Анализ экономических показателей предприятия

 

Каждое предприятие рассчитывает систему показателей, характеризующих его деятельность. К ним относятся товарооборот, валовой доход, издержки обращения, прибыль и рентабельность, а также трудовые показатели. Данные для анализа берутся из бухгалтерской отчетности Формы №1 и Формы № 2.

Под розничным товарооборотом понимается продажа потребительских товаров (услуг) населению за наличный расчёт не зависимо от каналов реализации товаров (услуг). Товарооборот является количественным показателем, характеризующим общий результат деятельности предприятия. Одна из основных целей анализа заключается в выявлении неиспользованных резервов роста общего объёма розничного товарооборота.

Валовой доход как экономическая категория представляет собой часть стоимости товара, которая предназначается для покрытия издержек и образования прибыли. Цель экономического анализа валового дохода - это поиск резерва его роста и достижение оптимальной величины, а также оценка соотношения валового дохода с финансовыми показателями. От величины валового дохода зависит финансовая устойчивость предприятия. Издержки обращения - это выраженные в денежной форме затраты в сфере обращения товаров, которые необходимы для осуществления предприятием своей деятельности и выполнения функций. Анализ издержек обращений направлен на выявление возможности повышения эффективности работы предприятия за счёт более рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Для обеспечения бесперебойной работы и наиболее полного удовлетворения покупательского спроса, на предприятии должны быть определенные товарные запасы. Размер их должен быть оптимален. Прибыль является основной целью деятельности любого предприятия. Она выступает как результативный оценочный показатель, но напрямую эффективность работы предприятия не отражает. На предприятии проводится анализ факторов, влияющих на прибыль, который является экономической основой подготовки и принятия управленческих решений, направленных на выбор наиболее рационального пути дальнейшего развития предприятия.

Рассмотрим основные показатели деятельности ООО "Уралдомстрой" (таблица 5).

 

Таблица 5 - Отклонения и темпы роста экономических показателей деятельности ООО "Уралдомстрой" в сопоставимых ценах

 Показатели 2009 год 2010 год 2011 год

отклонение

темп роста, %

        2010 г от 2009г 2011 г от 2010г в 2010г в 2011г
А 1 2 3 4 5 6 7
Товарооборот всего, тыс. руб. в т. ч.: 22 592,5 27 572,9 38 420,3 +4 980,4 +10 847,4 122,0 139,3
Торговля 18 525,7 21 620,4 28 853 +3 094,7 +7 232,6 116,7 133,4
Строительство 4 066,8 5 952,2 9 567,3 +1 885,7 +3 615,1 146,4 160,7
Валовой доход всего, тыс. руб. в т. ч.: 8 488,2 8 987,2 9 855,8 +499,0 +868,6 105,9 109,7
Торговля 4 932,7 5 083,6 6 793,2 +150,9 +1 709,6 103,1 133,6

Продолжение таблицы 5

Строительство 3 555,5 3 903,6 3 062,6 +348,1 -841 109,8 78,5
Издержки обращения, тыс. руб. в т. ч.: 7 596,4 7 651,2 7 961,8 +54,8 +311 100,7 104,0
Торговля 5 136,4 4 814,5 4 754 -321,9 -60,5 93,7 98,7
Строительство 2 460,0 2 836,7 3 207,8 +376,7 +371,1 115,3 113,1
Товарные запасы, тыс. руб. в т. ч.: 2 699,6 2 254,5 2 011,3 -445,1 -243,2 83,5 89,2
Торговля 2 020,1 1 902,3 1 034,8 -117,8 -867,5 94,2 54,4
Строительство 679,5 352,2 976,5 -327,3 +624,3 51,8 277,3
Финансовый результат, тыс. руб. в т. ч.: -254,6 -200,0 -50,5 +54,6 +149,5 78,6 10,3
Торговля -399,1 -363,6 -175,9 +35,5 +187,7 91,1 48,4
Строительство +144,5 +163,6 +125,4 +19,1 -38,2 113,2 77,0

 

ООО "Уралдомстрой" в сфере торговли и строительства закончило 2011 год со значительным снижением убытка по сравнению с 2010 годом на 149,5 тыс. руб., а также произошло увеличение розничного товарооборота на 10 847,4 тыс. руб. На увеличение общего объёма товарооборота повлияло увеличение его в сфере торговли на 7 232,6 тыс. руб. В строительстве товарооборот вырос на 3 615,1 тыс. руб., что оказало существенное влияние на общий объём товарооборота.

Увеличение товарооборота сказывается положительно на сумме товарных запасов. Сумма товарных запасов в 2011 году выросла на 34 % и составила 3 021,6 тыс. руб., тогда как в 2010 году она была 2 254,5 тыс. руб.

В 2011 году наблюдается увеличение суммы издержек обращения в целом по ООО "Уралдомстрой" на 4 %, в том числе в торговле на 371,1 тыс. руб., в торговле заметно сокращение издержек на 60,5 тыс. руб.

Наибольший объём товарооборота наблюдается в 2011 году - 38 420,3 тыс. руб., Такой рост был достигнут за счёт увеличения объёма товарооборота в торговле на 33,4 % по сравнению с прошлым годом, или в абсолютной сумме на 7 232,6 тыс. руб., в строительстве - на 60,7 % или на 3 615,1 тыс. руб.

Вместе с ростом товарооборота выросла и сумма валового дохода, она составила 109,7 %. Сумма издержек обращения увеличилась на 4 %. Увеличение суммы издержек происходит за счет увеличения транспортных расходов, а также расходов на оплату труда работников, так как заработная плата в 2011 году выросла. Но в то же время происходит снижение расходов, в первую очередь, за счет того, что в 2011 году ООО "Уралдомстрой" погасило кредит, взятый в начале 2010 года в банке "Оренбург” в размере 500,0 тыс. руб.

Положительно повлияло на сокращение убытка в 2011 году на 149,5 тыс. руб. по сравнению с прошлым годом и сокращение суммы товарных запасов. Так в 2011 году сумма товарных запасов сократилась на 243,2 тыс. руб. к уровню 2010 года, причём за счёт сокращения их в сфере торговли на 867,5 тыс. руб.

Анализ микросреды

 

Микросреда (рыночная среда) - это область прямого влияния факторов внешней среды на деятельность предприятия.

Анализ микросреды проводится посредством применения методики "Пять сил Портера".

Модель конкурентных сил Портера подразумевает анализ рыночных сил, которые могут влиять как позитивно, так и негативно на предприятие. Анализ ведется по 5 факторам (таблица 6).

 

Таблица 6 - Анализ факторов макросреды для компании ООО "Уралдомстрой"

Фактор Количественная оценка Критерий оценивания
Потенциальные новички  2  - давление есть, следует отслеживать его динамику (барьер входа на рынок недостаточно высок из-за доступности финансовых средств);
Поставщики  0  - давления не ощущается, вполне возможно собственное давление (налажены устойчивые взаимоотношения с поставщиками);
Товары-заменители  1  - минимальное и нерегулярное давление (возможен переход части клиентов в более низкий ценовой сегмент);
Покупатели  2  - давление есть, следует отслеживать его динамику (потребители очень требовательны как к качеству услуги, так и ко всему процессу ее оказания);
Конкуренты  3  - нормальная конкурентная среда, отслеживать ситуацию нужно регулярно (конкурентоспособность обеспечивается качеством работы и стабильно низкими ценами на предоставляемые услуги)
Сумма баллов  7 Выводы: постоянный мониторинг потребностей потребителей и анализ действий конкурентов; маркетинговые программы, переход к программам лояльности потребителей; использование технических и дизайнерских инноваций; выявление ключевых факторов успеха; отслеживание появления новых конкурентов.

 


3. Мероприятия по повышению эффективности управления ООО "Уралдомстрой"

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: