Подвижные игры как средство формирования быстроты и ловкости

Игра - универсальный способ воспитания и обучения ребенка. Если нужно развить его способности, научить его думать, понимать речь взрослых, фантазировать, обращаться с различными предметами – необходимо играть с ним как можно чаще. Развивающие игры очень нужны в младшем школьном возрасте: они дарят ребенку радость, уверенность в себе и своих возможностях, возбуждают его интерес к тому, что его окружает.

Подбирая игру для ребенка, необходимо соотносить то, что она требует, с реальными возможностями ребенка, а занимательность, эмоциональную привлекательность занятия - с его развивающим эффектом. Если игра не требует никаких усилий и помощи взрослого, значит, возможности ребенка гораздо шире того занятия, которое ему предложено, а потому оно не дает должного развивающего эффекта. Конечно, нет ничего плохого, если ребенок играет в легкую и доступную для него игру, но для развития нужны игры, в которых он осваивает что-то новое: новые свойства вещей, новые движения, новые действия, требующие определенных усилий. Именно это дарит ребенку и взрослому радость открытия и преодоления.

Если же игра слишком сложна для ребенка, она также не дает развивающего эффекта. Он перестает играть или привычными действиями заменит те задания, которые дал ему взрослый. Поэтому, играя с ним, педагогу нужно следить за его настроением и подстраиваться к его возможностям, слегка опережая их.

Ловкость и силу, быстроту реакции и точный расчет, глазомер и чувство ритма — все это естественно и исподволь развивают подвижные игры.

Период воспитания в младшем школьном возрасте совпадает с формированием физических качеств человека. Физическое воспитание – неотъемлемая часть воспитательного процесса и не может быть рассмотрено как второстепенный его компонент. Успехи системы физического воспитания не исключают необходимости дальнейшего ее развития и совершенствования. Развитие ловкости и точности движений – одно из фундаментальных условий решения этой задачи.

Проблема нормирования двигательной активности детей имеет важное гигиеническое значение, т.к. в последнее время у них отмечается прогрессирующая гиподинамия, что обусловлено большим объемом учебных занятий не только в школе, но и дома.

В результате среди школьников и студентов появляется большая часть с неудовлетворительным состоянием здоровья, избыточной массой тела, предрасположенности к частым заболеваниям.

Для сохранения здоровья и высокого уровня физических качеств необходим правильный двигательный режим еще в младшем школьном возрасте, в который должны входить не только физические упражнения и специальная гигиена и диета, но и развивающие ловкость спортивные и подвижные игры.

Недостаточная двигательная активность отрицательно сказывается на многих функциях растущего организма и является патогенетическим фактором в возникновении ряда заболеваний. Отрицательное влияние дефицита в двигательном режиме детей усугубляется явлением акселерации.

Неадекватность норм физического воспитания на рост и развитие организма складывается либо в стимуляции этих процессов, либо в их угнетении в зависимости от величины нагрузки.

Нормированная двигательная активность детей разработана профессором А.Т. Сухаревым (1972 г.). Им определено, что произвольная двигательная активность зависит не столько от биологической потребности в движении (кинезофилия), сколько от физического воспитания, а также от местных климатических условий.

Подвижные игры направлены на физическое совершенствование ребенка, на развитие двигательной системы, приспособленности к меняющимся жизненным обстоятельствам, закаленности не только физической, но и психологической. С одной стороны они развивают ребенка физически за счет жизненных состояний человеческого организма, а с другой – раскрывают и проявляют определенные черты характера, личные качества и способности.

Идеи всестороннего гармонического развития человека, воспитания его личности всегда волновали передовые узлы человечества. Некоторые ученые (Коробейников А.Н., Михеев А.А., Николенко И.Т.) наглядно показали невозможность всестороннего развития человека только посредством физических упражнений. Для развития таких качеств, как сообразительность, смекалка, точная координация движений, ловкость, быстрота – необходимы специальные спортивные и развивающие игры.

Принцип осознанного и чувственного мышления и контроля в процессе игры основан на закономерной связи движений и психики человека, в частности на зависимости успеха двигательной деятельности человека от способности контролировать движения в процессе игры. В процессе выполнения определенных условий удается осознанно контролировать их структуру только в отношении начальных подсистем. Основную же функцию контроля берет на себя сам двигательный аппарат. Таким образом, овладеть двигательными действиями, развить двигательные способности (в частности ловкость) можно, развив способность контролировать соответствие своих движений решаемым задачам, правилам игры и складывающейся ситуации и вносить в них поправки посредством осознанного и чувственного контроля.

Необходимо чередовать академическую форму упражнений с игровой. Академическая характеризуется тем, что внимание ребенка сосредоточено на точном выполнении упражнений и фиксируется главным образом на форме выполняемых движений, на строгом соблюдении их структуры.

Игровая деятельность содержит сюжетность, определенность двигательных задач и показатели их достижения. Под игровым методом не следует понимать организацию соревнований или игр в прямом смысле слова. Он направлен на поиски дополнительных стимулов, помогающих решать поставленные задачи. Физические упражнения в целом и их отдельные подсистемы разучиваются, а упражнения для развития двигательных качеств выполняются в форме состязаний. Соревнования проводятся по произвольным правилам, установленным преподавателем и занимающимися. Для этого метода характерно использование различных снарядов, приборов игровых упражнений. Соревновательный метод представляет большую свободу действия занимающимся, повышает их интерес, дает возможность проявить инициативу в поисках целесообразных форм движений. Кроме того развитие двигательных способностей идет с большей интенсивностью, когда ребенок заинтересован в выполнении большего объема физической нагрузки. Ребенок овладевает не только спортивной техникой, но и развивает функциональные возможности организма. В занятиях видами спорта и в спортивных подвижных играх соревновательный (игровой) метод является основным.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: