Пути развития здравоохранения в Российской Федерации

До революции 1917 г. в России не было единой общегосударственной системы организации здравоохранения. Охраной здоровья занимались многие ведомственные учреждения: земская медицина, МВД, фабрично-заводская медицина – для рабочих крупных заводов.

  В 1917 г. был создан Наркомздрав, который начал организовывать и руководить общественным здравоохранением, принципами которого являлись общегосударственный характер, бесплатность, общедоступность, научность, гуманность и профилактическая направленность.

  В 1978 г. на Алма-Атинской конференции ВОЗ советское здравоохранение было признано одним из лучших в мире и рекомендовано для развивающихся стран.

  Но к 1990 г. советское здравоохранение скатилось с 20-го места во вторую сотню государств. И к 2011 г Россия среди 191 страны членов ВОЗ занимает 130 место (131 место – Гондурас) по эффективности использования ресурсов здравоохранения; по размеру подушевых расходов на здравоохранение – 75-е место; по показателям здоровья населения – 127-е место. Затраченные средства не возвращаются приращением уровня здоровья населения.

 Причины такого:

- резко упало экономическое состояние государства и постоянно низкое финансирование здравоохранения – 1,5-2% от ВВП (рекомендуется не ниже 5%), осуществляемое по остаточному принципу, и соответственно упало финансирование здравоохранения, обеспечивая лишь на 15-40% потребность ЛПУ;

- в стране ухудшилась медико-демографическая обстановка, резко увеличились заболеваемость и инвалидность и потребность в медицинской помощи возросла;

- в мировом здравоохранении тоже произошли изменения: появились новые эффективные высокотехнологические способы лечения, но очень дорогие, которые наше государство не могло обеспечить;

- чтобы вылечиться, больные вынуждены были оплачивать лечение из собственных средств – появился нелегальный «черный» рынок в здравоохранении, что создало социальную напряженность в государстве.

 В связи с отмеченным, государство вынуждено было приступить к реорганизации здравоохранения:

1) В Конституции СССР (1935 г) было записано право гражданина на «охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи» - в Конституции РФ (1993 г) ч.1 ст.41 «признается право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека (ст.25)». При этом специально оговаривается, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений без взимания плат с пациента. В п.2 Конституции утверждается существование на территории РФ государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

2) В развитие положений Конституции РФ издается ФЗ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» (1993), который закрепляет право  граждан на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

В ФЗ также заложено существование в РФ трех систем здравоохранения. Единая система здравоохранения в государстве не закреплена. В основу разграничения систем здравоохранения положена принадлежность к форме собственности, оказывающей медпомощь и соответствующий источник финансирования. В государственном секторе имущество находится в федеральной и региональной собственности субъектов РФ, в муниципальной системе – в муниципальной собственности, в частной – в частной собственности. Разделены полномочия в области охраны здоровья между Федерацией, субъектами РФ и местным самоуправлением. Источниками финансирования в соответствии со ст.10 Основ являются средства бюджетов всех уровней (федеральном, региональном, муниципальном), средства по ОМС и ДМС, средства целевых федеральных программ и др.

Объемы финансирования ежегодно утверждаются Правительством РФ в виде «Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи».

Однако, оказалось, что граждане при обращении за медпомощью в государственные и муниципальные учреждения не могут получить ее в необходимом объеме бесплатно. Это связано с несбалансированностью госгарантий с имеющимися финансовыми ресурсами, т.е государство не смогло поддержать требуемый уровень финансирования.

3)  И государство уменьшило свои обязательства, издав ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (2004) – вместо 3-х форм собственности утверждены 4 формы – федеральная, региональная, муниципальная и частная. Внесены

изменения в Основы – на местное здравоохранение (муниципальное) возлагается ответственность за первичную МП, основную в нашей стране, учитывая, что 80% ЛПУ находятся в муниципальном подчинении.

Разграничиваются уровни управления: федеральная, региональная и муниципальная, каждая из которых финансирует и управляет ЛПУ своего уровня и соответственно отвечает за качество здравоохранения своего уровня. В основу охраны здоровья заложены основополагающие принципы: доступность, преемственность и этапность при оказании медпомощи. Эти принципы реализуются путем соблюдения определенного «маршрута» движения пациента. Первичная медико-санитарная помощь оказывается в поликлиниках и больницах муниципального уровня. Специализированная МП – в ЛПУ регионального уровня, а ВТМП – в ЛПУ федерального подчинения (НИИ, вузы).

4) Недостаточность источников местного финансирования привела к снижению качества МП на муниципальном уровне. ФЗ N 323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (2011) отменил соответствующий ФЗ-1993 года. В соответствии с ним финансирование муниципального здравоохранения осуществляется из средств региона, а муниципалитет может доплачивать, но при этом отвечает за качество МП своего уровня. Утверждается право каждого гражданина (застрахованного, прописанного) получить бесплатную ПМСП «НА,В и У»- на любой территории, в любом ЛПУ и у любого врача (с его согласия).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: