Насколько вы внимательны к своему ребёнку

Хочешь в школу?

Как часто учителя жалуются: дети приносят в класс массу игрушек, не понимая, почему не разрешают играть на уроках. Им неинтересно учиться, они не приучены, ограничивать свои желания, не задумываются над своим поведением. Начинают что-то, бросают, начинают новое, опять бросают. Если не получается, раздражаются и отказываются вообще что-либо делать. Будущий первоклассник должен стремиться к школе осознанно, то есть иметь так называемую положительную школьную мотивацию. Есть интерес к учениюесть мотив к учебной деятельности, а это означает, что ребёнок хочет учиться.

С тревогой наблюдая за сыном-непоседой, мама говорит приятельнице: «Я просто не знаю, как он высидит целый урок на одном месте! Как он вообще будет учиться, он совер­шенно не умеет слушать. Да и потом его каждый может оби­деть, он совершенно не может дать сдачи...» Сын крутится тут же и, естественно, прекрасно слышит эти слова. Беспо­койство мамы передаётся ребёнку, он и так-то не очень уве­рен в себе, а теперь вряд ли с большой охотой подумает о школе. Плюс ещё разговоры о том, как в школе неудачно сложилось у детей знакомых, как неведомая Таня плачет по утрам, а у какого-то Саши конфликт с учительницей, Света не может в школе есть, а Никита по четыре часа выполняет домашнюю работу, и вся семья участвует в этом процессе... Родители, которым так хочется, чтобы у детей всё было за­мечательно, часто увлечённо обсуждают проблемы окружаю­щих. Бывает так, что в сознании возникает мрачная картина будущего посещения учебного заведения. Это не означает, что взрослые должны постоянно в радужных красках распи­сывать школьную жизнь, изображая её как непрерывный праздник, на котором ждут только успехи и отличные отметки. Но когда вы постоянно предупреждаете ребёнка о том, что «вот в школе тебе не позволят», «не будешь делать сей­час, в школе придётся», «тебя вообще в школу не возьмут» и т. п., не ждите от маленького человека желания учиться в школе.

Постоянно, на разных примерах, объясняйте ребенку: для того, чтобы учиться, нужно прикладывать усилия. Не всегда приходится делать то, что нравится. Результат полу­чается не сразу. Такому повзрослевшему, уже почти школь­нику, надо следить за своим поведением, уметь вести себя как следует... Поэтому многим нашим детям не особенно хочется за парту.

Кто-то боится, что нахватает двоек, и его за это накажут; кого-то пугает непривычная дисциплина; кто-то опасается учительницы; кто-то просто не представляет, как будет обхо­диться полдня без бабушки...

Что делать, если ребёнку не хочется в школу?

Самый простой, казалось бы, способ-- заставить! Огра­ничить игры, твердить «ты должен», «так надо»... Но тогда занятия будут представляться как тяжкий труд — что в этом привлекательного? Работа из-под палки не принесёт удоволь­ствия, не доставит радости.

Тогда, может быть, будем надеяться, что всё образуется само собой? Пусть себе играет вволю, делает что хочет — или вообще ничего не делает. При такой свободе действий може­те себе представить, что будет в школе!

Как же воспитать у ребёнка интерес к учению, желание учиться и при этом не отрывать его от чудесного мира дет­ской игры, ведь детство проходит так быстро и уже не повто­ряется в будущем... Позволим себе несколько советов:

• Прежде всего, как это не покажется банально, любите ре­бёнка. Маленький человек должен знать, что его любят таким, какой он есть, но это не значит, что родители не хотят помочь ему стать лучше. Ваше желание занимать­ся с ребёнком должно быть совершенно искренним — вы с удовольствием с ними общаетесь, а не повинность отбы­ваете.

• Вы должны быть по-настоящему заинтересованы заняти­ями, ребёнок почувствует, что вам это нужно, и будет стараться и ради себя, и ради вас. Ведь мама (папа, ба­бушка и т. д.) — это главный человек, и если маме инте­ресно, то и мне тоже. А раз мама так радуется, что я занимаюсь, значит, это действительно здорово!

• Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. «Вот Петя прекрасно читает, а ты...», «Лена считает до 100, а ты только до 10» и т. д. Такие сравнения обижают и отби­вают всякую охоту к совершенствованию. Сравнивайте ре­бёнка с ним самим: «Ты рисуешь гораздо лучше, чем рань­ше», «Теперь это у тебя получается».

• Отмечайте небольшие достижения ребёнка, как громад­ные победы. Похвалить за дело-- не грех, это поможет почувствовать успех и придаст уверенности, что и дальше всё получится.

• Старайтесь всегда объяснять ребёнку, опираясь на понят­ные примеры, зачем он выполняет то или иное задание, что он узнает нового. При этом цель работы должна быть ясной и понятной.

• Занимаясь с будущим школьником, двигайтесь от про­стого к сложному. Выработка любого навыка идёт посте­пенно, и переходить к более трудным заданиям можно только после того, как выполнены более простые. Новые знания базируются на уже усвоенных.

• Помните, что наибольшее удовольствие и наибольшая польза получается от той работы, которая проделана са­мостоятельно. Поэтому старайтесь давать ребёнку возмож­ность самостоятельных усилий и, следовательно, собствен­ных достижений.

Теперь попробуем определить, есть ли у вашего ребёнка желание учиться - хочет ли он в школу? А заодно прове­рим, готовы ли вы определить это желание.

 

                 Тесты

Насколько вы внимательны к своему ребёнку

Ответы: «да, всегда» — 4 балла

            «иногда» — 2 балла

            «нет, никогда» — 0 баллов

• Часто ли вы говорите ребёнку, что любите его?

• Думаете ли вы, что ваш ребёнок — замечательный?

• Часто ли вы обнимаете и целуете ребёнка?

• Находите ли вы время поговорить с ребёнком перед сном?

• Смотрите ли вы на ребёнка, когда разговариваете с ним?

• Хвалите ли вы ребёнка?

• Дослушиваете ли вы до конца, когда ребёнок рассказыва­ет вам что-либо?

• Заинтересованы ли вы в том, что говорит ребёнок?

• Пытаетесь ли вы поправлять ребёнка, когда он говорит?

• Читаете ли вы ребёнку?

• Играете ли вы с ребёнком?

• Знаете ли вы, какие сказки, мультики, спектакли нравят­ся ребёнку?

• Смеётесь ли вы со своим ребёнком?

• Находите ли вы время, чтобы сходить куда-нибудь с ре­бёнком?

• Позволяете ли вы ребёнку играть в его собственном уголке?

• Обсуждаете ли вы с ребёнком происшедшие события?

• Разрешаете ли вы ребёнку играть в подвижные и шумные игры дома?

• Гуляете ли вы с ребёнком?

• Стараетесь ли вы ответить за ребёнка, если посторонние его о чём-либо спрашивают?

• Спрашиваете ли вы у ребёнка, какую игрушку или книгу он хочет иметь?

Если сумма баллов за все ответы составляет:

   80-60 — у вас с ребёнком полное взаимопонимание, вы уделя­ете ребёнку достаточно внимания, и вам, и ребёнку общение доставляет удовольствие;

60-30 — вы стараетесь найти время для того, чтобы уделить внимание ребёнку, и в целом, несмотря на вашу занятость, это удаётся;

  менее 30 — того внимания, которое вы уделяете ребёнку, явно недостаточно. Попробуйте пересмотреть свои взгляды на вос­питание, найти время и тепло для своего малыша — ведь это ваше будущее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: