Тема: «Семья в жизни человека»

 

Эпиграф к кураторскому часу может быть взят у писателя Сент-Экзюпери: «Все мы вышли из детства».

И, не дожидаясь, пока учащиеся начнут отвергать роль семьи для их, как они говорят порой, самостоятельной и независимой жизни, предложим осмыслить от­крытое и изученное Конрадом Лоренцом (его книга «Кольцо царя Соломона») явле­ние под названием «импринтинг».

Вот иллюстрация данного явления. Родившиеся утята первым предметом увидели зеленый движущийся ящик. На протяжении всей жизни они считали этот ящик своей матерью. И сам исследователь однажды сыграл роль движущегося предмета - ему приходилось выгуливать утят, присев на корточки и крякая, потому что утята без матери не хотели двигаться.

Что поняли учащиеся из данного эксперимента? Откроем свободный обмен мнений.

Импринтинг - впечатывание первичного восприятия в психологическую сис­тему индивида (и человека тоже), так что последующие впечатления лишь добав­ляются, не изменив первичных. Импринтинг - это впечатления на всю жизнь. Образ жизни и человека впечатывается навсегда.

Семья - ядро становления и формирования человека. Там он проживает все ценностные отношения: к человеку, к жизни, к природе, к обществу. Семейная жизнь в первые годы ребенка определяет, благодаря импринтингу, его последую­щее восприятие расширяющегося круга социальных связей и социального опыта.

Нарисуем схематическую картинку:

 

Семья.

Двор.

Улица.

Детское учреждение, школа.

Учебное заведение.

Общество.

 

Вот теперь вернемся с учащимися к эпиграфу и расскажем, как теперь мы по­нимаем то, что высказал Экзюпери.

Семья - первичная часть общества, с которой сталкивается ребенок. Свои первичные представления он переносит в последующие сферы социальной жизни.

Семья - это место, где ребенка любят, безусловно, каким бы он ни был. Родительская любовь создает ощущение безопасности и защищенности. Семья - крепость, защищающая малыша от противоречивых и злых явлений.

Семья - жизнь во всех её проявлениях, поэтому ребенок познает жизнь и научается жизни именно в семье: он познает материальные блага; проживает духовные отношения в процессе взаимоотношений взрослых; научается уходу за телом; привыкает к ритмической смене активности и отдыха; овладевает нормами человеческого общения.

Предлагаем учащимся проанализировать роль семьи для хода их жизни, на­пав со слов: «Семья обеспечила мне условия жизни, теперь я могу...»

В качестве заключения и вывода из беседы просим учащихся описать идеальное поведение человека, который осознает великую роль семьи в своей жизни.

P.S. Сегодня предлагается проследить за собственным поведением в семье, насколько оно отвечает сделанному выводу, удается ли выразить в поведении лю­бовь и благодарность за жизнь родителям? Удается ли влиять на хорошее само­чувствие своих близких и на благоприятное разрешение семейных проблем?

Тема: «Жизнь, достойная человека»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: