«Д» наблюдение - ребенок осматривается педиатром
до 1 мес - 1 раз/нед.
до 6 мес - 1 раз в 2 нед.
во втором полугодии - 1 раз в мес.
В конце 1 месяца ребенок осматривается неврологом и окулистом.
ОАК до 1 года 1 раз в мес., на 2-ом году 1 раз в 3 мес.
На 2-ом году жизни число проф. осмотров индивидуально, т.к. развитие этих детей выравнивается со сверстниками.
При организации ухода необходимо соблюдать температурный режим:
Оптимальная температура воздуха 20-22*С.
На 1-ом месяце все процедуры проводятся с дополнительным источником тепла.
Купают через 1-2 дня после отпадения пупочного канатика при полной эпитализации кожи под корочкой и устойчивой температуре тела, температура воды 38*С, постепенно снижают до 37-36*С.
Лекция № 3
Тема: Период грудного возраста. Физическое и нервно-психическое развитие детей первого года жизни.
АФО ребенка грудного возраста
Кожа р ебенка в грудном возрасте несколько утолщается, в ней уменьшается сеть мелких кровеносных сосудов-капилляров, увеличивается защитная роль кожи и ее значение в процессах теплорегуляции и газообмена.
|
|
Подкожно - жировой слой в течение первого года жизни интенсивно нарастает. Он располагается довольно равномерно и придает телу ребенка, особенно его лицу, округлость и полноту.
Мускулатура в грудном возрасте развита все еще слабо.
Костная система. Позвоночник, совершенно прямой у новорожденного, к 2—3 мес., когда ребенок начинает хорошо держать голову, образует первую, шейную кривизну. Спинной и поясничный изгибы развиваются позже, когда ребенок начинает сидеть, стоять. Обычную свою форму (как у взрослых) позвоночник приобретает к 5—6 годам. Череп отличается малым размером лицевой части, которая начинает расти лишь с появлением зубов и развитием жевательной мускулатуры, большой родничок, образованный лобными и теменными костями, имеет ромбовидную форму, полностью закрывается у здорового ребенка в возрасте 15—18 мес.
Одним из показателей физического развития ребенка можно считать также прорезывание молочных зубов. Обычно в возрасте 7 мес. (реже 5-6 мес.) появляются два нижних центральных резца, в 7-8 мес. два верхних центральных резца, в 8-9 мес. два верхних боковых резца и в 10-12 мес. два нижних боковых резца. Таким образом, к концу первого года жизни ребенок имеет 8 зубов (резцы).
Грудная клетка имеет в первые месяцы жизни ребенка бочкообразную форму, ребра прикреплены под прямым углом, экскурсия их резко ограничена. Когда ребенок начинает сидеть, затем стоять и ходить, ребра опускаются и грудная клетка уплощается.
Дыхательная система. Верхние дыхательные пути, а также гортань, трахея, бронхи у грудного ребенка остаются узкими, слизистая оболочка их богата кровеносными и лимфатическими сосудами, легко отекает при воспалении, затрудняя дыхание и вызывая одышку. В первые месяцы жизни усиленно растут легкие, но строение их по-прежнему несовершенно. Дыхание остается учащенным и поверхностным. Такая незрелость строения и функции органов дыхания на первом году жизни часто приводит к их заболеваниям. Разумеется, громадную роль при этом играют и неблагоприятные условия внешней среды (неправильное вскармливание, погрешности ухода, особенно недостаточное пребывание на свежем воздухе).
|
|
Желудочно-кишечный тракт грудного ребенка отличается незаконченностью развития, нежностью слизистой оболочки, обильным количеством кровеносных сосудов и недостаточной функцией пищеварительных желез желудка и кишечника, слабой функцией сфинктеров. Чем меньше возраст ребенка, тем легче и чаще возникают у него желудочно-кишечные расстройства, вызванные погрешностями в питании и уходе.
В первые недели жизни стул бывает 4—5 раз в сутки, к концу года 1 — 2 раза. При вскармливании грудью стул золотисто-желтого цвета, консистенции горчицы, почти без запаха. При искусственном вскармливании стул гуще, светло-желтого цвета, иногда с неприятным запахом.
Почки ребенка совершенствуют свое строение и функцию в течение 5—6 лет жизни. Количество мочи у детей относительно больше, чем у взрослых, что объясняется интенсивным обменом веществ. В первые 1 — 2 дня после рождения мочи очень мало; у ребенка в возрасте 1 мес. суточное количество ее достигает 350—380 мл, в возрасте 1 года—750 мл; с 5 лет количество выделенной ребенком за сутки мочи уже достигает 1 л.
Число мочеиспусканий к 8-10-му дню после рождения доходит до 20-25, держится на этом уровне 7-8 мес. и к концу года уменьшается до 15.
Нервная система, отличаясь у новорожденного рядом особенностей строения и функциональной незрелостью, на первом году жизни под влиянием факторов внешней среды начинает совершенствоваться и развиваться, что в свою очередь оказывает огромное влияние на рост и развитие организма в целом. Масса мозга нарастает постепенно и лишь к 9 - 10 годам приближается к массе мозга взрослого (1300 г), последующее увеличение массы идет медленно и завершается к 18 годам (1350-1400 г). После рождения продолжается созревание нервных клеток мозга, процесс этот заканчивается к 8 годам.
Мозг ребенка развивается под влиянием непрерывно поступающих в него сигналов — зрительных, слуховых, обонятельных, вкусовых, температурных, болевых, мышечных и др.
Контроль за динамикой развития детей по определенным показателям осуществляется в установленные сроки.
До 1 года – 1 раз/мес.
До 2 лет 1 раз/3мес.
До 3 лет 1 раз/6 мес.
С 4-7 лет 1 раз в год.
НПР: контроль за НПР проводится в те же сроки, что и другие формы контроля (так называемые эпикризные сроки).
Для каждого возраста необходимо своевременно вырабатывать навыки и умения, наиболее важные для данного возраста. Так для детей 1-го года жизни наиболее важным является развитие анализаторных систем.
Выделяют следующие линии развития:
Аз - анализатор зрения
Ас - анализатор слуха
Э - эмоции
До - движения общие
Др - движения рукой
Дпр - движения с предметами
Ра - речь активная
Рп - речь понимаемая
Н - навыки
С - сенсорное развитие
И - игры.
При оценке НПР на 1-ом году жизни, если умения и навыки формируются ранее данного срока на 1 месяц и более – это ускоренное развитие.
Овладение умениями на 1 месяц позже срока – замедленное развитие, а если на 2 месяца позже – отставание.
Далее см. приложение по ведущим линиям НПР.