Пути реформирования системы здравоохранения в соответствии с законами рыночной экономики

  

В рыночной экономики должно сохраниться государственное регулирование системы здравоохранения для исключения монополизма и сохранения качества медицинской помощи.

Для преодоления сложившейся медико-экономической ситуации Правительство РФ в 2008 г. утвердило «Концепцию развития здравоохранения в РФ до 2020 г.».

А.  Задачи модернизации системы здравоохранения:

- усиление профилактической направленности здравоохранения, формирование у населения культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению, углубленной диспансеризации. Здоровье должно стать основной жизненной ценностью. Нужно формировать у населения мотивацию к личной ответственности за собственное здоровье, воспитывать у детей навыки здорового образа жизни.

- необходимо восстановить и расширить практику диспансерного наблюдения за больными. Особенно нужно улучшить диспансеризацию трудоспособного населения и лиц, проживающих в сельской местности.

- при оценке работы ЛПУ показатели профилактической работы должны стать приоритетными, для чего надо разработать систему экономического поощрения. Одно из эффективных направлений профилактической деятельности ЛПУ должно стать медико-санитарное просвещение. Неплохо найти способы экономического поощрения и граждан в укреплении их собственного здоровья;

- повышение эффективности работы учреждений здравоохранения и работающих в них медработников. В частности, необходимо ввести единую систему стандартизации медицинской помощи;

- медицинская помощь должна оказываться всем нуждающимся вне зависимости от места жительства по единым стандартам ее оказания. В стране должна быть единая система стандартов оказания медицинской помощи во всех регионах;

- улучшить доступность высокотехнологической медицинской помощи, расширить ее в 4 раза и удовлетворить 80% населения в этих видах помощи. Для чего создать центров оказания высокотехнологической помощи, в основном на базе существующих 79 НИИ и крупных клинических центрах сердечно-сосудистого профиля, хирургии, травматологии и ортопедии, нейрохирургии, репродуктивной технологии, эндокринологии. Финансирование этих центров осуществлять из федерального бюджета на основе государственного заказа, когда любой гражданин нашей страны может получить эту помощь в порядке очередности. Это поддержит население, особенно с невысокими доходами;

- необходим переход от управления расходами на здравоохранение (бюджетные средства и средства ОМС) к управлению результатами;

- необходимо обеспечить переход от сметного и бюджетно-страхового принципа финансирования ЛПУ к одноканальному финансированию по страховому принципу с оплатой всех расходов по полному тарифу на основе стандартов оказания медицинской помощи (протоколов ведения больных).

Кроме того задачи состоят в:

 1) развитии медицинского страхования – ОМС и ДМС:

- четкое выделение бесплатного минимального объема оказания медицинских услуг, а остальное – за доплаты за лечение; перевод дорогостоящих медицинских технологий на платную основу;

- дополнительным источником финансирования дефицита здравоохранения должно стать внедрение ДМС, когда за счет пациента или работодателя осуществляются те виды медицинской помощи, которые не включены в минимум по ОМС;

2)  расширении хозяйственной самостоятельности учреждений здравоохранения:

  - необходимо заменить жесткую смету расходов ЛПУ, утвержденную свыше, на

  более гибкую модель, когда на что тратить определяет само учреждение;

 – они могут брать кредиты в банках, выпускать ценные бумаги под свои долговые обязательства, привлекать к участию в прибылях немедицинских держателей финансовых средств, создавать акционерные предприятия и др.

3) переходе от содержания ЛПУ на принципы зарабатывания ими своего

  содержания, для чего перейти на новые рыночные формы оплаты труда, ввести    

системы материального стимулирования по конечным результатам деятельности,   

а зарплату медработников поставить от объемов выполняемых ими медицинской

помощи; стимулировать непрерывное повышение качества медицинской помощи;

4) улучшении нормативно-правовой базы системы здравоохранения. Необходимо конкретизировать государственные гарантии в объемах, видах и порядке оказания медицинской помощи населению; - улучшить взаимоотношения учреждений государственной и муниципальной уровней собственности;

 5) поддержке медицинской науки с ориентацией ее на развитие высокотехнологичных методов оказания медицинской помощи;

 6) повышении приоритетности первичной медико-санитарной помощи при поликлиниках:

 7) в укреплении диагностической службы в поликлиниках: оснащение их современным рентгенологическим оборудованием, оборудованием для ультразвуковых исследований, электрокардиографами и лабораторным оборудованием. Для этого могут служить лизинг и факторинг:

- лизинг – когда дорогостоящее оборудование арендуют на время работы, а оно остается в собственности лизинговой компании. Это применимо как для очень дорогой техники – (ЯРМ), так и не очень – (автомашины). Выгоды на лицо: не надо заботиться о ремонте, не надо платить аванс за него и в то же время получать прибыли;

- факторинг – для производителей медицинских приборов и лекарств. Это когда у фирмы идут дела плохо, она продает сбыт своих товаров оптом за 70-90% другой фирме - факторинг- фирме, которая за недоданные проценты реализует товар.

8) в укрепление материально-технической базы скорой медицинской помощи, в т.ч. оснащение бригад скорой медицинской помощи современными транспортными средствами, реанимобилями, современной связью.

 

Б. Задачи модернизации учреждений здравоохранения:

В настоящее время 30-50% госпитализированных больных могли бы обследоваться и лечиться в поликлинических условиях или дневных стационарах, поэтому необходимо сокращение стационарной помощи и повышение роли амбулаторно-поликлинической помощи населению:

 

1. В стационарах:

1.1. Изменение структуры коечного фонда:

ü сокращение объемов и расходов на стационарную помощь на 20%;

ü сокращение коек и больниц на 20% (реально уже сократили на 30%), за счет:

·  расширения роли первичной медико-санитарной помощи в поликлиниках- в диагностической, лечебной и реабилитационной составляющих лечебного процесса;

· профилизации больниц – создание специализированных кардиологических эндокринологических и др. стационаров;

· сокращения сроков пребывания на койке путем перехода на прогрессивные модели стационарного обеспечения за счет:

o разделение коек для кратковременного пребывания и для интенсивного лечения;

o долечивание с дневным пребыванием в стационаре;

o сокращения диагностических манипуляций - не дублировать поликлинические,

o более эффективного лечения и передачи части лечебного этапа в поликлиники - долечивание с дневным пребыванием в поликлинике;

· исключения социальных больных, перевод их в специализированные социальные стационары;

· исключения неоперабельных больных, организация для стационаров на дому или госпитализация в хосписы;

· улучшать экспертизу обоснованности госпитализации.

1. 2. Уменьшение числа медперсонала и изменение соотношения среднего звена и врачей: с 1:2 к 1:4.

1.3. Рост больниц сестринского ухода.

1.4. Больницы разных уровней объединяются в Единые федеральные центры, в которых осуществляется преемственность в диагностике, лечении и реабилитации больных от сельских районов до столицы: ЦРБ – муниципальные – региональные -федеральные ЛПУ.

 

    2. В поликлиниках:

 2.1. Повысить роль поликлиник в оказании ПМСП - в них должны начинать и оканчивать 

       медицинскую помощь до 70% нуждающемуся населению.

 2.2. Повышается юридическая роль всех ЛПУ: поликлиник, женских консультаций, стационаров и др. – повышается их ответственность за качество всех видом медицинской помощи путем введения стандартов медицинской помощи. На основании их больные могут требовать компенсации за неполное или некачественное лечение.

2.3. Расширить роль поликлиники в развитии стационарзамещающих видов и ресурсосберегающих форм МП оказании стационарной помощи:

        создаются при поликлиниках стационарно замещающие виды оказания 

        медицинской помощи - дневные стационары и стационары на дому, 

        больницы сестринского ухода, центры амбулаторной хирургии.

2.4. Развивается система ВОП, семейного врача, поощряется деятельность 

       участковых врачей и их медсестер: вводится дополнительное финансирование; повышается их заинтересованность в результатах своего труда – вводится дополнительное финансирование участковых врача и медсестры за более быстрое и без осложнений лечение больных

 2.5. Повышается роль поликлиник в профилактической работе среди населения, для чего вводятся стандарты этой деятельности, финансовое поощрение, увеличивается число медсестер: на 1 ВОП: 2-4-5 м/с

Г. Задачи повышения заинтересованности пациентов в лечебном процессе:

         - выдача родового сертификата беременным;

- право выбирать ЛПУ, лечащего врача, а для беременных - женскую консультацию и родильный дом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: