Три принципа построения системы ИВ в РФ

Тема 7.1. Система исполнительной власти в Российской Федерации.

Специфика ИВ

• Полипредметность деятельности

• Огромное количество субъектов, осуществляющих ИВ и крайне узкая специализация многих из них

• Осуществляет власть в ситуациях, когда необходимо оперативное или срочное принятие решений

• Территориальный масштаб деятельности

• Обладает монополией на государственное принуждение

• Самая закрытая от общественного контроля, поскольку:

– Наименее гласно принимает решения

– В силу узкой специализации сама осуществляет регулирование своей деятельности

Исполнительная власть трудно поддается правовому регулированию

+ исполнительная власть чрезвычайно сильно влияет на другие ветви власти

+ Конституция описала ИВ хуже всего

 

Три принципа построения системы ИВ в РФ

1. Принцип дуализма – полномочия в сфере формирования и управления системой исполнительной власти разделены между Президентом РФ и Правительством РФ

• Формально высшим органом ИВ является Правительство РФ (ст.1 ФКЗ «О правительстве…»)

• Полномочия по руководству федеральными органами ИВ разделены между Президентом и Правительством

• Президент определяет организационно-правовые формы органов ИВ и перечень федеральных органов ИВ

• Президент за счет конституционных и административных полномочий может оказывать определяющее влияние на деятельность ИВ

• Реальное разделение полномочий между Президентом и Правительством определяется не правовыми, а политическими факторами

 

Указ Президента РФ от 12.05.2008 N 724
«Вопросы системы и структуры ФОИВ»

Структура ИВ в Российской Федерации:

I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам

II. Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам

III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации

 

2 и 3. Принцип Единства системы ИВ и принцип Разграничения предметов ведения и полномочий.

Данные принципы могут применяться только вместе и характерны только для федеративных государств

Задача совестного применения принципов – обеспечить единство системы ИВ при одновременном соблюдении разграничения предметов ведения и полномочий

3 возможных варианта:

• Исключительные предметы ведения РФ – Только ФОИВ принимают нормативные акты, а исполняют их ФОИВ и ОИВ СРФ. ОИВ СРФ, исполняя полномочия по предметам ведения РФ де-факто являются подчиненными центру

• Сфера совместного ведения – ФОИВ и ОИВ СРФ формально и фактически не соподчинены друг другу. Каждая группа органов принимает свои акты и их исполняет

Схемы разграничения полномочий в сферах совместного ведения:

1. Управление осуществляется 2 не соподчинёнными друг другу органами ИВ РФ и субъекта. Разграничение полномочий может осуществляться по схемам:

- Общее регулирование – детальное регулирование (редко)

- Прямое распределение полномочий между уровнями власти федеральным законом

2. Управление осуществляет ОИВ СРФ, которому федеральный орган делегировал свои полномочия

3. Полномочия осуществляет территориальный орган ФОИВ, которому субъект РФ делегировал свои полномочия (сейчас не встречается)

• Исключит ведение сРФ – ОИВ сРФ, действ-е в рамках реализации искл полномочий РФ не входят в единую систему ИВ

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: