ОГОУ СПО «Татарское педагогическое училище»

Музыкально-педагогическое общение

На уроках музыки и методики преподавания как средство формирования коммуникативной компетенции студентов.

Ерёменко Ирина Юрьевна, преподаватель музыки и методики преподавания высшей квалификационной категории

ОГОУ СПО «Татарское педагогическое училище»

 

В настоящее время в системе образования одной из основных задач является воспитание личности, способной планировать и организовывать образовательную деятельность, направленную на формирование духовной культуры личности. В процессе образования учитель выступает как носитель общечеловеческих ценностей, как утонченно восприимчивая и духовно возвышенная личность.

К числу профессионально-значимых качеств и свойств учителя принадлежит умение общаться на высоком творческом уровне с классом и с каждым учащимся в отдельности. Поэтому тему исследования своей педагогической деятельности я определила следующую: музыкально-педагогическое общение на уроках музыки и методики преподавания как средство формирования коммуникативной компетенции студентов. Для исследования определила группы задач:

1. музыка как составная часть искусства, как культура отношений (воспитательные задачи);

2. музыка как творчество (развивающие задачи);

3. музыка как система языков (образовательные задачи).

Существуют различные научные подходы в толковании понятия «общение».

Учитывая специфику музыкально-педагогической деятельности, я придерживаюсь следующего определения: общение – это особая деятельность, направленная на создание связей и отношений, которые в наибольшей степени отвечают природе музыкального искусства, художественно-творческим способам общения с ним.

Проанализировав общий социально-психологический срез функций общения в сочетании с психолого-педагогическими представлениями о них, я определила основные функции музыкально-педагогического общения на уроках музыки и методики преподавания:

1. информационно-коммуникативная – охватывает процессы приема и передачи информации студентами и преподавателем на уроке. Этот обмен информацией осуществляется в специфической художественно-коммуникативной форме, на основе межличностных отношений. Например, задаю такие вопросы: «Какой сюжет можно сочинить на эту музыку?», «Ваше отношение к герою этого произведения?» и др. Главное, что замечаю: в ответах студентов выявляются их собственные художественные переживания. Такой подход познания музыкальных произведений развивает интонационный словарь и эмоционально-чувственную сферу студентов, включаются психические процессы мышления, воображения, памяти. Высказывания студентов могут быть как в устной, так и письменной форме. В устном высказывании я обращаю внимание на интонацию, мимику, жесты. Письменные высказывания очень часто более проблемны, откровенны, искренны. В данном случае важную роль играет доверие студентов преподавателю, поэтому вместе со студентами отвечаю на поставленные вопросы, чтобы раскрыть студентам свой духовный мир и личностный смысл познания произведения. Такой педагогический метод позволяет мне спланировать дальнейшую работу по формированию коммуникативной компетенции студентов.

2. регулятивная – это управление эмоционально-эстетическими и другими процессами в ходе художественного общения с музыкой и корректировка действий при осуществлении совместной деятельности преподавателя и студентов. Эту функцию выполняю очень осторожно, чтобы избежать назойливости и авторитарности в доведении осознания интонационного смысла музыкального произведения до уровня, на котором обобщающий вывод делают сами студенты.

В целостной структуре музыкально-педагогического общения выделяю следующие элементы:

1. Мотивационный охватывает эмоционально-ценностную и потребностную сферы личности студента. Среди многих факторов, влияющих на формирование мотивации к профессиональной деятельности, я выделяю два наиболее важных:

- осознание студентами важности музыкальной культуры, которая способствует их личностному росту;

- осознание студентами возможности применения знаний, умений и навыков, полученных на уроках музыки, в других предметных областях.

Для работы в данном направлении мной разработана и апробирована технология по развитию музыкальных способностей студентов и формированию коммуникативной компетенции. Технология осуществляется по следующим этапам:

1 этап – все абитуриенты проходят музыкальное прослушивание. Цель: выявить уровень музыкального развития абитуриентов;

2 этап – ориентировочно-подготовительный. Проводится тестирование студентов в адаптационный период с целью выявления кругозора в разных областях искусства.

3 этап – художественно-конструктивный. Работа на этом этапе проводится непосредственно на теоретических и практических занятиях по музыке и методике преподавания.

4 этап – художественно-аналитический, рефлексивно-оценочный. Предполагает анализ собственной деятельности и достижений студентов, определение противоречий и проблем и, на этой основе, планирование дальнейшей деятельности. Проводится тестирование студентов, аналогично как в адаптационный период, срвнение и анализ совместно со студентами.

2. Содержательно- смысловой элемент в музыкально-педагогическом общении – это решение художественно-коммуникативных задач в процессе уроков музыки и методики преподавания. Содержание предмета и методики преподавания представляют собой интегрированный курс: использование материала, который способствует расширению музыкального кругозора студентов, а так же методического материала по предмету «Музыка» в начальной школе. Для осуществления контроля за формированием коммуникативной компетенции студентов использую различные виды самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы, которые делятся на две группы – репродуктивные и развивающие формы постановки заданий.

Формированию коммуникативной компетенции студентов во многом способствуют методы педагогики искусства: метод драматургии, метод вовлечения студентов в художественное творчество, метод создания художественного контекста, метод поэтапных открытий, метод «вхождения» в воображаемую среду – погружение в образ; для формирования профессиональных и исследовательских умений – деловая и ролевая игра.

3. Коммуникативно-исполнительский – это результаты деятельности студентов в ходе учебных занятий, практики пробных уроков и преддипломной практики. Студенты умеют: организовать и провести работу с детьми, используя разнообразные формы, методы и приемы воспитания и обучения; используют принципы и методы педагогики искусства;. Проводят уроки музыки, применяя основы музыкально-педагогического общения с музыкальным искусством; умеют организовать детей на общение с конкретным музыкальным произведением; способствуют обогащению кругозора детей, повышают эрудицию и культуру общения.

Для измерения результатов обучения использую:

- устный методический опрос;

- контрольные срезы;

- теоретические и музыкальные викторины и др.

Данные диагностики уровня музыкального развития показывают, что студенты к концу обучения близки к художественному познанию мира, расширяется как общий, так и музыкальный кругозор.

Таким образом, музыкально-педагогическое общение на уроках музыки и методики преподавания обогащает художественный и жизненный опыт студентов, способствует адаптации личности к сложным социально-ролевым функциям, формирует ценностно-смысловые и нравственные основы личности, играет большую роль в построении объективной оценки окружающего мира через приращение эстетического наследия, духовной культуры.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: