ИСТОРИЯ СЛАВЯНСКИХ ЛИТЕРАТУР
Болгарская литература – самая древняя из славянских литератур. Она начинается с 886 г., с Преславской книжной школы. Важную роль в ее становлении сыграли первые славянские просветители, создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий, а также их ученики.
Расцвет древней болгарской литературы относится к концу IХ – началу Х в. Это были сборники поучений, жития святых, проза и поэзия, а также переводы с греческого языка на староболгарский церковно-служебных книг, таких как Псалтырь, минеи, Апокалипсис, ряд трудов святых отцов. Переводной литературой Болгария снабжала даже другие славянские страны.
Как национальная художественная литература болгарская литература сформировалась поздно, что объясняется многовековым иноземным порабощением: сначала византийское господство (ХI–ХII вв.), потом с ХIV в. османское иго, которое продолжалось почти пять столетий: были уничтожены многие памятники национальной культуры, нависла угроза исчезновения языка. Об этом периоде болгарской истории написано немало. Приведем в качестве примера отрывок из романа М.Макдермотта «Апостол свободы»: «Обычно болгары тихо и мирно жили в соседстве с турками, – разумеется, при условии, что они вовремя платили налоги, а на все вопросы отвечали со смирением и к ответу присовокупляли взятку; но в любую минуту достаточно было малейшей искры, чтобы вызвать взрыв мусульманского фанатизма, и он заливал окрестности как лава, оставляя после себя слезы и пепел пожарищ. Ничья жизнь и ничье имущество не были в безопасности… По всей Болгарии пели не только о любви юноши к девушке, не только о радостях и печалях обычной жизни; песни повествовали о ее ужасах с обыденной простотой, от которой даже сегодня стынет в жилах кровь и сжимается сердце. Песни рассказывали о том, как женщин уводят в цепях в рабство, отрывая от родного дома и детей; об украденных невестах; о насильственном обращении в ислам; о пытках и допросах, о тюрьмах и казнях».
|
|
С началом турецкого ига литературная жизнь Болгарии переместилась в Россию, Сербию, Румынию, другие страны. Писатели отражали жизнь болгар под игом Османской империи и собственных ренегатов, призывали к борьбе против угнетателей. Произведения носили скорее реалистический, нежели романтическо-сентиментальный характер. Особую роль в деле национального возрождения сыграла книга монаха из Святогорского монастыря Паисия Хилендарского «Славяно-болгарская история о народах и царях болгарских» (1762). Национальное возрождение, начало которого связывают с концом ХVIII в., продолжалось до русско-турецкой войны 1877–1878 гг., принесшей народу Болгарии освобождение и давшей развитие национальной литературе. В 70-е гг. действовали Васил Левски, Любен Каравелов, Христо Ботев, возглавившие национально-освободительное движение. Революционеры и политики, они не только бунтовали против политического и экономического рабства, но и много сделали для культуры. В литературе преобладали социальные мотивы (особенно это касается поэзии Х.Ботева). Каждое из названных имен свято для болгар. Например, Васил Левски – идеолог и организатор болгарской национальной революции – стал национальным героем. Если турки надеялись задушить свободу, повесив Левского, которого люди называли Апостолом свободы, то просчитались. Оставшиеся на свободе его соратники подняли Апрельское восстание 1876 г. И хотя оно потерпело поражение и было кроваво разгромлено турками, получило резонанс во всем мире: в защиту права болгар на независимость выступили Тургенев, Гюго, Гарибальди; Россия объявила войну Турции. Прошло несколько лет, и Болгария радостно встречала победоносную русскую армию генерала Гурко, принесшую свободу, которую народ этого балканского государства ждал пятьсот лет. В Болгарии память о Левском чтут, не только запечатлев его образ в картинах, памятниках, монументах, но даже первое спортивное общество, основанное в 1912 г., крупнейший стадион Софии и ведущая футбольная команда города носят его имя. Личность Левского вдохновила не одного писателя на создание художественных произведений о нем.
|
|
В болгарской литературе даже во второй половине ХIХ в. еще не было четкого размежевания литературных направлений. Сосуществовали сентиментализм, романтизм, реализм, но более всего превалировал интерес к реализму. Болгарские писатели многое заимствовали у русских, т.к. жили, учились в России. Поэтому понятно, почему с конца 40-х гг. в Болгарию широко проникает русская литература, усиливаются культурные связи, учитывается опыт русской литературы. А в России этого времени особое значение получил реализм, развивались повесть и роман, объективно показывающие происходящее. К 60-м гг. в болгарской литературе относится появление такого прозаического жанра, как повесть. Интерес к жанру вызвала возможность обстоятельно представить многообразие жизни, поставить острые вопросы, вымысел соединить с действительностью. Роман заявит о себе лишь в конце 80-х – начале 90-х гг. ХІХ в.
У истоков болгарской прозы стояли Любен Караве́лов и Васил Дру́мев. Л.Каравелов, будучи политическим и революционным деятелем, был вынужден жить на протяжении многих лет в эмиграции – то в России, то в Румынии, то в Сербии, являвшейся в то время центром освободительного движения южных славян. Сербские критики называли его одним из зачинателей сербского реализма. В Сербии была написана повесть «Виновата ли судьба?» Творчество «русского периода» подарило читателям книгу рассказов и повестей «Страницы из книги страданий болгарского племени». В Румынии он издавал газеты «Свобода» и «Независимость». Самым значительным в литературном наследии Каравелова считается повесть «Болгары старого времени» (1867) – произведение, достоверно передающее реальные жизненные ситуации и типичные характеры болгар, проникнутое национальным колоритом, тоской по родине, лиричностью и блестящим юмором.
Когда слава Каравелова была в зените, в литературе появилось новое имя – Иван Ва́зов ( 1850–1921). Поэт, прозаик, драматург, не разделявший революционных убеждений Каравелова, но уважавший его, И.Вазов в дальнейшем становится патриархом болгарской литературы (у него даже было прозвище «дед»). Его литературное наследие составляет 20 томов. Признание за ним статуса национального поэта произошло вскоре после освобождения Болгарии и продолжалось до конца жизни. Будучи молодым, он отстаивал идеалы национального освобождения и политической независимости болгар. Живя в 70-е гг. в Румынии, написал два сборника стихов, отразивших трудную судьбу болгарского народа и его борьбу против поработителей. Материалом для повестей становилась жизнь, главенствующее место занимала нравственная проблематика. Он пишет и о Василе Левском, и о “маленьком человеке”, лишенном защиты в обществе, где властвует нажива, рисует национальный характер, выступая демократом и гуманистом. Писатель испробовал буквально все жанры, выступал за чистоту болгарского языка и определил лицо болгарской литературы на долгие годы. Самые известные его произведения – роман «Под игом», повесть «Отверженные», рассказы «Болгарка», «Недавнее». Идеалы социально-политического характера он воплотил в эпической трилогии «Наша родня», «Под игом», «Новая земля». Классик И.Вазов интересен и современникам, о чем свидетельствует проведенная в его стране в 2008–2009 гг. кампания «Большое чтение». Болгарским читателям предложили назвать авторов и романы, более всего им полюбившиеся. Список выглядел таким образом: 1-е место занял роман И.Вазова «Под игом», 2-е – «Время раздельное» А.Дончева, 3-е – «Табак» Д.Димова, на шестом месте – М.Булгаков, десятом – А.Дюма, двенадцатом – Г.Маркес.
|
|
После освобождения Болгария приобрела статус буржуазно-монархического государства. Демократические завоевания ослабевали. Усилилась эксплуатация трудящихся. Разорялись мелкие собственники, накапливалось богатство небольшой части общества, особенно землевладельцев. Произошло расслоение болгарской деревни. Крестьянский вопрос стал одним из главных. Появляется целая группа писателей, для творчества которых основной становится тема жизни болгарского крестьянина, болгарской деревни. Особенно выделяются такие прозаики, как Михалаки Георги́ев, Тодор Вла́йков, а в 1897 г. впервые появляется Ели́н Пели́н (это псевдоним Димитра Стоянова) (1877–1949). В 26 лет он уже был известен и популярен в Болгарии. Писал не только о деревне, сельских жителях, их восприятии жизни. Он автор сатирических и юмористических рассказов, повестей «Гераковы», «Земля», сборника легенд, сборника стихов в прозе «Черные розы». Писатель увлекался социалистическими идеями, любил творчество М.Горького и А.Чехова. Во время Второй мировой войны был фронтовым корреспондентом.
|
|
В конце ХIХ в. в болгарской литературе усиливается критика буржуазных законов и морали, что отражается в творчестве И.Вазова, А.Страшимирова, П.Яворова. Возрождаются жанры фельетона, басни, сатирической поэмы. К этому времени относится творчество блестящего мастера сатиры Алеко Константи́нова (1863–1897), автора всего двух книг, вышедших при его жизни: путевых очерков «До Чикаго и обратно» и сатирической повести в рассказах «Бай Ганю» (1895), вошедшей в золотой фонд болгарской литературы. Двух книг оказалось достаточно, чтобы писатель стал классиком болгарской литературы. А.Константинов происходил из знатного рода. Получил блестящее юридическое образование в России, откуда вернулся на родину в 1888 г. и стал служить судьей, потом адвокатом, разоблачал коррупцию и махинации, выступал против реакции, монархии, критиковал отрицательные стороны буржуазного общества, за что писателя уволили со службы, преследовали, травили, а впоследствии злодейски убили. Имя «бай Ганю» стало нарицательным в Болгарии. Желая подчеркнуть отрицательное в герое, писатель ставит его в необычные условия: то отправляет в путешествие по Европе, то показывает моющимся в бане, то посещающим венскую оперу или пражскую выставку. Каждый рассказ раскрывает одну из черт характера этого торговца розовым маслом (кроме того, он еще и член правящей партии, владелец какого-то предприятия) – человека бесцеремонного, самодовольного, необразованного, жадного, типичного представителя буржуазной среды. При этом он простоват, энергичен, рассудителен, юмористичен. Во второй части цикла рассказов бай Ганю возвращается из Европы и становится журналистом, депутатом, членом правительственной делегации, даже заигрывает с народом. Показана и окружающая обстановка (по выражению писателя, «зло не в нем, а в среде»). Это собирательный образ, но трактуют его по-разному.
На рубеже ХIХ–ХХ вв. болгарская литература обогащается психологизмом, наряду с национально-освободительными идеями поднимаются общечеловеческие проблемы. Господствующим методом становится реализм, ярким представителем которого можно назвать прозаика и драматурга Йордана Йо́вкова (1880–1937). Среди лучших его произведений – «Болгарка», «Наблюдатель», «Последняя радость», «Женское сердце», «Суд», «Легенды Стара-Планины» и др. Антивоенная проза этого писателя носит гуманистический характер. Много внимания он уделяет описанию жизни болгарского крестьянина. Этические взгляды Йовкова свидетельствуют о его симпатии к учению и взглядам Л.Толстого. В историю болгарской литературы вошел как мастер малых форм психологической прозы.
В это же время в литературе возникает модернизм, представленный творчеством Пенчо Славе́йкова, Пейо Я́ворова, появляется пролетарская литература, а вместе с ней утверждается социалистический реализм.
1941–1944 гг. – время подпольной литературы, литературы Сопротивления. В 1946 г. после образования Народной Республики Болгарии основным методом становится именно соцреализм. Яркой звездой на литературном небосводе заблистал Димитр Ди́мов (1909–1966) – прозаик, заслуженный деятель культуры Болгарии, профессор анатомии, член Болгарской коммунистической партии, автор романов «Поручик Бенц», «Осужденные души», в которых проявилось мастерство создания психологического повествования, и ряда пьес. Мировая слава пришла к писателю с выходом романа-эпопеи «Табак» (1951), в котором речь идет об истории взлета и падения табачного концерна «Никотиана», эксплуатации народа и застилающей глаза жажде наживы табачных магнатов, влияющих на судьбы людей, прежде всего героини романа – Ирины.
В эти годы ярко развивается жанр романа, особенно социально-психологического, широко используются документы, мемуары. Примерами могут служить трилогия «Солунские братья» Г.Караславова, «Легенда о Сибине, князе Преславском», «Антихрист», «Похититель персиков» Е.Станева. Емилиан Ста́нев (псевдоним Николы Стоянова Станева) (1907–1979) – автор анималистических рассказов, сборников рассказов («Дива-птица», «Тихим вечером») о природе и человеке. Более 14 лет жизни писатель отдал работе над романом «Иван Кондарев», в котором описал события Сентябрьского восстания 1923 г. Историческая тематика пронизывает романы «Легенда о Сибине, князе Преславском», «Антихрист», «Тырновская царица».
В 60–70-е гг. ХХ в. в болгарской литературе появляются произведения, сделавшие их авторов классиками болгарской литературы, Й.Радичкова, Павла Вежинова, А.Гуляшки, Б.Райнова.
Богомил Ра́йнов (1919–2001) – прозаик, поэт и драматург, искусствовед, знаток живописи, киносценарист. Выпускник философского факультета Софийского университета. В 1941 г. выпустил первый сборник стихов. Огромную популярность принесли ему книги о разведчике Эмиле Боеве и инспекторе уголовного розыска Петре Антонове, в которых писатель проявил себя как мастер детективно-приключенческого романа («Инспектор и ночь», «Только для мужчин», «Что может быть лучше плохой погоды», «Большая скука»). В литературоведческом труде «Черный роман» Райнов исследовал феномен таких жанров, как шпионский триллер и детектив. В свое время экранизации его произведений «Что может быть лучше плохой погоды» и «Большая скука» были кассовыми бестселлерами.
Гонорары за книги Б.Райнова были так велики, что его партийные взносы (а он вступил в Болгарскую рабочую партию (коммунистов) в 1944 г.) во много раз превышали оклады болгарских ученых с мировыми именами. Отношение к писателю на родине неоднозначно, что связано с его общественной и политической деятельностью. Он много лет являлся членом ЦК БКП. Будучи заместителем председателя Союза болгарских писателей, насаждал соцреализм, участвовал в идейном разгроме в 50-х гг. независимых болгарских деятелей культуры (например, художника А.Жендова, поэтов А.Далчева, Х.Радевского). При этом именно Райнов совместно с художником Светлином Русевым приобретал картины для Национальной галереи зарубежного искусства (об этом роман Райнова «Странное это ремесло»).
Павел Ве́жинов (под этим псевдонимом с 1938 г. выступал Никола Делчев Гугов) (1914–1983) начал печататься в 30-е гг. ХХ в. Тематика творчества – городской быт, война, послевоенная жизнь («Вторая рота», «Звезды над нами», «Весы», «Современная долина»). Сложные проблемы морали нашли глубокое осмысление в произведениях «Запах миндаля», «Следы остаются», «Далеко от берега». В центре романа «Ночью на белых конях» – одновременно и лирического, и социально-философского, и исповедального – судьба ученого, подошедшего вплотную к открытию вируса рака, прошедшего через войну, революцию. Ему не судьба довести труд до конца, его волнует вопрос о наследниках, их духовных, а не только профессиональных качествах. В 1982 г. появился роман «Весы». Особенностью метода писателя явилось сочетание реализма с фантастикой. Известны его детективно-приключенческие и фантастические произведения, например, повесть «Барьер» – о границах человеческих возможностей (Доротея, героиня повести, умеет… летать), «Гибель Аякса», занимательные произведения для детей и юношества. Есть фильмы по его произведениям.
Андрей Гуля́шки (1914–1995) – прозаик, драматург, мастер исторического и научно-фантастического повествования, автор таких произведений, как «Золотое руно», «Дом с лестницей красного дерева», «Яков и дьявол», «Похищение Данаи», «История с собаками», «Убийство на улице Чехова», «Золотой век», пьес «Болото», «Обещание», цикла «Приключения Аввакума Захова». Самый знаменитый его персонаж – контрразведчик Аввакум Захов впервые появляется в романе «Случай в Момчилове». В свое время Гуляшки был главным редактором болгарского журнала «Современник», секретарем Союза болгарских писателей.
Особое место в болгарской литературе занимает Йордан Ради́чков (1929–2004). Писатель дважды номинировался на Нобелевскую премию, что свидетельствует о его заслугах перед искусством слова. И хотя столь высокой наградой отметили других, Радичков стал лауреатом многих премий как у себя на родине, так и за ее пределами. Например, он носитель шведского ордена «Полярной звезды». В 1996 г. Международный совет по книгам для юношества внес его имя в список кандидатов на соискание премии им. Ганса Христиана Андерсена (иногда эту премию называют “малой Нобелевской”), в 2003 г. писателя удостоили государственной награды в области культуры Св. Паисия Хилендарского. Начинал как репортер молодежной газеты, литературой стал заниматься с 1949 г., опубликовав рассказы и очерки. Вершин мастерства писатель достигает в сборниках «Пороховой букварь», «Верблюд», «Автострада», романах «Праща», «Все и никто», «Ноев ковчег», повестях «Опрокинутое небо», «Жаркий полдень», «Воспоминания о лошадях» и других произведениях. В 2003 г. вышел сборник интервью писателя.
Литературные критики как-то сравнили им написанное с пороховым букварем, припомнив название одного из его творений. ПроизведенияЙордана Радичкова можно перечитывать снова и снова. Писатель проникает в те сферы жизни, о которых человек не всегда задумывается. Он создает героя нового типа. При этом именно человек – главное действующее лицо как прозы, так и драматургии Радичкова. Его пьесы («Январь», «Суматоха», «Попытка полета») ставили в Австрии, Германии, Греции, Швейцарии, Дании, Польше, России, Чехии, Финляндии и других странах. Всегда помня о своих корнях, писатель проявлял искренний интерес к национальным проблемам. В последние годы жизни в творчестве Й.Радичкова – представителя магического реализма – появились новые штрихи: ироничный рассказ-ретроспекция с думами о современности. Писатель с мировым именем, он общался с коронованными особами, Папой Иоанном Павлом II, видными поэтами, художниками, кинорежиссерами, музыкантами. К его мнению прислушивались не только собратья по перу. Так, он был на протяжении 13 лет (с 1973 по 1986) советником Совета по развитию духовных ценностей в Государственном совете Народной Республики Болгарии. Его произведения переведены на 37 языков мира. Более чем в 50 странах знакомы с его творчеством.
Особенностью болгарской литературы второй половины ХХ в. явилась универсальность творчества ведущих литераторов. Иными словами, они были одновременно и поэтами, и прозаиками, и драматургами. К названным выше именам добавим Георги Джа́гарова (1925–1995), окончившего в Москве Литературный институт имени М.Горького. Во время Второй мировой войны он участвовал в антифашистском движении. С 1966 г. выполнял обязанности председателя Союза болгарских писателей. Был заместителем председателя Государственного совета Народной Республики Болгарии. Ему присвоено звание «Народный деятель культуры Болгарии». Выступал как поэт (сборники стихов «Мои песни», «В минуты молчания» и др.) и драматург (драмы «Двери закрываются», «Прокурор», «Эта маленькая земля» и др.). Общественный долг человека, конфликты современности, нравственные проблемы – вот основная тематика произведений Г.Джагарова, в которых сочетаются драматическая напряженность, лиричность и гражданская страстность.
В 80-е гг. ХХ в. в болгарской литературе стал известен Георги Ми́шев. Учился в ветеринарном техникуме, потом на факультете журналистики, стал писать сценарии к сериалам. Его произведения: «Матриархат» – о будничной жизни болгарок, сценарии к фильмам «Вольная зона», «Почти любовная история», «Дунаев мост». Заговорили и о Викторе Па́скове. Будучи оперным певцом, композитором, Пасков, работавший в Германии музыкальным критиком, стал писать пьесы, прозу, основанную на автобиографическом материале, и сразу же привлек к себе читательский интерес.
Признанным мастером жанра короткого рассказа является Дончо Цо́нчев (1933–2010), выпустивший несколько десятков сборников, один из которых – «Красные слоны». Кроме рассказов, в багаже писателя повесть, с которой он пришел в литературу в 1966 г., «Мужчины без галстуков», романы «Принцы», «Желтый дом», «Тоска уходит», «Роман на колесах» и другие книги. Д.Цончев пишет о том, что хорошо знает. Его герои занимаются тем же, что и он: работают геологами, занимаются боксом или участвуют в автогонках, увлекаются охотой. Так возникает образ современного болгарина, верящего в добро, готового к самопожертвованию, не лишенного человеческих слабостей, а в целом – земного человека. Темы произведений разнообразны и актуальны: это и жизнь горожанина с его проблемами, и раздумья о природе, и охотничьи рассказы. Стиль его произведений лаконичен, задушевность сменяется юмором, порой сатирой.
Одно из центральных мест в современной болгарской литературе занимает лауреат многих национальных литературных премий Георги Господи́нов (р. 1968) – поэт, прозаик, драматург. Он начинал как поэт: в 1992 г. вышла книга стихов «Лапидариум», а сборник «Черешня одного народа» переиздавался трижды. В середине 90-х гг. опубликовал «Болгарскую хрестоматию» и «Болгарскую антологию» – книги – литературные мистификации. Но мировое признание Г.Господинов получил как автор прозаического произведения «Естественный роман», переведенного на 15 языков мира и ставшего одной из самых читаемых на его родине книг.
Многообразна поэзия ХХ в., в которой есть и интимная, и пейзажная, и философская тематика. Назовем ставших уже классиками болгарской поэзии поэтов В.Ханчева, Д.Методиева, Валери Петрова, П.Матева, В.Башева. Их поэтическое творчество – осмысление происходящего, философские думы, призыв к молодому поколению, как, например, в стихотворении В.Башева «Размышление»:
Если миру не сможем мы дать ничего –
для чего и родиться?
Слава гениев, сонное их торжество –
это нам не годится.
Славу гениев, сонное их торжество
сменим без сожаления
На признательность лишь одного
своего поколения!
Поэта Георги Бори́сова (р. 1950) хорошо знают любители поэзии в разных странах. Он окончил Литературный институт им. Горького в Москве, в столице Болгарии Софии издает с 1981 г. литературный журнал «Факел». Поэт признается: «Время, в которое я жил, научило меня запирать свои стихи. Переносить мысли в чемоданах с двойным или тройным дном. Я и сам начал раздваиваться и растраиваться, и поэзия для меня стала единственно приемлемой формой жизни… Сейчас я стараюсь, чтобы мои стихи были как можно предметнее, а содержание – самостоятельным и независимым от формы, чтобы оно вдруг не испарилось, если останется без нее… Каждый поэт, я думаю, в какой-то степени медиум и пророк… Ведь поэзия – как судьба…» (из интервью журналу «Иностранная литература», 2008, № 8, с. 116). Его перу принадлежат поэтические книги «В полдень, где-то в начале», «Ворота», «Пришелец», «Карфаген» и др. Заслуги Г.Борисова перед болгарской литературой отмечены многими премиями, например, за лучший литературный дебют, за лучшую поэтическую книгу, за лучшее лирическое стихотворение.
Среди современных поэтов-экспериментаторов выделяется имя Никиты На́нкова, автора книг «Это так», «Обреченность слов: три с половиной коротких поэмы о любви», нескольких популярных в Болгарии сборников сказок для детей («Праздничные сказки», «Чаще всего» и др.), монографии «В зеркальной комнате: Семь образов болгарской литературной провинции». Его поэзия авангардна, что в болгарской литературе не вполне приживается. Нанков называет себя «поэтом-парадоксалистом», потому что строит стихи на языковых и смысловых парадоксах, использует приемы повтора, тавтологии, абсурда, зауми, графики-визуализации (он еще и художник!), словесной игры (прочитайте, например, в мини-хрестоматии данного учебного пособия стихотворение «Барболинке барболинке барболинке» и услышите, как по полу, шурша, рассыпаются бисеринки, а в другом стихотворении Нанкова «русская погода» выстраивается в «китайскую пагоду»). Поэт свободно владеет несколькими иностранными языками, в том числе русским, на котором тоже сочиняет стихи, к тому же он любит соединять разные языки.
Литература
1. Андреев, В.Д. История болгарской литературы / В.Д.Андреев. – М., 1978.
2. Антология современной болгарской поэзии. – М., 2007.
3. Зарев, П. Панорама болгарской литературы: в 2 т. / П.Зарев. – М., 1976.
4. Пьесы болгарских писателей. – М., 1971.
5. Современная болгарская повесть. – М., 1975.
6. Современная болгарская драматургия. – М., 2004.
ПОЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Христианство пришло в Польшу в 966 г. и пользовалось латинским языком. Высшее духовенство вплоть до ХII в. состояло из людей иностранного происхождения, и писали они и проводили богослужение на латыни, т.е. на языке, непонятном для большинства верующих. Только спустя время введено было богослужение по-польски.
Первыми литературными трудами в Польше считаются списки IХ в., хроники религиозного характера начала ХII в. на латыни, ограниченные теологическими темами. Сочинения на польском языке появляются в ХIII и ХIV вв. Древнейший памятник польской литературы – это церковная и боевая песнь, подобная молитве, с обращением к богородице-деве, возникшая, как считают, в начале ХV ст. Кроме религиозных песен сохранились легенды, написанные стихами. С ХV в. на польском языке появляются переводы церковных текстов, песнопения, потом поучительные песни, вирши.
Старопольскую литературу делят на три периода.Первый– Средневековье (ХII–ХV вв.): событием стало открытие в 1364 г. Краковской академии (в ней в свое время учились Н.Коперник, М.Рей, Я.Кохановский), которая превратилась после 1400 г. в Ягеллонский университет (его окончила, например, Нобелевский лауреат поэт В.Шимборская). Отцом польской литературы считается Миколай Рей – писатель, сатирик, моралист. Он первым стал писать на родном языке. Творчество М.Рея отражает национальную специфику. Защитник интересов шляхты, Рей в произведениях грубоватым, но сочным языком давал ей морально-политические указания и высмеивал ее противников (не случайно писатель считается создателем польской фрашки[5]). Король Зигмунт Август за перевод (прозаическая версия) М.Реем «Псалтыри» пожаловал ему деревню. Ю.Крашевский написал о нем монографию, а А.Мицкевич прозу писателя сравнивал с работой М.Монтеня «Опыты».
Второй период – Возрождение (ХVI в.): польский язык утверждается в качестве литературного, происходит расцвет гуманизма, центром книгопечатания становится Краков. Особое место занимает Ян Кохано́вский, крупнейший поэт польского Ренессанса, заложивший основы национального стихосложения. Он автор поэм, трагедии, переложения «Псалмов Давида», шутливых, подчас фривольных стихотворений. В «раках»[6], им написанных, при зеркальной перестановке слов внутри строк каждая строка и все стихотворение получали противоположный смысл.
Третий период – барокко –длился до середины ХVIII в. Барокко в литературе развивалось по двум направлениям: западного характера – галантное барокко и так называемое сарматское, национально ориентированное барокко. Именно тогда появились рифмованные хроники и трактаты, медитативная и любовная лирика. Наиболее яркие представители этого времени – Самуэль Твардо́вский, Вацлав Пото́цкий.
Новая литература начинается с эпохи Просвещения (вторая половина ХVIII – начало ХIХ в.), когда шла борьба за реформы, национальную независимость, появились первые литературно-художественные журналы, национальный театр. В 1765 г. открывается первый публичный театр, заявляют о себе жанры бытовой комедии и сатиры. В литературу приходят классицизм и сентиментализм. Главнейшим выразителем польского Просвещения стал поэт, прозаик, переводчик Игнацы Краси́цкий, автор басен, сатир и, как считают, первого польского романа «Приключения Миколая Досвядчиньского».
В 1795 г. после упорной и кровопролитной борьбы польское государство перестало существовать. Произошел раздел Польши между Россией, Австрией и Пруссией.
На протяжении ХIХ в. литература развивалась в условиях национального угнетения народа под игом трех монархий. На ее развитие оказали влияние национально-освободительные восстания 1830–1831, 1846, 1848, 1863–1864 гг.
На рубеже 1810–1820-х гг. сложился польский романтизм. Его манифестом стали два тома «Поэзии» Адама Мицкевича. На первом плане в литературе оказались революционно-патриотические тенденции. Баллады, романсы, сонеты, лирические стихотворения, поэмы – такова жанровая палитра польского романтизма. Назовем его выдающихся представителей: Адам Мицке́вич («Гражина», «Конрад Валленрод», «Пан Тадеуш», «Дзяды»), Антони Мальче́вский (автор только одного произведения – романа в стихах байронического характера «Мария»), Юлиуш Слова́цкий – основоположник новой польской драмы (философско-исторические поэмы «Король-Дух» (мистический эпос о польской истории с древних времен до Средневековья), «Беневский» (по виртуозности мастерства поэта это произведение сравнивают с «Дон Жуаном» Байрона), драма «Кордиан»).
Постепенно жанр поэмы обогащался, превращаясь в национальную эпопею. Это относится, в первую очередь, к поэме «Пан Тадеуш» (1834) (единственный в европейской литературе того времени героический эпос) А.Мицкевича. Белорусский фонд культуры к 200-летнему юбилею поэта издал это произведение на трех языках – белорусском, польском и русском. Белорусский перевод, осуществленный в сибирском ГУЛАГе поэтом Петром Бителем в 50-е гг., не имевшим перед собой иных переводов, сделанных до него, хранился в архивах почти полвека и был опубликован впервые только в 1998 г. Сталинский узник в качестве пишущего инструмента использовал конец обугленной проволоки, а бумагой ему служили мешки из-под цемента. По этому произведению выдающийся польский режиссер Анджей Вайда снял блокбастер, поставив задачу не развлечь зрителя, а заставить задуматься. Основой озвучивания фильма послужил перевод П.Бителя как наиболее качественный и близкий к оригиналу. В знаменитую плеяду польских романтиков входит и Циприан Но́рвид,создавший оригинальную концепцию гуманистического универсализма. (Его еще называют последним романтиком и первым позитивистом.)
В 60-е гг. в польскую литературу приходит реализм и начинает развиватьсяпроза. Самым популярным оказывается жанр романа.«Творцом современного польского романа» Э.Ожешко называла Юзефа Краше́вского (1812–1887), добросовестного, эрудированного, трудолюбивого человека, самого плодовитого писателя, имя которого занесено в Книгу рекордов Гиннеса. «Роман из 6–10 тысяч строк я пишу обычно десять дней…», – признавался Крашевский. Он был родом из деревни Долгое Пружанского района (Беларусь). Образование получил в Виленском университете. Хорошо рисовал, любил историю, о которой много писал: например, это четырехтомная история Вильно, двухтомная история Литвы. Но больше всего писателя интересовала история Польши. Огромно наследие Крашевского – около 600 томов: 223 романа и повести, несколько сборников стихов, пьесы, переводы, работы по истории, этнографии, литературоведению. (При этом отметим, что не все в его творчестве отличается художественной безупречностью.) Самые известные произведения – романы «Старое предание», «Графиня Козель», «Брюль», «Волшебный фонарь».
Становление реализма шло интенсивно, при этом он приобретал специфические черты, обусловленные разделением Польши. В литературном процессе особое место занял позитивизм (такое название получил период в польской литературе с 1864 по 1890 г.). Позитивистская программа представляла собой отказ от вооруженной борьбы за национальную независимость, сосредоточенность на экономических, социальных и культурных проблемах, приоритет науки, тщательное изучение общества и окружающего мира, особое влияние общественных идей на творчество писателей. Широкое распространение получил так называемый варшавский позитивизм, имевший общественно-идеологический характер, апеллировавший ко всем гражданам, но опиравшийся на польскую интеллигенцию, которая должна была воспитывать, образовывать народ. Если в романтизме доминировала поэзия, то теперь выдвигается на первый план проза – повесть, роман. В литературе признается верховенство реалистического направления. Изменяется тематика литературы, она демократизируется. В прозе преобладает социальная проблематика, описание жизни крестьян, городских низов, появляются новые социально-психологические типы героев.
Позитивизму, в определенной степени его художественной реализации, оказалась близка выдающийся прозаик, хорошо известный и белорусскому читателю, Элиза Оже́шко (1841–1910), чье литературное наследие составляет около 60 томов. Важнейшее место в творчестве писателя занимает белорусская тематика. Народные песни, предания, обряды, быт и психология белорусов, их фольклор нашли отражение в рассказах «Тадеуш», «Романиха», «А…Б…Ц…», «Эхо», повестях «Низины», «Дзюрдзи», «Хам». Лучший роман Э.Ожешко «Над Неманом» (изображена жизнь сельской шляхты на территории бывшего Великого Княжества Литовского) по многоплановости и эпичности сравнивают с поэмой А.Мицкевича «Пан Тадеуш». Творчество писателя отличает значительность проблематики, глубокий психологизм, поэтичность в описании природы, любви, труда. Ф.Богушевич, друживший с ней, называл Э.Ожешко «королевой живого слова и мучительной правды».
Проза этого времени жанрово обогащается, тяготеет к эпическим, масштабным полотнам. Это период расцвета исторического романа, представленного творениями Сенкевича, Пруса, Жеромского, Реймонта. Так, Болеслав Прус [7] (1847–1912) (настоящее имя – Александр Гловацкий) в романе «Кукла» выводит целую галерею разнообразных социальных типов, исследует социальные связи, создает социально-психологический роман, а благодаря включению в структуру произведения дневниковых материалов одного из героев расширяет рамки повествования, которое приобретает многоаспектность и масштабность. Многим читателям хорошо известен роман «Фараон», события в котором происходят в Египте первой половины ХI в. до н.э. Прус дает свое толкование событий древнеегипетской истории, соотнеся их с современностью, философски осмысливая. Писатель создает новый тип исторической прозы, отказываясь от любовной интриги как центральной в романе в пользу социально-политического конфликта и интеллектуализации повествования.
Признанным мастером жанра исторического романа по праву считается Генрик Сенке́вич ( 1846–1916),лауреат Нобелевской премии 1905 г., автористорической трилогии «Огнем и мечом», «Потоп», «Пан Володыевский». «Огнем и мечом» стал первым историческим романом писателя, опубликовавшего до этого только несколько рассказов и повестей. В первой части трилогии речь идет о борьбе Речи Посполитой с Украиной времен Богдана Хмельницкого. Вторая часть трилогии дает описание войны поляков со шведской интервенцией 1655–1656 гг. Третий роман поэтизирует подвиги польских рыцарей во времена турецкого вторжения. Впоследствии он напишет роман-эпопею «Камо грядеши?» и роман «Крестоносцы» (о борьбе славян с Тевтонским орденом, жестоко истязавшим восточные земли). Огромный успех будет на протяжении многих лет сопутствовать роману «Камо грядеши?» (в польском оригинале название по латыни – «Quо vаdis?», церковно-славянское «Камо грядеши?» по-русски звучит как «Куда идешь?»). Название было подсказано преданием о том, как апостол Петр после уничтожения христиан в Риме покидает его и по дороге встречает Христа, которому задает вопрос: «Куда идешь, Господи?», на что тот отвечает: «Раз ты оставляешь народ мой, я иду в Рим на новое распятие». После этого Петр возвращается в Рим и принимает мученическую смерть. Это единственный роман не о польской истории. Он о борьбе первых христиан римской общины с могущественнейшей Римской империей времен правления Нерона. Если в произведениях Ю.Крашевского отразилось романтизированное прошлое Польши, то романы Г.Сенкевича имели ярко выраженную идеологическую и общественную направленность. Они динамичны, полны страстей, колоритны, читаются с интересом. Произведения Сенкевича переведены на многие языки мира, в том числе и на белорусский, неоднократно экранизированы. Влияние писателя испытали на себе белорусские авторы, например, В.Короткевич в романе «Хрыстос прызямліўся ў Гародні».
В прозе рубежа веков углубляется социальный критицизм, разрабатываются темы деревни, власти земли, крестьянского бунта, капитализации города. Об этом пишет Владислав Ре́ймонт (1867–1925), лауреат Нобелевской премии 1924 г. Его перу принадлежит роман «Мужики» – энциклопедический, панорамный четырехтомный труд о жизни польского крестьянства, романы «Комедиантка» и «Последний сейм Речи Посполитой». Современником В.Реймонта являлся Стефан Жеро́мский (1864–1925). Его произведения отличают эмоциональность, драматизм коллизии, трагический финал. Писатель умело оперирует символами, приемами аллегории, подтекста, используя элементы импрессионизма и натурализма. Он писал о судьбах униженных и оскорбленных, национально-освободительном движении, современной действительности в многочисленных рассказах, драмах, романах. Так, исторический роман «Пепел» повествует о формировании национального самосознания, трагедии польской шляхты в период с 1797 по 1812 г. «Пепел» считают национальным романом о национальном характере. (А.Вайда снял по этому произведению фильм, получивший мировое признание.) «Ветер с моря» – цикл исторических картин польской Балтики, книга – утверждение прав Польши на Поморье. Роман «Бездомные» рассказывает о рабочих, их жизни и труде. Нравственный максимализм, обращение к современности звучат и в романе «Канун весны». Соотечественники видели в Жеромском борца за правду,называли «совестью польской литературы». При этом правительство не поддержало его кандидатуру при выдвижении на Нобелевскую премию, но посмертно наградило Государственной премией, что контрастировало по отношению к недавней травле писателя из-за его романа «Канун весны». Запоздалым извинением выглядели церемония посмертного награждения Государственной премией и похороны писателя (над городом летали самолеты, перед варшавским замком выстроили пехоту, конную кавалерию и артиллерию).
В конце ХIХ в. наблюдается отход от позитивизма и реализма. На арену вступает «Молодая Польша» (1890–1918) – организация молодых представителей искусства, отказавшихся от позитивизма и провозгласивших право художника на самовыражение, психологизм и вхождение национальной литературы в европейский культурный контекст. Они защищали «чистое искусство», асоциальное (например, С.Пшибышевский, влияние которого испытали на себе белорусские писатели З.Бядуля, М.Горецкий, Я.Купала. Последний полемизировал с ним в «Адвечнай песне», «Снеге»). «Младопольцы» дали толчок развитию новых направлений. Их творчеству присуще переплетение реализма с натуралистическими, символистскими, неоромантическими и т.п. течениями. Модернизм (причины его появления те же, что и в западно-европейский литературе) исповедовали К.Тетма́йер, Я.Каспро́вич, Б.Ле́сьмян (в 1994 г. стихи Лесьмяна, крупнейшего польского поэта ХХ в., появились в переводе О.Минкина на белорусский язык в сборнике «Пан Блішчынскі»), одержимые идеями декаданса и новаторства. Видной представительницей натурализма являлась Г.Запольская (лучшая пьеса – «Мораль пани Дульской», чья фамилия стала нарицательной для определения ханжества и мещанской пошлости, разоблачаемых в произведении). Центральное место в прозе «Молодой Польши» принадлежало С.Жеромскому.
В 1900 г. вышла первая книга стихотворений Леопольда Ста́ффа (1878–1957)«Сны о могуществе», принесшая ему признание в литературе. Впоследствии увидят свет еще 20 книг Стаффа, одного из самых почитаемых польских поэтов, при этом исключительно скромного человека. Он начинал как приверженец «Молодой Польши» и символизма, но выступал против декадентского отношения к жизни. Потом обнаружится его тяга к классицистическим традициям, культуре Античности и эпохи Возрождения. В 30-е гг. Стафф опубликует сборники стихов «Высокие деревья», «Цвет меда», в которых обратится к обычной жизни, в них проявится его юмор и в определенной мере скепсис. Во время оккупации Польши гитлеровцами жил в Варшаве, преподавал в подпольном университете. Трагизм тех лет нашел отражение в сборнике «Мертвая погода». В лирике послевоенного периода (сборник «Девять муз» и др.) поэт отказался от метафоричности, традиционного метрического стиха. Стафф был лауреатом многих литературных премий, почетным профессором Варшавского и Ягеллонского университетов.
Начало ХХ в. в Польше было связано с пролетарским движением, давшим первые образцы пролетарской поэзии («Варшавянка» В.Свенцицкого, «Красное знамя» Б.Червеньского и др.). В 1918 г. Польша восстановила независимость после 130-летнего порабощения. Литература в эти годы выполняла особую функцию: формировала общественное мнение, акцентировала внимание на проблемах национального освобождения. После 1918 г. обостряется борьба идеологий, происходит раскол общества: одни выступают в защиту буржуазного строя, выдвигают свои идеи (например, поэты группы «Скамандр» отвергали идею патриотического и гражданского служения обществу как навязанную политическими обстоятельствами), другие ратуют за социалистические преобразования, демократию. Об этом можно прочитать в произведениях Ю.Тувима, М.Домбровской, Я.Лехоня, Я.Ивашкевича, З.Налковской.
Мария Домбро́вская (1889–1965) – классик польской литературы. Известность ей принес четырехтомный роман «Ночи и дни», посвященный жизни Польши рубежа ХIХ–ХХ вв. и судьбе трех поколений шляхетской семьи (как «Сага о Форсайтах» Д.Голсуорси), написанный в традициях реализма ХIХ в. Писатель продолжает традиции Ожешко и Пруса. Она автор сборников рассказов «Улыбка детства», «Люди оттуда». Романы М.Домбровской основаны на личных воспоминаниях, часто автобиографичны.
Ярослав Ивашке́вич (1894–1980) – писатель, музыковед, переводчик, литературный критик. Детство и юность прошли на Украине, в польской образованной семье. В доме звучала музыка (родственником по материнской линии был Кароль Шимановский), и Ярослав сначала серьезно занимался музыкой, хотел посвятить ей жизнь. С 15 лет зарабатывал уроками музыки, которую называл самым большим искусством, поэтому понятно, почему музыка в жизни людей, муки и радости творчества образуют сюжетную и интеллектуальную основу многих его произведений. В 1912 г. поступил на юридический факультет Киевского университета и одновременно учился в консерватории. Затем в октябре 1918 г. семья переехала в Варшаву, где произошло знакомство с Тувимом, Лехонем, Слонимским. Его жизнью стала богема, эстетизм, кабаре. Потом уходит от этого, пишет повесть «Луна восходит» (о себе, молодом, его любимая книга). В начале 30-х гг. Ивашкевич уже известный писатель. Он автор нескольких поэтических сборников, новелл и рассказов (чего только стоят такие, как «Анна Грацци», «Березняк», «Солнце в кухне»), романов «Красные щиты», «Заговор мужчин», пьес «Лето в Ноане», «Маскарад», художественной биографии-романа «Фредерик Шопен». Мир у Ивашкевича одновременно и прекрасен и несовершенен, человек богат радостью бытия и несчастен. Сложные философские проблемы писатель ставит не назидательно, не абстрактно, а воплощает в живых образах, исследует. В поэзии он лирик философской и любовной темы, стилизатор. Во время Второй мировой войны Ивашкевич не прекращает работу, пишет цикл стихов «Темные тропинки», «Итальянские новеллы», книгу воспоминаний. В 60–70-е гг. обращается к свободному стиху, раскрывает правду о гитлеризме, переосмысливает уроки войны, говорит о проблемах поколения, жизни, труде. Итогом размышлений над судьбами народа и человека становится эпопея в трех томах «Хвала и слава» (наподобие «Тихого Дона» М.Шолохова или «Хождения по мукам» А.Толстого). Выступает и как драматург (пьесы «Женитьба господина Бальзака», «Космогония»), и как публицист, и как переводчик произведений Чехова, Толстого, Бунина, Фета, Неруды, Валери. Не только он переводил, но и его переводили на многие языки мира, в том числе на белорусском языке опубликованы Янкой Брылем рассказы писателя.
Галерея писателей этого времени будет неполной без Зофьи Налко́вской (1884–1954). Она и писатель, и документалист, и художник, и историк. В прозе Налковская – реалист, поднимающий проблемы интеллигенции, рассказывающий об особенностях женской души («Женщины», «Роман Терезы Геннерт», «Ровесницы», «Граница», «Князь»). Ее героиня борется за женские права, социальную справедливость, а любовный сюжет связывает политические проблемы. После Второй мировой войны З.Налковская выполняла обязанности члена комиссии по расследованию преступлений нацистов и готовила документы для Нюрнбергского процесса. Основываясь на материалах комиссии, написала одно из самых значительных произведений послевоенной польской прозы – цикл «Медальоны», состоящий из 7 рассказов. Документальностью пронизана вся книга. Так, в рассказе «Профессор Спаннер» речь идет о научно-исследовательском институте фашистов, где придумали рецепт изготовления мыла из человеческих внутренностей. Есть у нее и политический роман о Пилсудском («Узлы жизни»). Часть жизни Налковская провела в Гродно, где в университете открыт музей писателя.
В межвоенное время в польской литературе было 3 группировки: скамандриты (выступали за культ жизни, разговорный язык, их герой – человек с улицы), экспрессионисты и футуристы. В 30-е гг. получает распространение литература факта, дневника, репортажа. Роман отходит от привычной семейно-бытовой проблематики, приоритет получает документально-репортажная форма – начинает консолидироваться антифашистский фронт.
Накануне Второй мировой войны самым необычным драматургом-новатором, разрушавшим традиции классического театра и выдвинувшим теорию «чистой формы», был философ, художник, прозаик и драматург Витка́цы (псевдоним Станислава Игнация Виткевича). Он автор романов антитоталитарного характера «Прощание с осенью», «Ненасытность», не одного десятка экспериментальных пьес («Прагматисты», «Сапожники», «Дюбал Вахазар, или На перевалах Абсурда» и др.). Писатель попытался создать «собственный» язык, синтезировав художественную прозу и философию.
Вторая мировая война принесла горе и в литературу. Часть писателей погибла в концлагерях, как, например, педагог, врач, прозаик и драматург Януш Ко́рчак («Дети улицы», «Король Матиуш», «Сенат безумцев», «Как любить детей» и др.), сожженный в газовой камере концлагеря в Треблинке вместе со своими 200 воспитанниками. Прошел через концлагерь, во время Второй мировой войны несколько лет провел в плену Константы Ильдефонс Галчи́ньский поэт-лирик, поэт-эксцентрик, поэт-мистификатор. Он автор сатирического театра «Зеленый гусь», эпиграфом для которого стало высказывание Бомарше «Давайте смеяться, кто знает, просуществует ли мир еще три недели», сборника стихов «Лирические песни», стихов «На смерть бабочки, раздавленной грузовиком», «Скумбрия в томате» и др. Используя иронию и сатиру, Галчиньский пытался предостеречь современников от легкомыслия перед надвигавшейся катастрофой, от политических игр, и фантасмагорическая образность, сочетание несочетаемого в стихах, поэтическая игра с течением времени становились все более пессимистичными. После освобождения, в апреле 1945 г., продолжил творчество. Удивительна его поэма «Вит Ствош» о средневековом скульпторе, авторе алтаря, который тот создавал в одном из костелов Кракова в течение 12 лет, со стоящей у входа фигурой Христа, не по-церковному правдоподобной. (Во время войны алтарь спрятали, но его нашли, вывезли в Германию, а потом все же вернули. В алтаре – сцены жизни Христа и Марии, Успение Богоматери.) В 1951 г. появляется поэма «Ниобея» (это Польша, оплакивающая своих сыновей, погибших на войне, это торжественный реквием по павшим). Через концлагерь прошли Леон Кручко́вский, чьи пьесы «Возмездие» и «Немцы» отражают философский подход к пережитому им прошлому, и Тадеуш Го́луй – автор стихов, повестей, романов «Королевство без земли», «Рай», ряда пьес. «Рай» – роман-разоблачение «научной» деятельности нацистов. Рай – название поместья немецкого профессора, в котором фашисты устроили концлагерь и проводили опыты над пленными, превращая их в полуживых рабов. Главный герой романа – журналист, добивающийся в ФРГ судебного процесса над нацистами, но наталкивающийся на страх некоторых оставшихся в живых заключенных и низость преступников. Таких обличающих произведений в польской литературе того времени было немного. К литературе периода войны следует отнести и литературу Сопротивления, которая создавалась на территории оккупированной Польши.
Семь лет на Западе в изгнании провел Юлиан Ту́вим (1894–1953) – поэт, переводчик (в том числе «Слово о полку Игореве»). Его поэзия – «…простые чуда, тот край, где в лете \ Спит старый кот под форточкою чутко на парапете». Поэтического мастерства достиг в сборниках «Чернолесье», «Цыганская библия», незаконченной поэме «Цветы Польши». Он сотворял стихи подобно фокуснику: играл словами, давал неожиданные сочетания, использовал иронию. В 1936 г. написал сатирическую поэму «Бал в опере», конфискованную цензурой и опубликованную только после войны. В поэме использован контраст в изображении праздной, гуляющей до одури элиты, и бесправной, беспросветной жизни тех, кто кормит, поит, одевает первых. У подъезда к опере – роллс-ройсы, бьюики, прочие иномарки. На сцене, в центре круга, «мечет бликами со сцены быстрых бедер центрифуга», и буквально на каждом шагу
Сыщик сыщику моргает
в гардеробе, в бальной зале,
И под крышей, и в подвале,
и под сценой, и в буфете,
И в проходе, и в клозете,
и в курилке, и в конторе,
В бутафорской, в коридоре,
там, где пляшут и рыгают,
Сыщик сыщику моргает…
Переосмысливая библейские мифы и образы, предчувствуя наступление фашизма и предостерегая, поэт говорит в поэме о безумии мира, трагических последствиях, гибели целых народов.
Ю.Тувим – автор эстрадных песен, либретто оперетт, водевилей. Многие знают его еще и как детского писателя. Тувим с детства коллекционировал слова, и не случайно появились написанные им книги по истории нравов, обычаев, языка Польши, филологические труды «Чары и черти в Польше, хрестоматия чернокнижия», «Четыре века польской фрашки» и др.
После войны идет восстановление страны, работает Союз польских писателей, утверждается в качестве ведущего метод социалистического реализма. Дальнейшая история польской литературы будет тесно связана с происходившими в общественно-политической жизни событиями.
Важной вехой становится 1956 г., который называют польским Октябрем. Началось крушение эпохи социалистического реализма, что было связано со смертью Сталина. Изменившаяся политическая ситуация сказалась и на литературе. Стали писать иначе. С упразднением метода социалистического реализма активизировались проза и драматургия, хотя цензура все же существовала. Дебютировало новое поколение писателей, расширились издательские возможности, началась так называемая «оттепель». Допустима стала критика тоталитаризма. Определилась, как ее называли, польская дорога к социализму. Однако события в Венгрии 1956 г. (восстание было кроваво подавлено) насторожили поляков.
В литературе появились дебютанты, которых назвали «поколение-56». Это прозаики М.Хласко (потом эмигрировал, вернуться на родину ему не разрешили), М.Новаковский, В.Терлецкий, поэты В.Шимборская, С.Гроховяк, З.Херберт. За ними внимательно следили старшие писатели – Ивашкевич, Анджеевский, из эмигрантов – Гомбрович, Парницкий.
Активно развивалось после 1956 г. творчество Станислава Ле́ма (1921–2006), врача по образованию, литературный дебют которого состоялся в 1946 г. С.Лем – ведущий автор национальной научно-фантастической литературы, прозаик, драматург, критик, оригинальный философ. Один за другим появлялись его романы «Астронавты» (об экспедиции на Венеру), «Магелланово облако» (увлекательное произведение о будущем коммунистическом обществе), сборники рассказов «Сезам», «Вторжение с Альдебарана». В сфере интересов С.Лема оказывается и кибернетика. В начале 50-х гг. Лем-писатель побеждает Лема-ученого. В 60-е гг. создаются «Сказки роботов», «Рассказы о пилоте Пирксе», «Возвращение со звезд», «Сумма технологии», «Солярис» (вершинное, неоднократно экранизированное произведение о контакте с иным Разумом), «Голос Неба» (размышление о современной цивилизации, границах научного познания). Кроме этого были опубликованы «Мир на Земле» (1988) – о перспективах разрабатываемых на Луне новых систем оружия, «Человек с Марса» (1997), второй том «Фантастики и футорологии» (2004). К концу ХХ в. были переведены на русский язык и изданы все художественные произведения писателя. Осуществлены также переводы и на белорусский язык. Книги С.Лема переведены на 25 языков мира, а их общий тираж приближается к 10 млн экземпляров. Сегодня большой популярностью пользуются аудиокниги по его произведениям. Используя научно-фантастический прием, С.Лем ставит серьезные философские и нравственные проблемы. Герой Лема находится в неизвестных для него условиях, поставлен перед моральным выбором, к которому он и подготовлен и не подготовлен, вследствие чего вынужден рисковать жизнью. Но он такой же человек, как и мы. И все проблемы, требующие решения на других планетах, та ответственность, которую он возлагает на себя, – все оказывается по плечу человеку, ибо нет пределов человеческим возможностям и способностям. Рассказ об этом делает его книги всегда интересными. Кроме названных произведений, Лем написал роман-антиутопию «Эдем», детективный роман «Следствие», автобиографический роман «Высокий замок», эссе по проблемам науки о литературе «Философия случая» и многое другое. У него не все бесспорно, книги по-разному можно читать и трактовать, но именно это и интересно.
Во второй половине 60-х гг. в литературу приходит поколение писателей «новой волны», или «поколение-68», ярчайшими представителями которого были поэты Е.Липская, С.Бараньчак, А.Загаевский, Р.Крыницкий – современные, оппозиционные существующей власти писатели, остро реагирующие на происходящее в стране. Для их поэзии характерны критическое отношение к действительности, языковые эксперименты, ломка политических стереотипов, отказ от шаблонов. Сегодня Адам Загаевский (р. 1945), например, один из наиболее известных в мире польских поэтов, лауреат многочисленных литературных премий и других наград. В свое время публиковался в самиздате, жил во Франции, в 2002 г. вернулся на родину. Рышард Крыницкий (р. 1943) на протяжении последних двадцати лет вместе с женой издает современную польскую поэзию, в частности, недавно увидевший свет фолиант «Собрание стихотворений» Збигнева Херберта. Прозу «новой волны» представляли Т.Конвицкий, М.Новаковский, С.Киселевский и др.Многих официальные государственные издательства не печатали, возможность публикации предоставляли независимые издательства. Например, плодовитый писатель Марек Новако́вский (р. 1935) публиковался за границей, его наказывали власти, но он оставался верен избранному пути. В 60-е гг. его называли певцом социального «дна», в 80-е – тенденциозным компроментатором прислужников тоталитарной системы, в 90-е – радикальным критиком современной Польши с ее бессильными законами, социальным беспорядком, капитализацией. Об этом произведения «Этот старый вор», «Червяки». Работа «Мой словарь ПНР» (2002) представляет собой каталог абсурда и подлости периода социалистической Польши. Но есть у Новаковского и лирические произведения, например, очаровательный цикл «Отблески».
Перу Тадеуша Конви́цкого (р. 1926) принадлежат произведения «Ничто или ничто», «Общественный сонник», «Чтиво», «Хроника любовных происшествий», «Малый апокалипсис», «Польский комплекс», в которых речь идет о деградации человека в условиях тоталитаризма. Прозаик часто использует мотивы сна, видений, абсурда. В его творчестве сильны литовские мотивы.
60-е гг. ХХ в. в польской литературе связаны с развитием деревенской прозы. Пример – произведения Юлиана Кава́льца, мастера философского осмысления судеб, психологии крестьянина («Танцующий ястреб», «Ищу дом»). О деревне писал Веслав Мысли́вский («Голый сад», «Замок», «Камень на камень»). С начала 60-х гг. изменилась в плане изображения человеческих характеров и проза о Второй мировой войне (произведения Т.Голуя, Е.Анджеевского и др.).
Ежи Анджее́вский (1909–1983), начавший литературный путь в 1932 г., по праву считается классиком польской литературы. Он очень любил поэзию, но никогда не позиционировал себя как поэт, хотя названия многих его произведений связаны с поэзией, например, название реалистического романа «Пепел и алмаз» (А.Вайда снял по этому произведению фильм). Анджеевский выступал как прозаик, драматург, кинодраматург. Дружил с Я.Ивашкевичем, Ч.Милошем, любил прозу Л.Толстого (толстовское «не могу молчать» было и его кредо). Издал сборник рассказов «Ночь», тематически связанный с оккупацией Польши (в нем есть рассказ об Освенциме). Свойственное писателю неприятие национальной розни нашло отражение в «Страстной неделе», где речь идет об уничтожении евреев. Роман «Врата рая» повествует о молодых людях, «Золотой лис» – о подростках, их внутреннем мире. Роман «Тьма покрывает землю», как и «Врата рая», – произведение иносказательного характера. Так, в первом автор рассказывает об испанской инквизиции, ставшей метафорой мира современного. Когда в 1968 г. войска стран Варшавского договора вступили в Чехословакию, он не молчал. В результате роман «Мезга» («Месиво»), написанный в 70-е гг., по цензурным соображениям не был напечатан, его опубликовали только в 1981 г. Это роман о написании романа, о невозможности его создания, о хаосе как кризисе тоталитарной системы коммунизма. Е.Анджеевский описал все блестяще, но диагноз тоталитарной системе в Польше так и не поставил, выводов не сделал. Уже после смерти писателя вышла еще одна его книга.
На 60–70-е гг. припадает расцвет поэзии Виславы Шимбо́рской. Она родилась в 1923 г., училась в Ягеллонском университете. Изучала филологию и социологию. Первые два сборника реалистических стихов о войне, родине появились в начале 50-х гг. Третий сборник вышел во времена «польской оттепели» («Призывы к йети»), в нем пессимистичные, антиутопичные взгляды на жизнь уравновешены шуткой, игрой, надеждой. В дальнейшем преобладающими становятся философские мотивы, лиричность личных переживаний смещается в сторону человека вообще, стих приобретает характер то эссе, то проповеди. Литературные критики говорят о Шимборской как об интеллектуальном, философском поэте. После издания четвертой книжки стихов «Соль» о ней заговорила вся Польша. Потом будут «Для этого живем», «Избранные стихи», «В реке Гераклита», «Реабилитация», «Конец и начало». В центре поэзии Шимборской – человек, его отношения с изменяющимся миром. Поэт описывает судьбу, роль человека в истории, передает драматизм человеческой жизни; ее творчество философично.
Во второй половине ХХ в. популярность приобретает прозаик Ежи Стави́нский (1921–2010), молодость которого пришлась на военное время. В зрелые годы он будет выполнять функции главы секции киносценаристов, редактора издательства, директора киностудии. Произведения Ставинского посвящены, в основном, темам Второй мировой войны, оккупации. В конце 60-х гг. бестселлером становится повесть «Час пик», рассказывающая о жизни современного горожанина. Работа, карьера, семья, любовница – все вмиг приобретает иной смысл после услышанного главным героем страшного диагноза. Готовясь умереть, он подводит черту под своей жизнью. Но смерть отменяется, впереди долгая жизнь. И главное теперь, как говорится в повести, – «дорого доставшийся…опыт не должен пропасть даром», а пока герой торжественно ставит себе «по всем предметам заслуженную двойку».
В 1968 г. после событий в Чехословакии[8] в Польше начались забастовки, потом аресты. Более 10 тысяч представителей польской интеллигенции выехало из страны. Среди тех, кто тогда уезжал начинающими литераторами, сегодня известные писатели (например, С.Бараньчак (р. 1946), живущий в Америке). После 70-х гг. начинает развиваться подпольная литература. Характерной особенностью литературной Польши этого времени было наличие самиздата.
В 1981 г. в политической жизни Польши произошел поворот. Появилось общество «Солидарность» во главе с Лехом Валенсой. В 1989 г. «Солидарность» пришла к власти, Валенса стал президентом Польши. В мае 1989 г. был образован независимый Союз польских писателей, председателем которого стал Юзеф Шчепаньский. С 1996 г. Валенса уже не президент. Сейчас в Польше правит сейм во главе с президентом.
Литература 80–90-х гг. ХХ в. представлена поэзией 40-летних – Б.Май, А.Павлак, С.Бараньчак («Атлантида», «Послание с того света»), А.Загаевский («Поездка во Львов», «Письмо», «Песенка эмигранта»). Тематика их произведений – осмысление проблем бытия, поиски правды и истины, желания, которые не осуществимы, тема эмиграции, мотив тоски и уединения, беспомощности перед обстоятельствами.
С огромным интересом был принят условно поздний дебют Е.Рыльского, опубликовавшего два рассказа – «Станкевич», «Возвращение», что-то вроде исторической прозы времен революционной России и гражданской войны с философским подтекстом; вышел том прозы «Только холод». Жанр исторического романа обновляет в своем творчестве Теодор Парни́цкий (роман «Серебряные орлы»). Выделяется проза Тадеуша Конви́цкого,рисующего гротескные, символические образы современной Польши («Восходы и заходы луны», воспоминания, книга «Вечерние зори»); Анджея Шчыпе́рского (повесть «Начало» принесла ему мировую известность); Юлиана Стрыйко́вского (повесть «Эхо», роман «Австерия»).
В 1986 г. в Польше впервые печатается собрание сочинений Витольда Гомбро́вича (1904–1969) – парадоксального, эпатажного прозаик