Краткое содержание статьи

 

В статье рассмотрена взаимосвязь логических и алгоритмических умений, формируемых у школьников при обучении математике. На основе анализа научной литературы раскрывается содержание понятия «алгоритмические умения», выявляется их сущность.

Автором отмечается роль интуиции в обогащении и расширении традиционного перечня алгоритмических умений содержательным смыслом. Подтверждена генетическая взаимосвязь алгоритмических умений с логическими. Это определяет согласование подходов в формировании логических и алгоритмических умений, позволяет предлагать пути совершенствования алгоритмических умений. Алгоритмические умения рассматриваются не только как умения действовать по предложенному образцу, но и умения по составлению алгоритма, по его корректировке, исследованию и обоснованию оптимальности выбора.

Для эффективного формирования алгоритмических умений автор утверждает, что целесообразно привлекать интуитивный, творческий ресурс, сопровождающий мыслительную деятельность школьника на всех этапах изучения математики. Сделан вывод о целесообразности и важности согласованного формирования алгоритмических и логических умений при обучении математике.

Автор уверен, что излишняя формализация в использовании

алгоритмического подхода при обучении математике не может стимулировать ни проявлению интереса к математике как к учебному предмету, ни к образованию в целом. Тогда как освоение математики, ее фундаментальных понятий, свойств и отношений вполне может опираться на алгоритмическую составляющую логических действий через специально организованную деятельность учащихся:

1) структурно-содержательную, которая состоит в выделении учащимися условия [условий] и требования задачи; выявлении взаимосвязей и взаимозависимостей между ними, определении только тех связей и зависимостей, которые могут влиять на получение искомого и/или промежуточного результата;

2) алгоритмизирующую, в процессе которой строится алгоритм (один

или несколько) решения задачи;

3) корректирующую, которая позволяет уточнить, усовершенствовать

предложенный алгоритм и/или из ряда предлагаемых алгоритмов решения задачи выбрать наиболее оптимальный;

4) поисково-исследовательскую, с помощью которой исследуется предлагаемый алгоритм на применимость, а также приводящую к созданию обобщенного алгоритма для решения класса однотипных задач;

5) презентационную, результатом которой является представление полученного в результате решения ответа.

 

9. Автор: Удовенко Л.Н.

Название статьи: Уровни сформированности алгоритмических компетенций школьников

(Удовенко Л.Н. Уровни сформированности алгоритмических компетенций школьников // Ярославский педагогический весник. – 2013. - № 1. – С. 103-107)

Ссылка:

https://cyberleninka.ru/article/n/urovni-sformirovannosti-algoritmicheskih-kompetentsiy-shkolnikov/viewer

Краткое содержание статьи

 

В статье рассматриваются методические возможности компетентностного подхода, подтверждается особая роль и значение алгоритмической содержательно-методической линии в обучении математике, главным образом в формировании ключевых компетентностей через алгоритмическую компетентность. Анализ мыслительной деятельности позволяет выявить четыре уровня сформированности алгоритмической компетентности. Через сравнение в статье приводится их различение, описан характер проявления алгоритмической компетентности на каждом уровне. Указаны отличия логико-алгоритмического и творческого уровней от предметного и атрибутивного, а также пути формирования алгоритмической компетентности.

Автор приводит выводы результатов исследования уровней сформированности алгоритмической компетентности: предметный и атрибутивный уровни сформированности позволяют дать прочные алгоритмические умения и стимулы для перерастания этих умений в алгоритмические компетенции. Выход на логико-алгоритмический уровень, а затем на творческий свидетельствует о прочности и устойчивости алгоритмических знаний у учащихся, о возможностях их переноса на различные области знания и разнообразных практических приложений, что определяет эффективность формирования у учащихся алго-ритмических компетентностей. Освоение математических знаний, умений, навыков и способов деятельности при обучении неизбежным образом связано с освоением понятия «алгоритм». Овладение алгоритмическими умениями осуществляется через освоение разно-образных алгоритмических процедур на различном учебном математическом и нематематическом материале в процессе учебно-познавательной деятельности, продуцирует эффективное формирование алгоритмической компетентности, позитивно влияет на понимание и освоение учебного математического материала каждой содержательно-методической линии, позволяя достигать ожидаемых результатов математического образования.

 

10. Авторы: Нурмагомедов Д.М., Арсланалиева Д.И.

Название статьи: Умозаключения в начальном курсе математики

( Нурмагомедов Д.М., Арсланалиева Д.И. Умозаключения в начальном курсе математики // Мир науки, культуры, образования. – 2017. - № 6 (67). – С.228-230 )

Ссылка:

 

https://cyberleninka.ru/article/n/umozaklyucheniya-v-nachalnom-kurse-matematiki/viewer

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: