Психологическая работа с мотивацией и настроем пожилого человека на активное долголетие

 

План

1. Актуальность

2. Ценность освободившегося времени. Примеры активного старения.

3. Особенности пожилого возраста

4. Постановка цели.

5. Заключение

 

«Единственный серьёзный недостаток старости состоит в том,
что и она проходит» Джонатан Свифт.

 

1. Именно старость очерчивает общую перспективу развития личности, обеспечивает связь времен и поколений. Только с позиции старости можно глубоко понять и объяснить жизнь как целое, ее сущность и смысл, ее обязательства перед предшествующими и последующими поколениями. Главное новообразование данного возраста это жизненный опыт.

Традиционно старость воспринимается как угасание, возраст печали, потерь, тоски, и страданий отболи. В геронтологии в тоже время старость рассматривают как возраст развития, указывают на различные проявления индивидуальных признаков старения у каждого человека, не позволяющих однозначно установить возрастную границу между зрелостью и старостью. Все стареют по-разному.

Напомню, хронологическая старость вообще не определяется из-за огромных индивидуальных различий в проявлении признаков старения. Границы психологической старости и зрелости стёрты. Психологическая старость начинается с момента выхода на пенсию, а если человек в преклонном возрасте работает, то это психологическая зрелость.

 

2. При выходе на пенсию пожилые люди в большей или меньшей степени переживают, для них типичны нерешительность, тревожность и амбициозность, а особенно при принудительном или неожиданном уходе на пенсию с большей вероятностью развиваются невротические расстройства и иные формы неадекватного поведения. Это и есть «синдром отставки». В этом случае человек испытывает «шок отставки», чувствует отделение его от референтной ему группы, от того дела, которому он посвятил долгие годы. Человек теряет важную социальную роль и значимое место в обществе. Сужается круг общения человека, что в свою очередь приводит к изменениям в его личности, часто сопровождается значительным ухудшением материального положения.

По мнению Л.И. Анцыферовой есть два личностных типа старости, отличающихся друг от друга уровнем активности, стратегиями совладания с трудностями, отношением к миру и себе, удовлетворенностью жизнью.

У одних людей, вышедших на пенсию, вместе с отходом от профессиональной деятельности развивается пассивное отношение к жизни, они отчуждаются от окружения, сужается круг их интересов и снижаются показатели тестов интеллекта. Они теряют уважение к себе и переживают тягостное чувство ненужности. Эта драматическая ситуация — типичный пример потери личностной идентичности и неспособности человека построить новую систему идентификации.

А другие пожилые люди мужественно, без особых эмоциональных нарушений переживают уход на пенсию. Они, как правило, заранее готовятся к этому событию, ведут поиск новых путей включения в общественную жизнь, планируют будущее свободное время, предвидят негативные состояния и события в период отставки. Люди, планирующие свою жизнь на пенсии, нередко воспринимают отставку как освобождение от социальных ограничений, предписаний и стереотипов рабочего периода. Под влиянием переживания свободы у человека выявляются новые способности, реализующиеся в увлекательных занятиях. У многих старых людей выход на пенсию связан со стремлением передать профессиональный опыт ученикам. Они испытывают тягу к воспитанию нового поколения, наставничеству. Занятие другим интересным делом, установление новых дружеских связей, сохранение способности контролировать свое окружение порождают удовлетворенность жизнью и увеличивают ее продолжительность. 

Каждый человек сам решает, какой тип старости выбирать.

 

Немолодой человек тоже способен стать благополучным, жизнерадостным и ярким, что доказывает нам целый проект, под названием «Возраст счастья» известного фотографа Владимира Яковлева. Серия снимков демонстрирует, насколько можно разнообразить жизнь пожилых людей. Героям на фотографиях уже давно перевалило за 70, а кому-то и за 90 лет, но все они дышат энергией и показывают нам, что нужно стремиться к лучшему, воплощая свои идеи и мечты.

Давайте взглянем на некоторые яркие снимки.

Роберт Марчанд – полный энергии и стремления к победе велосипедист, которому уже 102 года. Не похоже? Но это так!

Рут Флауэрс – одна из самых пожилых ди-джеев, пожалуй. Но как она это делает! Занявшись этим в 68 лет, 72-летняя женщина все еще наслаждается своим хобби.

Ллойд Кан понял, что его жизнь должна быть связана со скейтбордом, когда ему было 65 лет. Он не оставляет полюбившееся хобби вот уже 13 лет!

Аннет Ларкинс – вегетарианка и сыроедка. Пожалуй, кто-то скажет, что ее не должно быть на снимках среди этих пожилых людей, ведь ей на вид не больше 40 лет. Но нет, ей уже 70!

А Ивонн Даулен прекрасно проводит время на льду, овладев фигурным катанием. Ей ни много ни мало 80 лет!

Пол Феген – мультимиллионер в прошлом и карточный фокусник в настоящем. 78 лет – самое время заняться чем-то интересным!

 

 

Психологический возраст, соответственно, ориентируется не столько на возрастные рамки, сколько на содержание периода - специфическую для него область социальных отношений, образ жизни (характер деятельности, интересов, жизненный ритм и др.), приобретаемые личностные новообразования. Человеку столько лет, на сколько он себя ощущает и осознаёт.

 

3. Старость следует характеризовать не столько угасающими способностями, но, прежде всего, качественно отличной психикой, поскольку развитие человека есть цепь качественных изменений (закон метаморфозы Л.С. Выготского)

Если рассматривать старость как ступень развития, то следует принять за ней право и необходимость выбора смысла и цели жизни, а следовательно, возможности прогрессивного или регрессивного изменения личности. (Э. Эриксон) В целом свободный, хотя и трудный выбор позволяет характеризовать старость как возраст развития, возраст потенциальных возможностей и дает шанс противостояния тотальному угасанию.

Меняется ли познавательная активность при повышении возраста? Многочисленные исследования общей интеллектуальной функции в старости обнаружили следующее. Эта функция значительно ослабевает не столько под влиянием собственно возрастного фактора, сколько ввиду нетренированности, незадействованности интеллектуальных способностей в жизни и деятельности, а также под влиянием ухудшения здоровья.

Люди с более высоким образовательным уровнем обнаруживают потребность в продолжение обучения (в самых разных формах) уже после выхода на пенсию. При этом в ходе обучения они стремятся лучше понять природу старости, чтобы эффективнее справиться с новыми социальными требованиями, остаться работоспособными после выхода на пенсию, чтобы в целом лучше приспособиться к статусу пенсионера.

Опыт работы существенно влияет на когнитивную сохранность в старости, но прежде всего в том случае, если профессиональная деятельность в зрелости была когнитивно ориентирована. Этот факт, в частности, повлиял на то, что у нынешнего поколения пожилых людей интеллектуальные функции, исследованные в поздние годы, обнаружили более высокие показатели, чем у предшествующего поколения.

Здоровье непосредственно и напрямую влияет на качество и способность к интеллектуальной деятельности в старости. Речь идет не о старческих психических заболеваниях (таких, как болезнь Альцгеймера, болезнь Пика и др.), а о типичных соматических заболеваниях, вероятность которых в старости увеличивается. Так, некоторые медицинские препараты, необходимые для лечения, ослабляют функцию памяти и принятия решений. Глубокое исследование этой проблемы помогло некоторым авторам сделать вывод о том, что снижение интеллектуальных функций в старости больше связано с ухудшением здоровья, чем с возрастом как таковым.

Однозначно снижается в старости:

- скорость переработки информации,

- скорость извлечения информации из долговременной памяти,

- скорость оперирования образами,

- скорость всех умственных и физических операций.

При этом те интеллектуальные функции, которые сильно зависят от скорости выполнения операций, проявляют спад в старости. Однако, у этой тенденции обнаружено много индивидуальных вариаций, обусловленных опытом. Так, в одном известном эксперименте измерялась скорость работы пожилых и молодых машинисток. Значимых различий в скорости их работы обнаружено не было. При исследовании причин этого примечательного факта было выявлено, что пожилые машинистки, компенсируя закономерное снижение времени реакции, научились заранее просматривать и удерживать в памяти текст, предназначенный для перепечатки. Когда исследователь ограничил количество слов, которое может заранее прочесть машинистка, то скорость работы пожилых машинисток значительно снизилась. Приведенный опыт показал, что пожилые люди в условиях переработки информации способны компенсировать снижение скорости реакции за счет антиципации последующей информации и в целом поддерживать уровень работоспособности, подключая опыт и вербальные навыки, которые практически не ухудшаются по мере старения.

Выяснилось, что высокая эффективность работы поддерживается пожилыми людьми в таких видах деятельности, как музыкальное исполнение и композиция, шахматы, бизнес, и это обеспечивается процессами компенсации. Компенсация снижения скорости реакции со стороны возрастающего опыта представляет собой тот механизм, с помощью которого пожилые люди поддерживают свои когнитивные функции в разных видах умственной деятельности, включая память и принятие решения.

Механизмы компенсации возможного снижения интеллектуальной деятельности в старости выявлены в исследованиях П.Балтеса, модель адаптационного механизма, поддерживающего интеллектуальную активность в старости, называется «селективной оптимизацией с компенсацией». Пожилые люди осознают потери своего интеллекта, у них происходит изменение их умственной деятельности в трех направлениях: 1) по линии селекции (отбора) — снижение объема функционирования с возрастом побуждает пожилых людей отбирать только те виды активности, с которым они справляются наилучшим образом; 2) по линии оптимизации — она предполагает возможность поддержания уровня выполнения деятельности в некоторых областях в результате увеличения объема практики, более тщательной подготовки к деятельности и использования новых технологий; 3) по линии компенсации — она становится необходимой, когда задачи, которые возникают в ходе выполнения деятельности, значительно превышают тот актуальный потенциал, которым обладает старый человек, и возникает необходимость переструктурирования ситуации в целом.

Для пояснения своей модели П.Балтес приводит следующий пример с пианистом А.Рубинштейном. Последний не скрывал, что продолжать свою исполнительскую деятельность в возрасте восьмидесяти лет ему помогали следующие приемы: 1) во время концертов он исполнял не весь свой репертуар, а лишь несколько относительно небольших пьес (пример селекции); 2) он проводил большее время за тренировкой исполнения, чем в молодости (пример оптимизации); 3) он использовал особую стратегию исполнения: быстрые фрагменты он предварял медленными так, чтобы игра второго фрагмента казалась более быстрой (пример компенсации).

 

4. Удивительно, но по опросу пожилых людей, факторы обеспечивающие удовлетворенность в жизни пожилого человека, отличны от факторов ее неудовлетворения. Факторы, обуславливающие не удовлетворенность жизнью связаны с оценкой внутренних и внешних условий жизни. Они обусловливают неудовлетворенность жизнью как суммарное переживание, складывающееся из озабоченности своим ухудшающимся здоровьем, внешностью, нехваткой материальных средств, актуальным отсутствием физической и моральной поддержки, фактической изоляции.

Удовлетворенность жизнью в пожилом возрасте связана:

- со смыслом жизни для других

- с наличием жизненной цели

- временной перспективы, связывающей их настоящее, прошлое и будущее

- большие и малые успехи в реализации жизненной цели

- систему интересов

- рефлексию значимости деятельности в глазах окружающих

В меньшей степени воздействуют на положительную оценку качества жизни: факт совместного проживания с детьми, наличие собеседника, временное улучшение здоровье - не делают стариков счастливыми и удовлетворенными в целом своей жизнью.

 

Когда у человека есть смысл жизни, то есть к чему стремиться, у него есть цели, которые он сам себе ставит или кто-то или что-то важное для его жизни, другими словами внутренний стержень, тогда он сам себя способен оживить, зажечь в глазах свет и стать более молодым.

Настало время воплотить свои задумки, которыми вы хотели заниматься всю жизнь. Раньше не было такой возможности, вы были заняты другими делами в своей жизни: работали, растили детей, строили дом и отношения. Вот пришло время, в которое каждый из вас наконец-то может заняться интересным именно для вас делом, которое наполнит жизнь смыслом.

Открою секреты постановки целей. Цели всегда связаны с действиями, затратами. Цели должны быть:

- конкретные (что я конкретно хочу),

- измеримые (сколько),

- локализованные в пространстве (где),

- определенные во времени (когда).

- адекватные (не превышающие средний уровень на 10-15 процентов)

Опасно ставить неадекватные цели, а то получиться как с орлом из притчи. Один человек гулял по берегу моря и увидел труп орла валяющегося на песке. А в когтях у этого орла был ещё один труп, труп рыбы, в три раза превышающий его размеры. Орёл увидел рыбу, вцепился в неё когтями, а рыба оказалась ему не под силу. С этой рыбой он ушел на дно и их прибоем выбросило на берег. Поэтому реализуя неадекватные цели, можем принести ущерб своему здоровью.

Человек верит только с оглядкой на прошлое. Поэтому важно формировать доверие к себе своими достижениями.

Очень важно в любом возрасте ставить себе цели, превышающие возможности своего среднего уровня на 10-15% и пытаться достигать и работать на преодоление.

Цели можно разделить на задачу максимум и задачу минимум. Задача минимум: «Если я буду грамотно действовать, сосредоточено, буду стараться и прилагать усилия, если будем живы и не наступит третья мировая, то, скорее всего я…» и пишем план, что я тогда сделаю. Задача максимум: «Если будет ярко светить солнце и жизнь будет всячески споспешествовать мне, и я тогда…» и пишем грандиозные планы. Зачем нам нужна эта разница? Вдруг не удастся выполнить задачу максимум, но у нас есть задача минимум. Ведь не все жизненные обстоятельства зависят от нас. Почему не удовлетвориться задачей минимум, чтоб нам было к чему стремиться. Жизнь вносит коррективы, важно не останавливаться на достигнутом. Если можешь воспользоваться лучшим, то воспользуйся.

Цели можно разделить по направлениям личные, социальные. Очень важно ставить цели полезные для общества.

Цели можно разделить на ложные и истинные.

Ложные цели не меняют человека, не помогают ему стать личностью и часто бывают формальные и игрушечные. Формальные - навязанные ложные установки внешние или внутренние («должен сделать то, то», «хочу быть идеальной хозяйкой»). Игрушечные цели, которые есть у многих, но для развлечения, например, шопинг, коллекционирование и др.

Истинная цель имеет отношение к смыслу жизни, обязательно затрагивает вопросы самореализации, подразумевает использование ваших ресурсов и ваших талантов, ваших способностей и времени, всего вашего существа. Задача человека грамотно расходовать себя.

Смысл жизни заключается в том, чтобы послужить своими талантами максимальному количеству людей, но не всему человечеству. Начинать надо с близких и понемногу увеличивать круг людей.

Как правильно сформулировать цель? Обычно, формулируя цель, на первое место ставим ресурсы, то есть то, что у нас есть (диплом, опыт, знакомства, связи, семья); на второе место – способности; на третье - мечты.

А если человек хочет максимально себя реализовать, то на первое место – он ставит мечту. «Желание движет миром» сказал Наполеон. На второе место ставим таланты и способности. Если у человека есть мечта, то есть жгучее желание развивать свои способности. Всякий человек, который не приумножает, тем самым расточает свои таланты. А такая вещь, как ресурсы, обновляется, умножается и преувеличивается. Но есть единственный невосполнимый ресурс это время. Желательно поставить ресурсы по значимости для реализации именно ваших целей.

Цели можно разделить на близ лежащие и далеко идущие.
В пожилом возрасте цели и задачи должны быть рассчитаны по времени от полугода до полутора лет. Время от времени необходимо пересматривать цели в зависимости от вашего самочувствия и реальных возможностей.

Достижение целей будет способствовать чувству удовлетворенности собой, наполнять жизнь смыслом. Важно до конца успеть реализовать свой потенциал.

Пока человек трудится для достижения своей цели, он живет нормальной жизнью.

К сожалению, если человек к выбранной деятельности относится как к досугу - хочу делаю, хочу нет – то это не может заменить труд. Человек все равно угасает и наступает старость. Любому человеку, важно проснутся по будильнику, и нестись по делам.

Жизнь должна быть трудной – это норма жизни. Лишь ежедневно преодолевая себя, проживем более насыщенную и интересную жизнь.

Выбирая труд, мы выбираем зрелость, а не старость; заботу о здоровье, а не о болезни; привлекательную внешность и готовы нести ответственность.

 

Помним, что к выбранной деятельности важно относится ответственно, ставить цели, задачи, какие хотим достичь, и идти к ним ежедневно. Труд и только труд поможет сохранить молодость души.

Многие старость рассматривают как совокупность потерь или утрат — экономических, социальных, индивидуальных, которые могут означать потерю автономии в этот период жизни. В то же время отмечается, что это своего рода кульминационный момент аккумуляции опыта и знаний, интеллекта и личностного потенциала пожилых людей, позволяющего приспособиться к возрастным изменениям.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: