Глава 20. Давид и Ионафан. - Вторичное бегство Давида из Гивы Вениаминовой

5

Новомесячие - праздник новомесячия (Чис. X:10; XXVIII:11-15).

 

6

Там годичное жертвоприношение всего родства его: см. прим. к VII:9.

 

8

Ибо ты принял раба твоего в завет Господень с тобою: см. XVIII:1-4.

 

26

Нечист, т. е. находится в состоянии какого-либо очищения себя по закону (cм. Лев. XI; XII; XIII; XVII; Чис. V; XII; XIX; XXXI и др.).

 

40

В город Гиву Вениаминову.

 

Глава 21. Пребывание Давида в городе Номве. Бегство к одному из филистимских царей - Анхусу

1

Номва - к северо-востоку от Иерусалима. Можно полагать, что здесь находилась в настоящее время скиния Господня.

К Ахимелеху первосвященнику: в Мк. II:26 при упоминании об этом событии назван Авиафар. Предполагают, что евангелист назвал вместо отца сына, который, за старостью отца, исправлял-де первосвященнические обязанности. Но, имея в виду 2 Цар. VIII:17 и 1 Пар. XVIII:16, нужно отдать предпочтение другому предположению, что как отец, так и сын носили двойное имя: Ахимелех-Авиафар.

И смутился Ахимелех: отношения между Саулом и Давидом не могли быть, конечно, неизвестны первосвященнику. Приход царского зятя без надлежащей свиты заставил предположить первосвященника, что Давид преследуем и потому небезопасен для тех, кто бы вздумал укрыть его от царя.

 

2

Вымышленный Давидом предлог посещения города Номвы, а равно и вымышленное объяснение им своего желания получить священные хлебы и меч Голиафа (ст. 3-6, 8-9) могут быть объяснены тем поистине безвыходным положением, в котором находился невинно преследуемый Давид.

 

3-6

Ср. Лк. VI:1-4.

 

10

Геф - один из главных филистимских городов к западу от Вифлеема. См. прим. к 17 ст. VI гл.

 

13

И изменил лицо свое, т. е. притворился безумным, дабы не возбудить в филистимлянах подозрений насчет каких-нибудь скрытых политических целей его прибытия к ним.

 

Глава 22. Пребывание Давида в пещере Адоллам, в Массифе моавитской, и в лесу Xерет

1

Адоллам - между Гефом и Вифлеемом, в пустынной части Иудиных гор. И пришли к нему туда, считая свое вифлеемское жилище не вполне безопасным от гнева исступленного Саула. Саул мог захватить семейство Давида в качестве заложников, чтобы тем самым принудить своего мнимого врага к добровольной сдаче.

 

2

И собрались к нему все несправедливо притесненные сильнейшими их; все должники, в конец истощенные своими неумолимыми кредиторами и не нашедшие суда над ними; все огорченные душею, т. е. пострадавшие от того грубого произвола и неурядицы, которые царили в пределах монархии больного Саула.

 

3

Массифа Моавитская - в южных пределах земли моавитян.

Пусть отец мой и мать моя побудут у вас. Несомненно, что в пределах Еврейского царства безопасность семьи Давида не могла быть гарантирована так прочно, как за пределами этого царства. Притом же присутствие в дружине Давида преклонных родителей последнего могло бы оказаться, в конце концов, стеснительным для быстрых переходов и решительных действий дружины.

 

5

Не оставайся в этом убежище. "Водимый Богом ум пророков находил, что Давиду не следовало оставаться долгое время в зависимом общении с соседними языческими царями и жить вдали от своего народа, не принимая никакого деятельного участия в его судьбах" (Я. Богородский, "Еврейские цари", с 102).

Местности: Лес Xерет, Зиф, Маон, Энгадди - в промежутке между Xевроном и Мертвым морем.

 

8

Строить мне ковы. В больном воображении царя действия Давида получают вид широко организованной вооруженной агитации против Саула.

 

9

См. XXI:7.

 

10

И тот вопросил о нем Господа - через посредство святыни Господней первосвященнического нагрудника. В XXI главе об этом действии Ахимелеха не упоминается: достоверность показания Давида не стоит, однако, в противоречии с дальнейшими показаниями и самого первосвященника: "Разве теперь только я стал вопрошать для него Бога?" (12-15 ст.).

 

18

Носивших льняной ефод. См. прим. к 18 ст. II гл.

 

20-23

Вместе с первосвященником в стан Давида был принесен и священный ефод (XXIII). В наиболее затруднительных случаях Давид мог пользоваться теперь откровениями благой и совершенной воли Господней, являемыми через посредство Его святыни.

 

Глава 23. Освобождение Давидом города Кеиль. - Скитания Давида в пустынях Зиф и Маон

1

Кеиль - к северо-западу от Xеврона.

 

2

И вопросил Давид Господа - через посредство святыни Господней (ст. 6).

 

14

Пустыня Зиф. См. прим. к XXII:5.

 

17

И Саул, отец мой, знает это. См. XX:30-31; XXIV:18-23.

 

19

Зифеи - жители местности Зиф. См. прим. к 5 ст. XXII гл.

 

21

Пожалели о мне. Ср. XXII:7-8.

 

24

Пустыня Маон. См. прим. к 5 ст. XXII гл.

 

Глава 24. Пребывание Давида в Эн-Гадди. - Великодушие Давида в отношении Саула

1

Эн-Гадди - дикая гористая местность на западном берегу Мертвого моря.

 

6

Больно стало сердцу Давида - при сознании того невысокого чувства, которому он только что подчинился (ср. ст. 7).

 

15

За мертвым псом, за одною блохою. Сравнения, указывающие на несоизмерность социального положения и вооруженной силы Саула и Давида.

 

Глава 25. Навал и Авигея

1

Пустыня Фаран - северная часть Аравийской пустыни, между Палестиной и Египтом, Идумеей и Синайским полуостровом.

 

2

Маон. См. прим. к 5 ст. XXII гл.

Упоминаемый здесь Кармил - город на юг от Xеврона.

 

3

Имя Навал означает "Безумный". "Без сомнения, это было не подлинное его имя, а прозвище, данное народом. Навал поражал окружающих дикостью и нелепостью своего характера, и народный юмор, скрыв его настоящее, быть может, совсем к нему не подходившее имя, утвердил за ним название самодура" (Я. Богородский, "Еврейские Цари", с. 112).

 

5-9

"Давид рассчитывал на благодарность Навала за то, что воины Давида, по роду жизни похожие на тех праздных наездников, от которых владельцы стад терпели немало, не только ничего не похитили из стад Навала, но и оберегали их от хищников; были оградой для его пастухов, как сознавались сами пастухи. Но Навал показал, что он недаром носил свое прозвище" (Я. Богородский, "Еврейские цари", с. 112).

 

13

Давид оставлял безнаказанной несправедливость Саула, щадя в его лице Помазанника Божьего и видя в своей покорности ему долг верноподданного (XXIV:7, 10-16); но не мог оставить без наказания дикую выходку Навала, так как смирение пред Навалом могло быть истолковано его сторонниками за простое бессилие защитить свою честь и права.

 

21-22

См. прим к 13 ст.

 

24-31

Авигея извиняется пред Давидом в происшедшем недоразумении, объясняя его прирожденной, общеизвестной глупостью и самодурством Навала; умоляя Давида укротить свой гнев, предсказывая ему в будущем твердое и славное царствование, которое да не омрачится воспоминанием о несправедливо пролитой крови невменяемого Навала и его домашних.

 

36

И не сказала ему ни слова о прошедшем, так как это было бы в данное время бесполезным, а быть может, и прямо вредным, - принимая во внимание необузданный нрав Навала.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: