Предметом осмысления на данном кураторском часе станет мысль Ф.М. Достоевского о том, что любить далёких легко и просто, но невозможно любить близких.
Проведение такого разговора чрезвычайно важно для учащегося, потому что, во-первых, он уже проецирует будущую свою семью, а во-вторых, он уже способен повлиять на семейные отношения, сложившиеся в его семье, и улучшить психологический климат.
Изложим же мысль Достоевского учащимся. Обратимся к их опыту: в семье чаще происходят столкновения, конфликты, ссоры, споры и скандалы, чем в училище, в спортивной секции, в театре, на работе, даже на рынке.
Близкие - это члены семьи и родственники, которые связаны первоначальным чувством любви. Семья строилась на любви, но любовь не протянулась на всех родственников. Почему?
Постоянная каждодневность - первая причина угасания любви. Близкие видят друг друга слишком близко, со всеми слабостями, бытовыми пристрастиями и странностями:
- Не так жует... не так сидит... не так умывается... не так одевается...
|
|
Близких не видим в их социальной роли:
- Где-то там его уважают и почтительны к нему, а здесь он в пижаме и лохматый...
- Где-то на производстве он делает великое дело, а здесь он спит, лежит, смотрит телевизор...
- Где-то там она прекрасно одета и причесана. А тут, на кухне, она сердита, раздражена и усталая...
Иногда говорят: «Быт заел». Лучше было бы сказать: «Быт убил».
Проведем небольшой эксперимент. В нем будут участвовать две небольшие группы по 5-7 человек.
Одна группа станет называться условно «Далекие», другая - «Близкие». Группам предлагается разыграть (или проговорить) следующие ситуации:
Группа 1 Вхожу в чужой дом и говорю: «Добрый день, господа!» В гостях за столом мне подали блюдо. Я говорю: «Спасибо». Нечаянно в транспорте толкнул пассажира. Говорю: «Простите!» Прощаясь с приятелем, всегда говорю: «Всего доброго!» Нужна помощь постороннего, говорю: «Пожалуйста, помогите...» | Группа 2 Прихожу из школы домой и говорю: «?». В семье домашний обед. Мне протянули тарелку супа. Я говорю: «?» Размахивая руками, рассказывал о событиях. Задел рукой маленькую сестренку, сказал: «?». Утром, уходя в школу, всегда говорю:«?». Дома во время работы нужны ножницы. Они у брата. Говорю: «?». |
Предлагается высказать свои мысли по поводу странного отсутствия нежности и уважительности по отношению к близким.
Далее ставим вопрос о возможности изменять ситуацию.
Приводим пример того, как меняются исторически некоторые формы взаимоотношений людей. В XVII веке Гегель говорил, что философия не может ответить на один вопрос: когда люди падают в лужу, все смеются - почему? В XXI веке такого вопроса не существует: люди не смеются, когда человек падает в лужу. Может быть, в следующем веке любить близких станет так же легко и просто, как любить далеких?
|
|
Общий вывод классного часа составляется в ходе поочередных высказываний всех участников разговора:
Любить близких будет вовсе не трудно, если я...
P.S. Кураторский час имеет продолжение: педагог предлагает прямо сегодня попробовать изменить простецкие формы общения с членами семьи на тонкие и нежные...