1-й навык. Стимулировать рефлекс захватывания – прикоснуться соском к губам ребенка, лучше к верхней, подождать, пока малыш широко откроет рот, прижать к себе, поддерживая за спинку и приложить к груди. Нижняя губа должна быть под соском.
2-й навык. Ребенка нужно обучить захватывать грудь. С этой целью ребенок должен вытянуть грудь, захватив не только сосок, но и ареолу, больше снизу. При касании соском неба «включается» рефлекс сосания. После нескольких эффективных сосательных движений полость рта заполняется молоком и ребенок глотает его (рефлекс глотания).
Следует придерживаться свободного режима кормления, по требованию ребенка до 3-х месяцев, согласно его физическим потребностям и не давать ничего другого, кроме грудного молока. Дать ребенку возможность сосать грудь, когда он хочет и сколько хочет. Состав молока меняется в течении суток и в течении одного кормления. Дети сосут грудь для ощущения комфорта также, как и для утоления голода.
Не должно быть ночных перерывов – ночное молоко более калорийно,
|
|
Не следует давать ребенку воду – в грудном молоке есть вода и все вещества, необходимые для утоления жажды и голода.
Частое прикладывание к груди (до 8-12 раз в сутки) наиболее полноценно удовлетворяет потребности ребенка в питании и способствует увеличению количества молока.
При кормлении ребенка по требованию, как правило, нет необходимости в дополнительном сцеживании. Молока вырабатывается столько, сколько необходимо ребенку.
Заключительный этап кормления грудью. Насытившись, ребенок выталкивает сосок изо рта. Мать должна смазать соски несколькими каплями грудного молока и оставить грудь для контакта с воздухом на 10-15 мин. Оставшееся на сосках позднее молоко, богатое жиром, защищает кожу от повреждения.
После кормления ребенка следует подержать 2-3 мин в вертикальном положении, чтобы отошел воздух из желудка.
Прерывать кормление недопустимо. В исключительных случаях для отнятия ребенка от груди во время кормления можно использовать следующие приемы:
- под защитой пальца отодвинуть грудь кзади быстрым движением и извлечь изо рта ребенка
- устранить безвоздушное пространство в полости рта – прислонить грудь к углу рта
- надавить на щечки ребенка.
Во время заболевания гриппом, ангиной кормящая женщина должна надеть маску из марли в 3-4 слоя.
Лекция №5
Тема: Период молочных зубов
Дошкольный возраст еще называют периодом молочных зубов. В свою очередь он еще делится на:
1. преддошкольный (1-3 года)
2. дошкольный (3-7 лет)
АФО ребенка дошкольного возраста.
Головной мозг при рождении 350-380 гр. (10% от массы тела), к 3-м годам увеличивается в 3 раза. Имеются все борозды и извилины. Основная дифференцировка заканчивается к 8 годам. Спинной мозг к 2 годам напоминает спинной мозг взрослого человека. К 5 годам его масса увеличивается в 3 раза, доходит по длине до первого поясничного позвонка. Спинной мозг функционально более совершенен, чем головной.
|
|
Вегетативная нервная система обеспечивает поддержание сосудистого тонуса, регулирует функции внутренних органов. Однако, эта регуляция легко нарушается при воздействии неадекватных возрасту внешних факторов.
Кожа и подкожно-жировая клетчатка – осуществляет защитную, терморегуляторную, выделительную, дыхательную и др. функции. Защитная функция выражена слабо. Потовые железы полностью развиваются к 5-7 годам и через них удаляются шлаки. Больше потовых желез располагаются в подмышечной, паховой области и заканчивают свое развитие к половому созреванию. Подкожно-жировая клетчатка развита достаточно. До 6 лет идет увеличение жировых клеток.
Костная система. Кости постепенно уплотняются и с 2-3 лет уже имеют пластинчатое строение. Швы на голове закрываются ко 2-3 месяцу, а их полное сращение происходит в 3-4 года. Укрепление позвоночника и его изгибов происходит к 7-12 годам. Стопа и ее свод укрепляются к 5 годам. Грудная клетка имеет цилиндрическую форму и оканчивает свое формирование, как и позвоночник к 12-13 годам.
К 2-3 годам имеется полный набор молочных зубов в количестве двадцати. Постоянные зубы начинают прорезываться к 5-7 годам. Смена молочных зубов идет с 6-7 лет. С 3-х лет ребенок должен хорошо полоскать и чистить зубы и не злоупотреблять сладостями (зубы разрушает молочная кислота, которую вырабатывают бактерии, живущие в крахмале и сахаре)
Мышечная система. Мышечная масса прирастает к 5 годам. Дети много двигаются, увеличивается сила мышц, выносливость, совершенствуется координация движения. Очень важно знать, что движения в этом возрасте ребенку жизненно необходимы. С движением параллельно развивается зрение, слух, обоняние, тактильная чувствительность. А т.к. центральное звено двигательного анализатора расположено рядом с центром речи, письма, то сигналы из двигательного центра распространяются на соседние области и стимулируют их развитие. Если давать ребенку задание выполнять движения пальцами рук, можно совершенствовать его речь, учить счету, письму и т.д.
Органы дыхания тоже совершенствуются. Носовые ходы становятся более широкими. Придаточные пазухи носа формируются к 2-х летнему возрасту и полного развития достигают к периоду полового созревания. Лимфатическая ткань разрастается и пик роста приходится на 4-10 лет. Гортань и трахея обильно кровоснабжены. Бронхи прекращают свое ветвление к 7 годам. Увеличивается масса легких и их объем, созревает ацинус. В легких идет развитие эластической ткани, они богато васкуляризированы. Дыхание имеет свои особенности. В 1-2 года ЧД 30-35 в минуту, в 5-6 лет ЧД 25 в минуту, к 10-12 годам становится как у взрослого – 17-18 в минуту. К 5-7 годам ребенок может делать глубокий вдох.
Сердечно-сосудистая система. В 1,5-2 года вес сердца увеличивается в 3 раза, а к 6 годам – в 11 раз. При рождении у ребенка просвет артерий и вен одинаковый, в диаметре они широкие, поэтому и давление низкое – 70/36 мм.рт.ст. С возрастом артерии становятся уже, давление увеличивается.
Давление можно определить по формуле
Систолическое 90 + 2п, где п – число лет
Диастолическое 60 + п