Цель: корректировать страх или нежелание играть с детьми на детской площадке.
Педагог-психолог: Давай нарисуем на первой странице твой портрет и подпишем «Это Наташа». На второй странице нарисуем детскую площадку. Вспомни, что есть на детской площадке. (Ребенок отвечает.) Да, правильно, там есть качели, песочница, лестница и др. Детей на площадке нет. Давай назовем еще раз то, что мы нарисовали с тобой. Это — качели. Наташа любит качаться на качелях, ей весело, когда она качается. Это песочница. Наташа любит играть с песком, строить домик и дорожки, лепить куличики. Это — лестница. Наташа любит лазать по лестнице. Ступеньки такие яркие. Наташа забирается наверх, оттуда все вокруг хорошо видно, и ветерок смешно щекотит шею. Это домик. Наташа любит играть в домике в дочки-матери и в королевство принцессы. (Помогайте ребенку участвовать в разговоре, вспоминать, как и во что он играл в песочнице, в детском домике и т. д.)
А теперь нарисуем девочку Катю, которая тоже любит играть на площадке. Вот Катя. (На следующей странице нарисуйте девочку.) Посмотри, какие у нее красивые глаза, она улыбается. Она любит играть с ребятами, а в руках у Кати мяч. (Изобразите на нескольких следующих страницах других детей, с которыми Наташа может встретиться на площадке.)
А теперь давай нарисуем всех ребят вместе. (На следующей странице рисуются несколько детей.) Они играют на площадке и зовут Наташу.
Давай нарисуем Наташу рядом с детьми, в руках у нее будет мяч. (Рисуете такую картинку.) Вот играют Наташа, Миша, Катя. Они играют в мяч. Они играют вместе. Им весело. Они улыбаются.
Примечание. Если Наташа не хочет играть вместе с другими детьми, взрослые читают ей эту книжку многократно, не обязательно всю сразу. Вместо картинок можно использовать фотографии.
Книжка «Руки в книге»
Автор методики «Руки в книге» С. Ершова.
Цель: сплотить детский коллектив.
Форма проведения: групповая.
Материалы: альбом, простой карандаш, цветная бумага, ножницы, клей, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, дырокол, ленточка.
Педагог-психолог: Здравствуйте, мои друзья! Вам нравятся книжки? И мне нравятся. Сегодня мы все вместе сделаем необычную книжку. Каждый из вас сделает свою страничку. Возьмите листочки и простые карандаши. Для начала нужно обвести контур своей ладошки.
Теперь раскрасьте ладошку. Для этого возьмите цветные карандаши, фломастеры, мелки. (Дети проявляют фантазию: кто-то рисует героев сказок, цветы, узоры, кто-то делает из пальчиков разных персонажей.)
Молодцы! Возьмите ножницы и вырежьте ладошку, отступив от краев примерно 1 см. Приклейте вырезанную ладошку на цветную бумагу и снова вырежьте ее. Вот и получились странички для нашей книги.
Примечание. С обратной стороны на ладошки приклейте считалочки, стишки-мирилки. Подпишите каждую страничку-ладошку и прокалите дыроколом. Соедините все страницы ленточкой.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте www.e.psihologsad.ru)
Психопрофилактика
Как подготовить педагогов к работе с детьми с ОВЗ
Людмила Иохим
педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 127», г. Череповец, Вологодская обл.
Ольга Кузнецова
педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 98», г. Череповец, Вологодская обл.
Чтобы помочь педагогам в работе с детьми с ОВЗ, необходимо определить степень их толерантности. Какой диагностический инструментарий взять? Мы экономим ваше время, предлагаем анкету и методику. Организуйте по результатам диагностики семинар-тренинг, на котором воспитатели смогут сформировать качества толерантности.
Освоить и применять инклюзивные психолого-педагогические технологии в адресной работе с различными контингентами обучащихся, в том числе с детьми с ограниченными возможностями здоровья — одна из главных трудовых функций педагога (приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта педагога»).
Чтобы реализовывать образовательную деятельность, педагогу нужно быть толерантным, готовым принимать разных детей, вне зависимости от их возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья.
Толерантный педагог спокойно реагирует на внешний вид, качества личности, особенности в поведении ребенка, которые у других людей могут вызывать раздражение. Он корректно выявляет причины такого поведения. Проявляет выдержку, терпение, не обвиняет ребенка или его родителей, а пытается самостоятельно решать данную проблему, используя психолого-педагогические средства.
Чтобы развить у педагогов толерантность, проведите с ними семинар-тренинг «Толерантность как составляющая педагогической культуры современного педагога».
В разработке тренинга принимали участие педагоги-психологи детских садов города Череповца:
Ю.Н. Бичан (№ 124), А.А. Лебедева (№ 131), Т.Н. Покудина (№ 60), Ю.А. Исакова и А.С. Смирнова (№ 102), Н.А. Лебедева (№ 6), Л.С. Бежинар (№ 36), О.Н. Безносова (№ 111).
Цель — расширить практический опыт педагогов по организации образовательного пространства на толерантной основе, развить толерантное сознание и установки по отношению к детям с ОВЗ.
Семинар-тренинг состоит из трех этапов.
Этап 1. Диагностический. Задачи: определить, какая форма взаимоотношений педагогов к детям преобладает — толерантная или интолерантная.
Проведите диагностику за 2–3 дня до семинара-тренинга с помощью: анкеты «Готовность педагогов детских садов к инклюзивному образованию» (приложение 1); методики диагностики профессиональной педагогической толерантности (Ю.А. Макаров) (приложение 2); методики диагностики ориентированности педагогов на учебно-дисциплинарную и личностную модель взаимодействия с детьми (В.Г. Маралов); беседы с педагогами.
Этап 2. Практический. Задачи: развить у педагогов личностную модель взаимодействия с детьми, толерантное отношение к детям с ОВЗ.
Основные формы работы на втором этапе: ролевые игры, дискуссии, «мозговой штурм», работа в малых группах, приемы сказкотерапии, арт-терапии.
Этап 3. Оценочный. Задачи педагога-психолога на третьем этапе: отследить динамику проведенной работы и полученных результатов.
Тренинг включает 4 занятия. Первое занятие вводное, на нем расскажите, что такое толерантность (приложение 3).
Скачать анкету
Распечатать анкету
Приложение 1
Анкета «Готовность педагогов детских садов к инклюзивному образованию»