Понятие «коллектив» в сфере НХТ

Виднейшим представителем отечественной педагогики, разрабатывавшим теорию коллектива" был А.С. Макаренко. Учение содержит подроб­ную технологию поэтапного формирования коллектива, он сфор­мулировал закон жизни коллектива: движение - форма жизни коллектива, остановка - форма его смерти; определил принци­пы развития коллектива (гласность, ответственная зависимость, перспективные линии, параллельное действие); вычленил этапы (стадии) развития, коллектива. Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований.

Коллектив- соц-психологич общность, где отношения членов определяются содерж их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями.

1стадия - становление коллектива (стадия сплочения). В это время коллектив - цель воспитательных усилий педагога, стремящего­ся организационно оформленную группу (класс, кружок и т. д.). Организатор - педагог, от неговсе требования. Стадия считается завершенной, когда в коллекти­вe выделился и заработал актив, воспитанники, сплотились на основе общей цели, общей деятельности: и общей организации.

2 стадия- усиление влияния aктивa. Ак­тив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их членам коллектива, руководствуясь своими понятиями о том, что приносит пользу, а, что - ущерб интеpecaм кол-ва. Если активисты правильно понимают потребности коллектива, они становятся надежными помощниками педагога. Работа с активом на этом этапе требует пристального внимания педагога. Стабилизация структуры кол-ва. Уже целостная система, начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Способен требовать от членов определ норм поведения, круг требований постепенно расширяется. Кол-в уже - инструмент целенаправл воспитаиия определенных качеств личности. Цель педагога на этой стадии - максимально ис­полъзовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых коллектив создается. Коллектив достигает определенного уровня своего развития как субъект воспитания. Возможно целенаправленно, использовать его в целях индиви­дуального развития каждого отдельного ученика. В общей атмо­сфере доброжелат по отношению к каждому члену коллектива, высокого уровня педагогического руководства, стимулирующего положительные стороны личности.

3 и послед стадии - расцвет кол­лектива. Более высокие требова­ния к себе, чем к своим товарищам. Формирует целостную, нравственную личность. На данной стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий - основной признак и наиболее характерная черта коллектива на 3 стадии.

Коллектив не может и не должен останавливаться в своем раз­витии, даже если он достиг высокого уровня. Поэтому некот педагоги выделяют 4 и послед стадии движения. Каждый школьник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе опре­деленные требования, выполнение нравственных норм становит­ся его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.

На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции, эти ус­тойчивые формы коллективной жизни эмоционально воплощают нормы, обычаи - желания воспитанников. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь. Традиции бывают большие и малые. Большие - это яркие массовые события, подготовка и проведение которых воспитыва­ют чувства гордости за свой коллектив, веру в его силы, уваже­ние к общественному мнению. Малые, будничные, повседневные традиции скромнее па масштабам, но не менeе важны по воспитательным воздействиям. Они учат поддерживать установленный порядок, вырабатывая устойчивые привычки поведения. Малые традиции не требуют особых усилий их поддерживает установившийся порядок, всеми добровольно принятое соглашение.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: