Эпиграф к кураторскому часу может быть взят у писателя Сент-Экзюпери: «Все мы вышли из детства».
И, не дожидаясь, пока учащиеся начнут отвергать роль семьи для их, как они говорят порой, самостоятельной и независимой жизни, предложим осмыслить открытое и изученное Конрадом Лоренцом (его книга «Кольцо царя Соломона») явление под названием «импринтинг».
Вот иллюстрация данного явления. Родившиеся утята первым предметом увидели зеленый движущийся ящик. На протяжении всей жизни они считали этот ящик своей матерью. И сам исследователь однажды сыграл роль движущегося предмета - ему приходилось выгуливать утят, присев на корточки и крякая, потому что утята без матери не хотели двигаться.
Что поняли учащиеся из данного эксперимента? Откроем свободный обмен мнений.
Импринтинг - впечатывание первичного восприятия в психологическую систему индивида (и человека тоже), так что последующие впечатления лишь добавляются, не изменив первичных. Импринтинг - это впечатления на всю жизнь. Образ жизни и человека впечатывается навсегда.
|
|
Семья - ядро становления и формирования человека. Там он проживает все ценностные отношения: к человеку, к жизни, к природе, к обществу. Семейная жизнь в первые годы ребенка определяет, благодаря импринтингу, его последующее восприятие расширяющегося круга социальных связей и социального опыта.
Нарисуем схематическую картинку:
|
Семья.
Двор.
Улица.
Детское учреждение, школа.
Учебное заведение.
Общество.
Вот теперь вернемся с учащимися к эпиграфу и расскажем, как теперь мы понимаем то, что высказал Экзюпери.
Семья - первичная часть общества, с которой сталкивается ребенок. Свои первичные представления он переносит в последующие сферы социальной жизни.
Семья - это место, где ребенка любят, безусловно, каким бы он ни был. Родительская любовь создает ощущение безопасности и защищенности. Семья - крепость, защищающая малыша от противоречивых и злых явлений.
Семья - жизнь во всех её проявлениях, поэтому ребенок познает жизнь и научается жизни именно в семье: он познает материальные блага; проживает духовные отношения в процессе взаимоотношений взрослых; научается уходу за телом; привыкает к ритмической смене активности и отдыха; овладевает нормами человеческого общения.
Предлагаем учащимся проанализировать роль семьи для хода их жизни, напав со слов: «Семья обеспечила мне условия жизни, теперь я могу...»
В качестве заключения и вывода из беседы просим учащихся описать идеальное поведение человека, который осознает великую роль семьи в своей жизни.
|
|
P.S. Сегодня предлагается проследить за собственным поведением в семье, насколько оно отвечает сделанному выводу, удается ли выразить в поведении любовь и благодарность за жизнь родителям? Удается ли влиять на хорошее самочувствие своих близких и на благоприятное разрешение семейных проблем?
Тема: «Жизнь, достойная человека»