В древнерусском языке

Еще одной особенностью древнерусского синтаксиса, хотя, быть может, и не свойственной живому языку, а заимствованной из старославянского, являлся оборот «дательный самостоятельный». Он представлял собой сочетание дательного падежа существительного или местоимения с согласованным с ним (т. е. стоящим также в дат. пад.) кратким действительным причастием. Подобное сочетание имело значение причины или времени, и поэтому «дательный самостоятельный» переводится на современный русский язык придаточным предложением времени или причины. Например: БОРЮЩЕМА СЯ ИМА НАЧА ИЗНЕМОГАТИ МЬСТИСЛАВЪ (Лавр. лет.) – Так как они бились долго, Мстислав начал изнемогать.

Реже дательный самостоятельный имел другие значения, например условное: БОГУ ПОПУЩЬШУ, БЂСИ ДЂИСТВУЮТЬ (Поуч. Серап.), определительное: СЛЫШАХОМЪ ЖЕ ПРЕЖЕ ТРЕХЪ ЛЂТЪ БЫВШЕЕ ЗНАМЕНИЕ.., ВСЂМЪ ЛЮДЕМЪ ВИДЯЩИМЪ (Моск. лет. свод) и др.

В старославянском языке этот оборот был распространен очень широко. И в памятниках древнерусского языка он встречается достаточно часто. Однако уже в раннюю эпоху наступает разрушение этого оборота, что было вызвано, как видно, не только чуждостью его живому русскому языку, но и тем, что происходит утрата склонения краткими причастиями.

Это приводит к тому, что причастия начинают выступать не в дательном, а в именительном падеже. Например, в Лаврентьевской летописи: ИДОУЩЕ ЖЕ ЕМОУ ВЪСПЯТЬ РАЗМЫСЛИВЪ РЕЧЕ ДРУЖИНЂ СВОЕЙ (вм. ИДУЩУ ЖЕ ЕМУ); в Моск. лет. своде: МИТРОПОЛИТУ ЖЕ ВШЕДЪ ВЪ ПОСАДЪ ГРАДА ТОГО (вм. ВШЕДШУ). С течением времени таких отступлений становилось все больше и больше, т. е. «дательный самостоятельный» уходил даже из письменного литературного языка. Однако все же в XVII–XVIII вв. в повествовательной прозе изредка этот оборот встречается; например, употребление этой, без сомнения, архаичной для XVIII в. конструкции наблюдается в «Путешествии из Петербурга в Москву А. Н. Радищева: Едущу мне из Едрова, Анюта из мысли моей не выходила.

Справедливости ради надо сказать, что вопрос о том, был ли дательный самостоятельный особенностью, свойственной синтаксическому строю живого русского языка, или его употребление в памятниках письменности является лишь данью старославянской традиции, остается неясным.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: