Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы магистрантов

Изучение учебной дисциплины «Особенности рассмотрения отдельных категорий уголовных дел» основывается на тех знаниях, которые были получены магистрантом ранее по другим юридическим дисциплинам. Учебная дисциплина «Особенности рассмотрения отдельных категорий уголовных дел» позволяет студенту получить более глубокие знания по вопросам уголовного судопроизводства с участием несовершеннолетних, лиц, в отношении которых осуществляется производство о применении принудительных мер медицинского характера, понять причины и закономерности введения в уголовно-процессуальное законодательство специфических правил и процедур, отличных от общего порядка производства по уголовным делам, их эффективность и необходимость на современном этапе.

Изучение данной учебной дисциплины магистрант должен начать с ознакомления с настоящим учебно-методическим комплексом, с анализа уголовно-процессуального законодательства на предмет наличия в нем всех изменений, которые были внесены к моменту начала рассматриваемой дисциплины, подбора официальных актов высших судебных органов, материалов судебно-следственной практики, научной и учебной литературы, указанной в планах семинарских занятий и соответствующем разделе учебно-методического комплекса.

Магистранту, приступая к освоению материала, рассматриваемого в первом разделе «Общая характеристика правил рассмотрения судами уголовных дел», необходимо учитывать общие правила производства по уголовным делам в судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях, особенности судебного разбирательства при рассмотрении уголовного дела мировым судьей, профессиональным составом суда, судом с участием присяжных заседателей, общего и особого порядков судебного разбирательства, использование систем видеоконференц-связи, ознакомиться с материалами судебной практики, обзорами деятельности мировых судей и судов общей юрисдикции по уголовным делам за различные периоды времени.

Второй раздел «Рассмотрение судами отдельных категорий уголовных дел» посвящен особенностям судебного производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, о применении принудительных мер медицинского характера, в отношении отдельных категорий лиц, а также затрагивает вопросы полномочий и компетенций мировых судей и судов общей юрисдикции по уголовным делам об отдельных видах преступлений (по уголовным делам частного обвинения; по уголовным делам, рассматриваемым в отсутствие подсудимого; по уголовным делам об отдельных преступлениях).

Магистранту следует исходить из того, что правовое положение несовершеннолетних регламентируется различными нормативно-правовыми актами. Но подобную ситуацию нельзя охарактеризовать отрицательно, поскольку она позволяет студенту обрести и (или) усовершенствовать свои навыки системного толкования нормативных установлений, самостоятельной работы с различными источниками, сформировать собственное представление об особенностях правового положения несовершеннолетних, соотношении понятий «ребенок» и «несовершеннолетний», нормативной базе, определяющей права, обязанности и ответственность несовершеннолетних, системе общепризнанных принципов и норм международного права, устанавливающих определенный стандарт защиты прав несовершеннолетних, системе международных и национальных органов, осуществляющих защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, понятии «ювенальная юстиция».

При изучении вопросов, связанных с производством о применении принудительных мер медицинского характера, надлежит опираться на международные стандарты защиты лиц, страдающих психическими расстройствами и заболеваниями, конституционные установления о правовом положении лица, в отношении которого осуществляется данное производство, определяющие его в качестве субъекта уголовно-процессуальных правоотношений, уголовно-процессуальные основы использования специальных знаний в доказывании, пределы компетенции лиц, привлекаемых в качестве специалистов и экспертов.

Нормативные предписания об особенностях производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц оцениваются в контексте позиций высших судебных инстанций (Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ), определяющих допустимость применения общих правил и процедур по таким делам, а также изъятий, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством.

Анализировать правила производства по уголовным делам частного обвинения, по уголовным делам, рассматриваемым в отсутствие подсудимого, либо по уголовным делам об отдельных преступлениях целесообразно в контексте и с учетом правоприменительной практики, складывающейся в отдельном субъекте Российской Федерации, федеральном округе, в Российской Федерации в целом, в целях выявления пробелов законодательного регулирования, проблем, возникающих у правоприменителя при применении тех или иных норм, наиболее часто встречающихся случаев нарушения уголовно-процессуального законодательства, а также совершенствования законодательных формулировок и судебной практики.

Основными формами преподавания учебной дисциплины «Особенности рассмотрения отдельных категорий уголовных дел» являются лекционные и семинарские занятия.

В рамках лекций раскрывается сущность, смысл и значение особенностей производства по отдельным категориям уголовных дел. На семинарских занятиях осуществляется контроль знаний студентов, полученных ими в рамках аудиторных занятий и в ходе самостоятельной работы студентов по всем темам учебной дисциплины с различными учебными, научными и законодательными источниками, материалами судебно-следственной практики, прививаются навыки публичных выступлений, аргументирования своей позиции, логического мышления, участия в диспутах и дискуссиях, мгновенного реагирования на вопросы, поиска правильного решения предложенной задачи, проблемной ситуации. Это достигается посредством проведения для студентов заочной формы обучения следующих видов семинаров[4] и (или) их сочетания:

- использование вопросно-ответного вида семинаров, развернутой беседы, решения задач и упражнений на самостоятельность мышления, контрольных (письменных) работ по отдельным вопросам (темам) с последующим обсуждением;

- не исключается развернутая беседа, предполагающая подготовку всех студентов по всем вопросам семинара, выступления студентов (по желанию или по вызову преподавателя) с последующим обсуждением; система докладов, которая предполагает назначение докладчиков и (или) содокладчиков, их оппонентов с последующим выражением каждым присутствующим в аудитории студентом своего мнения по теме выступления; решение задач и упражнений на самостоятельность мышления; контрольные (письменные) работы по отдельным вопросам (темам) с последующим обсуждением; семинар-пресс-конференция, когда после каждого доклада студенту-докладчику аудитория задает вопросы по теме выступления и заслушивает ответы на них.

Вид (форма) семинара определяется содержанием темы, характером рекомендуемых по ней источников, уровнем подготовки студентов... [5]

Контроль за самостоятельной работой магистрантов осуществляется в форме устного опроса (собеседования), выступления студентов на семинарах, научных конференциях, руководства письменными работами (рефератами, научными статьями, сообщениями и т.д.), проверки письменных работ студентов, тестирования.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах в учебном процессе, составляет 30 % аудиторных занятий (определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП). Занятия лекционного типа не могут составлять более 20 % аудиторных занятий.

Существенной частью учебного процесса наряду с аудиторной (лекциями и семинарами) является самостоятельная работа студентов: подготовка к лекциям, семинарам, другим практическим занятиям, зачету, выполнение контрольных заданий и др. В ходе самостоятельной работы каждый студент обязан прочитать основную и по возможности дополнительную литературу по изучаемой теме, дополнить конспекты лекций недостающим материалом, выписками из рекомендованных первоисточников, выделить непонятные термины, найти их значение в словарях. Студент должен готовиться к предстоящему занятию по всем обозначенным в методическом пособии вопросам. Невыясненные в ходе самостоятельной работы вопросы следует выписать и впоследствии прояснить их на семинарских занятиях или индивидуальных консультациях с преподавателем[6].

Подготовка доклада или научного сообщения «направлено на развитие у студента навыков научно-исследовательской деятельности, способности обобщать и систематизировать теоретические труды, материалы юридической практики, нормативно-правовые акты и делать из них самостоятельные выводы»[7].

Магистранты вправе самостоятельно выбрать тему для подготовки научных сообщений и докладов в зависимости от темы семинарского занятия. Учитывая научный интерес, опыт практической деятельности студента, преподаватель вправе дать разрешение подготовить студенту работу по иной теме.

Продолжительность научных сообщений и докладов не должна превышать (в зависимости от освещаемого вопроса, общего количества докладчиков) 5 – 15 минут.

Научные сообщения и доклады должны содержать обоснование актуальности избранной темы, проблемные аспекты рассматриваемых вопросов, указание на материалы судебно-следственной практики, статистические данные, собственный взгляд, позицию, мнение автора работы, конкретные выводы и предложения, направленные на совершенствование законодательства, процессуальных правил и процедур.

Самостоятельная работа магистранта включает в себя использование и применение для подготовки к семинарским занятиям, выполнения контрольного задания, подготовки к зачету следующих баз данных, информационно-справочных и поисковых систем:

- Информационно-правовых справочных систем «Гарант», «КонсультантПлюс», которые установлены в библиотеке Уральского филиала ГОУ ВПО «Российская академия правосудия»;

- Обозревателей Интернета: Internet Explorer, Google Chrome и т.д.;

- Поисковых систем: yandex.ru, rambler.ru и т.д.;

- Сервера органов государственной власти России. URL: http://www.gov.ru;

- Официального интернет-портала правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru;

- Официального сайта Конституционного Суда РФ. URL: http://www.ksrf.ru;

- Официального сайта Верховного Суда РФ. URL: http://www.supcourt.ru;

- Официального сайта Судебного департамента при Верховном Суде РФ. URL: http://www.cdep.ru;

- Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие». URL: http://www.sudrf.ru;

- Официальных сайтов судов общей юрисдикции;

- Официального сайта Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. URL: http://www.ombudsmanrf.ru;

- Официального сайта Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. URL: http://www.rfdeti.ru.;

- Официального сайта Уполномоченного по правам человека в Челябинской области. URL: http://ombudsman74.ru;

- Официального сайта Уполномоченного по правам ребенка в Челябинской области. URL: http://ombudsman74.ru;

- Всероссийского информационного портала «Ювенальная юстиция в России». URL: http://www.juvenilejustice.ru;

- Официального сайта газеты «Российская газета». URL: http://www. rg.ru;

Использование современных информационных технологий, приведенных выше, позволяет систематически отслеживать вносимые в законодательство изменения, упрощает поиск нужной правовой информации, судебных решений, принятых по конкретным уголовным делам и подлежащих размещению на официальных сайтах судов общей юрисдикции, данных судебной статистики, предоставляет возможность ознакомиться с комментариями ученых и практических работников тех или иных нормативно-правовых актов, полномочий, реализуемых органами предварительного расследования, судами, провести собственный анализ и обобщение правоприменительной деятельности по различным критериям и др.

Выполнение контрольного задания является одной из форм самостоятельной работы студентов, подводит итог учебной и научно-исследовательской видам деятельности, формирует у студентов навыки практических действий. Успешному выполнению контрольного задания способствует изучение учебной, научной, справочной литературы, нормативных источников, материалов судебно-следственной практики.

Изучение магистрантом материала должно носить системный характер, что определит успешную его подготовку к зачету. Требования, предъявляемые на зачете, обусловлены программой учебной дисциплины. Основываясь на содержании программы учебной дисциплины, планах семинарских занятий, перечне вопросов к зачету, студенту в течение всего семестра, а также непосредственно в течение времени, отводимого для подготовки к зачету, необходимо для каждого изучаемого или подлежащего изучению вопроса подобрать учебную, научную литературу, международные акты, нормативно-правовые акты Российской Федерации, официальные акты высших судебных органов, приговоры (постановления, определения) судов по конкретным делам, конспект лекций, собственные записи, которые вел студент в ходе самостоятельной работы с теми или иными источниками, материалами, тезисы научных сообщений и докладов, обратить внимание и осветить проблемные, дискуссионные моменты, постараться сформировать свое мнение по нему либо разделить точку зрения и доводы, изложенные в литературе, с обоснованием такой позиции и приведением аргументов против высказываний оппонентов избранного подхода.

Контрольные задания

Учебным планом предусмотрено выполнение магистрантом заочной формы обучения 1 (одного) контрольного задания.

В соответствии с п. 4.11. Положения о порядке реализации программ магистерской подготовки от 20 декабря 2011 г. № 18 в ГОУ ВПО РАП при реализации магистерских программ по заочной форме обучения используется система электронного обучения «Фемида». В Академии предусматривается следующий порядок выполнения контрольного задания: магистрант предоставляет в установленные сроки выполненную контрольную работу в электронном виде на сайт Академии в СЭО «Фемида» (раздел «Электронное обучение»). Система фиксирует отправление и оповещает преподавателя. Преподаватель имеет возможность оставить свои отзывы о контрольной работе (замечания, предложения и др.) либо непосредственно оценить работу – проставив оценку в электронную ведомость. По результатам принятого преподавателем решения магистранту приходит оповещение. Получившая положительную оценку работа является допуском магистранта к промежуточной аттестации по дисциплине[8].

Если магистрант не имеет технической или иной возможности использовать СЭО «Фемида» (магистрант не получил индивидуальный логин и пароль для входа в систему, сбой в работе технических средств, поломка аппаратуры, состояние здоровья магистранта и т.д.), то в качестве исключения обучающийся в установленный срок представляет на кафедру оформленную с учетом принятых в Уральском филиале ГОУ ВПО РАП требований работу. В целях обеспечения своевременной и качественной проверки выполненных студентами контрольных заданий, объективной оценки полученных знаний работа представляется на кафедру в печатном виде на бумажном носителе.

Срок представления выполненного контрольного задания в письменном виде определяется с учетом учебного плана, как правило, к моменту начала 3 семестра, но в любом случае – не позднее дня проведения зачета.

Контрольное задание выполняется каждым студентом самостоятельно.

Контрольное задание выполняется магистрантамиписьменно с использованием учебной, научной, справочной литературы, нормативно-правовых актов, материалов судебно-следственной практики. Титульный лист письменной работы должен содержать наименование учебного заведения, факультета, указание на название кафедры, дисциплины, название характера (вида) работы «Контрольное задание», фамилию и инициалы, а также номер группы студента и форму обучения.

Объем письменной работы (ответов на задания), как правило, не должен превышать 10 – 20 машинописных страниц. При этом письменная работа может содержать приложения. В качестве приложений могут быть материалы судебно-следственной практики (приговоры судов, данные судебной статистики и т.д.), извлечения из нормативных актов и др.

Контрольное задание включает в себя теоретический вопрос и анализ материалов судебной практики. Для успешного выполнения контрольного задания студенту необходимо ознакомиться с содержанием каждого задания, четко определить вопросы, ответы на которые ему необходимо найти. При этом ответы студента должны быть развернутыми, аргументированными, подкреплены ссылками на нормативные акты, постановления, определения Конституционного Суда РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ, иные материалы судебно-следственной практики, данные судебной статистики, научные и учебные работы.

Алгоритм ответа на теоретический вопрос (или теоретическое задание), включая случаи сравнительной характеристики определенного явления, предполагает:

- выбор одной из тем (вопросов), подлежащих детальному изучению;

- ознакомление с текстом (содержанием) задания, уяснение его смысла;

- определение нормативной базы, необходимой для правильного решения, ее изучение, анализ и обобщение;

- изучение учебной, научной литературы по теме исследования;

- письменное изложение ответа, который содержит ссылки на используемые источники (нормативные, учебные, научные и др.);

- если задание предполагает сравнительную характеристику, то ответ должен быть представлен в виде сравнительной таблицы;

- после таблицы студенту необходимо подвести итог проведенного сравнительного исследования.

Алгоритм анализа материалов судебной практики состоит из следующего:

- подбор с учетом определенного критерия (квалификация преступного деяния, возраст подсудимого, потерпевшего, порядок подготовки уголовного дела к судебному заседанию (общий или предварительное слушание), порядок судебного разбирательства (общий порядок или гл. 40, 401 УПК РФ), вид уголовного преследования, состав суда и др.) не менее 25 судебных решений (приговоров, постановлений, определений), размещенных на официальном сайте одного суда общей юрисдикции (либо переданных на хранение вместе с уголовными делами в архив суда). С учетом отдельных особенностей уголовных дел, недостаточного количества судебных решений, размещенных на сайте (либо хранящихся в архиве суда), допустимо использовать меньшее количество судебных решений или практику (приговоры, постановления, определения) нескольких судов. При этом студент обязан указать: а) причину, по которой он использовал меньшее количество судебных решений или практику нескольких судов; б) суды, к практике которых он прибегнул; в) количество изученных приговоров (постановлений, определений) применительно к каждому суду;

- ознакомление с текстом судебных решений;

- анализ текстов приговоров (постановлений, определений) с учетом норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства, иных нормативных предписаний;

- анализ текстов приговоров (постановлений, определений) с учетом обозначенных в задании критериев;

- обобщение результатов, которые могут быть представлены в виде таблицы, включающей в себя основные показатели;

- если задание предполагает сравнительную характеристику деятельности судов, то ответ должен быть представлен в виде сравнительной таблицы;

- после таблицы студенту необходимо подвести итог проведенного сравнительного исследования.

Каждому магистранту необходимо выполнить следующее контрольное задание, состоящее из двух частей:

I. Магистранты по своему усмотрению выбирают одну из следующих тем, по которой проводят исследование:

1. Деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, лиц, в отношении которых ведется производство о применении принудительных мер медицинского характера, лиц с психическим расстройством или заболеванием, лиц, содержащихся под стражей, осужденных.

2. Деятельность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка в сфере уголовного судопроизводства.

3. Деятельность Уполномоченного по правам человека в Челябинской области (или ином субъекте Российской Федерации) по вопросам защиты лиц, содержащихся под стражей, осужденных.

4. Деятельность Уполномоченного по правам ребенка в Челябинской области (или ином субъекте Российской Федерации) по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных.

5. Международные и (или) межгосударственные органы и учреждения, деятельность которых направлена на обеспечение и защиту прав несовершеннолетних лиц.

6. Меры пресечения, избираемые в отношении несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых: проблемы правоприменения.

7. Проблемы использования специальных знаний в ходе производства о применении принудительных мер медицинского характера.

8. Особенности назначения и производства судебно-психиатрической экспертизы по уголовным делам: вопросы теории, законодательного регулирования и практики.

9. Особенности назначения и производства судебной комплексной психолого-психиатрической экспертизы: вопросы теории, законодательного регулирования и практики.

10. Сравнительная характеристика процессуальных правил рассмотрения уголовных дел с участием несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого (подсудимого), потерпевшего, свидетеля в Российской Федерации и Республике Беларусь.

11. Сравнительная характеристика процессуальных правил рассмотрения уголовных дел с участием несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого (подсудимого), потерпевшего, свидетеля в Российской Федерации и Республике Казахстан.

12. Польский опыт ювенального судопроизводства.

13. Гарантии права на защиту несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого (подсудимого) в различных государствах (сравнительная характеристика).

14. Ювенальная юстиция в зарубежных государствах.

15. Сравнительная характеристика процессуальных правил рассмотрения уголовных дел с участием несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого (подсудимого) в Российской Федерации и зарубежных государствах.

II. Обобщение практики рассмотрения не менее 25 уголовных дел (на основе приговоров и (или) материалов уголовных дел) о конкретном преступлении (убийстве, умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, краже, разбое или др.) на примере деятельности судов г. Челябинска (иного административно-территориального образования, субъекта Российской Федерации, Верховного Суда РФ) с учетом следующих критериев и показателей:

- порядок подготовки уголовного дела к судебному заседанию (общий порядок подготовки (гл. 33 УПК РФ) или предварительное слушание (гл. 34 УПК РФ) с указанием и характеристикой основания для проведения предварительного слушания);

- состав суда;

- общий или особый порядок судебного разбирательства (гл. 40, 40.1 УПК РФ);

- круг участников судебного разбирательства (по возможности дать характеристику субъективных особенностей каждого, например: кто был представителем потерпевшего – адвокат или иное лицо; сколько участвовало защитников; кто именно (адвокат, близкий родственник подсудимого или иное лицо) осуществлял защиту подсудимого и т.д.);

- возраст подсудимого, потерпевшего;

- доказательства, исследование которых проводилось в судебном разбирательстве;

- мера пресечения, избранная в отношении подсудимого;

- применение в ходе производства по уголовному делу иных мер процессуального принуждения;

- приговор (обвинительный, оправдательный) или иное итоговое судебное решение (постановление, определение).




double arrow
Сейчас читают про: