Тема: «Сколько счастливых на этой земле?»

Поднимать эту тему следует обязательно в юношеский период жизни, потому что эмоциональное увлечение квазисчастьем - ложным счастьем - кардинально направит жизненный путь молодого человека в ложном направлении, а значит, напрямую к жизни несчастливой.

Счастливых людей мало на земле - таково общее единодушное мнение мно­гих философов. Поэтому хорошо в юности успеть очертить главное в построении счастья, чтобы потом не жаловаться ни на кого и ни на что.

Начнем работу группы с того, что разобьемся на две стороны: «счастливых» и «несчастливых». Скорее всего, на стороне «несчастливых» не будет ни души. Это закономерно: детство и юность проживается в остром ощущении счастья жизни, у них много сил, энергия бьет через край, сам факт существования воспринимается радо­стно, потому что человек растет, узнает мир. С ним каждый день почти что-то случа­ется... Понаблюдаем за щенком, котенком, жеребенком, теленком - они тоже всегда радостны. Кстати, если точно так же просить разделиться на группы «счастливых» и «несчастливых» - взрослые в большинстве своем окажутся в группе второй.

Вот так мы обнаружили первый уровень счастья: «Я живу! Я живой!»

Начертим на доске первую ступеньку, на ней уже стоит ребенок. И добавим: старые люди часто говорят: «Ничто не имеет значения - лишь бы жить, это такое счастье!» На нашей первой ступеньке рядом с малышом оказался старик.

Дадим определение счастья. Счастье - это проживание состояния удовле­творенности своей жизнью: состояние проживается как эпизодический момент или как финально-аккордная оценка жизни в целом.

Возрастая, человек расширяет свои потребности, хочет от жизни больше, и тут оказывается, что не всегда его потребности могут быть удовлетворены. Мате­риальное удовлетворение потребностей рождает проживание удовлетворенности жизнью, мы говорим: «Какое счастье - мороженое!» или «Я счастливый человек - у меня теперь есть велосипед!»... Или: «Какое несчастье - у меня нет мобильного телефона... нет модных брюк... нет...». - Почему-то никто не говорит: «Какое не­счастье, что у меня нет... мозгов!»

Это вторая ступень счастья, когда удовлетворение материальных потребно­стей создает ощущение довольства своей жизнью. Эта ступень очень шаткая, по­тому что материальное приедается и перестает являться желаемым. Съев один обед, второй и третий, ты уже перестаешь чувствовать свое счастье... Да и множе­ство телефонов не дают счастья, если звонить некому.

Третья ступень счастья, когда переживания достигают высокого накала и длятся долго, - счастье общения с людьми. Сам момент единения с людьми, их от­ношение, взаимодействие с ними - всё это наделяет человека богатыми пережива­ниями. А ощущение единения с ними - придает силы, уверенности, дает ощущение собственной значимости. Счастье этой ступени ненасыщаемо: с одними и теми же людьми человеку хорошо.

Четвертая ступень счастья - это то переживание, которое имеет человек благодаря творчеству: он созидает, и жизнь приобретает весомость и смысл. Удов­летворенность жизнью длительная и глубокая. Широкие возможности предоставля­ет кино, чтобы взглянуть на счастливого человека в момент творчества: фильмы «Приходите завтра», «Музыкальная история», «Девять дней одного года», «Пред­седатель» и множество других предъявляют нам такую картину.

Пятая ступень счастья - когда усилия человека изменили, улучшили жизнь, внеся в неё что-то новое, что дало жизни развитие. Эту ступень счастья испытыва­ют не только полководцы, государственные деятели, выдающиеся публицисты и политики. На этой ступени стоит и мать, взращивающая ребенка, и ветеринар, по­могающий рождению детеныша животного, и дети, посадившие дерево, и милицио­нер, поймавший бандита.

Здесь не должно быть призывов и нравоучения со стороны куратора – только сообщения о понимании счастья и иллюстрации, которыми способны украсить разговор учащиеся. Куратор может вывести учащихся с вопроса счастья и на вопрос о качестве их собственной личности. Для этого предложим высказать мнение по поводу следующей мысли знаменитого педагога Сухомлинского: «Человек есть такой, каково его представление о счастье». Даже можно предложить провести анкету о счастье, чтобы потом дать анализ различия личностей в классной группе.

Общий вывод кураторского часа:

Каждый заслуживает такого счастья, какого он хочет, когда осознает, что такое счастье, и делает выбор. Не надо лишь за­звать, что за счастье платят душевной работой или физическими усилиями, ^идя на диване, счастья не познаешь.

Тема: «Человек - это узел отношений»

Так говорит наука про человека, про каждого из нас. Но как это понять?

Приготовим цветные нитки. Разрежем на короткие отрезки. Соединим и свя­жем в узел - мы готовы к размышлениям.

«Личность - это узел отношений», - напишем на доске. Нам надо понять, что имеет в виду научная мысль, определяя человека таким образом.

Возьмем в руки связанные узлом нити: красная, синяя, желтая, черная. Про­изведем первые действия: потянем за одну нить - тянется весь узел. Сделаем то же самое с другой нитью - получим то же самое...

Вот теперь можно открывать обсуждение данного научного образного опре­деления личности: почему «узел»?

Просмотрим практическую иллюстрацию такой тесной связи всех отношений в личности. Работа организуется так: двое играют диалог по готовой карточке, а третий ведет разъяснение содержательного решения личности, определяя цен­тральную нить в узле отношений, которая диктовала выбор личности.

 

1. - Пойдем прогуляемся!

- Нет. Уроки нужно доделать.

- Давай я за тебя сделаю быстро! - Нет.

- Да брось, тебя не вызовут завтра - Нет.

- Ну, поздно вечером сделаешь.  - Нет.

- Да скажешь, что голова болела...  - Нет.

 

- Ты поменяй джинсы на брюки. - Зачем?

- В гости всё же идем! - Да и так хорошо.

- Неудобно как-то - Наоборот, так удобнее.

 - Хозяйка обидится. - Да какое ей дело до моей одежды?!..

и т.п.

 

Разность личностей обусловлена центральной нитью - тем отношением, ко­торое главное для человека. Оно есть стержень нашей цветной кисти. А в поведе­нии одно отношение является ядром личности.

Когда-то древние латиняне утверждали: «Если двое говорят одно и то же, то это не одно и то же». Похожее поведение скрывает разные отношения. Посмотрим и это:

- Я так люблю театр... так красиво... отдохнуть хорошо... И люди хорошие. А буфет, какой!

- Я так люблю театр. Это жизнь, проходящая перед тобой. Ты её разгляды­ваешь, анализируешь...

«В момент общения с театром какое из отношений личности преобладало?» -зададим такой вопрос.

Теперь легко предложить следующее: условно обозначим каждую цветную нить за наши отношения. Запомним или запишем эти обозначения. И сравним.

Мы увидели секрет разнообразия людей: они есть узел отношений, но узел, состоящий из разных отношений!

Вывод кураторского часа (его, конечно, сделают учащиеся):

Человек - носитель множества отношений. Они, эти отношения, властвуют над моим поведением, определяют его. Если найти моё центральное отношение (стержневое, ядро), то логика моих поступков сразу становится понятной.




double arrow
Сейчас читают про: