Социальный когнитивизм Альберта Бандуры

 

Хотя в большинстве учебников по психологии теория Бандура помещается в ряд с бихевиоризмом, сам Бандура отметил, что он "... никогда не вписывался в ортодоксальные принципы бихевиоризма".1 Даже в самых ранних его работах Бандура утверждает, что сокращение поведенческого цикла до формулы «стимул-реакция» является слишком упрощенным. Хотя в его работах используется поведенческая терминология, такая как "выработка" и «укрепление», Бандура объяснил: «... Я ввел эти явления в концепцию, рассматривая их через когнитивные процессы». "Авторы психологических текстов продолжают неправильно интерпретировать мой подход как основанный на бихевиоризме" – пояснил Бандура, описывая свою собственную теорию как «социальный когнитивизм».2

Социально-когнитивная теория – теория личности второй половины XX в., Разрабатываемая в трудах Бандуры. Несмотря на то, что её часто относят к бихевиористским теориям личности, она дает принципиально другое, хорошее от бихевиоризма представление о личности. Она особо подчеркивает совместное взаимодействие и взаимовлияние среды, поведения и личных факторов, в которых особенное место отводится когнитивным действиям, обеспечивающим ментальный самоконтроль и самоэффективность личности. Среда либо свита в социально-когнитивной теории оказывают влияние на личность в той же мере, в какой личность влияет на среду и сформировывает среду, а среда сформировывает личность. Это непрерывное взаимодействие сил создает некое равновесие меж свободой и детерминизмом в социально-когнитивной теории.

Человеческое поведение, согласно социально-когнитивной теории, по большей части усваивается до этого всего методом овладения паттернами поведения. Социальное поведение личности формируется методом наблюдения за поведением остальных либо на основании примера. Конкретно в ходе наблюдения личности научается имитировать поведение и моделировать себя по выбранной модели. Бандура полагает, что такое научение устраняет личность от груза ненужных ошибок и временных издержек при выработке адекватных реакций и стратегий поведения.

Посредством вербальных и образных репрезентаций опыт анализируется личностью, моделируется и сохраняется в таковой степени, что служит ориентиром для грядущего поведения. Моделирование опыта влияет на научение главным образом через информативную функцию опыта. В социально-когнитивной теории предполагается, что научение происходит лишь тогда, когда включаются детерминанты регуляции личного поведения в форме двух видов подкреплений - "косвенного (внешнего) подкрепления" и "самоподкрепления". Косвенное подкрепление предполагает учет при имитации поведения выбранной модели поведения, наблюдаемых последствий поведения модели и подкреплений извне за награждаемое и эффективное её поведение – если поведение выбранной модели награждается, а не наказывается, то его целесообразно имитировать. Самоподкрепление в социально-когнитивной теории значит, что личность сама награждает себя поощрениями, которые способна контролировать. Оно употребляется ею всякий раз, когда она достигает установленной ею нормы поведения. Системы самоподкрепления усваиваются, по мнению Бандуры, на базе тех же принципов научения, которые отвечают за усвоение других типов поведения.1

Принципиальное место в cоциально-когнитивной теории занимают понятия "саморегуляция", "самоконтроль" и "самоэффективность" личности. Обосновывается ведущая роль в научении и организации поведения личности её неповторимой способности к саморегуляции. Выделяются три компонента саморегуляции поведения: самонаблюдение, самооценка и самоответственность. Поведение человека регулируется с помощью самонаблюдения, оценивается посредством самооценки как достойное одобрения и, следовательно, поощряемое или как неудовлетворительное и наказуемое, в зависимости от того, с позиций каких личных требований и норм оно оценивается. Поступки, соответствующие внутренним нормам личности, рассматриваются как положительные, а несоответствующие – как нехорошие. Адекватность либо неадекватность поведения определяется в Социально-когнитивной теории в определениях обычных норм либо ценностей эталонной группы. Положительная самооценка поведения приводит к поощряющему типу реагирования, а негативная – к наказывающему. Самооценка приобретает и сохраняет выработанные критерии поощрения и наказания в зависимости от настоящих последствий.1

Поведение, являющееся источником внутреннего дискомфорта, сопровождающееся чувством своей неадекватности и приводящее к неудачам, может способствовать развитию разных форм личной психопатологии, формированию созависимостей (алкоголь, наркотики и др.) В попытках совладать с окружением либо уйти в мир грез, где легче получить в несбыточных фантазиях то, что недостижимо в действительности. Бандура полагает, что неадаптивное поведение – это итог излишне серьезных внутренних норм самооценки. Самоэффективность личности в социально-когнитивной теории подразумевает осознанную способность человека управляться со специфическими и сложными ситуациями и оказывать влияние на эффективность деятельности и функционирования личности в целом. Тот, кто осознал свою самоэффективность, прилагает больше усилий к решению сложных задач, чем тот, кто испытывает сомнения в собственных возможностях.

Высокая самоэффективность, сплетенная с ожиданием фуррора, традиционно приводит к положительным результатам и, таковым образом, способствует самоуважению личности. И напротив, низкая самоэффективность, сплетенная с ожиданием неудачи, приводит к неудаче и, таковым образом, понижает самоуважение. Личность, считающая себя неспособной справиться со сложными ситуациями, уделяет чрезмерное внимание своим недостаткам и постоянно занимается самобичеванием по поводу своей некомпетентности. И, напротив, осознающая себя самоэффективной, мысленно представляет себе успешный сценарий, обеспечивающий положительные ориентиры для организации собственного поведения, и осознанно проигрывает варианты конкретно удачных действий и решений.

Предполагается, что развитие самоэффективности личности обеспечивается посредством формирования когнитивных умений строить свое поведение, получать косвенный опыт, осуществлять вербальное самовнушение и убеждение, пластично входить в состояние физического либо эмоционального подъема. Принципиальное место в обеспечении саморегуляции поведения занимает ментальный самоконтроль, определяемый в социально-когнитивной теории как обоснованное когнитивное средство заслуги более желаемых паттернов поведения. Он не существует только в рамках лишь внутренних либо внешних сил, а проявляется в тщательно планируемом содействии личности с окружением.

Социально-когнитивная теория выделяет пять главных программных ступеней процесса самоконтроля: определение формы поведения, на которое нужно воздействовать, сбор главных данных, разработку программы, выполнение программы, оценку и завершение. Программа самоконтроля в социально-когнитивной теории включает механизмы самоподкрепления, самонаказание и планирование окружения.

Представителями социально-когнитивной теории проведены бессчетные исследования, подтверждающие значимость научения посредством наблюдения детей за родителями (к примеру, в приобретении и модификации ими агрессивного поведения, в полоролевом развитии, формировании навыков общения и т.д.).1

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: