Тема: «Когда взрослый – взрослый»

Откроем свободный обмен мнениями: как разрешать такого рода конфликты?

Настоятельно советуем обратиться к книге Харпер Ли «Убить пересмешника»: сцена защиты отца от толпы разъяренных мужчин девочкой девяти лет... Можно Этот вопрос крайне необходим для осмысления учащимися: они, ощу­тив физические силы и пережив остро период осознания себя отдельной личностью, демонстрирует притязания на роль взрослого и вполне самостоятельного человека.

Рассмотрим же этот вопрос, никак не критикуя учащихся за их завышенные притязания.

Взрослый:- человек завершенного физического формирования;

- человек, имеющий экономическую и финансовую свободу;

- человек, активно участвующий в общественной жизни;

- человек профессиональной деятельности во благо общества;

- человек, рожающий и воспитывающий детей;

- человек, способный нести ответственность за других людей. Предложим оценить данное определение и решить, можно ли себя назвать взрослым, и если нельзя, то почему.

Далее обратим внимание на то, что в XXI веке становление взрослости затя­гивается из-за длительного срока обучения: надо многое познать и многому нау­читься, чтобы войти в ранг взрослого.

Напомним стихи поэта Некрасова, хорошо всем знакомые: «Однажды в сту­деную зимнюю пору я из лесу вышел. Был сильный мороз...» Там герою попадает­ся мальчонка лет пяти, который говорит: «...всего мужиков-то: отец мой да я». Это явление ранней взрослости - по крайней мере, так кажется ребенку.

Обратим внимание на последнюю характеристику взрослости...

А затем проведем игру «Времена года».

Обсудим нашу неспособность нести ответственность за другого человека.

Но спросим сами себя: хотел бы я быть взрослым? Спросим и следующее: Удается ли мне иногда поведение взрослого человека?

Такое обсуждение приведет нас к выявленному противоречию: нашим роди­телям всегда мы кажемся детьми, они не могут замечать нашего взросления и при­вычно относятся к нам как к детям. А дети растут и мужают незаметно. Противоре­чие растет, порождая конфликты.

прочитать этот фрагмент и порекомендовать всю книгу к прочтению нашим учащимся

 

Вывод кураторского часа возникнет, если провести рефлексию со слов:

 «Что касается моей взрослости, то я...»

Тема: «Везет тому, кто везет»

Сразу предложим учащимся оценить данный каламбур. Откроем свободный обмен мнениями. Предварительно разведём лексическое значение этих одинаково звучащих слов.

«Везти» - перемещать ношу на себе (этой ношей является и жизнь). «Везти» - иметь удачу в делах.

Вдруг выясняется, что почти все согласны с мыслью, спрятанной за этой шуткой. Но почему же все мы постоянно жалуемся на невезенье? Часто оправдываем наши неудачи невезеньем, наши страдания невезеньем, даже наши дурные поступки тоже оправдываем невезеньем.

Человек нашел защиту себе в этом слове: там, где он оказался виноват, эму легче оправдать себя этим словом - «не повезло».

Проанализируем простейшую ситуацию:

Гимнаст падает с гимнастического снаряда (с бревна) - его жалеют и говорят: «Не повезло человеку»...

Обсудим это «невезенье», предварительно заметим, что чемпиону, который не упал с бревна, «повезло»?..

Учащийся, который не выучил, вызвали к доске. Он говорит, что ему «не повезло»...

Этот случай легче обсуждать, ибо он часто случается в жизни учащихся.

Существуют даже люди, которых называют «невезучие». Как это объяснить? Жизнь серьезна. Надо уважительно относиться к тому, что ты живешь. Если существуешь, никак не направляя свою жизнь, то всегда будут попадаться неудоб­ные, неожиданные, затруднительные ситуации - нужно прилагать усилие, а если умения проявлять волевое усилие отсутствуют - вот тут-то и господствуют случай, эпизод, обстоятельства.

Пусть один из учащихся играет роль «рокового обстоятельства». Его приближение к одному из нас будет означать, что с нами должно сейчас случиться что-то очень неприятное, которое изменит течение жизни, если этот гость захватит власть ад нами. Пусть он так и говорит: «Я пришел к тебе и за тобою!» Если мы готовы к неожиданным поворотам жизни, мы найдем, что сделать или что сказать... Наша реакция послужит для «рокового обстоятельства» основанием уйти либо остаться в жизни этого человека. Он так и говорит: «Я остаюсь в твоей жизни» или же «Я исчезаю». Начнем нашу игру...

«Роковое обстоятельство» подходит к первому учащемуся: «Я пришел к тебе...» А учащийся говорит: «Добрый день. Проходи. Садись. Чаю хочешь?» Выпив чаю, «роковое об­стоятельство» заявляет: «Спасибо, я ухожу».

Куратору следует заготовить заранее фразы вестника неприятностей (может быть, вместе с этим учащимся).

Через три-пять эпизодов, вдруг выявляется истина: действительно, везет тому, кто везет, кто силой ума, логики, доброжелательностью, стойкостью духа встречает и от­гоняет от себя обстоятельства, переламывая их, смягчая удары или изменяя обстоятельство, - тот не страдает от этих обстоятельств.

Итоговый вопрос:

- Ньютону повезло, что якобы упало яблоко перед ним и ему удалось открыть закон всемирного притяжения? А Менделееву, который во сне увидел таблицу химических элементов?..

 

Обсуждение приведет нас к выводу:

Кто везет на себе ношу проблем жизни и решает их, тому всегда везет, потому что удача своим основанием имеет подготовленность человека к обстоятельствам жизни.

Тема: «Семья в жизни человека»




double arrow
Сейчас читают про: