Юля училась в московской школе, в 11 лет начала писать стихи.
В начале войны в 17-летнем возрасте Юлия записалась в добровольную санитарную дружину. Окончила курсы медсестер и была направлена на строительство оборонительных сооружений под Можайском. Попала в окружение и 13 суток пробиралась к своим по тылам противника с группой пехотинцев.
В 1942 году поступила в Школу младших авиационных специалистов, но по прибытии на фронт получила назначение в стрелковый полк. В 1943 году Друнина была тяжело ранена - осколок снаряда вошёл в шею. Не подозревая о серьёзности ранения, она просто замотала шею бинтами и продолжала спасать раненых.
В госпитале, в 1943 году, она написала свое первое стихотворение о войне, которое вошло во все сборники военной поэзии:
Я только раз видала рукопашный.
Раз - наяву. И сотни раз – во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Лирическая героиня в стихах Ю. Друниной – юная, мужественная, любящая Родину. Она верная подруга. О том поколении говорили: «Юность, опалённая войной».
Нет, это горят не хаты —
То юность моя в огне...
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.
Семён Петрович Гудзенко (1922 – 1953)
Семён Гудзенко родился в Киеве в еврейской семье, после окончания школы поступил в МИФЛИ (Московский институт философии, литературы и истории). В 1941 году Семён Гудзенко добровольцем ушёл на фронт с третьего курса института. Рядовым бойцом отряда лыжников участвовал в боях под Москвой, партизанил в тылу врага. Зимой 1942 года был тяжело ранен в живот осколком мины. После госпиталя до конца войны служил во фронтовых редакциях. Первую книгу стихов издал в 1944 году.
В стихахС. Гудзенко мы видим лирического героя честным, правдивым, смелым. Он настоящий фронтовой друг.
Когда на смерть идут — поют,
а перед этим
можно плакать.
Ведь самый страшный час в бою —
час ожидания атаки.
Давид Самойлов (1920 – 1990)
Родился в Москве. Также как Семён Гудзенко учился в МИФЛИ и тоже ушёл добровольцем на фронт. Был тяжело ранен, после госпиталя вновь возвращается на фронт. Участвовал в боях на Волховском фронте, затем на 1-ом Белорусском фронте.
В стихах Д. Самойлова лирический герой молодой, «худой, весёлый и задорный».
Д. Самойлов
СОРОКОВЫЕ
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку...
А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.
И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.
Как это было! Как совпало -
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые...
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
1961
Ольга Фёдоровна Берггольц (1910 – 1975)
Родилась вПетербурге, окончила филологический факультет Ленинградского университета. Первый муж был расстрелян в период сталинских репрессий. Сама Ольга Берггольц была арестована в 1937 году, 171 день провела в тюрьме, в 1938 году была полностью реабилитирована. Во время войныпережила все 900 дней и ночей блокады Ленинграда, вела передачи на радио, призывая земляков к мужеству. Именно в блокадном Ленинграде создала лучшие свои произведения: «Ленинградскую поэму», «Февральский дневник», многие стихотворения.
В военной поэзии О.Берггольц мы видим лирическую героиню мужественной, сильной духом, любящей Родину, готовой прийти на помощь другим людям.
Ольга Берггольц
Август 1941 года. Немцы неистово рвутся к Ленинграду. Ленинградцы строят баррикады на улицах, готовясь, если понадобится, к уличным боям.
* * *
...Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна...
Кронштадтский злой, неукротимый ветер
в мое лицо закинутое бьет.
В бомбоубежищах уснули дети,
ночная стража встала у ворот.
Над Ленинградом - смертная угроза...
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
что называлось страхом и мольбой.
Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
не поколеблет грохот канонад,
и если завтра будут баррикады -
мы не покинем наших баррикад.
И женщины с бойцами встанут рядом,
и дети нам патроны поднесут,
и надо всеми нами зацветут
старинные знамена Петрограда.
Руками сжав обугленное сердце,
такое обещание даю
я, горожанка, мать красноармейца,
погибшего под Стрельною в бою:
Мы будем драться с беззаветной силой,
мы одолеем бешеных зверей,
мы победим, клянусь тебе, Россия,
от имени российских матерей.
Муса Джалиль (1906 – 1944)
Муса Джалиль (тат. Муса Җәлил, полное имя — Муса Мустафович Залилов)
Трагична судьба Мусы Джалиля. Будучи тяжело раненым, он попал в плен. В концлагере Джалиль создал подпольную антифашистскую организацию, члены которой распространяли листовки, вели пропаганду среди заключённых, устраивали их побеги. Патриота выдал предатель. Джалиль был переведён в берлинскую тюрьму Моабит и приговорён к смертной казни. Но поэт продолжал бороться, думая не о себе – о Родине:
Поэт был казнён на гильотине 25 августа 1944 года в военной тюрьме Плётцензее в Берлине за участие в подпольной организации, но его тетрадь была сохранена участником антифашистского сопротивления бельгийцем Андре Тиммермансом, который сидел в одной камере с Джалилем в Моабитской тюрьме. В их последнюю встречу Муса сказал, что его и группу его товарищей-татар скоро казнят, и отдал тетрадь Тиммермансу, попросив передать ее на родину. После окончания войны и выхода из тюрьмы Андре Тиммерманс отнес тетрадь в советское посольство. Позднее тетрадь попала в руки популярному поэту Константину Симонову, который организовал перевод стихов Джалиля на русский язык. Впоследствии они были изданы под названием «Моабитские тетради». В 1956 году Мусе Залилову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Муса Мустафиевич в 1957 году первым среди поэтов стал лауреатом Ленинской премии.
Муса Джалиль
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных… Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня…
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз…
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,—
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
— Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! —
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо…
— Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? —
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
— Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.—
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей…
ЗАДАНИЕ:
Прочитайте материал лекции и ответьте на вопрос: какое из стихотворений военных и послевоенных лет вас тронуло больше и почему?