Социально-экономическая деятельность земских учреждений

Феномен земства содержит три аспекта: социальный, экономический и политический, которые находятся в органическом взаимодействии, единстве. Социально-культурный и хозяйственный аспекты характеризуются наибольшей значимостью этих направлений в общем объёме деятельности земств.

В период с апреля по июнь 1911 г. В Витебской, Минской и Могилёвской губерниях на основании правил о порядке введения в действие Положения о земских учреждениях, разработанных 30 марта Министерством внутренних дел, был определён круг лиц, обладающих требуемым имущественным цензом, проведены выборы волостными сходами кандидатов в гласные от сельских обществ; избраны земские гласные в уездах и губерниях. В Витебской губернии 14 августа состоялось открытие первого губернского земского собрания. В Могилёвской губернии первое губернское собрание состоялось 18 августа 1911г.

Согласно Положению о земских учреждениях 1890 г. Земства создавались «для заведывания делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда». В этой сфере и сосредоточилась деятельность земств [54, c. 165].

Земства, созданные в Беларуси в 1911 году, не составляли исключения в отношении ориентации практической деятельности, однако имели свою специфику. Они сразу влились в общероссийское земское русло деятельности, используя накопленный земствами центральных губерний России богатый практический опыт. Мотив преемственности программных пунктов деятельности новорождённых учреждений самоуправления отчётливо прозвучал в редакционной статье журнала «Вестник Минского губернского земства», возникшего в 1914 г. В ней констатировалось: «Минское земство в течение первых трёх лет своего существования уже обнаружило своё стремление широко пользоваться богатым опытом наших соседей - старых земств - в области всевозможных начинаний и мероприятий, стремясь избежать их ошибок, пользуясь практическими результатами, которые достигнуты в этой области». Далее излагалась программа развития земского дела. Журнал, сотрудники которого были активными деятелями земских учреждений, отвёл видное место общим вопросам экономической жизни, изучению Минской губернии как в естественно-историческом, так и экономическом отношениях, улучшению сельского хозяйства губернии и всего края. Уделялось также внимание вопросам кооперации, кредита, мелиорации лесного хозяйства, выяснению прочих нужд населения [58, c. 25].

Общее направление деятельности земств в Белоруссии отражено в речи священника Михаила Серницкого в Бобруйском земском собрании: «Земству вверяется ближайшее попечение о благе народа, об освобождении народа от мрака невежества, о благоустройстве быта меньшого брата-крестьянина». Здесь отчётливо обозначены основные пункты программы деятельности белорусских земств: народное образование, упорядочение и оздоровление быта, поднятие жизненного уровня населения деревни.

Повинности, возложенные на земские учреждения правительством, делились на обязательные и необязательные. К числу обязательных повинностей земства относились: 1) содержание местных гражданских управлений (наём домов для воинских присутствий, устройство и содержание помещений для арестованных по приговорам мировых судей, расходы по доставке арестантов в эти места заключения, содержание губернских статистических комитетов, содержание местных по крестьянским делам учреждений и некоторые иные мелкие расходы; 2)содержание мировых судебных установлений; 3) содержание, устройство грунтовых дорог «больших сообщений», а «равно - губернских и уездных грунтовых, почтовых, торговых и военного сообщения», устройство и ремонт верстовых столбов и столбов на границах уездов и губерний; 4) подводная повинность - содержание подвод для разъездов чинов полиции и прочих должностных лиц; 5) квартирная повинность - наём помещений для воинских команд, а также и некоторым должностным лицам (Законом 8 июня 1874 г. земства освобождены от несения квартирной повинности в мирное время. Они обязаны отводить помещения войскам лишь при передвижении их и кратковременных остановках); 6) расходы по общественному призрению, а также обязанность по призрению семей запасных, призываемых на войну;) по хозяйству и медицинской помощи земство должно было содержать канцелярии посреднических комиссий по любовному размежеванию, дополнительные классы землемерия при гимназиях, применять меры по распространению оспопрививания [17, c. 28].

Коротко говоря, обязательные повинности земства сводились к содержанию местных гражданских управлений, присутствий по крестьянским делам, мировых судебных установлений; повинности дорожная, подводная, квартирная и по общественному призрению. По наблюдениям Б.Б. Веселовского, объём обязательных повинностей уменьшался на протяжении десятилетий и к началу ХХ в. Обязательные расходы земств составляли 5―15% в уезде, 1% ― в губернии [43, c. 152].

Доля же необязательных расходов с течением времени соответственно увеличивалась. По подсчётам Б.Б. Веселовского, необязательные расходы (на медицину, народное образование и др.) возросли с 43% в 1871 г. до 85% в 1901 г. в центральных губерниях России. Если на обязательные расходы и на содержание земского управления тратилось в 1868 г. около 84% всей сметы земства, то в 1890 г. они падают до 48%, а к 1903 г. равняются 8% сметы[43, c. 193].

По мнению Б.Б. Веселовского «голод 1891―1892 гг. заставил земства обратить больше внимания на культурные запросы народа, с одной стороны, и на поднятие его экономического благополучия, с другой стороны. Вместе с тем правомерно добавить, что на изменение структуры расходов земств большое влияние оказало революционно-освободительное движение в стране.

Культурное, политическое и хозяйственное освобождение России от полицейско-бюрократического гнёта ― вот совокупность задач, которые преследовали земства. Главное средство в их борьбе за демократический строй в России ― общественное мнение и использование его как инструмента давления на государственную власть. Путь выбирался исключительно мирный. Он должен был привести страну к новому порядку без больших потрясений, кровопролития и ненужных жертв.

Таким образом, социально-культурная деятельность земств составляла органическую часть их общей программы, реализовать которую они стремились мирными путями. В свете политических целей, в контексте общедемократических задач, культурно-хозяйственная деятельность земства приобретает свой подлинный смысл и значение.

Основное внимание земства уделяли просвещению народа, охране его здоровья, улучшению сельского хозяйства, страхованию крестьянских построек от огня, совершенствованию народного быта, организации сельскохозяйственной кооперации и развитию кустарной промышленности.

До введения земских учреждений дело просвещения народа было запущено. В XVIII веке на всю Россию было всего 69 приходских училищ. При Александре I для всего населения страны существовало 349 школ. В царствование Николая I строились школы для крестьян государственного и удельного ведомства. За годы его правления было учреждено 2782 школы для государственных крестьян, в которых училось 139320 мальчиков, а в удельных 204 школах ― 7477 учащихся. Сравнительно с населением такое число школ было крайне недостаточно. Учителями в этих школах были главным образом священники, семинаристы, нередко унтер-офицеры и т.п., что предопределяло и уровень и содержание учебного процесса. Поэтому первой задачей земства было строительство хороших школ и наём квалифицированных учителей [56, c. 64].

К компетенции земских учреждений было отнесено «участие в попечении» о народном образовании. Это означало, что земства могли строить и содержать школу на свой счёт, но не имели права составить программу обучения, контролировать и направлять учебно-воспитательный процесс. Правительство опасалось доверять руководство народным просвещением земству.

Расходы земства на народное образование относились «Положением» к числу «необязательных», но именно в этой области (наряду с медициной) земская деятельность оказалась наиболее успешной.

До учреждения земства немногочисленные сельские школы находились в бедственном положении. Нередко не только в волости, но даже в уезде не было ни одной школы. Сельские школы не имели стационарных помещений, парт, учебников, наглядных пособий. На всей земской территории не было учебных заведений для подготовки преподавателей школ. В первые годы земства ограничивались поощрением инициативы сельских обществ, открывавших на свои средства сельские школы, и выдавали этим обществам небольшие «поощрительные субсидии на нужды школ».

Политическая реакция 80-х годов ослабила земскую деятельность по народному образованию. Правительство стимулировало церковно-приходские школы, препятствуя росту земских училищ. Земства сами нередко передавали свои школы духовенству, располагавшему большими средствами.

Большинство земских учительских курсов было закрыто или передано государственным органам управления. В 90-е годы, в связи с развитием капитализма, земства усилили и расширили свою деятельность. Активизация земства во многом объясняется влиянием «третьего элемента» ― либерально-настроенной интеллигенции, служившей в земстве, стремившейся к просветительской деятельности. Благодаря им культурно-хозяйственная деятельность земства получила широкое распространение, особенно в области медицины, санитарии и школьного дела [52, c. 74].

В начале 90-х годов в строительство и организацию земской школы включаются помимо уездных и губернские земства. Они сосредоточили свои усилия на организации среднего образования, выделяя для этой цели значительную долю всех ассигнований губернских земств на народное образование. Во второй половине 90-х годов XIX века растёт число открываемых земствами учительских семинарий и педагогических курсов.

К моменту введения земств в Белоруссии в России было 27486 земских школ. Весь накопленный опыт земских школ центральных губерний России был в распоряжении вновь созданных земств. На территории Белоруссии исходные позиции функционирования новых земств были достаточно сложны. «Мы переживаем только первые шаги нашего молодого земского самоуправления, поэтому работа эта несколько отличается от аналогичной работы старых земских губерний. Там уже давно всё налажено, уверенно идёт по проторенному пути, между тем, как нам, только что перешедшим от приказного строя, приходится всё начинать сначала» ― констатирует гласный Минского губернского земства [42, c. 53].

В Минской губернии главные отрасли земской деятельности обозначились уже в первые годы деятельности земств в такой последовательности: народное образование, медицина и санитария, общественное призрение, ветеринария, агрономические мероприятия и опытное дело, дорожное хозяйство, страховое дело. В Могилёвской губернии на передний план выдвинулись проблемы народного образования, медицинской помощи, дорожного дела, ветеринарной помощи населению.

В Витебской губернии вопросы народного образования, здравоохранения, ветеринарная помощь населению, дорожное строительство и страхование от огня имущества представляли главные направления деятельности земств.

На белорусские земские учреждения была возложена нелёгкая задача ― поднять низкий культурный уровень местного населения при крайне ограниченных денежных средствах. Приходилось думать о самых началах культуры ― о насаждении хотя бы простой грамотности.

Совершенно очевидно, что существует самая тесная связь между культурным уровнем деревни и её убогим хозяйственным укладом. Из этого вытекает основная задача земств с момента их возникновения и на протяжении всего периода их существования ― поднять общую культуру деревни, с её самых низких ступеней. Дело возрождения деревни, выведения её из состояния хронического культурно-экономического застоя осложнялось тем обстоятельством, что земства, выполняя по существу государственную задачу, были лишены соответствующей поддержки государства, как в материальном, так и в других отношениях. Лишь с 90-х годов XIX века правительство начало освобождать земства от «обязательных» расходов (на содержание мировых судей и земских начальников, на арестные помещения, на подводную и этапную повинности). Вследствие несения этих издержек на культурные нужды (школы, больницы и т.п.) оставалось не много средств.

В Могилёвской губернии, например, из 4,5 млн. руб. земского бюджета на нужды народного образования было израсходовано 1643768 руб. или 36,7% всего губернского земского бюджета. На втором месте стоят затраты на здравоохранение ― 974254 руб. [27, c. 23].

В Минской губернии расходы на народное образование составили в момент введения земских учреждений 15% бюджета или 327300 руб. В 1912 году расходы земства на народное образование увеличились по сравнению с 1911 г. на 320% и составили 1047372 руб., в 1913 г. ― 1245866 руб., в 1914 г. ― 1588553 руб. или более чем на 500% первоначального земского бюджета на эти цели. На втором месте в Минском губернском земстве находились затраты на медицинские мероприятия. Из общего бюджета земства 2096034 руб. в 1911 г. на здравоохранение расходовано 752366 или более 30%. В 1912 г. эти расходы увеличились до 971549 руб., в 1913 г. ― 1057914 руб., в 1914 г. составили 1242804 руб. [38].

В Витебской губернии земства расходовали на народное образование и здравоохранение около половины денежных средств. Для полноты картины следует отметить, что до введения земских учреждений в Белоруссии расход на народное образование составлял 15% местных средств [31].

Минская губерния в отношении начального образования в 1914 году занимала третье место среди 34 старых земских губерний. Число школ в губернии к этому времени достигало 1754, в которых обучалось 100425 учащихся. На сто жителей приходилось 4,5 учащихся. Минское губернское земство уделяло большое внимание подготовке педагогического персонала для начальных школ губернии. Не ограничиваясь наличными кадрами педагогов, присылаемых в земские школы Министерством народного просвещения, губернское земство разработало план подготовки учительского персонала на месте. В порядке осуществления этого намерения в 1914 г. Минским губернским земством было возбуждено ходатайство перед Министерством народного просвещения об открытии женских учительских семинарий в Бобруйске, Борисове и учительской семинарии в Пинске. В том же году одновременно было возбуждено ходатайство об учреждении в Минске сельскохозяйственного института. Ходатайство это было поддержано Государственной Думой, которая постановила: проект Минского губернского земства принять, передать на разработку сельскохозяйственному ведомству и признать желательным открытие в городе Минске сельскохозяйственного института [60, c. 74].

В 1913 ― 1914 учебных годах в Минске действовало 62 учебных заведения (49 низших, 13 средних) с общим числом учащихся 5 тысяч человек. В Витебске в 1913 г. был открыт ветеринарно-зоологический музей, ветеринарная бактериологическая лаборатория, на базе которой был создан сначала (в 1921 г.) высший сельскохозяйственный техникум, а затем (в 1924 г.) Витебский ветеринарный институт [32].

В Витебске с 1910 г. работал учительский институт, который готовил учителей городских начальных училищ и высших начальных школ. При институте существовало городское училище и класс ручного труда, курсы учителей чистописания, гимнастики, женские педагогические курсы. В 1918 г. на его базе был создан Витебский педагогический институт. В Витебской губернии в 1913 г. было 1520 начальных школ, в которых обучалось 74032 человека, три гимназии с 1105 учениками, Полоцкий кадетский корпус с 400 учащимися, Полоцкая учительская семинария с 64 учениками, духовная семинария со 103 учащимися, Зачернянская сельскохозяйственная школа с 34 учениками, музей, 11 библиотек, 10 читален[36].

В 1913 г. был основан Могилёвский учительский институт, который готовил учителей городских начальных училищ и высших начальных школ. При институте существовало городское училище. В 1918 г. на его базе создан Могилёвский педагогический институт.

В 1913 г. на территории Могилёвской губернии было 1329 народных училищ, в которых обучалось 824 тысячи человек, 1010 школ духовного ведомства с 59,9 тыс. учащихся, 47 средних учебных заведений с 10,2 тыс. учащихся, 13 специальных учебных заведений с 1,6 тыс. учащихся, 360 еврейских училищ с 5 тыс. учеников, две сельскохозяйственные школы, 50 библиотек и читален[38].

При сравнении земских губерний Белоруссии с неземскими, например, Гродненской губернией, видно, что размах просвещения, и уровень его явно не в пользу последней. В Гродненской губернии так и не возникло ни одного высшего учебного заведения.

Справедливости ради следует отметить, что в начале XX века Министерство народного просвещения стремительно наращивало свой бюджет параллельно земствам. В 1904 г. все расходы Министерства определялись в 42 млн. руб., а в 1914 они выросли до 162 млн. рублей. Такой рост расходов на школы означал резкую переориентацию правительства в отношении к народному образованию. Таким образом, начинала реализовываться идея всеобщего обучения, которая была подготовлена в земской среде [41, c. 53].

В основу деятельности старых российских земств были положены принципы: равномерность в удовлетворении главных нужд населения, общедоступность школ и больниц, а также безвозмездность услуг, оказываемых населению. В начале XX века принцип безвозмездности перестал быть абсолютным, и началось постепенное отступление от него. Процесс социального расслоения деревни, происходивший в послереформационной России к началу XX века резко усилился, в связи с чем заметно изменились и задачи земства, став более специализированными. Отношения безвозмездности и равномерности в оказании услуг населению стали уступать место коммерческому принципу.

Деятельность земства в XIX в. проходила под знаком благотворительности: крестьянина учили, лечили, подкармливали (в периоды голодовок). Крестьянство расценивалось как дворянством (в земстве их было немало), так и бюрократией как «меньшой брат», несовершеннолетний, нуждающийся в опеке[52, c. 124].

После серии законов XIX - начала XX века, когда была упразднена паспортная система, отменено телесное наказание крестьян, разрешён свободный выход из общины и т.д., социальное расслоение деревни пошло ускоренным темпом, получив могучий импульс, инициатором которого был П.А. Столыпин. В этих условиях задачи земства и характер его деятельности существенно меняются. Они вынуждены были считаться с тем, кто представлял в деревне «крепких и сильных», на которых делал ставку в реализации своей новой экономической политики П.А. Столыпин. Общедемократическая программа деятельности уступает место конкретно экономической деятельности.

Особенно заметно переориентация деятельности земств с уравнительно-благотворительных принципов на коммерческое или хозрасчётное начало выступает в белорусских земствах, возникших в эпоху новой экономической политики П.А. Столыпина, сопровождавшейся ломкой традиционных отношений в деревне, интенсификацией буржуазного развития в сельском хозяйстве.

Главным направлением в деятельности земств в 1911―1914 гг. становятся экономические мероприятия, расходы на которые резко возрастают в эти годы. По Минской губернии расходы на эти цели увеличились с 61671 руб. в 1911 г. до 397585 руб. в 1913 г.

Широкий размах получили агрономические мероприятия: распространение опытных станций, опытных полей, коллективных опытов, меры по улучшению сельскохозяйственного образования, животноводства и распространению сельскохозяйственных знаний.

В Минске были учреждены в 1912 году месячные центральные сельскохозяйственные курсы, через которые за два года (1912 ― 1913) прошли сотни крестьян. В 1914 году Минским земством были организованы экскурсии крестьян и мелких землевладельцев за границу (Дания, Швеция). В 1913 г. при Минской губернской земской управе учреждено было культурно-гидротехническое бюро для содействия осушки болот и выращиванию на этих площадях сельскохозяйственных культур. Фонд, которым располагало это бюро, равнялся 300 тыс. рублей. В это же время заводятся сельскохозяйственные земские склады, зерноочистительные пункты. В августе 1911 г. открылась Минская опытная болотная станция, цель которой ― «проверка методов эксплуатации болот». По общей сумме расходов на агрономическую помощь населению Минская губерния занимала 22-е место и 10-е по процентному отношению этой суммы к общей смете (9,3%), превосходя Московское и Саратовское земство[39].

Следует отметить, что разрушение общины в Белоруссии затронуло Витебскую и Могилёвскую губернии, где было общинное землепользование: в Витебской губернии ― 44,4%, а в Могилёвской губернии ― 79,2% общего количества землевладельцев. Крестьянским поземельным банком на хуторизацию было продано в 1907 ― 1916 гг. 228705 десятин земли, на которой образовалось 13,5 тысяч хозяйств. На надельной земле было создано 113,8 тысяч хуторских и отрубных хозяйств на общей площади 1147 тысяч десятин, что составило более 10% всех крестьянских дворов и 18,7% площади надельного землевладения пяти белорусских губерний в 1907 ― 1916 годах. Всего на казённой, банковской и надельной землях в пяти белорусских губерниях возникло 128 тысяч хуторов и отрубов, с общей площадью около 1,4 млн. десятин. Процент вышедших на хутора и отруба в Белоруссии (12%) был выше, чем по России (10%). Наибольший процент хуторян и отрубщиков дали Витебская и Могилёвская губернии ― более 69%. Понятно поэтому возникновение опытных хозяйств и показательных хуторов в Белоруссии. Средний размер показательного участка составлял 11,3 десятины, куда входил фруктовый сад из 20-30 деревьев. К концу 1914 г. в минской губернии было создано 65 показательных участков на площади 217,5 десятин. Хуторянам бесплатно выдавали семена трав. В Витебской губернии к началу 1913 г. было 33 показательных хутора. Стоимость каждого показательного хутора составляла 150 рублей. Земства организовывали экскурсии крестьян в районы показательного расселения.

Оказание агрономической и технической помощи крестьянству осуществлялось в следующих формах:

) Организация сельскохозяйственных потребительских и молочных кооперативных обществ и союзов;

) Устройство сельскохозяйственных складов, прокатных, зерноочистительных и случных пунктов, племенных рассадников скота, овец, свиней;

)   Создание опытно-показательных хозяйств и участков, садов, огородов;

)   Привлечение на службу агрономов и других специалистов сельского хозяйства;

)   Распределение денежных пособий и ссуд на агрономические и технические цели;

)   Пропаганда агрономических знаний, организация курсов, секций для крестьян (по вопросам применения машин, севооборотов, удобрений, новых сортов семян).

Таким образом, эта помощь проводилась в русле реализации реформы П.А. Столыпина. В белорусских губерниях агрономическая помощь стала оказываться с 1909 г. в Витебской и с 1910 г. ― в остальных губерниях. В Минской губернии в 1910 г. учреждены должности губернского и 5 уездных земских агрономов.

В Гродненской губернии не было земских учреждений и агрономическую помощь населению оказывали землеустроительные комиссии. Губернии имеющие земства намного больше выделяли средств на агрономические нужды нежели губернии не имеющие земств [58, c. 51].

Широкое распространение получили в Белоруссии сельскохозяйственные общества. Расходы земств на их нужды постоянно возрастали. Они занимались просветительством и организацией показательных мероприятий. Земства организовывали сельскохозяйственные выставки.

Минское губернское земство взяло на себя инициативу создания кадров для сельского хозяйства из среды местного населения. 19 февраля 1912 г. при Минской болотной станции открылись центральные сельскохозяйственные курсы с трёхмесячным сроком обучения. Непосредственная задача ― подготовка специалистов по культуре кормовых растений, осушению болот и луговодству. Это были треть во всей России курсы с подобной целью.

Местные губернские сельскохозяйственные курсы открылись в Могилеве летом 1912 г. с общим числом слушателей 105 человек. Также с этого времени в Могилеве действовала гидротехническая организация при местном Управлении Земледелия. Мероприятия проводившиеся данной организацией заключались:

)   в чтении кратких курсов по культуре болот и луговодству;

)   в производстве ботанико-географического обследования пойм некоторых рек (Лахва, Мокрянка, Ухлясть, Днепр, Дубровенка и др.);

)   в выяснении кормовой нужды в уездах (Быховском, Рогачевском, Могилёвском);

)   в закладке показательных участков в тех же уездах;

)   в участии на агрономических станциях и совещаниях экономических комиссий;

)   в собирании почвенных и ботанических материалов для лаборатории и музея по культуре болот и луговодству.

)   В организации трёх прокатных пунктов болотных и луговых орудий в уездах Могилевском, Быховском и Рогачевском [36].

Большое место в деятельности земств занимали вопросы народного здравоохранения. Сложилось и прочно вошло в историю понятие «земская медицина» ― система медицинского обслуживания населения, организованная земством. По «Положению о земских учреждениях» 1890 г. на земство возлагалось «заведывание земскими лечебными и благотворительными заведениями, попечение о призрении бедных, неизлечимо больных и умалишённых, а также старых и увечных; участие в мероприятиях по охранению народного здравия, развитию средств врачебной помощи населению и изысканию способов по обеспечению местности в санитарном отношении, а также участие в ветеринарно-полицейских мероприятиях». Земствам были переданы больничные учреждения «Приказов общественного призрения» со всем наличным инвентарём. Первоначально эти учреждения содержались на средства, переданные земствам в порядке правопреемства (около 9 млн. рублей) от приказов общественного призрения. Ввиду недостаточности этих средств земства начали выделять дополнительные средства на нужды здравоохранения.

До начала 80-х годов в земской медицине господствовала разъездная система: врач проживал в уездном городе и объезжал доверенную ему территорию, а также выезжал на село в составе судебно-следственных властей или для проведения противоэпидемических мероприятий. С увеличением числа земских врачей началось вытеснение разъездной системы стационарной, в которой центром оказания медицинской помощи на селе становится сельский врачебный участок.

Важную страницу в деятельности земской медицины составляет борьба с алкоголизмом. По инициативе земских врачей проводились многочисленные съезды по принятию мер борьбы с этим народным бедствием. Вопрос о прекращении производства алкогольных напитков впервые был поставлен на этих съездах.

Важное место в деятельности земств Белоруссии занимало дорожное строительство. Потери от бездорожья только в Европейской части России составляли 1 млрд. рублей. В Могилевской губернии в 1913 г. из общего земского бюджета 4485242 руб. на дорожное дело было ассигновано 445113 руб. или 9,9% всех денежных средств. В Минской губернии дорожное дело обстояло не лучшим образом. В 1913 г. во всей губернии было построено 7 шоссированных дорог общей протяжённостью 12 верст 734 сажени, на что расходовано было 180670 руб. Общее ассигнование средств на дорожное дело в 1914 г. составило 216271 рубль[37].

Важное место в деятельности земств занимало общественное призрение ― содержание сирот, престарелых и одиноких граждан. По России в призрении нуждалось 8 млн. человек. Естественно, что земство не располагало соответствующими средствами. Финансирование этих мероприятий ― задача общегосударственная, а не земская. Съезд по общественному призрению, проходивший в 1914 г. в Петербурге, признал, что финансовая сторона дела должна быть возложена на государственную казну, так как общественное призрение ― социальная функция.

Земство явилось в России инициатором страхования от огня движимого имущества и сельскохозяйственных продуктов. В Могилёвской губернии в 1912 г. начато введение института участковых страховых агентств, в первом квартале 1913 г. завершено во всех уездах губернии. Размер пособий погорельцам составил по губернии в 1912 г. 430 тыс. рублей [34].

По мере приведения аграрной реформы и хуторизации спрос на огнестойкие материалы возрастал и земство шло навстречу этому спросу.

Земская статистика ― статистические работы земства по обследованию главным образом сельского хозяйства и процессов его социально-экономического развития, возникшая из потребности земств в сборе сведений о ценности и доходности земель и недвижимого имущества, служивших главными объектами земского обложения.

Белорусские земства быстро усвоили накопленный в статистическом деле опыт губерний центральной России. Так, в Могилёвском губернском земстве в разработке проекта оценочно-статистических работ в 1911 году приняли участие специалисты-статистики [39]. Статистический материал, собранный за короткий период функционирования земств в Белоруссии (1911-1914 гг.) по различным отраслям земского хозяйства даёт наглядное представление о динамизме земской культурно-хозяйственной деятельности.

Таким образом, земства в период войны в своей деятельности акцент поставили на актуальных задачах текущего момента. Местные органы самоуправления сыграли позитивную роль в повышении общественного уровня культуры, явились школой политического воспитания и политической организации широких слоёв демократического населения. Важный вклад внесли они в поднятие уровня народного образования, здравоохранения, организацию и развитие агрономии, статистики, ветеринарии, садоводства, кооперативного движения, дорожного и жилищного строительства.

Земству принадлежит бесспорный приоритет в деле пробуждения жизненной активности, хозяйственной инициативы и энергии сельского и городского населения.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: