Тема: «Кто что умеет?»

 

Этот кураторский час - один из самых интересных для учащегося, потому что здесь он выступает главным лицом. Основное внимание направлено на этом занятии на практическую сторону жизни человека: сколько умений ему приходится приобретать, чтобы жить достойно.

Организация кураторского часа тоже нетрудна. Каждый учащийся в течение недели готовит «презентацию» своего умения «для публики». Он говорит о значении данного умения для жизни, показывает группе это умение (либо фрагмент), сообщает, что дает ему владение таким умением, и дает советы, как лучше им овладеть. Причем следует предварительно оговорить, что умения эти самые разнообразные, но соблюдается обязательно условие - раскрыть значимость того, что ты делаешь. Умеешь делать для человеческой жизни (умения, которыми владеют и животные которые даны нам от природы, не следует представлять).

Чтобы наглядно представить значение всяческих умений, можно провести следующее упражнение. Предлагаются карточки, на которых написаны самые про­стые умения, которые обычно не ценятся людьми:

- «умею легко ходить»;

- «умею весело смеяться»;

- «умею украшать новогоднюю ёлку»;

- «умею красиво накрыть стол»;

- «умею сдержаться и не кричать»;

- «умею изящно уступить место старой даме»;

- «умею жевать с закрытым ртом, так, чтобы не чавкать»;

- «умею логически доказывать свою правоту»;

- «умею сказать комплимент» и т.д.

Поочередно учащиеся защищают своё умение, демонстрируя его или просто раскрывая его значимость для жизни.

Поочередные выступления учащихся хорошо бы инструментовать музыкаль­ным фрагментом: это эмоционально украсит занятие, а также поможет выступающему пережить значимость своего выступления. Музыка может звучать в момент выхода учащегося

или по окончании выступления.

 

Общий вывод кураторского  часа:

Чем больше культурных умений у человека, тем свободнее он может достигать жизненных целей.

Тема: «Жизненная позиция: иметь - быть - творить»

Позиция (лат. positio) — положение, расположение по отношению к чему-либо.

Жизненная позиция - расположение к такому объекту, как жизнь, общее отношение к ней, ожидание от неё чего-либо основного, что она может дать.

Обратимся к мелькающей часто рекламе «Бери от жизни всё». Что имеют в виду авторы этого призыва? Что, собственно, - брать от жизни? И что заключается в слове «всё»?

Инициируем пятиминутный обмен мнениями.

Обратимся к философии и убедимся, что её издревле занимает этот вопрос.

Обобщая пестрое многообразие отношения людей к жизни, философия вы­деляет такие группы людей:

· Тот, кто считает, что жизнь полна материальных благ (для некоторых людей - и духовных тоже), и эти блага следует потреблять; эти люди ищут всяческих способов иметь средства для потребления наивысших благ; обозначим эту позицию словом «иметь» (Э. Фромм).

Представим, как выглядит «моя жизнь» при такой позиции. Предоставим воз-ложность воображения учащимся.

· Тот, кто считает, что каждый миг жизни есть само по себе благо, а значит, быть в жизни живым и проживать каждый момент жизни - уже счастье, удо­вольствие, радость; обозначим эту позицию словом «быть» (Э. Фромм).

И предоставим воображению учащихся рисовать картину жизни человека, за­нимающего позицию «быть».

· Тот, кто считает, что человек родился для творчества, что жизнь ему дана для того, чтобы он творчеством своим оставил на Земле некие ценности или созданные им блага. Назовем эту позицию «творить».

Точно так же позволим воображению учащихся нарисовать такую картину жизни.

Если куратор порекомендует к кураторскому часу прочитать роман Д. Гранина «Иду на грозу» либо Митчела Уилсона «Живи с молнией», то там учащиеся найдут все три типа жизненной позиции.

Сказывается ли наша позиция ежедневно и ежечасно в повседневности?

Проверим:

1. Магазин закрывается ровно в 20.00. За минуту до закрытия вбегает мужчина: «Очень нужно! - говорит, - дочка приехала в гости...» Продавец...?

2. Собираемся в лес. Обязательно берем..., и ещё..., и, ко­нечно, возьмем...?

3. Художнику предлагают большие деньги за портрет банди­та... Он, конечно...?

4. Вам предлагают за большие деньги провести эвтаназию.. Вы, конечно…?

Предлагаем учащимся уточнить личную жизненную позицию (оглашает свою позицию тот, кто хочет).

Вывод кураторского часа:

Непременно надо продумать свою жизненную пози­цию, чтобы предвидеть последствия такого выбора.

P.S. Предложим дома обсудить этот вопрос, узнать у родителей, какую они предпочли занять позицию и не поменяли ли её в ходе жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow