Контекст 3. Псалмодия и вечность

Еще раз вспомним мысль Тациана: как плывущим на корабле кажется, будто плывут берега, так и нам, что время бежит; но на самом деле берега стоят, — и век стоит. Человек, по мысли святых отцов, делается чем-то одним с тем, к чему прилепляется: с высоким возвышается, с низким падает, с суетой становится суетным. Должно же ему прилепляться к вечному.

Псалмодия зримым образом символизирует это стояние в вечности. При слушании темы ноктюрна "Грезы любви" Листа наша душа прикрепляется к этой великой недвижной основе. Мы стоим в вечности на псалмодически повторяющемся звуке, а гармония плывет, олицетворяя движение времени, но с каждой сменой гармонии повторяемый звук наливается все большей силой. Откуда эта логика? Тоже от неба: время используется для стяжания вечности. Здесь подлинность любви, настоящей любви, которая не во времени, а в вечности. К вечности как живой силе божественной любви и устремляют нас отсветы молитвы, заключенные в псалмодии. Чувство благоговейного восторга восхищает душу лирического героя, обретающую целомудренную цельность пред ликом вечности в любви и мире. И мы, слушатели, тоже научаемся тосковать по этой высоте, которая стяжается уже за рамками искусства.

Была удивительная цивилизация в мире, которой приоткрылась вечность с ее возвышенной торжественной силой, но без преизбыточествующей в ней Божественной Жизни. Трехтысячелетнее искусство Древнего Египта вознесено этим строгим и отрешенным созерцанием. Величием красоты поражает древне-египетский город Луксор. В нем никто никогда не жил. Он — дар живых мертвым. Нескончаемые ряды величественных колонн, мерно повторяющиеся каменные изваяния — своего рода архитектурная псалмодия.

В музыке тоже встречается похожая торжественно-строгая, несколько отрешенная трактовка псалмодии, связанная с образом смерти. Прелюдия Шопена Des dur — обращенный траурный марш: по краям — светлое воспоминание, в середине — образ траурного шествия; а сопровождающая его печальная псалмодия дает этот словно бы застывшей вечности.

Сходный образ — в Прелюдии Шопена h moll. Сама тональность си минор настраивает нас на образ смерти. Слоговое название ноты "си" было введено как аббревиатура Sanctus Johannes — Святой Иоанн (Креститель).

Вспомним и Прелюдию es moll из тома ХТК Баха, которой Яворский дал название "Плащаница": мерная псалмодия в сопровождении погружает скорбные фразы мелодии в атмосферу вечности, умиряющей скорбь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: