Поднимать эту тему следует обязательно в юношеский период жизни, потому что эмоциональное увлечение квазисчастьем - ложным счастьем - кардинально направит жизненный путь молодого человека в ложном направлении, а значит, напрямую к жизни несчастливой.
Счастливых людей мало на земле - таково общее единодушное мнение многих философов. Поэтому хорошо в юности успеть очертить главное в построении счастья, чтобы потом не жаловаться ни на кого и ни на что.
Начнем работу группы с того, что разобьемся на две стороны: «счастливых» и «несчастливых». Скорее всего, на стороне «несчастливых» не будет ни души. Это закономерно: детство и юность проживается в остром ощущении счастья жизни, у них много сил, энергия бьет через край, сам факт существования воспринимается радостно, потому что человек растет, узнает мир. С ним каждый день почти что-то случается... Понаблюдаем за щенком, котенком, жеребенком, теленком - они тоже всегда радостны. Кстати, если точно так же просить разделиться на группы «счастливых» и «несчастливых» - взрослые в большинстве своем окажутся в группе второй.
Вот так мы обнаружили первый уровень счастья: «Я живу! Я живой!»
Начертим на доске первую ступеньку, на ней уже стоит ребенок. И добавим: старые люди часто говорят: «Ничто не имеет значения - лишь бы жить, это такое счастье!» На нашей первой ступеньке рядом с малышом оказался старик.
Дадим определение счастья. Счастье - это проживание состояния удовлетворенности своей жизнью: состояние проживается как эпизодический момент или как финально-аккордная оценка жизни в целом.
Возрастая, человек расширяет свои потребности, хочет от жизни больше, и тут оказывается, что не всегда его потребности могут быть удовлетворены. Материальное удовлетворение потребностей рождает проживание удовлетворенности жизнью, мы говорим: «Какое счастье - мороженое!» или «Я счастливый человек - у меня теперь есть велосипед!»... Или: «Какое несчастье - у меня нет мобильного телефона... нет модных брюк... нет...». - Почему-то никто не говорит: «Какое несчастье, что у меня нет... мозгов!»
Это вторая ступень счастья, когда удовлетворение материальных потребностей создает ощущение довольства своей жизнью. Эта ступень очень шаткая, потому что материальное приедается и перестает являться желаемым. Съев один обед, второй и третий, ты уже перестаешь чувствовать свое счастье... Да и множество телефонов не дают счастья, если звонить некому.
Третья ступень счастья, когда переживания достигают высокого накала и длятся долго, - счастье общения с людьми. Сам момент единения с людьми, их отношение, взаимодействие с ними - всё это наделяет человека богатыми переживаниями. А ощущение единения с ними - придает силы, уверенности, дает ощущение собственной значимости. Счастье этой ступени ненасыщаемо: с одними и теми же людьми человеку хорошо.
Четвертая ступень счастья - это то переживание, которое имеет человек благодаря творчеству: он созидает, и жизнь приобретает весомость и смысл. Удовлетворенность жизнью длительная и глубокая. Широкие возможности предоставляет кино, чтобы взглянуть на счастливого человека в момент творчества: фильмы «Приходите завтра», «Музыкальная история», «Девять дней одного года», «Председатель» и множество других предъявляют нам такую картину.
Пятая ступень счастья - когда усилия человека изменили, улучшили жизнь, внеся в неё что-то новое, что дало жизни развитие. Эту ступень счастья испытывают не только полководцы, государственные деятели, выдающиеся публицисты и политики. На этой ступени стоит и мать, взращивающая ребенка, и ветеринар, помогающий рождению детеныша животного, и дети, посадившие дерево, и милиционер, поймавший бандита.
Здесь не должно быть призывов и нравоучения со стороны куратора – только сообщения о понимании счастья и иллюстрации, которыми способны украсить разговор учащиеся. Куратор может вывести учащихся с вопроса счастья и на вопрос о качестве их собственной личности. Для этого предложим высказать мнение по поводу следующей мысли знаменитого педагога Сухомлинского: «Человек есть такой, каково его представление о счастье». Даже можно предложить провести анкету о счастье, чтобы потом дать анализ различия личностей в классной группе.
Общий вывод кураторского часа:
Каждый заслуживает такого счастья, какого он хочет, когда осознает, что такое счастье, и делает выбор. Не надо лишь зазвать, что за счастье платят душевной работой или физическими усилиями, ^идя на диване, счастья не познаешь.
Тема: «Человек - это узел отношений»
Так говорит наука про человека, про каждого из нас. Но как это понять?
Приготовим цветные нитки. Разрежем на короткие отрезки. Соединим и свяжем в узел - мы готовы к размышлениям.
«Личность - это узел отношений», - напишем на доске. Нам надо понять, что имеет в виду научная мысль, определяя человека таким образом.
Возьмем в руки связанные узлом нити: красная, синяя, желтая, черная. Произведем первые действия: потянем за одну нить - тянется весь узел. Сделаем то же самое с другой нитью - получим то же самое...
Вот теперь можно открывать обсуждение данного научного образного определения личности: почему «узел»?
Просмотрим практическую иллюстрацию такой тесной связи всех отношений в личности. Работа организуется так: двое играют диалог по готовой карточке, а третий ведет разъяснение содержательного решения личности, определяя центральную нить в узле отношений, которая диктовала выбор личности.
1. - Пойдем прогуляемся!
- Нет. Уроки нужно доделать.
- Давай я за тебя сделаю быстро! - Нет.
- Да брось, тебя не вызовут завтра - Нет.
- Ну, поздно вечером сделаешь. - Нет.
- Да скажешь, что голова болела... - Нет.
- Ты поменяй джинсы на брюки. - Зачем?
- В гости всё же идем! - Да и так хорошо.
- Неудобно как-то - Наоборот, так удобнее.
- Хозяйка обидится. - Да какое ей дело до моей одежды?!..
и т.п.
Разность личностей обусловлена центральной нитью - тем отношением, которое главное для человека. Оно есть стержень нашей цветной кисти. А в поведении одно отношение является ядром личности.
Когда-то древние латиняне утверждали: «Если двое говорят одно и то же, то это не одно и то же». Похожее поведение скрывает разные отношения. Посмотрим и это:
- Я так люблю театр... так красиво... отдохнуть хорошо... И люди хорошие. А буфет, какой!
- Я так люблю театр. Это жизнь, проходящая перед тобой. Ты её разглядываешь, анализируешь...
«В момент общения с театром какое из отношений личности преобладало?» -зададим такой вопрос.
Теперь легко предложить следующее: условно обозначим каждую цветную нить за наши отношения. Запомним или запишем эти обозначения. И сравним.
Мы увидели секрет разнообразия людей: они есть узел отношений, но узел, состоящий из разных отношений!
Вывод кураторского часа (его, конечно, сделают учащиеся):
Человек - носитель множества отношений. Они, эти отношения, властвуют над моим поведением, определяют его. Если найти моё центральное отношение (стержневое, ядро), то логика моих поступков сразу становится понятной.






