Глобализация международных отношений - усиление взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер общественной жизни и деятельности в области международных отношений. Глобализация мирохозяйственных связей - усиление взаимовлияния и взаимозависимости различных факторов и сфер экономики в области мирохозяйственных отношений.
Глобализация международных отношений и мирохозяйственных связей - закономерный процесс, заключающийся в усилении взаимосвязи и взаимовлияния основных направлений и составляющих развития мирового сообщества. В широком понимании - это многофакторное взаимодействие разнообразных явлений международной жизни (экономических, нравственно-правовых, социальных, политических, этнических, религиозных, психологических и т. д.).
Глобализация мирохозяйственных связей - многоуровневое явление, затрагивающее отдельные предприятия (микроуровень); товарные, финансовые и валютные рынки и рынки труда (мезоуровень); региональную, национальную экономику (макроуровень). В условиях рыночных отношений микроуровень составляет структурообразующую основу глобализации мирохозяйственных связей в силу того, что отдельные предприятия, фирмы, предприниматели являются определяющими субъектами международных экономических связей во всех их формах. Практические масштабные мирохозяйственные контакты осуществляются на мезоуровне международных рынков товаров и услуг, капиталов, труда, финансово-кредитных ресурсов и валюты. Множественность факторов глобализации, крайнее усложнение под воздействием последней условий хозяйствования, невозможность чисто рыночного саморегулирования в данной ситуации и, особенно, в планетарных масштабах предопределяют особую роль в этом процессе макроэкономического уровня. С одной стороны, принципиальное значение на этом уровне приобретают целенаправленные усилия по преодолению, ослаблению и ликвидации препятствий и ограничений в сфере МЭО, с другой - содействие процессам глобализации, осуществление последовательных мер по координации экономических и социальных программ, концентрации ресурсов для решения глобальных, особо масштабных проблем, затрагивающих мировое сообщество, группы стран, регионы [2].
Глобализация - это новое явление в развитии международного бизнеса, возникшее в конце ХХ века. Ей предшествовал процесс появления мультинациональных корпораций. На сегодняшний день некоторые авторы научных работ не видят различий между мультинационализацией и глобализацией и рассматривают эти два явления как единое целое. На самом деле есть существенное различие между двумя процессами. Оно заключается в том, что мультинациональная корпорация производит и продает товары в разных странах и использует различные стратегии ведения бизнеса, различные производственные процессы, производя различные товары в зависимости от условий в странах, где производится и продается товар. Глобальная компания тоже производит и продает товары в разных странах, но делает это, используя одинаковые товары, единый производственный процесс и единую стратегию на всех рынках. Глобальные корпорации рассматривают весь мир как единый рынок.
Существует ряд факторов, доказывающих, что для компании действительно очень выгодно иметь единую глобальную стратегию. Однако разработка такой стратегии - это очень трудный и длительный процесс. Цель глобальной компании - сделать производственный процесс, продажи и каналы распределения стандартными на всех рынках. Обычно у компаний не возникает проблем со стандартизацией производства, основные проблемы возникают при попытке стандартизировать продажи и каналы распределения [11].
Одной из основных составляющих для совершенствования международной компании в условиях глобализации является глобальный маркетинг. Сейчас наблюдаются новые тенденции в развитии глобального маркетинга. Компании сначала изучают свои глобальные рынки, а затем, где возможно, делают единый продукт для всех этих рынков. Для создания рекламы компании ищут глобальные, как бы универсальные темы, затем реклама адаптируется с учетом культурных особенностей местных рынков. Успех глобального маркетинга зависит от вида продукта и от знания и понимания того, когда, где и каким образом продукт или рекламная стратегия нуждаются в адаптации.
Идеальная модель глобальной торговли - это стандартная маркетинговая смесь, состоящая из так называемых “четырех Р”: product (продукт), price (цена), place (место) и promotion (продвижение товара). В настоящее время большинству глобальных компаний не удалось достичь идеальной модели.
Компании всегда стремятся увеличить объемы своих продаж. В условиях, когда компания уже насытила внутренний рынок своим продуктом, ей приходится выходить на зарубежные рынки путем выноса производства за рубеж или экспорта. Однако это не означает, что компания будет стремиться выйти на рынки любых стран. Если компания преследует цель увеличить продажи, она выберет те страны, темпы экономического роста которых превышают темпы роста в стране компании либо страны, в которых наблюдается рост таких показателей, как доход на душу населения и рост населения. Например, доходы в группе экономически и политически лидирующих стран значительно превышают доходы в группе отстающих стран, что не означает, что рыночный потенциал для продукта компании существует лишь в странах с высоким уровнем доходов. Здесь важнее смотреть не на доход на душу населения, а на рост или падение этого дохода. В любом случае, прежде чем выходить на рынок какой-либо страны, компания должна тщательно проанализировать все характеристики данного рынка.
Для глобальной компании, производящей продукт в разных странах мира и экспортирующей его во многие страны, не составляет большого труда завоевать еще один рынок. Ведь сущность глобализации заключается в том, что компания использует единый продукт и единую стратегию на всех рынках, поэтому, используя годами отработанную стратегию, глобальная компания без особых дополнительных затрат может увеличить объемы своих продаж.
Еще одна важная причина, по которой компании стремятся стать глобальными, - это увеличение прибылей. Увеличение прибыли возможно путем увеличения доходов или уменьшения издержек, а в условиях глобализации ситуация зачастую складывается так, что компании удается одновременно и увеличить доходы, и снизить издержки.
Процесс глобализации способствует увеличению доходов компании. На своем внутреннем рынке компании приходится бороться с конкурентами. Такая борьба обычно приводит к снижению цен. Но чем больше зарубежных рынков завоевала компания, тем меньше вероятность того, что конкуренты будут присутствовать на всех этих рынках. Обязательно найдутся такие рынки, где конкуренция либо будет отсутствовать вообще, либо будет присутствовать в очень малой степени. На таких рынках глобальная компания может устанавливать благоприятные для себя цены, тем самым увеличивая свои доходы. Преимущество глобальной компании заключается в том, что в конечном итоге она выигрывает даже на рынках с высокой степенью конкуренции. Многим глобальным компаниям удается увеличить свои прибыли путем снижения затрат. Глобальная компания представляет единый стандартный продукт на всех рынках. Благодаря этому отпадает необходимость разрабатывать новый продукт для каждого рынка, что значительно снижает затраты компании на научные исследования и разработки.
Таким образом, можно ещё раз подчеркнуть, что глобализация способствует:
) увеличению объемов продаж и прибылей;
) защите рынков от конкурентов;
) увеличению прибылей;
) снижению затрат на научные исследования и разработку новых продуктов для новых рынков [9].
То есть, можно сделать вывод, что пути, которые содействуют совершенствованию деятельности компании и повышению её конкурентоспособности, следующие:
создание единого продукта для всех рынков компании;
использование глобального маркетинга;
выбор стран с высокими темпами экономического роста для сбыта своей продукции;
использование единой стратегии для всех рынков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Существует достаточно большое количество определений и различных способов оценки конкурентоспособности. В самом общем смысле конкурентоспособность - это способность опережать других, используя свои преимущества в достижении поставленных целей. Различают конкурентоспособность товаров, компаний, стран и даже целых регионов. При этом все эти понятия тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Только собрав воедино все факторы, влияющие на конкурентоспособность фирм, мы можем судить об их уровне в мировой экономике.
Факторы представляют собой материальные (вещественные) и нематериальные условия, необходимые для формирования конкурентного преимущества в самом производственном процессе фирмы, а также в стране ее базирования.
В первой главе был сделан вывод о том, что основными факторами, определяющими конкурентоспособность международной компании, являются: ресурсы и возможности компании (финансовые ресурсы, технология, менеджмент, оптимизация издержек), конкурентные условия отрасли (инновации, доступ к рынкам сырья, качество, доля рынка), национальные факторы (трудовые ресурсы, уровень образования и квалификации, наличие энергетических ресурсов, инфраструктура, размер внутреннего рынка, курс национальной валюты). Международные компании, функционирующие на территории промышленно развитых стран, оказывают все возрастающее влияние на экономику и политику этих государств. Они в значительной степени определяют динамику, структуру и географические приоритеты внешнеэкономических связей страны.
Международное расширение и обострение конкуренции требует достижения и удержания мирового уровня конкурентоспособности на новой основе максимально ускоренного, качественного, экономичного создания потребительских ценностей.
Также в курсовом проекте была рассмотрена конкурентоспособность международной компании на примере компании Johnson&Johnson, проведён анализ её финансовой деятельности. Были исследованы главные направления деятельности компании. Johnson & Johnson развивает свою деятельность не только в косметологической отрасли, а еще и в фармацевтической деятельности, также занимается производством медицинского оборудования. Также был сделан финансовый анализ компании. Были рассчитаны: коэффициент оборота активов, задолженности, показатель прибыльности по сбыту, доходности, коэффициент прибыльности активов и коэффициент прибыли на собственный капитал. Коэффициент прибыльности активов составил 0,1, это средний показатель по сравнению с коэффициентом в отрасли - 0,18. Показатель прибыльности по сбыту достаточно высокий и имеет значение 0,16, а в отрасли - 0,14. Следовательно, можно сделать вывод, что компания Johnson & Johnson имеет хорошие возможности на развитие своей деятельности.
Также можно сказать, что основными конкурентными преимуществами компании Johnson & Johnson являются открытость инновациям, проведение различных опросов и исследований для получения полной информации о развитии отрасли и потребностях потребителей.
В качестве совершенствования международной компании в условиях глобализации можно предложить разработку продуктов нового поколения, внедрение инновационных технологий в процесс производства, более качественное и экономное использование ресурсов, постоянное развитие и расширение информационной сети для получения достоверной информации о состоянии рынка и потребительского спроса, привлечение высококвалифицированных трудовых ресурсов.






