В рыночной экономики должно сохраниться государственное регулирование системы здравоохранения для исключения монополизма и сохранения качества медицинской помощи.
Для преодоления сложившейся медико-экономической ситуации Правительство РФ в 2008 г. утвердило «Концепцию развития здравоохранения в РФ до 2020 г.».
А. Задачи модернизации системы здравоохранения:
- усиление профилактической направленности здравоохранения, формирование у населения культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению, углубленной диспансеризации. Здоровье должно стать основной жизненной ценностью. Нужно формировать у населения мотивацию к личной ответственности за собственное здоровье, воспитывать у детей навыки здорового образа жизни.
- необходимо восстановить и расширить практику диспансерного наблюдения за больными. Особенно нужно улучшить диспансеризацию трудоспособного населения и лиц, проживающих в сельской местности.
- при оценке работы ЛПУ показатели профилактической работы должны стать приоритетными, для чего надо разработать систему экономического поощрения. Одно из эффективных направлений профилактической деятельности ЛПУ должно стать медико-санитарное просвещение. Неплохо найти способы экономического поощрения и граждан в укреплении их собственного здоровья;
|
|
- повышение эффективности работы учреждений здравоохранения и работающих в них медработников. В частности, необходимо ввести единую систему стандартизации медицинской помощи;
- медицинская помощь должна оказываться всем нуждающимся вне зависимости от места жительства по единым стандартам ее оказания. В стране должна быть единая система стандартов оказания медицинской помощи во всех регионах;
- улучшить доступность высокотехнологической медицинской помощи, расширить ее в 4 раза и удовлетворить 80% населения в этих видах помощи. Для чего создать центров оказания высокотехнологической помощи, в основном на базе существующих 79 НИИ и крупных клинических центрах сердечно-сосудистого профиля, хирургии, травматологии и ортопедии, нейрохирургии, репродуктивной технологии, эндокринологии. Финансирование этих центров осуществлять из федерального бюджета на основе государственного заказа, когда любой гражданин нашей страны может получить эту помощь в порядке очередности. Это поддержит население, особенно с невысокими доходами;
- необходим переход от управления расходами на здравоохранение (бюджетные средства и средства ОМС) к управлению результатами;
- необходимо обеспечить переход от сметного и бюджетно-страхового принципа финансирования ЛПУ к одноканальному финансированию по страховому принципу с оплатой всех расходов по полному тарифу на основе стандартов оказания медицинской помощи (протоколов ведения больных).
|
|
Кроме того задачи состоят в:
1) развитии медицинского страхования – ОМС и ДМС:
- четкое выделение бесплатного минимального объема оказания медицинских услуг, а остальное – за доплаты за лечение; перевод дорогостоящих медицинских технологий на платную основу;
- дополнительным источником финансирования дефицита здравоохранения должно стать внедрение ДМС, когда за счет пациента или работодателя осуществляются те виды медицинской помощи, которые не включены в минимум по ОМС;
2) расширении хозяйственной самостоятельности учреждений здравоохранения:
- необходимо заменить жесткую смету расходов ЛПУ, утвержденную свыше, на
более гибкую модель, когда на что тратить определяет само учреждение;
– они могут брать кредиты в банках, выпускать ценные бумаги под свои долговые обязательства, привлекать к участию в прибылях немедицинских держателей финансовых средств, создавать акционерные предприятия и др.
3) переходе от содержания ЛПУ на принципы зарабатывания ими своего
содержания, для чего перейти на новые рыночные формы оплаты труда, ввести
системы материального стимулирования по конечным результатам деятельности,
а зарплату медработников поставить от объемов выполняемых ими медицинской
помощи; стимулировать непрерывное повышение качества медицинской помощи;
4) улучшении нормативно-правовой базы системы здравоохранения. Необходимо конкретизировать государственные гарантии в объемах, видах и порядке оказания медицинской помощи населению; - улучшить взаимоотношения учреждений государственной и муниципальной уровней собственности;
5) поддержке медицинской науки с ориентацией ее на развитие высокотехнологичных методов оказания медицинской помощи;
6) повышении приоритетности первичной медико-санитарной помощи при поликлиниках:
7) в укреплении диагностической службы в поликлиниках: оснащение их современным рентгенологическим оборудованием, оборудованием для ультразвуковых исследований, электрокардиографами и лабораторным оборудованием. Для этого могут служить лизинг и факторинг:
- лизинг – когда дорогостоящее оборудование арендуют на время работы, а оно остается в собственности лизинговой компании. Это применимо как для очень дорогой техники – (ЯРМ), так и не очень – (автомашины). Выгоды на лицо: не надо заботиться о ремонте, не надо платить аванс за него и в то же время получать прибыли;
- факторинг – для производителей медицинских приборов и лекарств. Это когда у фирмы идут дела плохо, она продает сбыт своих товаров оптом за 70-90% другой фирме - факторинг- фирме, которая за недоданные проценты реализует товар.
8) в укрепление материально-технической базы скорой медицинской помощи, в т.ч. оснащение бригад скорой медицинской помощи современными транспортными средствами, реанимобилями, современной связью.
Б. Задачи модернизации учреждений здравоохранения:
В настоящее время 30-50% госпитализированных больных могли бы обследоваться и лечиться в поликлинических условиях или дневных стационарах, поэтому необходимо сокращение стационарной помощи и повышение роли амбулаторно-поликлинической помощи населению:
1. В стационарах:
1.1. Изменение структуры коечного фонда:
ü сокращение объемов и расходов на стационарную помощь на 20%;
ü сокращение коек и больниц на 20% (реально уже сократили на 30%), за счет:
· расширения роли первичной медико-санитарной помощи в поликлиниках- в диагностической, лечебной и реабилитационной составляющих лечебного процесса;
|
|
· профилизации больниц – создание специализированных кардиологических эндокринологических и др. стационаров;
· сокращения сроков пребывания на койке путем перехода на прогрессивные модели стационарного обеспечения за счет:
o разделение коек для кратковременного пребывания и для интенсивного лечения;
o долечивание с дневным пребыванием в стационаре;
o сокращения диагностических манипуляций - не дублировать поликлинические,
o более эффективного лечения и передачи части лечебного этапа в поликлиники - долечивание с дневным пребыванием в поликлинике;
· исключения социальных больных, перевод их в специализированные социальные стационары;
· исключения неоперабельных больных, организация для стационаров на дому или госпитализация в хосписы;
· улучшать экспертизу обоснованности госпитализации.
1. 2. Уменьшение числа медперсонала и изменение соотношения среднего звена и врачей: с 1:2 к 1:4.
1.3. Рост больниц сестринского ухода.
1.4. Больницы разных уровней объединяются в Единые федеральные центры, в которых осуществляется преемственность в диагностике, лечении и реабилитации больных от сельских районов до столицы: ЦРБ – муниципальные – региональные -федеральные ЛПУ.
2. В поликлиниках:
2.1. Повысить роль поликлиник в оказании ПМСП - в них должны начинать и оканчивать
медицинскую помощь до 70% нуждающемуся населению.
2.2. Повышается юридическая роль всех ЛПУ: поликлиник, женских консультаций, стационаров и др. – повышается их ответственность за качество всех видом медицинской помощи путем введения стандартов медицинской помощи. На основании их больные могут требовать компенсации за неполное или некачественное лечение.
2.3. Расширить роль поликлиники в развитии стационарзамещающих видов и ресурсосберегающих форм МП оказании стационарной помощи:
создаются при поликлиниках стационарно замещающие виды оказания
медицинской помощи - дневные стационары и стационары на дому,
больницы сестринского ухода, центры амбулаторной хирургии.
|
|
2.4. Развивается система ВОП, семейного врача, поощряется деятельность
участковых врачей и их медсестер: вводится дополнительное финансирование; повышается их заинтересованность в результатах своего труда – вводится дополнительное финансирование участковых врача и медсестры за более быстрое и без осложнений лечение больных
2.5. Повышается роль поликлиник в профилактической работе среди населения, для чего вводятся стандарты этой деятельности, финансовое поощрение, увеличивается число медсестер: на 1 ВОП: 2-4-5 м/с
Г. Задачи повышения заинтересованности пациентов в лечебном процессе:
- выдача родового сертификата беременным;
- право выбирать ЛПУ, лечащего врача, а для беременных - женскую консультацию и родильный дом.