В статье обосновывается необходимость и возможность формирования различных видов умозаключений (индукции, дедукции, аналогии) в процессе обучения математике младших школьников. Определены положения, виды деятельности учителя и учащихся, лежащих в основе разработки системы упражнений и заданий, ориентированной на формирование умений проводить умозаключения. Приведены примеры умозаключений в процессе изучения различных разделов начального курса математики.
В статье приведены положения, позволяющие учителю с целью использования индуктивных умозаключений самостоятельно, в дополнение содержащихся в учебниках, составлять соответствующие задания при изучении различных вопросов начального курса математики:
1. Рассмотрение необходимого и достаточного количества
примеров, в которых повторяется наблюдаемая закономерность,
позволит учащимся самостоятельно сформулировать вывод в
результате индуктивного умозаключения.
2. Для самостоятельного «открытия» учащимися нового
|
|
правила, свойства, закономерности и т. д. полезно использовать
действия с предметами (рисунки, схемы, таблицы.)
3. Необходимо мотивировать детей к поискам новых приме-
ров, фактов подтверждающих правильность вывода сделанного
по индукции, а также научить их сопоставлять полученный вывод
с теми условиями, на основе которых он сформулирован.
4. Рассуждение по индукции должно происходить с тесной
связи с развитием речи учащихся, при этом необходимо следить
за правильностью выражения наблюдаемых фактов, закономерностей, связей, зависимостей, точностью сформулированного
вывода.
5. Если у учащихся вызывает затруднение в обосновании
обобщающего вывода, учитель путем наводящих вопросов ориентирует их на его формирование и в случае необходимости уточняет сделанный обучающимися вывод.
6. Предусматривать выполнение работы связанной с воспитанием критического отношения к выводам сделанным в ходе
индуктивного умозаключения.
Например: сравните примеры, найдите общее и сформулируйте новое правило (вывод):
1) 1+2, 2+3, 3+4, 4+5, 5+6,6+7.
Вывод: «Сумма двух последовательных чисел есть число
нечетное»;
2) 1-0, 2-1, 3-2, 4-3, 5-4, 6-5;
Вывод: «Если из последующего числа вычесть предыдущее,
то получится 1».
3) 9+4-4, 15+7-7, 27+5-5, 38+6-6, 42+12-12, 58+24-24.
Вывод: «Если к любому числу прибавить и затем вычесть
из него одно и то же число, то получите первоначальное число.
4) 18:2×2, 14:7×7, 15:3×3, 49:7×7, 54:6×6.
Вывод: «Если любое число разделить и умножить на одно и
то же, то получится первоначальное число».
В статье рассмотрены задания, ориентированные на формирование дедуктивных умозаключений в процессе изучения арифметических действий:
|
|
1. Уже при составлении таблицы сложения и вычитания учащиеся проводят дедуктивные рассуждения. Например, в ходе составления таблиц учащиеся пользуются правилами: «Если к данному числу прибавить 1, то получим следующее за ним число при счёте», «Если из данного числа вычтем 1, то получим предшествующее ему число при счете». Эти правилами служат
общей посылкой. В качестве частных посылок выступают приме-
ры:7±1,15±1,99±1 и другие.
2. Восстановите правило, «Чтобы вычесть сумму из числа,
можно сначала …одно слагаемое, а потом…» Используя его найдите удобный способ нахождения значения выражений:
128-(28+4)=
949-(5+49)=
Автор: Царева С.Е.
Название статьи: Формирование основ алгоритмического мышления в процессе начального обучения математике.
( Царева С.Е.Формирование основ алгоритмического мышления в процессе начального обучения математике // Начальная школа. – 2012. - № 5. – С.5-13 )
Ссылка:
https://n-shkola.ru/archive/viewarticle/489
Краткое содержание статьи:
В статье автор утверждает, что Важной характеристикой алгоритма являются способы его задания и перечисляет основные способы задания алгоритмов, доступные учащимся начальной школы:
а) словесное предписание (в виде памятки, инструкции, перечня шагов);
б) образец выполнения, который задает алгоритм только тогда, когда исполнитель «считывает» с этой записи общий способ, а не способ решения данной в образце конкретной задачи;
в) блок-схема;
г) граф-схема.
В качестве способов задания алгоритмов называют также алгоритмическую запись, формулу и таблицу.
В статье приведены примеры алгоритмов курса математики начальной школы и названных выше способов их задания. Некоторые алгоритмы являются привычными для начальной школы и представлены в учебниках, некоторые изобретены учащимися, студентами и преподавателями.
1.Алгоритм вычитания для случаев вида 23 – 6 (6 > 3), 13 – 8 (8 > 3
2.Алгоритм вычитания для случаев вида254 – 78 (78 > 54), 1 372 – 857 (857 > 372
3.Алгоритмы вычитания однозначного числа из круглого двузначного (для случаев вида 30 – 4).
4.Алгоритм нахождения значения числового выражения (правило порядка действий в выражении).
По мнению автора важной особенностью алгоритма является то, что в нем нет обоснования, что данная последовательность операций приводит к требуемому результату. Такое обоснование может приводиться в сопровождающих алгоритм текстах, оно необходимо при создании и изучении алгоритмов, в том числе при изучении алгоритмов школьного курса математики. В методике обучения математике эта часть информации об алгоритме реализуется через понятия теоретическая основа вычислительного приема (вычислительного алгоритма) и эмпирическая, предметная основа алгоритма.
Формирование алгоритмической культуры в процессе обучения математике по мнению автора возможно как с включением в содержание учебного предмета «математика» специальной темы «Алгоритмы», так и без такого включения. Однако ФГОС НОО ставит задачу формирования алгоритмического мышления, и потому при обучении математике необходимо явно рассматривать понятие алгоритм. При этом термин алгоритм может использоваться с первых алгоритмов, встречающихся в содержании обучения математике. Такими алгоритмами являются, например, алгоритмы написания цифр, выполнения сложения при помощи присчитывания по единице, измерения длины и др.
В статье приедена таблица: Алгоритма «Деления с остатком подбор остатка»