Лексико – грамматические игры и упражнения

Конспект занятия «Звук и буква Щ»

Подготовила учитель-логопед Тишко Л.Б.

Цель: сформировать знание о звуке и букве Щ.

Ход занятия.

 

Организационный момент.

                    Посмотрите на картинки:

Чистим дорожку от листьев,

                                           какой звук слышим? – Щ!

    

                   Чистим одежду платяной щеткой.

                                            Какой звук слышим? –Щ!

 

     Сегодня мы познакомимся со звуком Щ и буквой Щ.

 

Акустико-артикуляционная характеристика звука Щ.

 - Возьмите в руки зеркало. Произнесите звук Щ и понаблюдайте, что делают зубы, губы, язык, когда мы произносим этот звук?

(Губы округлены, зубы сближены, между ними маленькая щелочка, язык поднят за верхние зубы.)

 - Встречает ли воздушная струя препятствие, когда мы произносим этот звук? (Да. Мешают язык и зубы.)

- Можем ли звук Щ петь и тянуть? (Нет. Мешают язык и зубы.)

- Как назовем такой звук? (Согласный.)

 - Давайте проверим, глухой или звонкий звук Щ.

 Положите руку на горло и произнесите этот звук. Звенит горлышко? (Нет) Включился голосок? (Нет) Проверьте вторым способом, закрыв уши руками. (Голоса не слышно, значит, звук глухой)

- Произнесите звук Щ еще раз, чтобы убедиться: этот звук всегда мягкий. Будем обозначать его зеленой карточкой.

 

 

3. Игры на развитие фонематического восприятия:

 

 

 

- Выделение звука Щ на слух среди других звуков.

 Приготовьте ладоши и хлопните, если слышите звук Щ (взрослый не спеша называет звуки по одному, ребенок хлопком «ловит» только звук Щ)

щ  ж  ч  с  ш  щ  с  ц  щ  ш  щ  ч  щ  п  с  щ  ч  ш  щ

 

-  Выделение звука Щ в словах .

(Взрослый произносит слова, а ребенок хлопает тогда, когда слышит в слове звук Щ):

щи, чулок, щенок, цирк, плащ, ищу, шапка, часы, лещ (рот взрослого закрыт бумагой-экраном).

 

- Назови слова со звуком Щ, определи место звука в слове.

- Сравни картинки. Найди слово, которого нет на верхней картинке.

 

 

Лексико – грамматические игры и упражнения.

- Сделай предмет огромным, скажи по образцу, обрати внимание на звук Щ в новом слове:

Не кулак, а кулачище.

Сапог.. Дом.. Кот… Усы… Голос… Рука… Зубы… Губы… Нос… Лапы… Когти… Хвост…, Голос….

 

-  Игра «Почини слова» (взрослый называет слово без звука Щ).

 

 

-  Игра «Один - много»: Щетка – щетки, ящик - …(ящики), щука - …(щуки), щенок - …(щенки), щека - …(щеки), роща - …(рощи), плащ - …(плащи), клещ - …(клещи), овощ -…(овощи), лещ - …(лещи)

 

- Игра «Кто это?» (назови профессию, ответь полным предложением, обрати внимание на звук Щ в названии профессии)

Кто дрессирует животных? (Дрессирует животных дрессировщик, дрессировщица)

  Работает на экскаваторе… Работает на кране …Чистит обувь…Точит ножи…Играет на барабане…Регулирует уличное движение…Делает кладку из камня…Чинит часы…Сваривает металл…Занимается фехтованием….

- Игра «Измени слова по образцу». (ответь полным предложением, обрати внимание на звук Щ в новом слове)

Бурлить-бурлящий, гудеть- дымить- читать- говорить- играть- рубить- смотреть- дрожать- кипеть- видеть- свистеть-

5. Физкультминутка.   (Показ движений соответствен-но   содержанию каждой строки.)

                6. Знакомство с буквой Щ.

(Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем.)

                       

- Из каких элементов она состоит?

Из трех больших вертикальных палочек и одной большой горизонтальной, одной маленькой горизонтальной и одной маленькой вертикальной палочек. Можно написать эту букву в воздухе, потом правой рукой на левой ладошке и наоборот, на спине друг у друга, в тетради простым карандашом.

- На что похожа буква щ?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: