Конспект занятия «Звук и буква Щ»
Подготовила учитель-логопед Тишко Л.Б.
Цель: сформировать знание о звуке и букве Щ.
Ход занятия.
Организационный момент.
Посмотрите на картинки:
Чистим дорожку от листьев,
какой звук слышим? – Щ!
Чистим одежду платяной щеткой.
Какой звук слышим? –Щ!
Сегодня мы познакомимся со звуком Щ и буквой Щ.
Акустико-артикуляционная характеристика звука Щ.
- Возьмите в руки зеркало. Произнесите звук Щ и понаблюдайте, что делают зубы, губы, язык, когда мы произносим этот звук?
(Губы округлены, зубы сближены, между ними маленькая щелочка, язык поднят за верхние зубы.)
- Встречает ли воздушная струя препятствие, когда мы произносим этот звук? (Да. Мешают язык и зубы.)
- Можем ли звук Щ петь и тянуть? (Нет. Мешают язык и зубы.)
- Как назовем такой звук? (Согласный.)
- Давайте проверим, глухой или звонкий звук Щ.
|
|
Положите руку на горло и произнесите этот звук. Звенит горлышко? (Нет) Включился голосок? (Нет) Проверьте вторым способом, закрыв уши руками. (Голоса не слышно, значит, звук глухой)
- Произнесите звук Щ еще раз, чтобы убедиться: этот звук всегда мягкий. Будем обозначать его зеленой карточкой.
3. Игры на развитие фонематического восприятия:
- Выделение звука Щ на слух среди других звуков.
Приготовьте ладоши и хлопните, если слышите звук Щ (взрослый не спеша называет звуки по одному, ребенок хлопком «ловит» только звук Щ)
щ ж ч с ш щ с ц щ ш щ ч щ п с щ ч ш щ
- Выделение звука Щ в словах .
(Взрослый произносит слова, а ребенок хлопает тогда, когда слышит в слове звук Щ):
щи, чулок, щенок, цирк, плащ, ищу, шапка, часы, лещ (рот взрослого закрыт бумагой-экраном).
- Назови слова со звуком Щ, определи место звука в слове.
- Сравни картинки. Найди слово, которого нет на верхней картинке.
Лексико – грамматические игры и упражнения.
- Сделай предмет огромным, скажи по образцу, обрати внимание на звук Щ в новом слове:
Не кулак, а кулачище.
Сапог.. Дом.. Кот… Усы… Голос… Рука… Зубы… Губы… Нос… Лапы… Когти… Хвост…, Голос….
- Игра «Почини слова» (взрослый называет слово без звука Щ).
- Игра «Один - много»: Щетка – щетки, ящик - …(ящики), щука - …(щуки), щенок - …(щенки), щека - …(щеки), роща - …(рощи), плащ - …(плащи), клещ - …(клещи), овощ -…(овощи), лещ - …(лещи)
- Игра «Кто это?» (назови профессию, ответь полным предложением, обрати внимание на звук Щ в названии профессии)
|
|
Кто дрессирует животных? (Дрессирует животных дрессировщик, дрессировщица)
Работает на экскаваторе… Работает на кране …Чистит обувь…Точит ножи…Играет на барабане…Регулирует уличное движение…Делает кладку из камня…Чинит часы…Сваривает металл…Занимается фехтованием….
- Игра «Измени слова по образцу». (ответь полным предложением, обрати внимание на звук Щ в новом слове)
Бурлить-бурлящий, гудеть- дымить- читать- говорить- играть- рубить- смотреть- дрожать- кипеть- видеть- свистеть-
5. Физкультминутка. (Показ движений соответствен-но содержанию каждой строки.)
6. Знакомство с буквой Щ.
(Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем.)
- Из каких элементов она состоит?
Из трех больших вертикальных палочек и одной большой горизонтальной, одной маленькой горизонтальной и одной маленькой вертикальной палочек. Можно написать эту букву в воздухе, потом правой рукой на левой ладошке и наоборот, на спине друг у друга, в тетради простым карандашом.
- На что похожа буква щ?