Болгарская литература

ИСТОРИЯ СЛАВЯНСКИХ ЛИТЕРАТУР

Болгарская литература – самая древняя из сла­вян­ских литератур. Она начинается с 886 г., с Преслав­ской книжной школы. Важную роль в ее становлении сыграли первые славянские просветители, создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий, а также их ученики.

 Расцвет древней болгарской литературы относится к концу IХ – началу Х в. Это были сборники поуче­ний, жития святых, проза и поэзия, а также переводы с гре­ческого языка на староболгарский церковно-слу­жеб­­ных книг, таких как Псалтырь, минеи, Апокалип­сис, ряд трудов святых отцов. Переводной литерату­рой Болгария снаб­жала даже другие славянские страны.

 Как национальная художественная литература бол­гарская литература сформировалась поздно, что объяс­няется многовековым иноземным порабоще­ни­ем: сначала византийское господство (ХI–ХII вв.), по­том с ХIV в. османское иго, которое продолжалось поч­ти пять столетий: были уничтожены многие па­мят­ни­ки национальной культуры, нависла угроза исчез­но­ве­ния языка. Об этом периоде болгарской истории на­пи­сано немало. Приведем в качестве примера отрывок из романа М.Макдермотта «Апостол свободы»: «Обыч­но болгары тихо и мирно жили в соседстве с турками, – разумеется, при условии, что они вовремя платили налоги, а на все вопросы отвечали со смире­ни­ем и к ответу присовокупляли взятку; но в любую минуту достаточно было малейшей искры, чтобы выз­вать взрыв мусульманского фанатизма, и он заливал окрестности как лава, оставляя после себя слезы и пепел пожарищ. Ничья жизнь и ничье имущество не были в безопасности… По всей Болгарии пели не толь­ко о любви юноши к девушке, не только о радос­тях и печалях обычной жизни; песни повествовали о ее ужасах с обыденной простотой, от которой даже сегодня стынет в жилах кровь и сжимается сердце. Песни рассказывали о том, как женщин уводят в цепях в рабство, отрывая от родного дома и детей; об укра­денных невестах; о насильственном обращении в ислам; о пытках и допросах, о тюрьмах и казнях».

С началом турецкого ига литературная жизнь Бол­га­рии переместилась в Россию, Сербию, Румынию, дру­гие страны. Писатели отражали жизнь болгар под игом Османской империи и собственных ренегатов, призывали к борьбе против угнетателей. Произве­де­ния носили скорее реалистический, нежели романти­чес­ко-сентиментальный характер. Особую роль в деле национального возрождения сыграла книга монаха из Святогорского монастыря Паисия Хилендарского «Сла­вяно-болгарская история о народах и царях бол­гар­ских» (1762). Национальное возрождение, начало которого связывают с концом ХVIII в., продолжалось до русско-турецкой войны 1877–1878 гг., принесшей народу Болгарии освобождение и давшей развитие на­циональной литературе. В 70-е гг. действовали Васил Левски, Любен Каравелов, Христо Ботев, возглавив­шие национально-освободительное движение. Револю­цио­не­ры и политики, они не только бунтовали против политического и экономического рабства, но и много сделали для культуры. В литературе преобладали со­циальные мотивы (особенно это касается поэзии Х.Бо­тева). Каждое из названных имен свято для болгар. На­пример, Васил Левски – идеолог и организатор бол­гарской национальной революции – стал националь­ным геро­ем. Если турки надеялись задушить свободу, по­весив Левского, которого люди называли Апос­то­лом сво­бо­ды, то просчитались. Оставшиеся на свободе его со­рат­ники подняли Апрельское восстание 1876 г. И хотя оно потерпело поражение и было кроваво раз­гром­лено турками, получило резонанс во всем мире: в защиту права болгар на независимость выступили Тур­генев, Гюго, Гарибальди; Россия объявила войну Турции. Про­шло несколько лет, и Болгария радостно встречала победоносную русскую армию генерала Гур­ко, при­нес­шую свободу, которую народ этого балканского государства ждал пятьсот лет. В Болгарии память о Лев­ском чтут, не только запечатлев его образ в кар­ти­нах, памятниках, монументах, но даже первое спор­тив­ное общество, основанное в 1912 г., крупней­ший стадион Софии и ведущая футбольная команда города носят его имя. Личность Левского вдохновила не од­но­го писателя на создание художественных про­изве­дений о нем.

В болгарской литературе даже во второй половине ХIХ в. еще не было четкого размежевания лите­ра­тур­ных направлений. Сосуществовали сентимента­лизм, романтизм, реализм, но более всего превалировал интерес к реализму. Болгарские писатели многое заим­ство­вали у русских, т.к. жили, учились в России. По­этому понятно, почему с конца 40-х гг. в Болгарию широко проникает русская литература, усиливаются культурные связи, учитывается опыт русской литера­ту­ры. А в России этого времени особое значение полу­чил реализм, развивались повесть и роман, объективно показывающие происходящее. К 60-м гг. в болгарской литературе относится появление такого прозаического жанра, как повесть. Интерес к жанру вызвала возмож­ность обстоятельно представить многообразие жизни, поставить острые вопросы, вымысел соединить с действительностью. Роман заявит о себе лишь в конце 80-х – начале 90-х гг. ХІХ в.

У истоков болгарской прозы стояли Любен Ка­ра­ве́­лов и Васил Дру́мев. Л.Каравелов, будучи полити­че­ским и революционным деятелем, был вынужден жить на протяжении многих лет в эмиграции – то в России, то в Румынии, то в Сербии, являвшейся в то время центром освободительного движения южных славян. Сербские критики называли его одним из зачинателей сербского реализма. В Сербии была написана повесть «Виновата ли судьба?» Творчество «русского перио­да» подарило читателям книгу рассказов и повестей «Страницы из книги страданий болгарского племени». В Румынии он издавал газеты «Свобода» и «Независи­мость». Самым значительным в литературном насле­дии Каравелова считается повесть «Болгары старого времени» (1867) – произведение, достоверно передаю­щее реальные жизненные ситуации и типичные харак­теры болгар, проникнутое национальным колоритом, тоской по родине, лиричностью и блестящим юмором.

 Когда слава Каравелова была в зените, в литературе появилось новое имя – Иван Ва́зов ( 1850–1921). Поэт, прозаик, драматург, не разделявший революционных убеждений Каравелова, но уважавший его, И.Вазов в дальнейшем становится патриархом болгарской лите­ра­туры (у него даже было прозвище «дед»). Его лите­ратурное наследие составляет 20 томов. Признание за ним статуса национального поэта произошло вскоре после освобождения Болгарии и продолжалось до кон­ца жизни. Будучи молодым, он отстаивал идеалы на­цио­нального освобождения и политической независи­мос­ти болгар. Живя в 70-е гг. в Румынии, напи­сал два сборника стихов, отразивших трудную судьбу бол­гар­ско­го народа и его борьбу против поработите­лей. Материалом для повестей становилась жизнь, гла­венствующее место занимала нравственная проблема­тика. Он пишет и о Василе Левском, и о “маленьком человеке”, лишенном защиты в обществе, где властву­ет нажива, рисует национальный характер, выступая де­мо­кратом и гуманистом. Писатель испробовал бук­валь­но все жанры, выступал за чистоту болгарского языка и определил лицо болгарской литературы на дол­­гие годы. Самые известные его произведения – ро­ман «Под игом», повесть «Отверженные», рассказы «Болгарка», «Недавнее». Идеалы социально-по­ли­­ти­чес­кого характера он воплотил в эпической три­ло­гии «Наша родня», «Под игом», «Новая земля». Клас­сик И.Ва­зов интересен и современникам, о чем сви­детель­ству­ет проведенная в его стране в 2008–2009 гг. кампа­ния «Большое чтение». Болгарским читателям пред­ло­жи­ли назвать авторов и романы, более всего им полю­бив­шиеся. Список выглядел таким образом: 1-е мес­то занял роман И.Вазова «Под игом», 2-е – «Вре­мя раз­дель­ное» А.Дончева, 3-е – «Табак» Д.Димо­ва, на шес­том месте – М.Булгаков, десятом – А.Дюма, двенад­цатом – Г.Маркес.

 После освобождения Болгария приобрела статус бур­жуазно-монархического государства. Демократи­чес­­кие завоевания ослабевали. Усилилась эксплуата­ция трудящихся. Разорялись мелкие собственники, на­кап­ливалось богатство небольшой части общества, осо­бен­но землевладельцев. Произошло расслоение бол­гарской деревни. Крестьянский вопрос стал одним из главных. Появляется целая группа писателей, для творчества которых основной становится тема жизни болгарского крестьянина, болгарской деревни. Осо­бен­но выделяются такие прозаики, как Михалаки Геор­ги́ев, Тодор Вла́йков, а в 1897 г. впервые появ­ля­ется Ели́н Пели́н (это псевдоним Димитра Стояно­ва) (1877–1949). В 26 лет он уже был известен и по­пу­ля­рен в Болгарии. Писал не только о деревне, сельских жителях, их восприятии жизни. Он автор са­ти­риче­ских и юмористических рассказов, повестей «Ге­рако­вы», «Земля», сборника легенд, сборника сти­хов в про­зе «Черные розы». Писатель увлекался со­циали­сти­ческими идеями, любил творчество М.Горь­кого и А.Че­хова. Во время Второй мировой войны был фрон­товым корреспондентом.

В конце ХIХ в. в болгарской литературе усиливается критика буржуазных законов и морали, что отражает­ся в творчестве И.Вазова, А.Страшимирова, П.Яворо­ва. Возрождаются жанры фельетона, басни, са­тири­че­ской поэмы. К этому времени относится твор­че­ство бле­стящего мастера сатиры Алеко Константи­́но­ва (1863–1897), автора всего двух книг, вышедших при его жизни: путевых очерков «До Чикаго и об­рат­но» и сатирической повести в рассказах «Бай Ганю» (1895), вошедшей в золотой фонд болгарской лите­ра­ту­ры. Двух книг оказалось достаточно, чтобы писатель стал классиком болгарской литературы. А.Констан­ти­нов происходил из знатного рода. Получил блестящее юридическое образование в России, откуда вернулся на родину в 1888 г. и стал служить судьей, потом ад­во­катом, разоблачал коррупцию и махинации, выступал против реакции, монархии, критиковал отрицательные стороны буржуазного общества, за что писателя уво­ли­ли со службы, преследовали, травили, а впослед­ствии злодейски убили. Имя «бай Ганю» стало нарица­тель­ным в Болгарии. Желая подчеркнуть отрицатель­ное в герое, писатель ставит его в необычные условия: то отправляет в путешествие по Европе, то показывает моющимся в бане, то посещающим венскую оперу или пражскую выставку. Каждый рассказ раскрывает одну из черт характера этого торговца розовым маслом (кроме того, он еще и член правящей партии, владелец какого-то предприятия) – человека бесцеремонного, самодовольного, необразованного, жадного, типич­но­го предста­ви­теля буржуазной среды. При этом он простоват, энергичен, рассудителен, юмористичен. Во второй части цикла рассказов бай Ганю возвращается из Европы и становится журналистом, депутатом, членом правительственной делегации, даже заигры­ва­ет с на­родом. Показана и окружающая обстановка (по выра­же­нию писателя, «зло не в нем, а в среде»). Это соби­рательный образ, но трактуют его по-разному.

На рубеже ХIХ–ХХ вв. болгарская литература обо­га­щается психологизмом, наряду с национально-осво­бо­дительными идеями поднимаются общечелове­че­ские проблемы. Господствующим методом становится реализм, ярким представителем которого можно на­звать прозаика и драматурга Йордана Йо́вкова (1880–1937). Среди лучших его произведений – «Болгарка», «Наблюдатель», «Последняя радость», «Женское серд­це», «Суд», «Легенды Стара-Планины» и др. Анти­воен­­ная проза этого писателя носит гуманистический характер. Много внимания он уделяет описанию жизни болгарского крестьянина. Этические взгляды Йовкова свидетельствуют о его симпатии к учению и взглядам Л.Толстого. В историю болгарской литера­ту­ры вошел как мастер малых форм психологической прозы.

 В это же время в литературе возникает модернизм, представленный творчеством Пенчо Славе́йкова, Пейо Я́ворова, появляется пролетарская литература, а вместе с ней утверждается социалистический реализм.

1941–1944 гг. – время подпольной лите­рату­ры, литературы Сопротивления. В 1946 г. после обра­зо­вания Народной Республики Болгарии основным ме­тодом становится именно соцреализм. Яркой звездой на литературном небосводе заблистал Димитр Ди́мов (1909–1966) – прозаик, заслуженный деятель культуры Болгарии, профессор анатомии, член Бол­гар­ской ком­му­нистической партии, автор романов «По­ру­чик Бенц», «Осужденные души», в которых прояви­лось мастерство создания психологического пове­ство­вания, и ряда пьес. Мировая слава пришла к пи­сателю с выходом романа-эпопеи «Табак» (1951), в котором речь идет об истории взлета и падения та­бач­ного кон­цер­на «Никотиана», эксплуатации народа и застилаю­щей глаза жажде наживы табачных магнатов, влияю­щих на судьбы людей, прежде всего героини романа – Ирины.

 В эти годы ярко развивается жанр романа, особенно социально-психологического, широко используются до­кументы, мемуары. Примерами могут служить три­ло­гия «Солунские братья» Г.Караславова, «Легенда о Сибине, князе Преславском», «Антихрист», «Похити­тель персиков» Е.Станева. Емилиан Ста́нев (псевдо­ним Николы Стоянова Станева) (1907–1979) – автор анималистических рассказов, сборников рассказов («Ди­ва-птица», «Тихим вечером») о природе и чело­веке. Более 14 лет жизни писатель отдал работе над романом «Иван Кондарев», в котором описал события Сентябрьского восстания 1923 г. Историческая тема­тика пронизывает романы «Легенда о Сибине, князе Преславском», «Антихрист», «Тырновская царица».

В 60–70-е гг. ХХ в. в болгарской литературе по­яв­ляют­ся произведения, сделавшие их авторов класси­ками болгарской литературы, Й.Радичкова, Павла Ве­жинова, А.Гуляшки, Б.Райнова.

Богомил Ра́йнов (1919–2001) – прозаик, поэт и дра­матург, искусствовед, знаток живописи, киносцена­рист. Выпускник философского факультета Софий­ско­го университета. В 1941 г. выпустил первый сборник стихов. Огромную популярность принесли ему книги о разведчике Эмиле Боеве и инспекторе уголовного розыска Петре Антонове, в которых писатель проявил себя как мастер детективно-приключенческого романа («Инспектор и ночь», «Только для мужчин», «Что может быть лучше плохой погоды», «Большая скука»). В литературоведческом труде «Черный роман» Райнов исследовал феномен таких жанров, как шпионский трил­лер и детектив. В свое время экранизации его про­изведений «Что может быть лучше плохой по­го­ды» и «Большая скука» были кассовыми бестселлерами.

Гонорары за книги Б.Райнова были так велики, что его партийные взносы (а он вступил в Болгарскую рабочую партию (коммунистов) в 1944 г.) во много раз превышали оклады болгарских ученых с мировыми име­нами. Отношение к писателю на родине неодно­знач­но, что связано с его общественной и полити­че­ской деятельностью. Он много лет являлся членом ЦК БКП. Будучи заместителем председателя Союза бол­гар­ских писателей, насаждал соцреализм, участвовал в идейном разгроме в 50-х гг. независимых болгарских деятелей культуры (например, художника А.Жендова, поэтов А.Далчева, Х.Радевского). При этом именно Райнов совместно с художником Светлином Русевым приобретал картины для Национальной галереи зару­беж­ного искусства (об этом роман Рай­нова «Странное это ремесло»).

Павел Ве́жинов (под этим псевдонимом с 1938 г. вы­ступал Никола Делчев Гугов) (1914–1983) начал печатать­ся в 30-е гг. ХХ в. Тематика творчества – городской быт, война, послевоенная жизнь («Вторая рота», «Звез­ды над нами», «Весы», «Современная до­ли­на»). Сложные проблемы морали нашли глубокое осмы­сле­ние в произведениях «Запах миндаля», «Сле­ды ос­та­ются», «Далеко от берега». В центре романа «Ночью на белых конях» – одновременно и лириче­ско­го, и социально-философского, и исповедального – судьба ученого, подошедшего вплотную к открытию ви­руса рака, прошедшего через войну, революцию. Ему не судьба довести труд до конца, его волнует во­прос о на­следниках, их духовных, а не только профес­сио­­наль­ных качествах. В 1982 г. появился роман «Ве­сы». Особенностью метода писателя явилось сочета­ние реализма с фантастикой. Известны его детек­тив­но-приключенческие и фантастические произведения, например, повесть «Барьер» – о границах челове­ческих возможностей (Доротея, героиня повести, умеет… ле­тать), «Гибель Аякса», занимательные произведения для детей и юношества. Есть фильмы по его про­изведениям.

Андрей Гуля́шки (1914–1995) – прозаик, драма­тург, мастер исторического и научно-фантастического повествования, автор таких произведений, как «Золо­тое руно», «Дом с лестницей красного дерева», «Яков и дьявол», «Похищение Данаи», «История с собака­ми», «Убийство на улице Чехова», «Золотой век», пьес «Болото», «Обещание», цикла «Приключения Авваку­ма Захова». Самый знаменитый его персонаж – контр­разведчик Аввакум Захов впервые появляется в ро­мане «Случай в Момчилове». В свое время Гуляшки был главным редактором болгарского журнала «Со­временник», секретарем Союза болгарских писателей.

Особое место в болгарской литературе занимает Йордан Ради́чков (1929–2004). Писатель дважды но­ми­нировался на Нобелевскую премию, что свиде­тель­ствует о его заслугах перед искусством слова. И хотя столь высокой наградой отметили других, Радичков стал лауреатом многих премий как у себя на родине, так и за ее пределами. Например, он носитель швед­ского ордена «Полярной звезды». В 1996 г. Меж­дуна­родный совет по книгам для юношества внес его имя в список кандидатов на соискание премии им. Ганса Христиана Андерсена (иногда эту премию называют “малой Нобелевской”), в 2003 г. писателя удостоили государственной награды в области культуры Св. Паи­сия Хилендарского. Начинал как репортер молодеж­ной газеты, литературой стал заниматься с 1949 г., опубликовав рассказы и очерки. Вершин мастерства писатель достигает в сборниках «Пороховой букварь», «Верблюд», «Автострада», романах «Праща», «Все и никто», «Ноев ковчег», повестях «Опрокинутое небо», «Жаркий полдень», «Воспоминания о лошадях» и дру­гих произведениях. В 2003 г. вышел сборник ин­тервью писателя.

 Литературные критики как-то сравнили им напи­сан­ное с пороховым букварем, припомнив назва­ние од­ного из его творений. ПроизведенияЙордана Ра­дич­ко­ва можно перечитывать снова и снова. Пи­са­тель про­никает в те сферы жизни, о которых человек не всегда задумывается. Он создает героя нового типа. При этом именно человек – главное действующее ли­цо как прозы, так и драматургии Радичкова. Его пьесы («Январь», «Суматоха», «Попытка полета») ставили в Австрии, Германии, Греции, Швейцарии, Дании, Поль­­ше, России, Чехии, Финляндии и других странах. Всегда помня о своих корнях, писатель проявлял ис­кренний интерес к национальным проблемам. В по­след­ние годы жизни в творчестве Й.Радичкова – пред­ставителя магического реализма – появились новые штри­хи: ироничный рассказ-ретроспекция с думами о современности. Писатель с мировым именем, он об­щал­ся с коронованными особами, Папой Иоан­ном Пав­лом II, видными поэтами, художниками, кино­ре­жиссерами, музыкантами. К его мнению прислуши­ва­лись не только собратья по перу. Так, он был на про­тяжении 13 лет (с 1973 по 1986) советником Совета по развитию духовных ценностей в Государственном со­ве­те Народной Республики Болгарии. Его произведе­ния переведены на 37 языков мира. Более чем в 50 странах знакомы с его творчеством.

 Особенностью болгарской литературы второй по­ло­ви­ны ХХ в. явилась универсальность творчества веду­щих литераторов. Иными словами, они были одновре­мен­но и поэтами, и прозаиками, и драматургами. К названным выше именам добавим Георги Джа́гарова (1925–1995), окончившего в Москве Литературный ин­ститут имени М.Горького. Во время Второй миро­вой войны он участвовал в антифашистском движе­нии. С 1966 г. выполнял обязанности председателя Сою­за болгарских писателей. Был заместителем пред­се­дателя Государственного совета Народной Респуб­ли­ки Болгарии. Ему присвоено звание «Народный дея­тель культуры Болгарии». Выступал как поэт (сбор­ни­ки стихов «Мои песни», «В минуты молчания» и др.) и драматург (драмы «Двери закрываются», «Прокурор», «Эта маленькая земля» и др.). Общественный долг человека, конфликты современности, нравственные про­­блемы – вот основная тематика произведений Г.Джа­гарова, в которых сочетаются драматическая на­пряженность, лиричность и гражданская страстность.

В 80-е гг. ХХ в. в болгарской литературе стал извес­тен Георги Ми́шев. Учился в ветеринарном технику­ме, потом на факультете журналистики, стал писать сценарии к сериалам. Его произведения: «Матриар­хат» – о будничной жизни болгарок, сценарии к филь­мам «Вольная зона», «Почти любовная история», «Ду­на­ев мост». Заговорили и о Викторе Па́скове. Будучи оперным певцом, композитором, Пасков, рабо­тав­ший в Германии музыкальным критиком, стал пи­сать пье­сы, прозу, основанную на автобиографи­чес­ком мате­риа­ле, и сразу же привлек к себе читатель­ский интерес.

Признанным мастером жанра короткого рассказа является Дончо Цо́нчев (1933–2010), выпустивший несколько десятков сборников, один из которых – «Крас­ные слоны». Кроме рассказов, в багаже писателя повесть, с которой он пришел в литературу в 1966 г., «Муж­чины без галстуков», романы «Принцы», «Жел­тый дом», «Тоска уходит», «Роман на колесах» и дру­гие книги. Д.Цончев пишет о том, что хорошо знает. Его герои занимаются тем же, что и он: работают гео­ло­­гами, занимаются боксом или участвуют в авто­гон­ках, увлекаются охотой. Так возникает образ совре­мен­ного болгарина, верящего в добро, готового к са­мо­по­жерт­во­ванию, не лишенного человеческих сла­бос­тей, а в целом – земного человека. Темы произве­де­ний раз­но­об­разны и актуальны: это и жизнь горо­жа­ни­на с его проблемами, и раздумья о природе, и охот­ничьи рас­ска­зы. Стиль его произведений лаконичен, задушев­ность сменяется юмором, порой сатирой.

Одно из центральных мест в современной бол­гар­ской литературе занимает лауреат многих националь­ных литературных премий Георги Господи́нов         (р. 1968) – поэт, прозаик, драматург. Он начинал как поэт: в 1992 г. вышла книга стихов «Лапидариум», а сборник «Черешня одного народа» переиздавался триж­ды. В середине 90-х гг. опубликовал «Болгарскую хрестоматию» и «Болгарскую антологию» – книги – литературные мистификации. Но мировое признание Г.Господинов получил как автор прозаического произ­ведения «Естественный роман», переведенного на     15 языков мира и ставшего одной из самых читаемых на его родине книг.

Многообразна поэзия ХХ в., в которой есть и ин­тим­ная, и пейзажная, и философская тематика. Назо­вем ставших уже классиками болгарской поэзии поэтов В.Ханчева, Д.Методиева, Валери Петрова, П.Матева, В.Башева. Их поэтическое творчество – осмысление происходящего, философские думы, при­зыв к молодому поколению, как, например, в стихо­тво­рении В.Башева «Размышление»:

Если миру не сможем мы дать ничего –

                                                  для чего и родиться?

Слава гениев, сонное их торжество –

 это нам не годится.

Славу гениев, сонное их торжество

           сменим без сожаления

На признательность лишь одного

           своего поколения!

 Поэта Георги Бори́сова (р. 1950) хорошо знают любители поэзии в разных странах. Он окончил Ли­те­ра­турный институт им. Горького в Москве, в столице Болгарии Софии издает с 1981 г. литературный жур­нал «Факел». Поэт признается: «Время, в которое я жил, научило меня запирать свои стихи. Переносить мысли в чемоданах с двойным или тройным дном. Я и сам начал раздваиваться и растраиваться, и поэзия для меня стала единственно приемлемой формой жизни… Сейчас я стараюсь, чтобы мои стихи были как можно предметнее, а содержание – самостоя­тель­ным и неза­ви­симым от формы, чтобы оно вдруг не испарилось, если останется без нее… Каждый поэт, я думаю, в какой-то степени медиум и пророк… Ведь поэзия – как судьба…» (из интервью журналу «Ино­стран­ная литература», 2008, № 8, с. 116). Его перу принадлежат поэтические книги «В полдень, где-то в начале», «Во­ро­та», «Пришелец», «Карфаген» и др. Заслуги Г.Бо­ри­со­ва перед болгарской литературой отмечены многи­ми премиями, например, за лучший литературный де­бют, за лучшую поэтическую книгу, за лучшее лири­ческое стихотворение.

Среди современных поэтов-экспериментаторов вы­де­­ляется имя Никиты На́нкова, автора книг «Это так», «Обреченность слов: три с половиной ко­ротких поэмы о любви», нескольких попу­ляр­ных в Болгарии сборников сказок для детей («Празд­нич­ные сказки», «Чаще всего» и др.), монографии «В зеркальной ком­на­те: Семь образов болгарской ли­те­­ратурной про­вин­ции». Его поэзия авангардна, что в болгарской лите­ра­ту­ре не вполне приживается. Нанков называет себя «поэтом-парадоксалистом», по­то­му что строит стихи на языковых и смысловых пара­док­сах, использует приемы повтора, тавтологии, аб­сур­­да, зауми, графики-визуализации (он еще и ху­дожник!), словесной игры (прочитайте, например, в мини-хрестоматии данного учебного пособия сти­хо­тво­рение «Барболинке бар­бо­лин­ке барболинке» и ус­лы­шите, как по полу, шурша, рассыпаются бисеринки, а в другом стихотворении Нан­кова «русская погода» выстраивается в «китай­скую пагоду»). Поэт свободно владеет несколькими ино­странными языками, в том числе русским, на кото­ром тоже сочиняет стихи, к тому же он любит соеди­нять разные языки.

 

Литература

1. Андреев, В.Д. История болгарской литературы / В.Д.Ан­дреев. – М., 1978.

2. Антология современной болгарской поэзии. –    М., 2007.

3. Зарев, П. Панорама болгарской литературы: в 2 т. / П.Зарев. – М., 1976.

4. Пьесы болгарских писателей. – М., 1971.

5. Современная болгарская повесть. – М., 1975.

6. Современная болгарская драматургия. – М., 2004.



ПОЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

  Христианство пришло в Польшу в 966 г. и пользо­ва­лось латинским языком. Высшее духовенство вплоть до ХII в. состояло из людей иностранного про­исхождения, и писали они и проводили бого­слу­же­ние на латыни, т.е. на языке, непонятном для большинства верую­щих. Только спустя время введено было бого­слу­жение по-польски.

 Первыми литературными трудами в Польше счи­тают­ся списки IХ в., хроники религиозного харак­те­ра начала ХII в. на латыни, ограниченные теологи­чес­ки­ми темами. Сочинения на польском языке появ­ляют­ся в ХIII и ХIV вв. Древнейший памятник поль­ской ли­те­ра­туры – это церковная и боевая песнь, по­доб­ная мо­лит­ве, с обращением к богородице-деве, воз­ник­шая, как считают, в начале ХV ст. Кроме религи­оз­ных пе­сен сохранились легенды, написанные стихами. С ХV в. на польском языке появляются переводы церковных тек­стов, песнопения, потом поучительные песни, вирши.

  Старопольскую литературу делят на три периода.Первый– Средневековье (ХII–ХV вв.): событием стало открытие в 1364 г. Краковской академии (в ней в свое время учились Н.Коперник, М.Рей, Я.Коха­нов­ский), которая превратилась после 1400 г. в Ягел­лон­ский университет (его окончила, например, Нобелев­ский лауреат поэт В.Шимборская). Отцом польской литературы считается Миколай Рей – писатель, са­ти­рик, моралист. Он первым стал писать на родном язы­ке. Творчество М.Рея отражает национальную специ­фику. Защитник интересов шляхты, Рей в произ­ве­де­ниях грубоватым, но сочным языком давал ей мораль­но-политические указания и высмеивал ее противни­ков (не случайно писатель считается создателем поль­ской фрашки[5]). Король Зигмунт Август за перевод (про­заическая версия) М.Реем «Псалтыри» пожаловал ему деревню. Ю.Крашевский написал о нем моно­графию, а А.Мицкевич прозу писателя сравнивал с работой М.Монтеня «Опыты».

 Второй период – Возрождение (ХVI в.): польский язык утверждается в качестве литературного, происхо­дит расцвет гуманизма, центром книгопечатания ста­но­вится Краков. Особое место занимает Ян Кохано́в­ский, крупнейший поэт польского Ренессанса, зало­жив­ший основы национального стихосложения. Он автор поэм, трагедии, переложения «Псалмов Дави­да», шутливых, подчас фривольных стихотворений. В «раках»[6], им на­пи­санных, при зеркальной переста­нов­ке слов внутри строк каждая строка и все стихо­творение получали противоположный смысл.

 Третий период – барокко –длился до середины ХVIII в. Барокко в литературе развивалось по двум направлениям: западного характера – галантное барок­ко и так называемое сарматское, национально ориен­ти­рованное барокко. Именно тогда появились рифмо­ван­ные хро­ники и трактаты, медитативная и любовная лирика. Наиболее яркие представители этого времени – Самуэль Твардо́вский, Вацлав По­то́цкий.

 Новая литература начинается с эпохи Про­све­ще­ния (вторая половина ХVIII – начало ХIХ в.), когда шла борьба за реформы, национальную незави­си­мость, появились первые литературно-худо­жествен­ные журналы, национальный театр. В 1765 г. откры­ва­ется первый публичный театр, заявляют о себе жанры бытовой комедии и сатиры. В литературу приходят классицизм и сентиментализм. Главнейшим вырази­те­лем польского Просвещения стал поэт, прозаик, пе­реводчик Игнацы Краси́цкий, автор басен, сатир и, как считают, первого польского романа «Приклю­чения Миколая Досвядчиньского».

 В 1795 г. после упорной и кровопролитной борьбы польское государство перестало существовать.    Прои­зо­шел раздел Польши между Россией, Австрией и Пруссией.

 На протяжении ХIХ в. литература развивалась в условиях национального угнетения народа под игом трех монархий. На ее развитие оказали влияние нацио­наль­но-освободительные восстания 1830–1831, 1846, 1848, 1863–1864 гг.

 На рубеже 1810–1820-х гг. сложился польский романтизм. Его манифестом стали два тома «Поэзии» Адама Мицкевича. На первом плане в литературе оказались революционно-патриотические тенденции. Баллады, романсы, сонеты, лирические стихотворе­ния, поэмы – такова жанровая палитра польского романтизма. Назовем его выдающихся пред­ставите­лей: Адам Мицке́вич («Гражина», «Конрад Валлен­род», «Пан Тадеуш», «Дзяды»), Антони Мальче́в­ский (автор только одного произведения – романа в стихах байронического характера «Мария»), Юлиуш Слова́цкий – основоположник новой польской драмы (философско-исторические поэмы «Король-Дух» (ми­стический эпос о польской истории с древних времен до Средневековья), «Беневский» (по виртуозности ма­стерства поэта это произведение сравнивают с «Дон Жуаном» Байрона), драма «Кордиан»).

Постепенно жанр поэмы обогащался, превращаясь в национальную эпопею. Это относится, в первую оче­редь, к поэме «Пан Тадеуш» (1834) (единственный в европейской литературе того времени героический эпос) А.Мицкевича. Белорусский фонд культуры к 200-летнему юбилею поэта издал это произведение на трех языках – белорусском, польском и русском. Белорусский перевод, осуществленный в сибирском ГУЛАГе поэтом Петром Бителем в 50-е гг., не имев­шим перед собой иных переводов, сделанных до него, хранился в архивах почти полвека и был опубликован впервые только в 1998 г. Сталинский узник в качестве пишущего инструмента использовал конец обуглен­ной проволоки, а бумагой ему служили мешки из-под цемента. По этому произведению выдающийся поль­ский режиссер Анджей Вайда снял блокбастер, по­ставив задачу не развлечь зрителя, а за­ста­вить заду­мать­­ся. Основой озвучивания фильма по­слу­жил пере­вод П.Бителя как наиболее качественный и близкий к оригиналу. В знаменитую плеяду поль­ских романти­ков входит и Циприан Но́рвид,создав­ший ориги­наль­ную концепцию гуманистического уни­вер­сализ­ма. (Его еще называют последним романти­ком и пер­вым позитивистом.)

 В 60-е гг. в польскую литературу приходит          реа­лизм и начинает развиватьсяпроза. Самым по­пу­ляр­­ным оказывается жанр романа.«Творцом совре­мен­­но­го польского романа» Э.Ожешко называла Юзефа Кра­ше́вского (1812–1887), добросовестного, эрудиро­ван­ного, трудолюбивого человека, самого плодови­то­го писателя, имя которого занесено в Книгу рекордов Гиннеса. «Роман из 6–10 тысяч строк я пишу обычно десять дней…», – признавался Крашевский. Он был ро­дом из деревни Долгое Пружанского района (Бе­ла­русь). Образование получил в Виленском универ­си­те­те. Хорошо рисовал, любил историю, о которой много писал: например, это четырехтомная история Вильно, двухтом­ная история Литвы. Но больше всего писателя интересовала история Польши. Огромно наследие Кра­шевского – около 600 томов: 223 романа и повести, несколько сборников стихов, пьесы, переводы, работы по истории, этнографии, ли­те­ратуроведению. (При этом отметим, что не все в его творчестве отличается художественной безупреч­но­стью.) Самые известные произведения – романы «Ста­рое предание», «Графиня Козель», «Брюль», «Волшеб­ный фонарь».

 Становление реализма шло интенсивно, при этом он приобретал специфические черты, обусловленные разделением Польши. В литературном процессе осо­бое место занял позитивизм (такое название получил период в польской литературе с 1864 по 1890 г.). Позитивистская программа представляла собой отказ от вооруженной борьбы за национальную независи­мость, сосредоточенность на экономических, социаль­ных и культурных проблемах, приоритет науки, тщательное изучение общества и окружающего мира, особое влияние общественных идей на творчество пи­сателей. Широкое распространение получил так назы­ваемый варшавский позитивизм, имевший обществен­но-идеологический характер, апеллировавший ко всем гражданам, но опиравшийся на польскую интеллиген­цию, которая должна была воспитывать, образовывать народ. Если в романтизме доминировала поэзия, то теперь выдвигается на первый план проза – повесть, роман. В литературе признается верховенство реали­сти­ческого направления. Изменяется тематика литера­ту­ры, она демократизируется. В прозе преобладает социальная проблематика, описание жизни крестьян, городских низов, появляются новые социально-психо­логические типы героев.

 Позитивизму, в определенной степени его художе­ственной реализации, оказалась близка выдающийся прозаик, хорошо известный и белорусскому читателю, Элиза Оже́шко (1841–1910), чье литературное насле­дие составляет около 60 томов. Важнейшее место в твор­честве писателя занимает белорусская тема­ти­ка. Народные песни, предания, обряды, быт и психо­логия белорусов, их фольклор нашли отражение в рас­сказах «Тадеуш», «Романиха», «А…Б…Ц…», «Эхо», пове­стях «Низины», «Дзюрдзи», «Хам». Лучший ро­ман Э.Ожешко «Над Неманом» (изображена жизнь сель­ской шляхты на территории бывшего Вели­кого Кня­же­ства Литовского) по многоплановости и эпичности сравнивают с поэмой А.Мицкевича «Пан Тадеуш». Твор­чество писателя отличает значитель­ность пробле­ма­тики, глубокий психологизм, поэтич­ность в опи­са­нии природы, любви, труда. Ф.Богуше­вич, друживший с ней, называл Э.Ожешко «королевой живого слова и мучительной правды».

 Проза этого времени жанрово обогащается, тяготе­ет к эпическим, масштабным полотнам. Это период расцвета исторического романа, представленного тво­ре­ниями Сенкевича, Пруса, Жеромского, Реймонта. Так, Болеслав Прус [7] (1847–1912) (настоящее имя – Александр Гловацкий) в романе «Кукла» выводит це­лую галерею разнообразных социальных типов, иссле­дует социальные связи, создает социально-психо­ло­ги­чес­кий роман, а благодаря включению в структуру про­изведения дневниковых материалов одного из ге­роев расширяет рамки повествования, которое при­об­ретает многоаспектность и масштабность. Многим читателям хорошо известен роман «Фараон», события в котором происходят в Египте первой половины      ХI в. до н.э. Прус дает свое толкование событий древне­еги­пет­ской истории, соотнеся их с современ­но­стью, фи­ло­софски осмысливая. Писатель создает но­вый тип исторической прозы, отказываясь от лю­бов­ной интри­ги как центральной в романе в пользу со­циально-по­литического конфликта и интеллектуа­лиза­ции пове­ствования.

 Признанным мастером жанра исторического рома­на по праву считается Генрик Сенке́вич ( 1846–1916),лауреат Нобелевской премии 1905 г., автористориче­ской трилогии «Огнем и мечом», «Потоп», «Пан Воло­дыевский». «Огнем и мечом» стал первым истори­че­ским романом писателя, опубликовавшего до этого толь­ко несколько рассказов и повестей. В первой части трилогии речь идет о борьбе Речи Посполитой с Украиной времен Богдана Хмельницкого. Вторая часть трилогии дает описание войны поляков со швед­ской интервенцией 1655–1656 гг. Третий роман поэти­зи­рует подвиги польских рыцарей во времена турец­ко­го вторжения. Впоследствии он напишет роман-эпо­пею «Камо грядеши?» и роман «Крестоносцы» (о борь­бе славян с Тевтонским орденом, жестоко истя­зав­шим восточные земли). Огромный успех будет на протяжении многих лет сопутствовать роману «Камо грядеши?» (в польском оригинале название по латыни – «Quо vаdis?», церковно-славянское «Камо гряде­ши?» по-русски звучит как «Куда идешь?»). Название было подсказано преданием о том, как апостол Петр после уничтожения христиан в Риме покидает его и по дороге встречает Христа, которому задает вопрос: «Куда идешь, Господи?», на что тот отвечает: «Раз ты оставляешь народ мой, я иду в Рим на новое распя­тие». После этого Петр возвращается в Рим и при­ни­мает мученическую смерть. Это единственный роман не о польской истории. Он о борьбе первых христиан римской общины с могущественнейшей Римской им­пе­рией времен правления Нерона. Если в произве­де­ниях Ю.Крашевского отразилось романтизированное прошлое Польши, то романы Г.Сенкевича имели ярко выраженную идеологическую и общественную на­прав­лен­ность. Они динамичны, полны страстей, коло­рит­ны, читаются с интересом. Произведения Сенкеви­ча переведены на многие языки мира, в том числе и на белорусский, неоднократно экранизированы. Влияние писателя испытали на себе белорусские авторы, на­при­мер, В.Короткевич в романе «Хрыстос прызям­ліўся ў Гародні».

 В прозе рубежа веков углубляется социальный критицизм, разрабатываются темы деревни, власти земли, крестьянского бунта, капитализации города. Об этом пишет Владислав Ре́ймонт (1867–1925), лауреат Нобелевской премии 1924 г. Его перу принадлежит роман «Мужики» – энциклопедический, панорамный четырехтомный труд о жизни польского крестьянства, романы «Комедиантка» и «Последний сейм Речи Посполитой». Современником В.Реймонта являлся Стефан Жеро́мский (1864–1925). Его произведения отличают эмоциональность, драматизм коллизии, тра­ги­ческий финал. Писатель умело оперирует символа­ми, приемами аллегории, подтекста, используя эле­мен­ты импрессионизма и натурализма. Он писал о судь­бах униженных и оскорбленных, национально-ос­во­бодительном движении, современной действи­тель­но­сти в многочисленных рассказах, драмах, романах. Так, исторический роман «Пепел» повествует о фор­ми­ровании национального самосознания, трагедии поль­ской шляхты в период с 1797 по 1812 г. «Пепел» считают национальным романом о национальном ха­рак­тере. (А.Вайда снял по этому произведению фильм, получивший мировое признание.) «Ветер с моря» – цикл исторических картин польской Балтики, книга – утверждение прав Польши на Поморье. Роман «Без­дом­ные» рассказывает о рабочих, их жизни и труде. Нравственный максимализм, обращение к современ­но­сти звучат и в романе «Канун весны». Соотече­ствен­ники видели в Жеромском борца за правду,на­зывали «совестью польской литературы». При этом правительство не поддержало его кандидатуру при выдвижении на Нобелевскую премию, но посмертно наградило Государственной премией, что контрасти­ро­вало по отношению к недавней травле писателя    из-за его романа «Канун весны». Запоздалым извине­ни­ем выглядели церемония посмертного награждения Госу­дарственной премией и похороны писателя (над городом летали самолеты, перед варшавским замком выстроили пехоту, конную кавалерию и артиллерию).

 В конце ХIХ в. наблюдается отход от позитивизма и реализма. На арену вступает «Молодая Польша» (1890–1918) – организация молодых представителей искус­ства, отказавшихся от позитивизма и провоз­гла­сив­ших право художника на самовыражение, психоло­гизм и вхождение национальной литературы в евро­пейский культурный контекст. Они защищали «чистое искусство», асоциальное (например, С.Пшибышев­ский, влияние которого испытали на себе белорусские писатели З.Бядуля, М.Горецкий, Я.Купала. Последний полемизировал с ним в «Адвечнай песне», «Снеге»). «Младопольцы» дали толчок развитию новых направ­лений. Их творчеству присуще переплетение реализма с натуралистическими, символистскими, неороманти­ческими и т.п. течениями. Модернизм (причины его появления те же, что и в западно-европейский литера­ту­ре) исповедовали К.Тетма́йер, Я.Каспро́вич, Б.Ле́сь­мян (в 1994 г. стихи Лесьмяна, крупнейшего польского поэта ХХ в., появились в переводе О.Мин­кина на белорусский язык в сборнике «Пан Блі­шчын­скі»), одержимые идеями декаданса и новаторства. Видной представительницей натурализма являлась Г.За­польская (лучшая пьеса – «Мораль пани Дуль­ской», чья фамилия стала нарицательной для опреде­ле­ния ханжества и мещанской пошлости, разоблачае­мых в произведении). Центральное место в прозе «Молодой Польши» принадлежало С.Жеромскому.

 В 1900 г. вышла первая книга стихотворений Леопольда Ста́ффа (1878–1957)«Сны о могуществе», принесшая ему признание в литературе. Впоследствии увидят свет еще 20 книг Стаффа, одного из самых почитаемых польских поэтов, при этом исключитель­но скромного человека. Он начинал как приверженец «Молодой Польши» и символизма, но выступал про­тив декадентского отношения к жизни. Потом обна­ру­жит­ся его тяга к классицистическим традициям, куль­ту­ре Античности и эпохи Возрождения. В 30-е гг. Стафф опубликует сборники стихов «Высокие де­ревья», «Цвет меда», в которых обратится к обыч­ной жизни, в них проявится его юмор и в опре­де­лен­ной мере скепсис. Во время оккупации Польши гит­леров­ца­ми жил в Варшаве, преподавал в подполь­ном уни­вер­ситете. Трагизм тех лет нашел отражение в сбор­ни­ке «Мертвая погода». В лирике послевоенного перио­да (сборник «Девять муз» и др.) поэт отказался от метафоричности, традиционного метрического сти­ха. Стафф был лауреатом многих литературных пре­мий, почетным профессором Варшавского и Ягел­лонского университетов.

 Начало ХХ в. в Польше было связано с про­ле­тар­ским дви­­жением, давшим первые образцы проле­тар­ской поэ­зии («Варшавянка» В.Свенцицкого, «Красное зна­мя» Б.Червеньского и др.). В 1918 г. Польша вос­ста­­но­ви­ла независимость после 130-летнего пора­бо­ще­ния. Литература в эти годы выполняла особую функ­цию: формировала общественное мнение, акцен­ти­ровала вни­мание на проблемах национального осво­бо­ждения. После 1918 г. обостряется борьба идеоло­гий, про­ис­хо­дит раскол общества: одни выступают в защиту бур­жуаз­ного строя, выдвигают свои идеи (на­пример, поэ­ты группы «Скамандр» отвергали идею патриоти­чес­ко­го и гражданского служения обществу как навя­зан­ную политическими обстоятельствами), другие ратуют за социалистические преобразования, де­мократию. Об этом можно прочитать в произведе­ни­ях Ю.Тувима, М.Домбровской, Я.Лехоня, Я.Иваш­ке­вича, З.Нал­ковской.

 Мария Домбро́вская (1889–1965) – классик поль­ской литературы. Известность ей принес четырех­том­ный роман «Ночи и дни», посвященный жизни Поль­ши рубежа ХIХ–ХХ вв. и судьбе трех поколений шля­хет­ской семьи (как «Сага о Форсайтах» Д.Голсуорси), написанный в традициях реализма ХIХ в. Писатель продолжает традиции Ожешко и Пруса. Она автор сбор­ников рассказов «Улыбка детства», «Люди отту­да». Романы М.Домбровской основаны на личных вос­поминаниях, часто автобиографичны.

 Ярослав Ивашке́вич (1894–1980) – писатель, му­зы­ковед, переводчик, литературный критик. Детство и юность прошли на Украине, в польской образованной семье. В доме звучала музыка (родственником по ма­те­ринской линии был Кароль Шимановский), и Яро­слав сначала серьезно занимался музыкой, хотел по­свя­тить ей жизнь. С 15 лет зарабатывал уроками музы­ки, которую называл самым большим искусством, поэтому понятно, почему музыка в жизни людей, муки и радости творчества образуют сюжетную и интел­лек­туальную основу многих его произведений. В 1912 г. поступил на юридический факультет Киевского уни­верситета и одновременно учился в консерватории. Затем в октябре 1918 г. семья переехала в Варшаву, где произошло знакомство с Тувимом, Лехонем, Сло­ним­ским. Его жизнью стала богема, эстетизм, кабаре. По­том уходит от этого, пишет повесть «Луна восхо­дит» (о себе, молодом, его любимая книга). В начале 30-х гг. Ивашкевич уже известный писатель. Он автор нескольких поэтических сборников, новелл и расска­зов (чего только стоят такие, как «Анна Грац­ци», «Бе­рез­няк», «Солнце в кухне»), романов «Красные щи­ты», «Заговор мужчин», пьес «Лето в Ноане», «Ма­ска­рад», художественной биографии-романа «Фре­дерик Шо­пен». Мир у Ивашкевича одновременно и прекра­сен и несовершенен, человек богат радостью бытия и не­счас­тен. Сложные философские проблемы писатель ставит не назидательно, не абстрактно, а воплощает в живых образах, исследует. В поэзии он лирик фило­соф­ской и любовной темы, стилизатор. Во время Вто­рой мировой войны Ивашкевич не пре­кра­щает работу, пишет цикл стихов «Темные тропинки», «Итальянские новеллы», книгу воспоминаний. В 60–70-е гг. обра­щает­ся к свободному стиху, раскрывает правду о гит­ле­ризме, переосмысливает уроки войны, говорит о про­блемах поколения, жизни, труде. Итогом размы­шле­ний над судьбами народа и человека становится эпопея в трех томах «Хвала и слава» (наподобие «Ти­хо­го Дона» М.Шолохова или «Хождения по мукам» А.Толстого). Выступает и как драматург (пьесы «Же­нитьба гос­по­дина Бальзака», «Космогония»), и как публицист, и как переводчик произведений Чехова, Толстого, Бу­ни­на, Фета, Неруды, Валери. Не только он переводил, но и его переводили на многие языки мира, в том числе на белорусском языке опубли­кованы Янкой Брылем рассказы писателя.

  Галерея писателей этого времени будет неполной без Зофьи Налко́вской (1884–1954). Она и писатель, и документалист, и художник, и историк. В прозе Нал­ков­ская – реалист, поднимающий проблемы интел­ли­ген­ции, рассказывающий об особенностях женской ду­ши («Женщины», «Роман Терезы Геннерт», «Ро­вес­ни­цы», «Граница», «Князь»). Ее героиня борется за жен­ские права, социальную справедливость, а любовный сюжет связывает политические проблемы. После Вто­рой мировой войны З.Налковская выполняла обязан­но­сти члена комиссии по расследованию пре­ступле­ний нацистов и готовила документы для Нюрнберг­ско­го процесса. Основываясь на материалах комиссии, написала одно из самых значительных произведений послевоенной польской прозы – цикл «Медальоны», состоящий из 7 рассказов. Документальностью прони­за­на вся книга. Так, в рассказе «Профессор Спаннер» речь идет о научно-исследовательском институте фа­ши­стов, где придумали рецепт изготовления мыла из человеческих внутренностей. Есть у нее и полити­ческий роман о Пилсудском («Узлы жизни»). Часть жизни Налковская провела в Гродно, где в универ­ситете открыт музей писателя.

 В межвоенное время в польской литературе было   3 груп­пировки: скамандриты (выступали за культ жиз­ни, разговорный язык, их герой – человек с улицы), экспрессионисты и футуристы. В 30-е гг. получает рас­пространение литература факта, дневника, репорта­жа. Роман отходит от привычной семейно-бытовой проблематики, приоритет получает документально-репортажная форма – начинает консолидироваться антифашистский фронт.

 Накануне Второй мировой войны самым необыч­ным драматургом-новатором, разрушавшим традиции классического театра и выдвинувшим теорию «чистой формы», был философ, художник, прозаик и драма­тург Витка́цы (псевдоним Станислава Игнация Вит­ке­вича). Он автор романов антитоталитарного харак­те­ра «Прощание с осенью», «Ненасытность», не одно­го десятка экспериментальных пьес («Прагма­тис­ты», «Сапожники», «Дюбал Вахазар, или На перевалах Абсурда» и др.). Писатель попытался создать «соб­ственный» язык, синтезировав художественную прозу и философию.

 Вторая мировая война принесла горе и в лите­ратуру. Часть писателей погибла в концлагерях, как, например, педагог, врач, прозаик и драматург Януш Ко́рчак («Дети улицы», «Король Матиуш», «Сенат безумцев», «Как любить детей» и др.), сожженный в газовой камере концлагеря в Треблинке вместе со свои­ми 200 воспитанниками. Прошел через концла­герь, во время Второй мировой войны несколько лет провел в плену Константы Ильде­фонс Галчи́ньский поэт-лирик, поэт-экс­центрик, по­эт-мистификатор. Он ав­тор сатири­чес­кого театра «Зе­ле­ный гусь», эпигра­фом для которого стало выска­зы­ва­ние Бомарше «Да­вай­те смеяться, кто знает, просу­ще­ствует ли мир еще три недели», сбор­ника стихов «Ли­рические песни», стихов «На смерть бабочки, раз­дав­ленной грузови­ком», «Скумбрия в томате» и др. Используя иронию и сатиру, Галчиньский пытался пре­до­стеречь совре­мен­ни­ков от легкомыслия перед на­дви­гавшейся катастро­фой, от политических игр, и фан­тасмагорическая об­раз­ность, сочетание несочетае­мо­го в стихах, поэтиче­ская игра с течением времени становились все более пессимистичными. После освобождения, в апреле 1945 г., продол­жил творчество. Удивительна его поэма «Вит Ствош» о средневековом скульпторе, авторе алтаря, который тот создавал в одном из костелов Кракова в течение 12 лет, со стоящей у входа фигурой Христа, не по-цер­ков­ному правдоподобной. (Во время войны алтарь спрятали, но его нашли, вывезли в Гер­ма­нию, а потом все же вернули. В алтаре – сцены жиз­ни Христа и Ма­рии, Успение Богоматери.) В 1951 г. появляется поэма «Ниобея» (это Польша, оплакиваю­щая своих сыновей, погибших на войне, это торже­ствен­ный реквием по павшим). Через концлагерь про­шли Леон Кручко́в­ский, чьи пьесы «Возмездие» и «Нем­цы» отражают философский подход к пережи­то­му им прошлому, и Тадеуш Го́луй – автор стихов, по­ве­стей, романов «Королевство без земли», «Рай», ряда пьес. «Рай» – роман-разоблачение «научной» дея­тель­ности нацистов. Рай – название поместья не­мец­кого профессора, в котором фашисты устроили конц­ла­герь и проводили опыты над пленными, пре­вра­щая их в полуживых рабов. Главный герой романа – жур­на­лист, добивающийся в ФРГ судебного процесса над нацис­та­ми, но наталкивающийся на страх некото­рых остав­ших­ся в живых заключенных и низость преступ­ни­ков. Таких обличающих произведений в польской литера­ту­ре того времени было немного. К литературе перио­да войны следует отнести и литера­ту­ру Со­про­ти­в­ле­ния, которая создавалась на терри­тории оккупи­ро­ванной Польши.

Семь лет на Западе в изгнании провел Юлиан Ту́вим (1894–1953) – поэт, переводчик (в том числе «Слово о пол­ку Игореве»). Его поэзия – «…простые чуда, тот край, где в лете \ Спит старый кот под фор­точ­кою чутко на парапете». Поэтического мастерства достиг в сбор­ни­ках «Чернолесье», «Цыганская биб­лия», незаконченной поэме «Цветы Польши». Он со­тво­­рял стихи подобно фокуснику: играл словами, да­вал неожиданные сочетания, использовал иронию. В 1936 г. написал сатирическую поэму «Бал в опере», кон­фи­скованную цензурой и опубликованную только после войны. В поэме использован контраст в изображении праздной, гуляющей до одури элиты, и бесправной, беспросветной жизни тех, кто кормит, поит, одевает первых. У подъезда к опере – роллс-ройсы, бьюики, прочие иномарки. На сцене, в центре круга, «мечет бликами со сцены быстрых бедер центрифуга», и бук­вально на каждом шагу

Сыщик сыщику моргает

в гардеробе, в бальной зале,

И под крышей, и в подвале,

и под сценой, и в буфете,

И в проходе, и в клозете,

и в курилке, и в конторе,

В бутафорской, в коридоре,

там, где пляшут и рыгают,

Сыщик сыщику моргает…

Переосмысливая библейские мифы и образы, пред­чувствуя наступление фашизма и предостерегая, поэт говорит в поэме о безумии мира, трагических послед­ствиях, гибели целых народов.

Ю.Тувим – автор эс­трад­ных песен, либретто опе­ретт, водевилей. Многие знают его еще и как детского писателя. Тувим с детства коллекционировал слова, и не случайно появились написанные им книги по ис­то­рии нравов, обычаев, языка Польши, филологические тру­ды «Чары и черти в Польше, хрестоматия черно­кни­жия», «Четыре века польской фрашки» и др.

 После войны идет восстановление страны, работает Союз польских писателей, утверждается в качестве ведущего метод социалистического реализма. Даль­ней­шая история польской литературы будет тесно свя­зана с происходившими в общественно-политической жизни событиями.

 Важной вехой становится 1956 г., который назы­вают польским Октябрем. Началось крушение эпохи социалистического реализма, что было связано со смертью Сталина. Изменившаяся политическая ситуа­ция сказалась и на литературе. Стали писать иначе. С упразднением метода социалистического реализма активизировались проза и драматургия, хотя цензура все же существовала. Дебютировало новое поколение писателей, расширились издательские возможности, началась так называемая «оттепель». Допустима стала критика тоталитаризма. Определилась, как ее назы­вали, польская дорога к социализму. Однако события в Венгрии 1956 г. (восстание было кроваво подавлено) насторожили поляков.

 В литературе появились дебютанты, которых наз­ва­ли «поколение-56». Это прозаики М.Хласко (потом эми­­гри­ровал, вернуться на родину ему не разрешили), М.Новаковский, В.Терлецкий, поэты В.Шимбор­ская, С.Гроховяк, З.Херберт. За ними внимательно следи­ли старшие писатели – Ивашкевич, Анджеев­ский, из эмигрантов – Гомбрович, Парницкий.

 Активно развивалось после 1956 г. творчество Станислава Ле́ма (1921–2006), врача по образова­нию, литературный дебют которого состоялся в 1946 г. С.Лем – ведущий автор национальной научно-фан­тастической литературы, прозаик, драматург, критик, оригинальный философ. Один за другим появлялись его романы «Астронавты» (об экспедиции на Венеру), «Магелланово облако» (увлекательное произведение о будущем коммунистическом обществе), сборники рассказов «Сезам», «Вторжение с Альдебарана». В сфе­ре интересов С.Лема оказывается и кибернетика. В на­чале 50-х гг. Лем-писатель побеждает Лема-ученого. В 60-е гг. создаются «Сказки роботов», «Рассказы о пилоте Пирксе», «Возвращение со звезд», «Сумма тех­но­логии», «Солярис» (вершинное, неоднократно экра­ни­зированное произведение о контакте с иным Разу­мом), «Голос Неба» (размышление о современной цивилизации, границах научного познания). Кроме этого были опубликованы «Мир на Земле» (1988) – о перспективах разрабатываемых на Луне новых систем оружия, «Человек с Марса» (1997), второй том «Фан­тастики и футорологии» (2004). К концу ХХ в. были переведены на русский язык и изданы все художе­ствен­ные произведения писателя. Осуще­ствле­ны также переводы и на белорусский язык. Книги С.Лема переведены на 25 языков мира, а их общий тираж приближается к 10 млн экземпляров. Сегодня большой популярностью пользуются аудиокниги по его произ­ведениям. Используя научно-фантастический прием, С.Лем ставит серьезные философские и нрав­ственные проблемы. Герой Лема находится в неиз­вест­ных для него условиях, поставлен перед мораль­ным выбором, к которому он и подготовлен и не подготовлен, вслед­ствие чего вынужден рисковать жизнью. Но он такой же человек, как и мы. И все проблемы, требующие ре­ше­ния на других планетах, та ответственность, кото­рую он возлагает на себя, – все оказывается по плечу человеку, ибо нет пределов человеческим возможнос­тям и способностям. Рассказ об этом делает его книги всегда интересными. Кроме названных произведений, Лем написал роман-антиутопию «Эдем», детективный роман «След­ствие», автобиографический роман «Вы­со­кий замок», эссе по проблемам науки о литературе «Фило­со­фия случая» и многое другое. У него не все бес­спорно, книги по-разному можно читать и тракто­вать, но именно это и интересно.

 Во второй половине 60-х гг. в литературу приходит поколение писателей «новой волны», или «поколение-68», ярчайшими представителями которого были поэты Е.Липская, С.Бараньчак, А.Загаевский, Р.Кры­ницкий – современные, оппозиционные существующей власти писатели, остро реагирующие на происходящее в стра­не. Для их поэзии характерны критическое отношение к действительности, языковые эксперименты, ломка по­литических стереотипов, отказ от шаблонов. Сегод­ня Адам Загаевский (р. 1945), например, один из наи­бо­лее известных в мире поль­ских поэтов, лауреат мно­го­численных литературных премий и других наград. В свое время публиковался в самиздате, жил во Фран­ции, в 2002 г. вернулся на родину. Рышард Крыницкий (р. 1943) на протяжении последних двадцати лет вме­сте с женой издает современную польскую поэзию, в частности, недавно увидевший свет фолиант «Со­бра­ние стихотворений» Збигнева Херберта. Прозу «новой волны» представля­ли Т.Конвицкий, М.Новаковский, С.Киселевский и др.Многих официальные государ­ствен­ные изда­тель­ства не печатали, возможность пуб­ли­кации предостав­ля­ли независимые издательства. На­пример, плодови­тый писатель Марек Новако́вский (р. 1935) публико­вал­ся за границей, его наказывали власти, но он оста­вал­ся верен избранному пути. В 60-е гг. его называли певцом социального «дна», в 80-е – тен­ден­­циозным компроментатором прислужников тота­ли­тар­ной си­сте­мы, в 90-е – радикальным критиком со­вре­мен­ной Польши с ее бессильными законами, со­ци­аль­­ным бес­по­рядком, капитализацией. Об этом про­из­ве­дения «Этот старый вор», «Червяки». Работа «Мой словарь ПНР» (2002) представляет собой ката­лог аб­сур­да и подлости периода социалис­ти­ческой Польши. Но есть у Новаковского и лирические произведения, напри­мер, очаровательный цикл «Отблески».

 Перу Тадеуша Конви́цкого (р. 1926) принадлежат произведения «Ничто или ничто», «Общественный сон­ник», «Чтиво», «Хроника любовных происше­ствий», «Малый апокалипсис», «Польский комплекс», в которых речь идет о деградации человека в условиях тоталитаризма. Прозаик часто использует мотивы сна, видений, абсурда. В его творчестве сильны литовские мотивы.

 60-е гг. ХХ в. в польской литературе связаны с развитием деревенской прозы. Пример – произведения Юлиана Кава́льца, мастера философского осмы­сле­ния судеб, психологии крестьянина («Танцующий ястреб», «Ищу дом»). О деревне писал Веслав       Мы­сли́в­ский («Голый сад», «Замок», «Камень на ка­мень»). С начала 60-х гг. изменилась в плане изо­бра­же­ния человеческих характеров и проза о Второй ми­ро­вой войне (произведения Т.Голуя, Е.Андже­евского и др.).

Ежи Анджее́вский (1909–1983), начавший литера­турный путь в 1932 г., по праву считается классиком польской литературы. Он очень любил поэзию, но никогда не позиционировал себя как поэт, хотя названия многих его произведений связаны с поэзией, например, название реалистического романа «Пепел и алмаз» (А.Вайда снял по этому произведению фильм). Анджеевский выступал как прозаик, драматург, кинодраматург. Дружил с Я.Ивашкевичем, Ч.Мило­шем, любил прозу Л.Толстого (толстовское «не могу молчать» было и его кредо). Издал сборник рассказов «Ночь», тематически связанный с оккупацией Польши (в нем есть рассказ об Освенциме). Свойственное пи­са­телю неприятие национальной розни нашло отраже­ние в «Страстной неделе», где речь идет об уничто­же­нии евреев. Роман «Врата рая» повествует о молодых людях, «Золотой лис» – о подростках, их внутреннем мире. Роман «Тьма покрывает землю», как и «Врата рая», – произведение иносказательного характера. Так, в первом автор рассказывает об испанской инкви­зиции, ставшей метафорой мира современного. Когда в 1968 г. войска стран Варшавского договора вступили в Чехословакию, он не молчал. В результате роман «Мезга» («Месиво»), написанный в 70-е гг., по цен­зур­ным соображениям не был напечатан, его опублико­вали только в 1981 г. Это роман о написании романа, о невозможности его создания, о хаосе как кризисе тота­ли­тарной системы коммунизма. Е.Андже­евский описал все блестяще, но диагноз тоталитарной системе в Польше так и не поставил, выводов не сделал. Уже после смерти писателя вышла еще одна его книга.

 На 60–70-е гг. припадает расцвет поэзии Виславы Шимбо́рской. Она родилась в 1923 г., училась в Ягел­лон­ском университете. Изучала филологию и социо­ло­гию. Первые два сборника реалистических стихов о войне, родине появились в начале 50-х гг. Третий сбор­ник вышел во времена «польской оттепели» («При­­зывы к йети»), в нем пессимистичные, анти­уто­пичные взгляды на жизнь уравновешены шуткой, игрой, надеждой. В дальнейшем преобладающими ста­но­вятся философские мотивы, лиричность личных пе­ре­живаний смещается в сторону человека вообще, стих приобретает характер то эссе, то проповеди. Ли­те­­ратурные критики говорят о Шимборской как об ин­теллектуальном, философском поэте. После издания чет­вертой книжки стихов «Соль» о ней заговорила вся Польша. Потом будут «Для этого живем», «Избранные стихи», «В реке Гераклита», «Реабилитация», «Конец и начало». В центре поэзии Шимборской – человек, его отношения с изменяющимся миром. Поэт опи­сы­ва­ет судьбу, роль человека в истории, передает дра­ма­тизм человеческой жизни; ее творчество фи­ло­софично.

 Во второй половине ХХ в. популярность приоб­ре­та­ет прозаик Ежи Стави́нский (1921–2010), моло­дость которого пришлась на военное время. В зрелые годы он будет выполнять функции главы секции киносценаристов, редактора издательства, директора киностудии. Произведения Ставинского посвя­ще­ны, в основном, темам Второй мировой войны, оккупации. В конце 60-х гг. бестселлером становится повесть «Час пик», рассказывающая о жизни со­временного го­ро­жанина. Работа, карьера, семья, лю­бовница – все вмиг приобретает иной смысл после услышанного глав­ным героем страшного диагноза. Готовясь уме­реть, он подводит черту под своей жизнью. Но смерть отменяется, впереди долгая жизнь. И главное теперь, как говорится в повести, – «дорого доставший­ся…опыт не должен пропасть даром», а пока герой торжественно ставит себе «по всем пред­метам заслуженную двойку».

 В 1968 г. после событий в Чехословакии[8] в Польше начались забастовки, потом аресты. Более 10 тысяч представителей польской интеллигенции выехало из страны. Среди тех, кто тогда уезжал начинающими ли­тераторами, сегодня известные писатели (например, С.Ба­раньчак (р. 1946), живущий в Америке). После    70-х гг. начинает развиваться подпольная литература. Характерной особенностью литературной Польши этого времени было наличие самиздата.

 В 1981 г. в политической жизни Польши произошел поворот. Появилось общество «Солидарность» во гла­ве с Лехом Валенсой. В 1989 г. «Солидарность» при­шла к власти, Валенса стал президентом Польши. В мае 1989 г. был образован независимый Союз поль­ских писателей, председателем которого стал Юзеф Шчепаньский. С 1996 г. Валенса уже не президент. Сейчас в Польше правит сейм во главе с президентом.

 Литература 80–90-х гг. ХХ в. представлена поэ­зи­ей 40-летних – Б.Май, А.Павлак, С.Бараньчак («Атлан­ти­да», «Послание с того света»), А.Загаевский («По­езд­ка во Львов», «Письмо», «Песенка эмигранта»). Тематика их произведений – осмысление проблем бытия, поис­ки правды и истины, желания, которые не осуществи­мы, тема эмиграции, мотив тоски и уеди­нения, беспо­мощ­ности перед обстоятельствами.

  С огромным интересом был принят условно позд­ний дебют Е.Рыльского, опубликовавшего два рас­ска­за – «Станкевич», «Возвращение», что-то вроде исто­ри­ческой прозы времен революционной России и граж­данской войны с философским подтекстом; вы­шел том прозы «Только холод». Жанр исторического романа обновляет в своем творчестве Теодор Пар­ни́ц­кий (роман «Серебряные орлы»). Выделяется проза Тадеуша Конви́цкого,рисующего гротескные, сим­во­ли­ческие образы современной Польши («Восходы и заходы луны», воспоминания, книга «Вечерние зо­ри»); Анджея Шчыпе́рского (повесть «Начало» при­не­сла ему мировую известность); Юлиана        Стрый­ко́вского (повесть «Эхо», роман «Австерия»).

 В 1986 г. в Польше впервые печатается собрание сочинений Витольда Гомбро́вича (1904–1969) – парадоксального, эпатажного прозаик


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow