более полный рисунок того же предмета. Продолжать можно до тех пор, пока ребёнок не определит, какой предмет перед ним. Обратите внимание, сколько времени понадобилось ребёнку на решение данной задачи, сколько фрагментов пришлось показать, чтобы предмет был узнан. В норме достаточно двух фрагментов при затраченном 20-секундном времени.
Подбери узор
Этот тест поможет вам определить, насколько удаётся ребёнку соотносить части и целое, а также, сохраняя в кратковременной памяти образы увиденного, использовать их в практической деятельности. К каждому рисунку с узором даются 6 вариантов вставок, которыми нужно заполнить пустые участки. Примерное время выполнения этого задания до минуты.