Управление - это целенаправленный, поступательный процесс, обеспечивающий эффективное функционирование системы и ее развитие в определенных условиях при имеющихся ресурсах. Управление начинается с определения цели и критериев, позволяющих оценить ее достижение.
Управление возникает тогда, когда происходит объединение людей для совместного выполнения какой-либо деятельности. Управляющая сторона (субъект управления), управляемые - объекты управления (коллективы, отдельные работники).
Управление здравоохранением - это менеджмент, объектом которого является сложная социотехническая открытая динамическая система. Ее особенности:
- особая ответственность принимаемых решений, от которых зависят жизнь и
здоровье людей; у v
- трудность предсказания отдаленных последствий принимаемых решений;
- трудность исправления неверных решений.
Управление здравоохранением в нашей стране особенно сложно в связи с переходным периодом, недостатком ресурсов и т.д., поэтому особо важное значение приобретают экономические методы.
|
|
Функциями управления являются: планирование, организация, мотивация и контроль, применение которых составляет технологию управления.
Технология управления - это система последовательно выполняемых операций и
процедур, связанных с планированием, организацией, руководством и контролем.
I. Планирование - сбор, хранение, обработка, анализ информации - это I часть управленческого цикла. Далее идет организация выполнения плана. Планы бывают стратегические и оперативные.
II. Организация - создание условий для реализации принятых управленческих решений, выполнение планов и программ, обеспечение необходимых для этого ресурсов. При организации ЛПУ учитываются 2 направления, исходящих из его предназначения (роддом, станция скорой помощи, стационар, поликлиника): создание соответствующих структурных подразделений и разработка должностных функций и обязанностей сотрудников, соответствующих их уровню и исполняющим обязанности.
III. Мотивация - это создание у исполняющих запланированные управленческие решения мотивов для их реализации. Это могут быть организационно-распорядительные меры - приказы, рекомендации, указания, разрешения. Могут использоваться и экономические методы - премирования, а так же социально-психологические методы - поощрения, наказания, формирование общественного мнения.
IV. Контроль – подведение итогов. Оперативный контроль – это повседневный, подводящий итоги дня, недели. Заключительный – подводящий итоги за месяц, необходим для определения заплаты и премии. Итоговый – в конце года, позволяет осуществлять обратную связь, завершает цикл управления, дает возможность корректировать годовые планы, решения и их реализацию в соответствии с ситуацией.
|
|
Основу управленческой деятельности составляет способы воздействия управляющих на объекты управления. Анализ управления определяется принципами, методами, функциями и целями управления.
Выделяют следующие принципы управления (как бы цели, направления):
· Организационные, координационные и оперативные, которые направлены на активизацию и усиление мотивации деятельности каждого сотрудника и всего коллектива. Среди них: власть и ответственность; единоначалие; единство руководства; централизация; линейное управление; порядок; стабильность; инициатива.
· Принципы развития, направленные на оптимизацию взаимоотношений и повышение эффективности коллективной деятельности. Это - дисциплина, справедливость, подчинение индивидуальных интересов общим, кооперативный дух, постоянство персонала, вознаграждения и др.
· Принципы повышения имиджа, авторитета, представительства учреждения.
Методы управления бывают организационно-распорядительные, экономико-хозяйственные, правовые и социально-психологические. К методам управления относят:
· методы подкрепления и стимулирования;
· методы регулирования поведения;
· методы по оптимизации трудового процесса и роста ответственности сотрудников;
· развитие инициативы сотрудников и повышение индивидуального мастерства.