Основываясь на предыдущих исследованиях в области изучения психологических факторов в развитии аддиктивного поведения я посчитал необходимым в качестве третьей методики использовать этот опросникдля выявления акцентуаций характера у наркозависимых. В суицидологи также как уже отмечалось, одним из психологических факторов, влияющих на суицидальное поведение, очень часто указывается акцентуация характера. Личности с возбудимым, тревожным типом акцентуаций считаются наиболее рискованной группой, как в суицидологии, так и в аддиктологии. Ранее было доказано, что практически все наркозависимые имеют ярко выраженные заостренные черты характера.{5, Личко, Битенский 1991} Мной была использована классификация и методика Леонгарда, как более изученная и понятная, несмотря на ее объемность. В основе методики 88 вопросов с оценочной четырехзнаковой шкалой. Состояние физического здоровья наркозависимых ставило определенные трудности в практическом исполнении методики, но я опирался на данные исследований,{10, Кольцова 2006} указывающих на сохранность интеллектуально - мнестических функций наркозависимых, даже в абстинентном синдроме. Теоретическая возможность выполнения методики подтвердилась при практическом исследовании. Перед началом выполнения, исследуемые получали следующий инструктаж: «Перед вами 88 вопросов. Поставьте свою оценку каждому вопросу, согласно вашим представлениям о том, насколько он подходит и точно вас характеризует. Если какой - то вопрос непонятен или кажется вам запутанным, вы можете обратиться за объяснением. При накоплении усталости, отложите и после небольшого отдыха продолжите заполнять опросник». Методика направлена на изучение и выявление акцентуаций характера у наркозависимых. В процессе заполнения опросника большинство наркозависимых независимо от физического состояния пытались найти взаимосвязь вопросов и в некоторых случаях ответы носили демонстративный характер. Так как в данной методике использовались открытые вопросы, тесно связанные с суицидальным и аддиктивным поведением, мною была сделана попытка проанализировать, некоторые из них. В рамках данного исследования мне показались интересными ряд вопросов, которые напрямую связаны с суицидальным поведением или с развитием аддиктивного поведения. В методике «Шкала депрессии Бека» и в опроснике «Акцентуации характера Шмишека и Леонгарда» мной были выделены следующие шкалы:
|
|
)чувство вины
) чувство наказания
) суицидальные мысли
) эмоциональная сфера
) вид крови
) побеги из дома
) отношения к жизни
) суицидальные тенденции
|
|
) головная боль.
4. Интервью-опрос, сценарий которого был специально разработан для данного исследования. Перечень вопросов содержал открытые вопросы, целью которых было собрать данные о прошлом опыте наркозависимого. Ранее в исследованиях суицидального поведения и посвященным этой теме работам указывалось на нежелательность использования прямых утверждений об опыте суицидального поведения или других форм аддиктивного поведения исследуемого при интервью. Считалось, что это может привести исследуемых к возврату негативных мыслей и как возможности в последующем их осуществления. Но в настоящий момент указывается на необходимость данных вопросов при консультировании, чтобы более полно выявить проблему исследуемого или клиента.{13, Старшенбаум 2003} При этом исключается возможность совершения исследуемым впоследствии саморазрушающего поведения. Анкета включала вопросы об образовании, семейном статусе, опыте употребления наркотических средств и опыте суицидального поведения как самого исследуемого, так и суицидального поведения родственников и окружающих наркозависимого потребителей. Перед заполнением, исследуемым напоминалось о конфиденциальности сведений, указанных в анкете. Оценивались качественные шкалы: образование, семейный статус, опыт суицидального поведения и суициды среди родственников.
Мотивационное интервьюирование (консультирование) в виде открытой беседы для сбора информации о случае, установлении контакта и предоставлении дополнительной информации.
Главной целью мотивационного интервьюирования было установление доверительных отношений и в случаях с наркозависимыми оказывалась необходимая эмоциональная поддержка. В течение беседы проводился поиск дальнейшей стратегии действий наркозависимого по окончании лечения. Обсуждались с какими проблемами столкнется наркозависимый при возвращении в ту же социальную среду. При содействии наркозависимого вырабатывались защитные механизмы, которые могли воспрепятствовать наркотизации, в кризисной ситуации.
Главной задачей, передо мной как перед исследователем, при данном виде консультирования, было выяснить: состав семьи, узнать о характере отношений в семье наркозависимого, эмоциональный контакт с отцом, поведение в кризисной ситуации и какие причины являются толчком для возникновения их.