Технология управления: планирование, организация, мотивация и контроль

 

Управление - это целенаправленный, поступательный процесс, обеспечивающий эффективное функционирование системы и ее развитие в определенных условиях при имеющихся ресурсах. Управление начинается с определения цели и критериев, позволяющих оценить ее достижение.

Управление возникает тогда, когда происходит объединение людей для совместного выполнения какой-либо деятельности. Управляющая сторона (субъект управления), управляемые - объекты управления (коллективы, отдельные работники).

Управление здравоохранением - это менеджмент, объектом которого является сложная социотехническая открытая динамическая система. Ее особенности:

- особая ответственность принимаемых решений, от которых зависят жизнь и

здоровье людей;                                                                           у                 v

- трудность предсказания отдаленных последствий принимаемых решений;

- трудность исправления неверных решений.

Управление здравоохранением в нашей стране особенно сложно в связи с переходным периодом, недостатком ресурсов и т.д., поэтому особо важное значение приобретают экономические методы.

Функциями управления являются: планирование, организация, мотивация и контроль, применение которых составляет технологию управления.

Технология управления - это система последовательно выполняемых операций и

процедур, связанных с планированием, организацией, руководством и контролем.

I. Планирование - сбор, хранение, обработка, анализ информации - это I часть управленческого цикла. Далее идет организация выполнения плана. Планы бывают стратегические и оперативные.

II. Организация - создание условий для реализации принятых управленческих решений, выполнение планов и программ, обеспечение необходимых для этого ресурсов. При организации ЛПУ учитываются 2 направления, исходящих из его предназначения (роддом, станция скорой помощи, стационар, поликлиника): создание соответствующих структурных подразделений и разработка должностных функций и обязанностей сотрудников, соответствующих их уровню и исполняющим обязанности.

III. Мотивация - это создание у исполняющих запланированные управленческие решения мотивов для их реализации. Это могут быть организационно-распорядительные меры - приказы, рекомендации, указания, разрешения. Могут использоваться и экономические методы - премирования, а так же социально-психологические методы - поощрения, наказания, формирование общественного мнения.

IV.  Контроль – подведение итогов. Оперативный контроль – это повседневный, подводящий итоги дня, недели. Заключительный – подводящий итоги за месяц, необходим для определения заплаты и премии. Итоговый – в конце года, позволяет осуществлять обратную связь, завершает цикл управления, дает возможность корректировать годовые планы, решения и их реализацию в соответствии с ситуацией.

Основу управленческой деятельности составляет способы воздействия управляющих на объекты управления. Анализ управления определяется принципами, методами, функциями и целями управления.

Выделяют следующие принципы управления (как бы цели, направления):

· Организационные, координационные и оперативные, которые направлены на активизацию и усиление мотивации деятельности каждого сотрудника и всего коллектива. Среди них: власть и ответственность; единоначалие; единство руководства; централизация; линейное управление; порядок; стабильность; инициатива.

· Принципы развития, направленные на оптимизацию взаимоотношений и повышение эффективности коллективной деятельности. Это - дисциплина, справедливость, подчинение индивидуальных интересов общим, кооперативный дух, постоянство персонала, вознаграждения и др.

· Принципы повышения имиджа, авторитета, представительства учреждения.

Методы управления бывают организационно-распорядительные, экономико-хозяйственные, правовые и социально-психологические. К методам управления относят:

· методы подкрепления и стимулирования;

· методы регулирования поведения;

· методы по оптимизации трудового процесса и роста ответственности сотрудников;

· развитие инициативы сотрудников и повышение индивидуального мастерства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: