Сквозная программа
Методические указания к проведению
учебной и производственной практик
для студентов направления
080100.62 "Экономика"
профиля подготовки
"Бухгалтерский учет, анализ и аудит"
очной, заочной, очной сокращенной
и заочной сокращенной форм обучения
Красноярск 2014
Сквозная программа учебной и производственных практик: методические указания к проведению учебной и производственной практик для студентов направления 080100.62 "Экономика" профиля подготовки "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" очной, заочной, очной сокращенной, заочной сокращенной форм обучения. – Красноярск: СибГТУ, 2014. – 38 с.
Составитель А.С. Долгих
Рецензент: Е.В.Мельникова (член научно-методического Совета СибГТУ)
© ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», 2014
Содержание
Введение. 4
1 Организация учебной и производственных практик. 6
2 Общие требования к оформлению дневника и составлению отчета 7
2.1 Дневник по практике. 7
2.2 Отчет по практике. 7
3 Учебная практика. 9
3.1 Цель практики. Содержание практики. 9
3.2 Варианты индивидуальных заданий. 11
3.3 Порядок выполнения индивидуальных заданий. 14
3.4 Порядок оформления отчета по практике. 15
3.5 Дневник по практике. 18
4 Производственная практика № 1. 19
4.1 Цель практики. Содержание практики. 19
4.2 Варианты индивидуальных заданий. Раздел 1. Бухгалтерский финансовый учет. 21
4.3 Варианты индивидуальных заданий. Раздел 2. Анализ финансовой отчетности. 24
4.4 Порядок оформления отчета по практике. 26
4.5 Дневник по практике. 27
5 Производственная практика № 2. 28
5.1 Цель практики. Содержание практики. 28
5.2 Темы практики. 29
5.3 Задание на практику. 32
5.4 Порядок оформления отчета по практике. 36
5.5 Дневник по практике. 38
Библиографический список. 39
Приложение А (обязательное) Образец оформления титульного листа практики. 40
Приложение Б (обязательное) Образец оформления дневника. 41
Введение
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 "Экономика" (квалификация (степень) "бакалавр") (утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 21.12.2009 № 747) учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа являются одним из учебных циклов. При этом трудоемкость составляет от восьми до двенадцати зачетных единиц.
Раздел основной образовательной программы бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Конкретные виды практик, предусмотренные учебным планом для обучающихся по направлению направления подготовки 080100.62 "ЭКОНОМИКА" по профилю подготовки "БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ" представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Виды и продолжительность практик студентов очной формы обучения
| Для студентов очной формы обучения | Для студентов очной сокращенной формы обучения | ||||
| наименование практики | период проведе-ния | продол-житель-ность | наименование практики | период проведе-ния | продол-житель-ность |
| Учебная | Второй семестр | 2 недели | Производствен-ная № 1 | Второй семестр | 2 недели |
| Производствен-ная № 1 | Четвертый семестр | 2 недели | Производствен-ная № 2 | Четвертый семестр | 2 недели |
| Производствен-ная № 2 | Шестой семестр | 2 недели | |||
Представленные методические указания составлены в соответствии с «Положением о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего профессионального образования в Сибирском государственном технологическом университете» СМК ПОПС-3-4-2013.
В представленных методических указаниях изложен порядок проведения и задание для каждого вида практики. Также сформулированы цели, задачи, формы отчетности по каждому виду практики.
Общей целью практик является углубленное изучение отдельных специальных дисциплин и специализаций на коммерческих предприятиях: производственных, торговых, на предприятиях оказания услуг.
Производственные практики проводятся в сторонних организациях.
Учебная практика проводится в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
Аттестация по итогам каждой практики осуществляется на основе оценки решения обучающимся задач практики, отзыва руководителей практики об уровне его знаний и квалификации. По результатам аттестации выставляется дифференцированная оценка.
Обучающийся должен уметь на основе профессиональных знаний обеспечить формирование, анализ и использование для управления информации об активах, обязательствах, капитале, движении денежных потоков, доходах и расходах, а также финансовых результатах деятельности организаций и тем самым способствовать улучшению использования экономического потенциала хозяйствующих субъектов, рациональной организации их финансово-экономических отношений, содействовать защите экономических интересов и собственности физических и юридических лиц.
За время практики студенты должны приобрести умения и навыки:
организовать и руководить некоторыми экономическими процессами;
выявлять и устранять недостатки и узкие места в работе экономических служб;
соблюдать правила поведения на предприятии;
соблюдать правила безопасности труда.
Успешное освоение программы учебной практики способствует формированию у обучающихся следующих профессиональных компетенций: ОК-7, ОК-9, ОК-13, ПК-1, ПК-2.
Успешное освоение программы производственной практики № 1 способствует формированию у обучающихся следующих профессиональных компетенций: ОК-8, ОК-9, ОК-11, ОК-12, ОК-13, ОК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-13.
Успешное освоение программы производственной практики № 2 способствует формированию у обучающихся следующих профессиональных компетенций: ОК-8, ОК-9, ОК-11, ОК-12, ОК-13, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13.
При прохождении практики и во время подготовки отчета студент использует знания, приобретенные им при изучении курсов "История бухгалтерского учета", "Бухгалтерский учет и анализ", "Бухгалтерский финансовый учет", "Бухгалтерский управленческий учет", "Бухгалтерская финансовая отчетность", "Налоги и налоговая система", "Анализ финансовой отчетности", "Комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности".
1 Организация учебной и производственных практик
Учебная практика проводится в камеральной форме, то есть проходит по месту постоянного обучения.
Производственные практики проводятся в коммерческих организациях производственной и торговой сфер деятельности, а также в организациях, оказывающих услуги и выполняющих работы. Местами практики не могут быть банки, страховые организации, а также бюджетные учреждения. Практика в организациях осуществляется на основе договоров, в соответствии с которыми указанные организации обязуются предоставить места для прохождения практики студентам вуза.
Направление студентов на практику оформляется приказом по университету. Любой практике предшествует собрание студентов, на котором они получают программы практики, индивидуальные задания, подробный инструктаж по их выполнению, дневники практики и другие материалы. Учебно-методическое руководство осуществляет кафедра бухгалтерского учета и финансов.
Задание на практику – это ряд вопросов, которые необходимо изучить студенту. Их перечень приведен в данных методических указаниях.
В период практики студенты обязаны:
- полностью и самостоятельно выполнять задания, предусмотренные программой и календарным планом практики;
- осуществлять сбор, систематизацию, обработку и анализ первичной экономико-управленческой информации и иллюстративных материалов по теме дипломного проекта;
- обеспечивать необходимое качество и нести равную со штатными работниками ответственность за выполняемую работу по плану подразделения и ее результаты;
- регулярно вести записи в дневнике практики о характере выполняемой работы и заданий, своевременно представлять его для контроля руководителю практики.
В течение всего периода практики студент ведет дневник, а по результатам практики оформляет отчет.
По результатам прохождения практики обучающийся может выступить с докладом на конференциях различного уровня.
2 Общие требования к оформлению дневника и составлению отчета
Дневник по практике
В течение всего периода практики студент должен вести дневник прохождения практики. Дневник является основным отчетным документом, характеризующим и подтверждающим прохождение студентом практики, в котором отражается его текущая работа в процессе прохождения практики.
Дневник выписывается руководителем практики от университета. По прибытии студента в организацию в нем делается соответствующая отметка (ставится дата, подпись и печать). Каждый день студент кратко записывает в дневник содержание своей работы. В последний день практики руководитель от организации составляет отзыв о работе студента и делает отметку о его выбытии из организации (дата, подпись).
Отчет по практике
Отчет по практике является основным документом, в котором излагается работа студента в период практики и результаты этой работы, приводится аналитический обзор собранных материалов, статистические данные и другие сведения, источники их получения. Отчет выполняется в соответствии с СТП 3.4.214-01 «Отчет по учебной и производственной практикам. Структура и форма представления».
Отчет составляется индивидуально каждым студентом и должен отражать его деятельность в период практики. Структура отчета:
-титульный лист,
-содержание,
- введение,
-основная часть,
- заключение,
-список использованных источников,
-приложения.
Содержание включает наименование всех разделов и подразделов, а также "Введение", "Заключение", "Библиографический список" и перечень приложений с указанием номеров страниц, на которых они начинаются.
Во введении дается обоснование выбора объекта практики, актуальность вопросов, предполагаемых к рассмотрению, цели и задачи практики в данной организации, а также раскрываются основные вопросы и направления, которыми занимался студент на практике.
Основная часть включает в себя аналитическую записку по изучаемым вопросам тематического плана практики. Структура основной части должна соответствовать заданию, названия разделов должны совпадать с названиями разделов в задании.
В заключении приводятся общие выводы по организации бухгалтерского учета в организации, формулируются предложения по совершенствованию учетного процесса, исправлению выявленных учетных ошибок, делаются практические рекомендации по улучшению финансового состояния организации. Заключение является одной из самых важных частей отчета и качество его составления влияет на конечную оценку при защите.
Список использованных источников должен содержать 7-10 источников, из которых обязательно должны быть нормативные документы, книги, статьи. В процессе выполнения отчета студент должен использовать теоретический материал, но его простое переписывание не будет отражать специфику ведения бухгалтерского учета в организации. Поэтому использование библиографических источников в отчете должно сводиться к описанию норм и правил ведения учета в случае обнаружения студентом ошибок в учетном процессе организации или в случае выявления студентом других, более совершенных правил, подходящих к деятельности данной организации.
Приложения. Перечень обязательных приложений выдается студентам накануне практики. Как правило это финансовая и статистическая отчетность организации, необходимая для освоения дисциплин, предусмотренных учебным планом в последующих семестрах.
Кроме обязательных приложений отчет может содержать бланки документов, применяемых в бухгалтерском учете организации, внутренние должностные инструкции, регламентирующие работу бухгалтерской службы и другие документы, наглядно иллюстрирующие особенности и специфику бухгалтерского и налогового учета. Приложениями не могут являться тексты нормативных документов (законов, ПБУ и т.п.).
Отчет должен быть оформлен в соответствии с требованиями по оформлению документов:
• Шрифт текста 14, обычный (то есть не жирный и не курсив);
• Times New Roman. Интервал текста одинарный";
• Абзацный отступ 1 см;
• Параметры страницы: с лева – 30 мм, справа – не менее 10 мм, сверху – не менее 15 мм, снизу – не менее 20 мм;
• Нумерация страниц сквозная, проставляется на всех листах, включая приложения – в правом верхнем углу на расстоянии 1 см от правого и верхнего обрезов. Нумерация не ставится: на титульном листе, содержании, на первом листе введения, на первом листе заключения, на первом листе библиографического списка, на листах, с которых начинаются разделы и на первом листе приложения (на котором заголовок), но в подсчете страниц данные листы участвуют, и счет страниц начинается с титульного листа.
• Заголовки пишутся с абзацного отступа с прописной (большой) буквы без точки в конце и без подчеркивания 16 шрифтом: Содержание, Введение, Заголовки разделов (если есть), Заключение, Библиографический список. Точка после порядкового номера раздела не ставится. В конце заголовка точка не ставится. Переносы слов в любых заголовках не допускаются.
Качество оформления отчета влияет на окончательную оценку.
Отчет подписывается сначала самим студентом, а затем руководителем практики от организации и заверяется печатью.
3 Учебная практика






