Уголовно-исполнительной системы
План занятия
1. Труд, как средство исправительного воздействия на осужденных. Правовое регулирование труда осужденных.
2. Правовое регулирование воспитательного воздействия и иных средств ресоциализации осужденных. Основные направления, задачи, организация, формы и методы воспитательной работы с осужденными.
3. Общее профессиональное образование, профессиональная подготовка в исправительных учреждениях.
4. Материально-бытовое обеспечение и медицинское обслуживание осужденных в местах лишения свободы и иные условия отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Вопросы для обсуждения
1. Соответствует ли существующая в уголовно-исполнительном законодательстве норма, обязывающая осужденных трудиться, международным стандартам обращения с правонарушителями? Ответ обосновать ссылками на Минимальные стандартные правила с заключенными и Европейские тюремные правила.
2. Учитывается ли отношение осужденных к труду и обучению при определении степени их исправления?
|
|
3. Привести примеры влияния общей социально-экономической ситуации в стране на положение с обеспечением осужденных в исправительных учреждениях.
4. Является ли обязательным для осужденного участие в воспитательных мероприятиях?
5. Целесообразность применяемых дисциплинарных мер в отношении осужденных в исправительных учреждениях.
Задачи к семинарскому занятию
Осужденный Б, 1953 г. рождения, направил в прокуратуру жалобу о том, что в исправительной колонии его принудительно привлекают к физическому труду (изготовление упаковочной тары). Сам он трудиться не желает, так как является пенсионером по льготным основаниям (военная служба). Разрешите жалобу Б.
За невыполнение производственного задания бригада осужденных в количестве пяти человек приказом заместителя начальника учреждения по производству была водворена в штрафной изолятор сроком на трое суток, а также привлечена к материальной ответственности. Правомерны ли действия администрации.
Осужденные исправительной колонии общего режима в количестве 150 человек отказались от выхода на работу. В связи с обстоятельством начальник учреждения ввел режим особых условий, в том числе осуществил перевод осужденных на одноразовое горячее питание. Правомерны ли действия начальника колонии?
Начальник ИУ возложил на осужденного Л. исполнение обязанностей электрика в свободное от работы время на безвозмездной основе взамен привлечения осужденного к лишению свободы к бесплатному труду. Л. написал заявление, в котором требует, чтобы ему оплачивалась выполняемая работа по установленному тарифу, поскольку на ее выполнение он тратит время больше, чем два часа в неделю. Начальник ИУ в удовлетворении жалобы отказал. Обоснован ли отказ Начальника ИУ в удовлетворении жалобы?
|
|
Тесты
Труд осужденных к наказаниям, связанным с изоляцией от общества регулируется:
а) нормами трудового и уголовно-исполнительного права;
б) только нормами УИК РФ;
в) УИК РФ и другими нормами уголовно-исполнительного права;
г) законодательством о труде.
Труд осужденных к наказаниям, связанным с изоляцией от общества является:
а) обязанностью каждого трудоспособного осужденного;
б) правом осужденного;
в) обязанностью трудиться только на работах, установленных правилами внутреннего распорядка.
Привлечение трудоспособных осужденных к труду без оплаты труда
а) могут привлекаться только к выполнению работ по благоустройству ИУ и прилегающей к нему территории в порядке очереди не более двух часов в неделю;
б) не могут привлекаться к труду без оплаты;
в) по желанию осужденных в свободное от работы время;
г) привлекаются осужденные к бесплатному труду в порядке установленном администрацией ИУ.
До какого возраста осужденные во время отбывания лишения свободы обязываются получить основное общее образование:
а) до достижения 30 лет;
б) до достижения 28 лет;
в) до достижения 35 лет;
г) до окончания отбывания лишения свободы.
Нормы, позволяющие исчерпывающе ответить на вопрос о формах участия общественности в уголовно-исполнительном процессе, содержатся:
а) как в УК РФ, УПК РФ, так и в УИК РФ;
б) в УК РФ, в УИК РФ, а также в подзаконных нормативных правовых актах;
в) в УИК РФ и иных актах федерального законодательства.
Литература
Основная
1. Уголовно-исполнительное право: учебник для вузов / под ред. В.И. Селиверстова. – М: Юрист,2007. – 573с.
2. Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX – начала XXI века: учебник для вузов / под ред. А.И. Зубкова. – М.: Норма,2006. – 702с.
3. Курганов С.И. Уголовно-исполнительное право: учебник для вузов / под ред Селиверстова. М.: Юристъ, 2007. 574 с.
4. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: Учебник / Под ред. И.Л. Трунова. – М., 2005.
Дополнительная
1. Детков М.Г. и др. Воспитательная работа в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы: Учеб. пособие / Авт. кол.: М.Г. Детков, В.В. Попов, Е.Н. Казакова. - Вологда, 2002.
2. Лебедев С.А. Учебно-методическое пособие по организации труда осужденных. – Псков, 2002.
3. Погудин О. Некоторые вопросы организации оплаты труда осужденных к лишению свободы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2005. - №1. – С.30-35.
4. Н. Баранова Исправление осужденных – задача общая // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2005. - №2.– С.19-21.
5. Симоненко М. Общеобразовательное обучение – залог успешной адаптации осужденных к жизни на свободе // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2005. - №6. – С.6-8.
6. Гуцал Н. О целях и принципах организации труда осужденных к лишению свободы в истории России // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2005. - №6. – С.26-28.
7. Гуцал Н., Фомченко В., Панищева Л. Система социального партнерства в сфере подготовки профессиональных кадров из числа осужденных // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2005. - №7. – С.22-25.
8. Гальперин В. От ГУПов – к центрам трудовой адаптации // Преступление и наказание. – 2004 - №4. – С.6-8.
9. Кабакин В., Шматков В. Воспитание, образование, труд // Преступление и наказание. - 2004. - №9. – С.13-17
10. Давыденко В. Христианское суждение в местах лишения свободы // Преступление и наказание. - 2006. - №4. – С.22-25
11. Тонконосов А. Пенитенциарное «капелланство» в современное России // Преступление и наказание. - 2006. - №4. – С.14-15
|
|
12. Гущин А. «Наказание» означает «научение» // Преступление и наказание. - 2005. - №2. – С.14-15
13. Вырастайкин В. Как принимать на работу и увольнять с нее осужденных к лишению свободы // Преступление и наказание. - 2005. №6. – С.26-27.
14. Кононец А. Трудовая адаптация осужденных // Преступление и наказание. - 2005. - №9. – С.14-18.
15. Кудрявцева Н. Труд в исправительных учреждениях Псковской области // Преступление и наказание. - 2005. - №12. – С.42-43.
16. Давыденко В., Хмель А. Воспитание – задача общая // Преступление и наказание. - 2003. - №3. – С.38- 41.
17. Абасова С. Аспекты воспитательной работы // Преступление и наказание. - 2003. - №8. – С.20- 22.
18. Самарин В. Международный опыт взаимодействия религиозных организаций и пенитенциарных учреждений // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2005. - №4. – С.2-5.
19. Павлов А. Работники пенитенциарных учреждений как субъекты толерантного правового воспитания осужденных // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2005. - №2. – С.28-33.
20. Чучаев А. Ашин А. Всесторонне учитывать особенности учебного процесса в воспитательных учреждениях // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2006. - №1. – С.28-29.